Модель политической системы Д. Истона: структура и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель политической системы Д. Истона: структура и функции



 

     Канадо-американский исследователь Дэвид Истон в середине ХХ века разработал оригинальную концепцию политической системы, так называемую кибернетическую модель, в основе анализа которой заложены замеры на входе и выходе системы. Политическую систему он определяет как такое взаимодействие в обществе, посредством которого происходит авторитарное распределение ценностей и тем самым предотвращение конфликтов. Политическую жизнь, как подчёркивает Истон, следует рассматривать как открытую систему, существующую в физическом, биологическом, социальном и психологическом окружениях (environments). В целях более продуктивного анализа внешнее окружение политической системы целесообразно делить на две части: интрасоциетальную и экстрасоциетальную.

Интрасоциетальное окружение включает множество типов поведения, межличностные отношений, идей, таких сфер как  экономика, культура, социальная структура, Они являются функциональными сегментами того общества, компонентом которого является и сама политическая система.

Экстрасоциетальная часть окружения политической системы включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают компонентами международного сообщества.  Интра- и экстрасоциетальные системы, образуя полное окружение политической системы, служат не только источником её ресурсов, но и источником стрессов. Некоторые воздействия внешней среды благоприятствуют выживанию системы, другие являются нейтральными, третьи создают напряжение и вызывают стресс в политической системе. Стрессы, согласно Истону, наступают в том случае, если политическая система неспособна выполнять одну из двух своих важнейших функций, связанную с регулированием поведения её членов: 1) способность предлагать обществу ценности 2) вынуждать его членов признавать их в качестве обязательных.

Политические системы выживают, если обладают способностью реагировать на возмущающие воздействия (disturbences) внешней среды и тем самым адаптироваться к изменяющимся условиям. Адаптация представляет собой не просто приспособление к меняющейся ситуации. Адаптация включает множество разнообразных действий, ограниченное только человеческим мастерством, изобретательностью, ресурсами, с помощью которых осуществляются изменения внешней среды и самой системы или того и другого вместе. В итоге система приобретает способность успешно парировать или амортизировать любые потенциально стрессовые для нее воздействия.

С целью более эффективного изучения воздействий окружения на политическую систему Истон предлагает редуцировать множество внешних воздействий к ограниченному числу индикаторов посредством использования понятий «входы» и «выходы».

На входы (inputs)  политической системы (или системы принятия решений)  из внешней среды поступают импульсы в виде требований и поддержки. Понятие «входы» и их разновидности (требования и поддержка) позволяет выявлять суммарный эффект воздействия множества разнородных условий и событий, происходящих в окружении политической системы, на саму эту систему. Отсюда ясно, что понятия  «входы», «требования», «поддержка» служат мощным аналитическим инструментом, поскольку позволяют суммировать, анализировать и структурировать наиболее важные воздействия, порождающие стрессы политической системы.

Понятие выходы (outputs)  также помогает изучать все множество следствий поведения элементов политической системы для ее окружения. Политическая система преобразует «входы» в  политические выходы, то есть в решения и действия властей, с помощью которых и происходит властное распределение ценностей.

Информация о результативности «выходов» (то есть решений и действий) должна достигать властей посредством «обратной связи» (feedback loop). При отсутствии информационной обратной связи органы власти будут действовать вслепую. Следовательно, наличие обратной связи оказывает существенное влияние на способность политической системы справляться со стрессом и выживать, а понятие «обратная связь», выступая частью модели, способствует исследованию процессов, помогающих системе преодолевать стрессы.  

Таким образом, решения и действия властей приобретают в этом процессе ключевое значение. Но для осмысленных и эффективных действий, институты власти должны иметь возможность получать необходимую информацию о происходящем.

Модель политической системы по Истону схематически

можно представить так:

                                                                                                                                

     Структура и функции политических систем

 

Современные исследователи политических систем выделяют в качестве важнейших структурных элементов политической системы следующие подсистемы: институциональную, нормативную, функциональную, коммуникативную и культурно-идеологическую [59] .

Институциональная подсистема включает в себя совокупность институтов и организаций, участвующих в процессах формирования и функционирования власти, а также объединений, которые имеют главной своей функцией – влияние на власть.

Важнейшим институтом политической системы выступает государство и его элементы. Государство в свою очередь можно рассматривать как сложную систему и, таким образом подсистему политической системы.

Значимость государства в политической системе обусловлена совокупностью функций и  властных ресурсов, которыми оно обладает.  (См. лекцию 8).

К институциональной подсистеме относятся также некоторые негосударственные институты, связанные с процессами формирования и функционирования государственной власти. Такими негосударственными структурами в политической системе являются политические партии и группы давления или лоббистские группы.

Политические партии характеризуются как организованные группы единомышленников, представляющих интересы определенных слоев народа путем приобретения и использования государственной власти или участия в её осуществлении.

В институциональной подсистеме политической системы значительная роль придается таким объединениям, основной задачей которых является влияние на государственную власть. Эти группы, в отличие от партий, не ставят своей целью приобретение и использование власти.Они, в отличие от партий, не претендуют на выражение общенационального интереса. В литературе их квалифицируют как группы давления (или лоббистские группы).

На функционирование политической системы могут оказывать существенное влияние институты гражданского общества и бизнес-структуры как элементы внешней среды по отношению к политической системе. К такого рода институтам относятся различного рода общественные фонды, некоммерческие организации, профсоюзы, образовательные учреждения, церковь, корпорации и др. Они не являются институтами политической системы, но с их стороны исходят требования (или поддержка) к политической системе, которые могут вызывать стрессы и потому трансформируются политической системой в определённые решения и действия.

В некоторых исследованиях даётся довольно широкая трактовка структуры политической системы. Так в одной из работ утверждается «существует несметное количество институтов, включая семью, общины, церковь, школы, университеты, корпорации, фонды и мозговые центры, которые влияют на политические установки и государственный курс. Понятие политическая система относится ко всему этому набору связанных между собой и взаимодействующих институтов и органов»[60]. Недостаток такого понимания политической системы в том, что оно стирает границу между политической системой и внешней средой.

Как мы отметили выше, важным элементом политической системы выступает нормативная подсистема. Она представляет собой совокупность правовых, политических и моральных норм, регулирующих процессы формирования и функционирования политической власти. Главную роль здесь играют нормы права, которые выступают наиболее эффективным регулятором общественных отношений.

К политическим относятся такого рода нормы, как программы и уставы политических партий, предвыборные платформы партий и кандидатов в органы государственной власти. За их нарушение не последуют юридические санкции. Но невыполнение предвыборных обещаний, если партия или кандидат во власть добились победы, может привести к утрате легитимности и их поражению на следующих выборах, к смене сил, осуществляющих государственную власть. Пренебрежение значимостью моральных норм также может приводить к нарастанию рисков в функционировании политической системы. Особую угрозу для стабильности политической системы представляет ложь и коррупция со стороны представителей власти, массовые фальсификации результатов выборов и т.п. 

Коммуникативная подсистема включает в себя многообразные формы взаимодействий между различными институтами внутри политической системы (государство, партии, группы интересов), между государством и неполитическими организациями, такими как профсоюзы и различные любительские объединения. Сюда же следует отнести различные формы взаимодействия государств на международной арене, отношения государств и различных международных, региональных организаций.

Духовно-идеологическая подсистема включает совокупность политических идей, теорий и концепций, правовую и политическую культуру. Политико-правовая культура существенно влияет на функционирование государства и его институтов.

Функциональная подсистема проявляется в характере политической деятельности, в способах и методах осуществления государственной власти, то есть в политическом режиме. Политический режим – это своего рода способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы, а также способ взаимосвязи политической и других подсистем общества. На основе такого критерия как уровень свободы в отношениях государства и общества различают тоталитарные, авторитарные и демократические политические режимы или политические системы.

Политическая система в целом осуществляет следующие функции: политико-регулятивная функция, проявляющаяся в определении стратегических целей общественного развития, а также введении норм и правил, на основе которых осуществляется взаимодействие людей и различных групп в обществе; функция адаптации, то есть приспособления к окружающей среде; функция реагирования на импульсы, поступающие извне или изнутри системы; экстракционная (extractum лат. извлечённое) функция, то есть функция извлечения ресурсов из системы или её окружения; дистрибутивная (distribution англ. - распределение) функция, проявляющаяся в определении порядка доступа к наиболее важным в для общества ресурсам, обязательном для всех распределении наиболее дефицитных ценностей и благ; функция политической социализации проявляется в процессах включения граждан в политическую жизнь общества.

Завершая тему, ещё раз подчеркнем, что системный подход к исследованию политической жизни позволяет более объемно представить многообразие политико-властных отношений в обществе, глубже раскрыть влияние неформальных структур на процессы принятия государственных решений.

 

Основные понятия темы: система, системный подход, политическая система, «вход», «выход», «требования», «поддержка», «политические решения», «политические действия» политические институты, артикуляция, агрегирование, обратная связь.

 

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя «системное рассмотрение объекта»?

2. Назовите авторов, благодаря которым системный анализ проник в политическую науку?

3. Рассмотрите основные элементы политической системы по Д.Истону?

4. Что такое интрасоциетальная часть внешней (окружающей) среды?

5. Что из себя представляет экстрасоциетальная часть внешней среды.

6. В чём состоит познавательная роль понятий «входы», «требования», «поддержка»?

7. Что такое «выходы» в модели политической системы Истона?

8. Какие институты образуют структуру политической системы?

9. Можно ли включать в политическую систему такие институты, как: семья, церковь, школа?

10. Каково значение обратной связи в модели политической системы Истона и какова познавательная роль понятия «обратная связь»?

11. Рассмотрите основные подсистемы политической системы?

12. Каковы функции политической системы?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.015 с.)