Обучение звукам иностранной речи (ИР) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение звукам иностранной речи (ИР)



Все звуки ИР и РР условно делятся на три группы:

1. Максимально приближенные к звукам РР: b, m, s, z.

Здесь идет позитивный перенос навыков РР в английскую. Имитации достаточно.

2. Внешне схожие, но по сути различающиеся: e, x, Í, i, l k

Здесь очень высока интерференция. Учащиеся автоматически переносят произносительные навыки РР на английский. Это приводит не только к акценту в произношении, но и к ошибкам на уровне смысла. Здесь нужно усиленное внимание и специальная тренировка в виде разнообразных упражнений, особенно контрастных по отношению к звукам РР.

3. Звуки, которые не имеют артикуляционных или акустических аналогов в РР учащихся: θ, η, w, r, h.

Они очень трудны для усвоения, так как здесь должна сформироваться совершенно новая артикуляционная база.

Именно от того, к какой группе принадлежит новый звук ИР, будет зависеть и способы презентации звука, и выбор, и число упражнений, которые потребуются для овладения им.

Ознакомление с новыми звуками ИР

Знакомство с новым звуком должно происходить в звуковом тексте (ученик должен купаться в звуках ИР!).

Итак, вначале текст.

Затем, в соответствии с аналитико-имитационным подходом к обучению произношению, звуки выделяются из связного целого и объясняются [w].

Пояснения следует давать четкие, краткие и практически ценные.

Затем, после аналитической части работы над звуком, он включается в целое: слоги, слова, фразы. Ученики имитируют.

Автоматизация действий с новыми звуками

Тут очень важны образцы, или эталоны произношения – демонстрирует учитель или диктор. Для обучения произношению трудно переоценить роль фонограммы (или видеофонограммы), особенно аутентичной.

Упражнения делятся на две группы:

а) упражнения в рецепции

б) упражнения в репродукции

Упражнения на рецепцию

Они нацелены на развитие фонематического слуха учащихся. Фонематический слух – это способность различать звуковой состав речи и синтезировать значения при восприятии речи.

Это некоммуникативные упражнения на опознавание, дифференциацию и идентификацию.

Упражнения на опознавание выполнятся так. Учитель предлагает послушать слова, rhyme, стихи, в котором есть новый звук. Инструкция:

- Поднимите руку (хлопните в ладоши), если услышите звук [ w ], ударное слово и т.д.

- Послушайте звуки и когда услышите I: поднимите руку.

На дифференциацию

Выполняются на уровне отдельных слов или коротких предложений. Инструкция:

- Послушайте пары слов и определите, одинаковы ли у них

а) первые согласные звуки; б) последние согласные; в) гласные в середине слова.

При прослушивании фонограммы учащиеся в тетрадях ставят «+» (одинаковые звуки) или «–»  (разные) против соответствующего номера пары слов.

1) thick – this

2) that – those

3) thought - thin

На идентификацию

[θ], [э] – [э] Инструкция: Послушайте слова и поднимите карточку, если услышите θ

Упражнения на репродукцию

Вначале надо дать послушать образец, независимо от того, будет изучаться новый материал, или повторяться уже усвоенный.

Упражнения в основном на имитацию, некоммуникативные и условно-коммуникативные: 1) имитация РО, 2) подстановка, 3) ответы на вопросы.

Примеры:

1) Послушайте слова со звуком […]. Повторите их,обращая внимание на…

2) Послушайте пары слов.

Для очень трудных слов используются беззвучная артикуляция, так называемая «гимнастика» языка и губ (supercolourfragilisticexpialodocious)

3) Послушайте мои утверждения. Подтвердите их (условно-коммуникативные на слушание и имитацию)

4) Дайте полные ответы на вопросы к рисунку, предмету и т.д.

Эти упражнения используются на всех ступенях обучения ИР в школе. Но назначение их меняется в зависимости от ступени. На среднем и старшем этапе обучения упражнения направлены на поддержку и усовершенствование произносительных навыков, как правило, при УР и чтении вслух. В начале урока рекомендуется проводить фонетические зарядки.

Все стихи, диалоги и т.д. вначале разучиваются под руководством учителя (фонограмма), затем вырабатывается темп (скорость) и, наконец, происходит заучивание наизусть.

Обучение интонации

Интонация – сложный комплекс, состоящий из мелодий, фразового и логического ударения, ритма, тембра, темпа, паузации.

Целью обучения интонации является формирование «интонационного слуха» в аудировании, формирование ритмико-интонационных навыков в говорении и при чтении вслух. Упор необходимо делать на рецепцию!

При оценке произношения следует различать фонетические и фонологические ошибки. На фонетические в школе не обращают внимания (принцип апроксимации), ибо основная цель – общение.

 

2.

Аудирование относится к рецептивному виду РД. В основе аудирования лежат восприятие и понимание УР на слух в момент ее порождения.

Особенностями восприятия УР не слух является то, что оно определяется темпом речи говорящего, непрерывностью в поступлении информации. В отличие от восприятия готового письменного текста восприятие и понимание УР исключает длительные произвольные задержки и возвращения к отдельным местам устного текста с целью уяснения непонятых выражений или мысли.

Аудирование может выступать как самостоятельный вид РД (например, длительное слушание монологического высказывания, лекции, доклада, выступления). Оно может входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, причем слушающий и говорящий может попеременно меняться ролями. Аудирование может играть также роль средства обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.30 (0.009 с.)