Оговорка о публичном порядке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оговорка о публичном порядке.



Применение иностранного права на территории другого государства может быть ограничено путем использования оговорки о публичном порядке. Суть этого правила заключается в том, что иностранное право, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применено, если такое применение противоречило бы публичному порядку данного государства. Оговорка о публичном порядке является общепризнанным институтом международного частного права?

 Согласно доктрине международного частного права, под публичным порядком понимается совокупность политических, экономических, моральных и правовых принципов, существующих в данном государстве.

 Действующее законодательство Республики Беларусь допускает возможность неприменения иностранного права по соображениям публичного порядка. Если, например, иностранный закон устанавливает ограничения правоспособности в зависимости от национальных.или расовых признаков, устанавливает власть мужа над женой и т.п., то такие нормы иностранного права не подлежат применению на территории Республики Беларусь.

 Оговорка о публичном порядке направлена на ограничение в предусмотренных законом случаях действия иностранных норм как материального, так и процессуального права.

Императивные нормы в МЧП.

Императивные – нормы, которые содержат категорические предписания, касающиеся выбора права, и которые не могут быть изменены по усмотрению сторон частного правоотношени.

 Это особо важные материальные нормы права, которые подлежат применению независимо от соглашения сторон и от действия коллизионных норм. По результату действия императивные нормы и оговора о публичном порядке совпадают, однако применение оговорки о публичном порядке основывается на дефектности иностранной нормы, а применение императивной нормы в МЧП на важности отечественных норм.

 Этот институт предусматривает 2 группы императивных норм: 

 1. Это нормы, в которых законодателем прямо указывается, что они являются императивными для целей МЧП. Однако, есть нормы, на которые другие нормы указывает, как на императивные для целей МЧП (положение об ответственности перевозчика по КТМ).

 2. Это нормы, которые имеют особое значение для обеспечения права и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота.

 1. говоря об императивных нормах МЧП следует иметь в виду, что идет речь о 3-х разновидностях этих императивных норм:

 -императивные нормы права страны суда

 -императивные нормы того иностранного права, которое подлежит применению на основании отечественной колизионной нормы

 -императивная норма того иностранного права, с которым правоотношения наиболее тесно связано.

 2. иперативные нормы устраняют действие иных норм, как национального, так и международного права, а также права, избранного сторонами.

 Призваны защищать:

 - интересы более слабой стороны в рамках тех или иных правоотношений.

 - входят в состав антимонопольного законодательства, которые по сути дела защищают интересы более слабых юридисчеких фирм, организаций.

 - регулируют отношения, связанные с приобретением земельных отношений, в особенности где выступают иностранцы.

28. Установление содержания иностранного закона.

Иностранное право может применяться на основе национального права и в соответствии с нормами международного права.

 На территории Республики Беларусь иностранное право применяется судами общей юрисдикции, хозяйственными судами, другими государственными органами (нотариатом, загсом и т. д.).

 В соответствии со ст. 1095 Гражданского кодекса Республики Беларусь «при применении иностранного права суд или иной государственный орган устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве».

 Таким образом, если суд применяет иностранное право, то он должен применять не только соответствующие нормы иностранного права, но и обязан учитывать официальное толкование, доктрину, судебную практику данного государства.

 Имеются различные способы установления содержания норм иностранного права. К ним, в частности, согласно ст. 1095 Гражданского кодекса Республики Беларусь относятся следующие:

 ? обращение за содействием и разъяснениями норм иностранного права к Министерству юстиции Республики Беларусь и иным компетентным органам;

 ? привлечение в качестве экспертов соответствующих специалистов.

 При применении иностранного права суд может воспользоваться помощью дипломатических и консульских

 представительств за рубежом........

 Нарушение или неправильное применение судом норм иностранного права является основанием для отмены (изменения) судебного решения в кассационном либо надзорном порядке.

 !Если установить содержание норм иностранного права, несмотря на все предпринятые меры, в разумные сроки не представляется возможным, суд в соответствии со ст. 1095 Гражданского кодекса Республики Беларусь применяет белорусское право.

29. Субъекты МЧП (общая характеристика).

Субъектами международного частного права выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, меж­дународные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.

К понятию «субъекты международного частного правоотношения» тесно примыкает понятие «правосубъектность», которое широко используется в доктрине, но при этом наполняется подчас разным содержанием. Чаще всего правосубъектностью обозначают признанную законом возможность иметь права и обязанности при возникновении в будущем конкретных правоотношений. Иными словами, правосубъектность рассматривается в качестве общей юридической предпосылки обладания конкретными правами и обязанностями. Считается также, что правосубъектность является обобщающей категорией, включающей в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Более подробно эти вопросы будут освящены далее.

Приобретая по основаниям, допускаемым законом, субъективные права и обязанности, правосубъектные лица становятся участниками конкретных правоотношений. В любом международном частном правоотношении должно быть не менее двух сторон - управомоченной и обязанной. Управомоченной стороной выступает обладатель субъективного права, обязанной стороной - носитель правовой обязанности. Достаточно часто каждый из участников правоотношения одновременно является управомоченной и обязанной стороной.

Как правило, в правоотношении участвуют конкретные лица - продавец и покупатель, арендатор и арендодатель и т.д. Однако в некоторых правоотношениях, например в правоотношениях собственности, на обязанной стороне выступает неопределенное число лиц (все так называемые третьи лица), которые должны воздерживаться от нарушения права собственности.

Субъектный состав участников правоотношения может меняться в результате различных событий и действий, в частности в случаях смерти физических лиц, ликвидации и реорганизации юридических лиц, совершения сделок и т.п. Переход прав и обязанностей от одного лица (правопредшественника) к другому лицу (правопреемнику), которое заменяет его в правоотношении, называется правопреемством.

Различают два вида правопреемства - универсальное (общее) и сингулярное (частное).

При универсальном правопреемстве правопреемник замещает правопредшественника во всех правоотношениях, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается. Примером такого правопреемства служит наследование, в результате которого к наследникам переходят все права и обязанности умершего, кроме погашаемых с его смертью.

Под частным понимается правопреемство в одном или нескольких конкретных правоотношениях. Так, в результате уступки права требования субъективное гражданское право, а при переводе долга - гражданско-правовая обязанность могут перейти к другим лицам, которые заменят своих правопредшественников в конкретных правоотношениях.

По общему правилу право допускает правопреемство в отношении имущественных прав и обязанностей и не разрешает его в отношении личных неимущественных прав и обязанностей. Однако это правило имеет исключения. Например, по авторскому договору или по наследству к правопреемнику может перейти право на обнародование произведения, которое является личным неимущественным правом.

30. Виды правового режима.

Правовой режим - это совокупность прав и обязанностей иностранных физических и юридических лиц.

В международном частном праве различают три вида правового режима:

 национальный режим;

 режим наибольшего благоприятствования;

 специальный режим.

Национальный режим - это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам таких же прав и обязанностей, какие имеют собственные граждане и юридические лица. Национальный режим устанавливается национальным законодательством и международными договорами.

Например, ст.11 Конституции Республики Беларусь гласит: <Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международным договорами>.

Примером предоставления иностранцам национального режима по международному договору может служить Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, в п.1 ст.II которой записано: <Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией>.

Режим наибольшего благоприятствования - это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам такого режима, какой предоставляется или будет предоставляться физическим и юридическим лицам третьей страны.

Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на основе международных договоров. Сфера его применения - торговля, мореплавание, правовое положение иностранных организаций.

Например, ст.1 Соглашения о торговых отношениях между США и СССР, ратифицированного Верховным Советом Республики Беларусь, предусматривает: <каждая Сторона без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой Стороны, режим не менее благоприятный чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны, во всех вопросах, относящихся к:

а) таможенным пошлинам и сборам любого вида, налагаемым на или в связи с импортом или экспортом, включая способ взимания таких пошлин и сборов;

б) способам оплаты импорта и экспорта и международного перевода таких платежей;

в) правилам и формальностям в связи с импортом и экспортом, включая те, которые относятся к таможенной очистке, транзиту, складированию и перегрузке;

г) налогам и другим внутренним сборам любого рода, применяемым прямо или косвенно к импортируемым товарам;

д) правилам, касающимся продажи, покупки, перевозки, распределения, хранения и использования товаров на внутреннем рынке.

Отличие режима наибольшего благоприятствования от национального режима состоит в том, что при национальном режиме в равное положение ставятся иностранные и собственные физические и юридические лица, а при режиме наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные физические и юридические лица между собой.

Специальный режим (преференциальный режим) — предоставление одними государствами другим государствам или в рамках определенной группы государств льгот в сфере торгово-экономического сотрудничества.

Преференциальный режим выражается в предоставлении льгот:

 в сфере международной торговли с развивающимися странами;

 для стран, участвующих в таможенных союзах;

 для стран, участвующих в зонах свободной торговли;

 в приграничной (прибрежной) торговле.

Предоставление тарифных преференций закреплено в Законе Республики Беларусь <О таможенном тарифе> (ст.34), который допускает установление преференций в виде льгот в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.019 с.)