Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология выполнения курсовой работы
1. Формулирование темы (по согласованию с научным руководителем). Тема должна отражать исследуемую предметную область и быть связанной с предполагаемой темой магистерской диссертации, но не повторять ее дословно. 2. Разработка «Методологической» части исследования подразумевает: изучение и выявление проблем и основных терминов темы исследования, определение объекта и предмета, цели и задач исследования, обзор имеющихся по данной проблеме публикаций, выдвижение гипотезы. При разработке программы можно использовать материалы теоретического и функционально-прикладного исследований с их конкретизацией, уточнением, переформулированием. При составлении методологической части используются актуальные документные источники различных форм и видов, личный опыт магистранта, выполненные им курсовые в жанрах теоретического и функционально-прикладного исследований. Документные источники отражаются в библиографическом списке и цитируются с использованием различных способов заимствований (прямое цитирование, упоминание, изложение содержания, критический анализ). Рекомендуемый объем методологической части 4-5 страниц. Структура методологической части: - Актуальность темы (понимается насущная потребность проведения данного исследования, т.е. понимание того, почему именно сейчас необходимо данное исследование. - Степень изученности (краткий обзор литературы по теме исследования; обозначение аспектов исследования, нуждающихся в дополнительном изучении или требующих новых подходов к изучению). - Используемая парадигма (в рамках какого теоретического подхода предлагается разработка и интерпретация данных проектируемого исследования (структурно-функциональная, интепретативная и др. парадигмы). Выбирается и обосновывается использование только одной парадигмы, ее конкретной концепции и автора. - Проблема исследования. Любое научное исследование затевается с целью решения какой-либо научной проблемы. В простейшем понимании проблема – это недостаточная осведомленность о реальной ситуации. Формулируя проблему, исследователь констатирует, что он видит несоответствие между знанием потребностей и способами их удовлетворения. Проблема – результат осознания какого-то объективного противоречия. В качестве такого противоречия может выступать: 1) несоответствие между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, 2) противоположность различных точек зрения на изучаемое явление или процесс, 3) объяснение одного и того же научного факта, исходя из противоположных позиций, 4) диалектическое противоречие в самой природе изучаемого явления или процесса. Не следует путать проблему исследования с его темой. Тема всегда шире, чем проблема. В курсовой работе необходимо сформулировать проблему в виде одного или нескольких исследовательских вопросов или как противоречия.
- Объект исследования – это часть реальности, на которую направлен процесс познания, то, что содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию (читатели, фонды библиотеки). - Предмет исследования – наиболее существенные свойства, аспекты и отношения объекта, характеризующие исследуемую проблему. Таким образом, предмет является частью объекта, т.е. по своему содержанию предмет уже, чем объект (репертуар чтения в библиотеках). - Ключевые понятия. Уточнение и интерпретацияпонятий, которыми исследователь собирается пользоваться, он как бы сужает, конкретизирует поисковое поле, выбирает из всех возможных объяснений те, которые он сможет проверить и подтвердить или отвергнуть в ходе исследований. - Цель исследования – ожидаемый результат работы, который позволит разрешить обозначенную проблему, то, ради чего проводится исследование. - Задачи исследования – необходимое средство достижения цели исследования, они носят инструментальный, вспомогательный характер. Задачи эмпирического исследования раскрывают содержание предмета, согласуются с гипотезами. - Гипотеза – главный методологический инструмент эмпирического исследования. В широком смысле слова под гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, о возможном решении поставленной научной проблемы. Гипотеза должна быть результатом теоретического анализа. Требования, которым должна отвечать гипотеза исследования: гипотеза должна соответствовать исходным теоретическим принципам исследования; гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы, то есть не «операционализированы»; гипотеза должна быть доступна проверке в процессе исследования, т.е. она должна быть сформулирована таким образом, чтобы быть доказанной (или не доказанной) при существующем уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования; гипотеза не должна содержать ценностных суждений; гипотеза не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений. Логическая структура гипотезы чаще всего выражается в умозаключении типа: «если... то». Например, «если читательская аудитория состоит из студентов и школьников, то им нужнее информационные ресурсы», «если преобладают представители более старших групп, – для них в библиотеке важнее общая атмосфера и чтение «для души».
3. Разработка «методической» части, в которой дается описание планируемого исследования. Для планирования исследования: обозначаются цели, задачи методы и методики исследования. Описание и результаты пилотажного исследования. Структура методической части (рекомендуемый объем 4-5 страниц): - Обозначение цели и задач практического исследования. - Описание и обоснование выборки исследования. Определение генеральной совокупности: на основе поставленной цели исследования определить и описать предполагаемые для исследования объекты. Выполнение данного пункта предполагает сбор максимального количества данных о генеральной совокупности: статистические данные и существующие описания объекта (по материалам опубликованных исследований, других имеющихся публикаций). Отбор наиболее важных для достижения цели исследования групп: дать обоснование и описать отбираемые объекты исследования, а также указать факторы, контролирующие выборочную совокупность. Определение объема выборочной совокупности: обоснование численности планируемой выборки по каждой из целевых групп. Исследователь определяет выборку в зависимости от цели, задач исследования и сформулированной гипотезы. Выборка может быть сплошная и несплошная. Для библиотекарей удобнее использовать несплошную выборку. Логично делать выборку среди пользователей или партнеров, среди всех читателей, или читателей на массовых мероприятиях, или на абонементах, читателей-подростков, или дошкольников и т.д. При более массовых опросах выборки количество респондентов начинается от ста человек и больше. - Обоснование выбора методов исследования (традиционные и формализованные; общие и специальные). Выбор методов сбора эмпирических данных должен опираться на характер поставленных задач, для решения которых и подбираются адекватные им методы. Если используемый метод хорошо известен, опубликован в открытой печати, то можно ограничиться только его указанием, точного названия и ссылкой на источник. Большую доказательность результатам придает применение в исследовании нескольких взаимодополняющих методов исследования. - Описание результатов апробирования методов исследования (если оно, например, проводилось в рамках функционально-прикладного исследования).
4. Создание «аналитической» части, в которой последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их количественный и качественный сбор, систематизация, обработка и анализ, описание и интерпретация данных, делаются выводы. Рекомендуемый объем аналитической части составляет 7-10 страниц. Структура аналитической части: 1) Описание результатов исследования: - Описание базы исследования. - Предоставление информации о календарных сроках, в течение которых проводилось исследование, на каких базах и этапы проведения исследования. В данном подразделе подробно описываются сроки, место, этапы и процедуры исследования. Один из способов построения этого подраздела заключается в пошаговом описании того, что происходило в исследовании. - Сбор, систематизация, обработка эмпирических данных (оптимальные пути и приемы сбора и обработки информации). - Подробное описание результатов исследования с промежуточными выводами, вытекающие из интерпретации данных. Результаты – представляют собой описание события или явления и должны быть логическим следствием применения определенных методических процедур и способов обработки. Основная цель этого раздела – введение и обоснование всех сведений, необходимых для выработки определенного отношения к гипотезе исследования. При изложении результатов исследования целесообразно соотносить результаты с существующими концепциями и теориями, авторскими комментариями и промежуточными выводами. При анализе обработанных данных должны быть сделаны практические выводы и рекомендации. 2) Выводы по исследованию и предложения для предполагаемого заказчика. Этот подраздел представляет собой заключительный этап научного познания, оформления нового знания/факта, функционирующего в виде принципов, правил, практических рекомендаций и формирование определенного отношения к гипотезе исследования (в какой мере оправдалась или была отвергнута гипотеза, выдвинутая в методологической части исследования). Он содержит наибольшую степень обобщения знания/факта в соответствии с целью исследования и определением его значения в контексте уже проведенных и будущих исследований. В этом разделе должно быть достигнуто согласование полученного знания со знанием уже принятым научным сообществом, доказана новизна полученного знания/факта и актуальность исследования, сформулированы общие выводы, установлены перспективы дальнейшего изучения/исследования/разработки проблемы.
Выводы должны быть дополнены конкретными практическими рекомендациями и методиками по изменению изучаемого объекта. Данные рекомендации, предложения, правила должны быть адресными, т.е. должны предназначаться конкретным специалистам, учреждениям библиотечно-информационной сферы. В рекомендательной части работы целесообразно вносить и обосновывать предложения организационного, управленческого, психолого-педагогического характера, предложения по совершенствованию проектной, управленческой и технологической деятельности библиотеки. Кроме того, здесь же, может быть подчеркнуто научное и практическое значение полученных результатов. К научной новизне можно отнести все то, что в данном исследовании делается впервые (обнаружение новых научных фактов и явлений, применение существующей методологии к новому объекту, разработка нового способа исследования и т.д.). К практической значимости можно отнести конкретную пользу для какой-либо практической деятельности, которую принесли результаты данного исследования. 5. Написание введения. Во введении необходимо охарактеризовать значимость данного жанра курсовой работы, значимость эмпирического исследования для научно-исследовательской работы в целом. Объем введения – не менее 0,5 страницы. 6. Написание заключения. Заключение кратко обобщает содержание выполненной научно-исследовательской работы. При его написании целесообразно: сжато описать основные этапы работы (описание проблемы исследования, методов эмпирического познания и пр.) и результаты (научный факт, который может подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования), полученные в ходе их выполнения; указать возможные сферы практического применения полученных результатов; подчеркнуть перспективность проведенного исследования для магистерской диссертации. Заключение не должно содержать новой информации, положений, выводов и т.д., которые до этого не рассматривались в курсовой работе. Объем заключения – не менее одной страницы. 7. Составление библиографического списка (в едином алфавитном ряду отражаются документы по теме исследования; библиографическое описание составляется по действующим государственным стандартам: ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления; ГОСТ Р 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления). 8. Составление и оформление приложений (факультативный элемент курсовой работы) включают материалы, дополняющие текст курсовой работы (таблицы, иллюстрации и др.) Приложения нужно соответствующим образом оформить: каждый материал должен иметь заглавие. Приложения необходимо пронумеровать, ссылки в тексте следует сделать к этим номерам: [Прил. 1]. Первичный, фактографический и графический, материал может быть размещен не только в приложениях, но и в основной части текста курсовой работы (например, выбранные из текстов схемы, таблицы).
9. Составление и оформление алфавитно-предметного указателя (отражает весь текст курсовой работы, кроме библиографического списка и составляется по общим правилам предметизации текста). 10. Редактирование и оформление курсовой работы. Структура курсовой работы Обложка [Прил. 1] Титульный лист и оборот титульного листа [Прил. 2] Оглавление (страница 3, начинается нумерация страниц) [Прил. 3] Список сокращений (факультативный элемент курсовой работы) Введение Основная часть, разделена на три части, выводы в конце каждой части: 1. Методологическая часть 2. Методическая часть 3. Аналитическая часть Заключение Библиографический список Приложения (факультативный элемент курсовой работы) Алфавитно-предметный указатель [см. Прил. 5 к разделу «Курсовая работа в жанре теоретического исследования»]
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.024 с.) |