Демократический политический режим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократический политический режим



 

Понятие «политический режим» отражает способ функционирования политической системы общества. Политический режим – это совокупность приемов и методов политического властвования, методов осуществления внутренней и внешней политики, обеспечения прав и свобод граждан, состояния законности и политического климата, существующих в данном обществе.

Современная история знает три основных типа политических режимов, которые изучаются с точки зрения своего предмета и методов философией, социологией, психологией и политологией. Это режимы - демократический, тоталитарный и авторитарный. Наиболее существенным     критерием выделения политических режимов является уровень политической свободы в отношениях «власть (государство) – общество», «власть – личность». Эмпирические измерения позволяют, сравнивая эти режимы, фиксировать принципиально различный уровень свободы в этих отношениях в условиях тоталитаризма (минимум свободы), демократии (максимум свободы), авторитаризма (в одних сферах наличие свободы, в других сферах ее отсутствие). Следовательно, выделяя различные типы политических режимов, политология ставит в центр внимания проблему границ (пределов) власти, то есть в какой мере в том или ином обществе существуют пределы деятельности государства, как характеризуются отношения между управляющими и управляемыми или как соотносится в том или ином обществе свобода и власть.

Зарубежные исследования демократии представлены в работах Л. Даймонда, Р. Даля, Р. Дарендорфа, Г. О'Доннела, Т. Карла, А. Лейпхарта, Х. Линца, Дж. Сартори, Ф. Шмиттера, С. Хантингтона и других. Большое внимание анализу демократии уделяли многие отечественные авторы: Б. Чичерин, Н. Бердяев, П. Новгородцев и др.

Слово демократия впервые получило широкое распространение в Древней Греции и обозначало «власть народа» (от греческих слов demos – «народ» и kratos – «власть»). Оно раскрывало содержание политической жизни ее городов-государств в условиях непосредственного правления свободных жителей полиса.

Современная демократия есть «система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей» (Карл Т., Шмиттер Ф). Современная демократия - более сложное явление, имеющее не столько общие, сколько отличные от греческой демократии признаки.

К настоящему времени в политической науке наиболее известными являются следующие теории демократии:

· теория радикальной или коллективистской демократии (от древнегреческого понимания демократии до демократии в теории Руссо). Для радикальной теории демократии характерно понимание власти как инструмента господства воли большинства, при котором не признаются интересы меньшинств или личности.   

· теория элитарной демократии (Й. Шумпетер). В этой теории представлена попытка синтеза некоторых элементов теории демократии и элитизма. Демократия в концепции Шумпетера представлен двумя измерениями: свободной конкуренцией различных элитных группировок за голоса избирателей и правом народа в ходе выборов определить, какая из конкурирующих элит будет править в ближайший до следующих выборов период. Элитарный элемент в концепции Шумпетера представлен тезисом о том, что «не народ в действительности поднимает и решает вопросы, определяющие его участь. Эти вопросы поднимаются и решаются за него». И далее: «Демократия лишь значит то, что у народа есть возможность принять или не принять тех людей, которые должны им управлять».[61] Теоретики элитарной демократии негативно относятся к политическому участию граждан, полагая, что участие масс приводит к неэффективным решениям.

·   теория плюралистической демократии (или полиархия, Р. Даль). Суть этой теории заключается в том, что власть в обществе имеет распылённый характер. Ни одна общественная группа не обладает всей полнотой власти. Принятие властных решений – это не триумфальное шествие великого большинства.  Но политическая система устроена так, что активная и легитимная группа населения будет услышана на определённом этапе принятия решений. Вместе с тем Даль показывает, что эта модель демократии не устраняет того факта, что некоторые общественные группы представлены чрезмерно в институтах власти и соответственно имеют больше власти над принятием решений. Теория полиархии разработана Р. Далем в основном на материалах функционирования политической системы США, относительно которой автор делает следующий вывод: «в американской политической жизни, как и во многих других обществах, возможность контроля над принятием решений распределена неравномерно»[62].

· теория сообщественной демократии (А. Лейпхарт). Лейпхарт исследовал страны, в которых существуют ярко выраженные сегментарные различия: религиозные, языковые, идеологические, региональные, культурные, расовые и др. Группы населения, выделяемые на основе указанных различий, автор называет сегментами многосоставного общества. Политические партии, группы интересов, средства коммуникации, школы, добровольные объединения имеют тенденцию к организации по линиям, повторяющим контуры существующих внутри общества сегментов. В политической системе с отчетливо выраженными противоречиями и потенциально враждебными друг другу группами населения принятие практически любого решения ставит под угрозу цельность и благополучие системы в целом. В этой связи американский политолог разрабатывает модель сообщественной демократии, смысл которой заключается в равном или пропорциональном представительстве социальных групп в процессах принятия решений и наличии механизмов, гарантирующих права меньшинств от тирании большинства в процессах принятия решений. Решающее значение в функционировании механизмов сообщественной демократии принадлежит элитам. Сотрудничество элит – первая и основная отличительная черта сообщественной демократии – таков вывод Лейпхарта.

· теория партиципаторной (англ. participate – участвовать) демократии или демократии участия (К. Пейтман, Б. Барбер и др). Суть демократии, согласно этой теории, заключается в активном участии граждан в обсуждении и принятии решений, касающихся их жизни. Важнейшими инструментами принятия решений являются общественные собрания и референдумы. Традиция функционирования партиципаторной демократии сложилась в небольших государствах, например, в Швейцарии, где мнение большинства граждан становится законом. Ежегодно в Швейцарии проводятся несколько референдумов. Иногда швейцарская модель партиципаторной демократии сближается с моделью радикальной демократии, в которой пренебрегают правами и свободами меньшинств. Так, согласно одному из референдумов 2009 года был введен запрет на строительство в Швейцарии минаретов и тем самым нарушен один из основных принципов демократии, принцип прав и свобод меньшинств. Несмотря на протесты со стороны парламента страны, мусульманских и правозащитных организаций, католической церкви и некоторых государств Европы, закон был принят.

С развитием интернет-технологий появляются дополнительные возможности для использования инструментов прямой демократии в современных условиях.  

· теория либеральной демократии (Дж. Локк. Ш. Монтескье, А. де Токвиль и др.). Наиболее распространённая модель в современных укоренившихся демократиях. Модель либеральной демократии близка по своим признакам к теории полиархии Р.Даля. Но если в модели полиархии развиты механизмы торга, непрерывного согласования интересов общественных групп, то в модели либеральной демократии в основе принятия решений воля большинства. Но при этом сложилась разветвлённая система механизмов представительства и защиты интересов меньшинств, прав и свобод человека. К этой системе механизмов относятся конституционно закреплённый перечень прав и свобод, работающая система разделения властей, эффективно функционирующая оппозиция, плюрализм средств массовой информации и др.

Демократия, как показывают современные исследователи, возможна только там, где имеется развитое гражданское общество (см. лекцию 8), где есть готовность граждан к участию в различных сферах общественной жизни, где осуществляется действенный контроль институтов власти и властных персон со стороны общества.

Демократический режим обеспечивает верховенство закона. Перед законом равны все. Однако следует подчеркнуть принципиальное отличие понимания «закона» в условиях демократии и его трактовки в других режимах. Демократия функционирует на основе правового закона, то есть исходит из верховенства того закона, который основан на приоритете прав и свобод человека (право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на равную защиту законом и др.). Такое правопонимание пронизывает всю общественную ткань и выливается в конкретное законодательство в экономической, социальной, политической, семейной, экологической, этнической и прочих областях. В итоге человек оказывается защищенным законом от несправедливости, неравноправия, привилегированности одних за счет других.

Демократический режим пронизан принципом плюрализма. Он проявляется во всех сферах жизни. Это и функционирование различных форм собственности в экономике, и широкий спектр общественно-политических организаций партий и движений, в том числе оппозиционных, и ориентация на бесконечное разнообразие духовных потребностей. В рамках закона не допускается функционирование лишь тех партий и идей, которые угрожают конституционному порядку и стабильности в обществе, пропагандируют насилие, национальную рознь и угрожают здоровью человека. Принцип плюрализма узаконен и является одной из важных форм осуществления прав человека. Демократический режим имеет инструмент контроля и влияния на конкретную политику сил, находящихся в данный период у власти. Это наличие сильной и авторитетной оппозиции как обязательного элемента политической системы, свободных СМИ и др.

Один из крупнейших теоретиков демократии Р. Даль выделил ряд политических институтов современной представительной демократии. Это:

1) Выборность должностных лиц. Конституционный контроль за решениями, принимаемыми правительством, осуществляется благодаря тому, что должностные лица избираются гражданами;

2) Свободные, честные, часто проводимые выборы;

3) Свобода выражения. Граждане имеют право на свободу высказывать свое мнение по широкому кругу политических проблем, включая сюда критику органов власти, правительства, режима, социально-экономического строя и господствующей идеологии без страха подвергнуться наказанию; 4) право быть избранными в органы власти – практически все взрослое население наделается данным правом, хотя возрастной ценз для права быть избранным может быть выше, чем для права участвовать в выборах;

4) Доступ к альтернативным источникам информации. Граждане имеют право пользоваться альтернативными и независимыми источниками информации. Более того, эти альтернативные источники реально существуют и охраняются законами;

5) Автономия ассоциаций. Граждане для защиты своих многообразных прав, имеют право создавать относительно независимые ассоциации и организации, включая независимые политические партии и группы по интересам;

6) Всеобщие гражданские права. Сюда входят: право участия в свободных и справедливых выборах должностных лиц государства; право на создание и функционирование независимых политических организаций; право на другие свободы и возможности, которые необходимы для эффективного функционирования политических институтов демократии в условиях целой страны.

Утверждение демократии во второй половине ХХ века имело в различных странах специфику и было обусловлено множеством факторов: особенностями исторического развития страны и её культурным своеобразием, развитием гражданского общества и политических институтов, внешними условиями. Но особую роль в движении к демократии играет политическая элита страны, её приверженность демократическим принципам и способность обеспечить  их последовательное утверждение в стране. Благоприятное сочетание указанных факторов приводило к тому, что в ряде стран демократические нормы и принципы утверждались в течение одного десятилетия (Болгария, Венгрия, Испания, Латвия, Литва, Монголия, Польша, Словения, Эстония, Чили). В других же странах переход к демократии затягивается, а процедуры и инструменты демократии становятся средствами недемократического распределения власти (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и др).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.58 (0.011 с.)