Библиотечно-информационная деятельность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиотечно-информационная деятельность»



Тюмень

2019


 

ББК 78.0я73

К 937

Научно-исследовательская работа: учебно-методическое пособие по написанию, оформлению и защите курсовых работ обучающихся направления подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» / Тюменский государственный институт культуры, Кафедра библиотечно-информационной деятельности; под общей редакцией М. В. Маслаковой; редакторы-составители Е. В. Гракова, М. Ф. Кряжева. – Тюмень: Редакционно-издательский центр Тюменского государственного института культуры, 2019. – 78 с. – Текст: непосредственный.

 

Учебно-методическое издание включает рекомендации, подробные требования к содержанию, объему и оформлению научно-исследовательской работы (НИР) в рамках которой предусмотрено написание курсовых работ следующих жанров: теоретическое исследование, функционально-прикладное исследование, эмпирическое исследование. Предназначено обучающимся направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень магистратуры).

 

Рецензенты:

Мулявина Э. А., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности факультета социально-культурных технологий Тюменского государственного института культуры

Толстоухова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и технологий Тюменского индустриального университета


 

Оглавление

 

Предисловие

Введение

Курсовая работа в жанре теоретического исследования

Курсовая работа в жанре функционально-прикладного исследования

Курсовая работа в жанре эмпирического исследования

Заключение

Библиографический список

 


Предисловие

 

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» научно-исследовательская работа (НИР) предназначена для формирования навыков научно-поисковой деятельности магистрантов.

Цель научно-исследовательской работы – подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР), представленной в виде магистерской диссертации.

Задачи научно-исследовательской работы:

- применение в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе освоения учебных дисциплин образовательной программы;

- формирование навыков научно-поисковой деятельности магистрантов в процессе работы над ВКР по избранной проблематике в области библиотековедения, документоведения, библиографоведения, а также в сфере управления библиотечно-информационной деятельностью.

Научно-исследовательская работа осуществляется под руководством преподавателей кафедры библиотечно-информационной деятельности.

Научно-исследовательская работа входит в состав блока «Практики» и реализуется в вариативной части основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность».

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» общая трудоемкость НИР – 216 часов (204 – СРС, 12 – контроль), 6 зачетных единиц и проводится во втором, третьем и четвертом семестрах.

Выполнение НИР способствует овладению общепрофессиональными компетенциями:

- ОПК-1 (способность к выработке и проведению активной профессиональной политики в библиотечно-информационной сфере);

- ОПК-2 (способность к развитию организационной культуры и системы корпоративных коммуникаций);

- ОПК-3 (способность к исследованию библиотечно-информационной деятельности в контексте социально-экономического развития общества);

- ОПК-4 (готовность к организации и проведению комплексных научных исследований по проблемам библиотечно-информационной деятельности);

- ОПК-5 (готовность к разработке инновационных проектов развития библиотечно-информационной деятельности);

- ОПК-6 (способность к педагогической деятельности в сфере профессионального образования по библиотечно-информационной деятельности)

профессиональными компетенциями:

- ПК-1 (способность к исследованию тенденций развития информационно-аналитической деятельности, мониторингу рынка информационных продуктов и услуг и определению стратегии его развития);

- ПК-2 (готовность к экспертной оценке и прогнозированию информационных объектов);

- ПК-3 (способность к научно-исследовательской работе по конкретным направлениям библиотечно-информационной деятельности) [20].

Основным видом деятельности при прохождении научно-исследовательской работы является:

- организация и проведение исследования по проблеме, сбор эмпирических данных и их интерпретация;

- написание научных статей и тезисов докладов по проблеме исследования;

- выступление на научных конференциях по проблеме исследования.

В ходе научно-исследовательской работы реализуются следующие виды деятельности:

- разработка программы и инструментария научного (научно-практического) исследования;

- организация и проведение исследования по проблеме, сбор эмпирических данных и их интерпретация;

- проведение научного (научно-практического) исследования;

- статистический анализ результатов исследований;

- синтезирование всей информации, обобщение результатов всех видов ее анализа;

- обработка практических исходных данных, проведение анализа результатов обработки; формулировка предварительных выводов по выполненной работе;

- написание курсовых работ;

- подготовка отчета по НИР и проведение процедуры защиты.

Права и обязанности

руководителя научно-исследовательской работы и обучающихся

Руководитель научно-исследовательской работы от кафедры осуществляет:

- внесение предложений о распределении обучающихся на НИР;

- ознакомление обучающихся с целями, задачами и программой НИР;

- разработка и доведение до сведения обучающихся индивидуальных заданий;

- оказание обучающимся методической помощи по выполнению НИР и индивидуальных заданий;

- осуществление контроля над выполнением обучающихся НИР, выявление и своевременное устранение недостатков в ее проведении;

- проверка курсовых работ и организация их защиты;

- прием зачета с оценкой у обучающихся по окончании НИР в соответствии с утвержденным графиком;

- участие в подведении итогов НИР, внесение предложений, направленных на ее совершенствование;

- подготовка отчетных документов.

Обучающиеся при выполнении научно-исследовательской работы обязаны:

- ознакомиться с содержанием программы НИР;

- принять участие в организационном собрании по организационно-методическим вопросам, связанным с выполнением НИР, получить необходимые учебно-методические документы и материалы;

- согласовать с руководителем НИР индивидуальное задание на период выполнения НИР;

- выполнить мероприятия, предусмотренные индивидуальным заданием, планом и программой НИР;

- вести дневник практики;

- соблюдать правила внутреннего распорядка в ходе выполнения НИР;

- консультироваться с руководителем НИР от вуза по вопросам выполнения НИР.

Обучающиеся имеют право:

- получать на выпускающей кафедре учебно-методические материалы, касающиеся НИР, для предварительного изучения;

- обсудить с руководителем НИР содержание индивидуального задания;

- вносить предложения по совершенствованию организации и выполнения НИР обучающихся.

Этапы научно-исследовательской работы

Этапы работы Период времени

Первый год обучения

Второй семестр

1.

Разработка концепции магистерской диссертации.

февраль

Сравнение концепций, научных подходов, предложенных российскими и зарубежными учеными по теме магистерской диссертации.

2.

Выявление несоответствий, противоречий научных и методических положений в процессах решения задач магистерской диссертации. март
Сбор, обработка и анализ статистического и фактографического материала по теме исследования. апрель
Написание чернового варианта первой главы магистерской диссертации. май

3.

Подготовка тезисов и докладов для выступлений на научных семинарах и конференциях. март
Подготовка и публикация научной статьи по теме  исследования. апрель

4.

Написание и защита курсовой работы в жанре теоретического исследования

май

Подготовка отчета по НИР. Защита НИР.
Подготовка презентации диссертации (теоретической части магистерской диссертации), представляющей результаты работы в течение семестра.

июнь

Публичная защита на заседании кафедры выполнения НИР за первый год обучения.

Второй год обучения

Третий семестр

5.

Выдвижение исходной гипотезы, определение и формирование новых научных подходов к решению поставленных задач магистерской диссертации.

сентябрь

Формирование методического инструментария для решения задач диссертационного исследования.
Написание чернового варианта первого параграфа второй главы магистерской диссертации. октябрь

6.

Подготовка тезисов и докладов для выступлений на научных семинарах и конференциях.

ноябрь

Подготовка и публикация научной статьи по теме  исследования.
Разработка предложений для участия в научно-исследовательских проектах. декабрь

7.

Написание и защита курсовой работы в жанре функционально-прикладного исследования.

январь

Подготовка отчета по НИР. Защита НИР.

Второй год обучения

Четвертый семестр

8.

Осуществление практической части магистерской диссертации.

февраль

Проведение опросов, экспериментов, наблюдения, моделирование ситуаций.
Обработка эмпирического материала, количественное и качественное описание.

март

Написание чернового варианта второго и третьего параграфа второй главы магистерской диссертации.

9.

Подготовка тезисов и докладов для выступлений на научных семинарах и конференциях.

апрель

Подготовка и публикация научной статьи по теме магистерской диссертации.

10.

Написание и защита курсовой работы в жанре эмпирического исследования. май
Подготовка отчета по НИР. Защита НИР. июнь

11.

Подготовка презентации практической части магистерской диссертации, представляющей результаты работы в течение семестра.

июнь

Публичная защита на заседании кафедры выполнения НИР за второй год обучения. Предоставление и предзащита на заседании кафедры магистерской диссертации.

Формой отчетности по научно-исследовательской работе является зачет с оценкой и курсовая работа (2, 3, 4 семестры). Зачет проводится с предоставлением:

- отчета по научно-исследовательской работе;

- дневника по научно-исследовательской работе;

- курсовой работы.

Критерии оценивания отчетных документов

по научно-исследовательской работе

Дневник по научно-исследовательской работе должен соответствовать следующим критериям оценивания:

- соответствие программе НИР (индивидуальным заданиям);

- регулярность и систематичность заполнения;

- умение рационально распределять время работы;

- четкость формулировок (записей в дневнике), соответствие формулировок актуальной профессиональной терминологической лексике;

- качественное оформление.

Отчет по научно-исследовательской работе:

- соответствие программе НИР (индивидуальным заданиям);

- полнота отражения заданий НИР;

- корректность и лаконичность использования актуального теоретического материала;

- четкость описания практических технологий и их результатов;

- самостоятельность написания основной части отчета;

- самостоятельность выводов;

- адекватность профессиональной самооценки;

- наличие обоснованных предложений по оптимизации НИР;

- наличие и качество разработанной системы печатных и электронных приложений;

- качество оформления.

Требования к отчетной документации содержатся в «Положении о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования» ТГИК.

Курсовая работа:

1) оценка текста курсовой работы:

- актуальность темы курсовой работы, ее корректная формулировка;

- соответствие структуры и содержания курсовой работы заявленной теме;

- наличие всех структурных элементов курсовой работы;

- правильность представления всех структурных элементов курсовой работы;

- качество источниковедческого анализа публикаций;

- стилистическая грамотность;

- умение делать выводы;

- самостоятельность и завершенность курсовой работы;

- способность намечать перспективы дальнейшего изучения темы курсовой работы;

- качество оформления курсовой работы.

2) оценка защиты курсовой работы:

- соблюдение регламента защиты курсовой работы;

- свободное владение темой курсовой работы и технологиями ее написания, демонстрируемое в защитной речи и ответах на вопросы;

- технически грамотная и содержательная мультимедийная презентация.

Для подготовки к аттестации (защите по научно-исследовательской работе) обучающийся должен:

– своевременно выполнить задания по НИР;

– предоставить отчетные документы по НИР;

– принять участие в защите курсовой работы;

– принять участие в защите НИР.

Во время промежуточной аттестации по научно-исследовательской работе используются:

– отчет обучающегося о прохождении НИР;

– отчет руководителя НИР от вуза;

– справочные, методические и иные материалы.

Критерии оценки итоговой аттестации обучающихся

по научно-исследовательской работе

Итоговая аттестация по научно-исследовательской работе проходит в форме защиты. Обучающиеся отвечают на вопросы, сформулированные руководителем НИР от вуза по итогам проверки отчетных документов. Перечень вопросов для каждого обучающегося может быть индивидуальным. При ответе на вопросы приветствуется участие в дискуссии.

Далее подробно изложены правила и методические рекомендации по написанию и защите курсовых работ, выполняемых в рамках научно-исследовательской работы.

 


Введение в методику написания, оформления и защиты курсовых работ магистрантов

 

Курсовые работы представляют собой самостоятельные исследования, выполняемые обучающимися с учебными целями, предусматривающие углубление теоретических знаний, отработку практических умений и навыков, овладение научно-исследовательскими компетенциями, методиками и культурой. Специфика направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» предполагает последовательную реализацию принципа интеграции теории (написание теоретической части магистерской диссертации) и практики (проведение эксперимента, аккумулирующего полученные знания за весь период обучения).

Курсовые работы относятся к устоявшимся образовательным формам и оценочным средствам в сфере высшего образования. Их место в образовательном процессе определяется учебными планами основной образовательной программы. Курсовые выполняются в течении двух учебных годов под руководством преподавателей выпускающей кафедры библиотечно-информационной деятельности. Написание курсовых работ осуществляется в рамках научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа базируется на компетенциях, приобретенных в процессе изучения предшествующих дисциплин и прохождения практик магистерской программы. Знания и умения, полученные в результате научно-исследовательской работы, являются необходимой основой для подготовки магистерской диссертации.

Для обучающихся направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в рамках магистерской программы предусмотрена и внедрена целостная, логически последовательная система курсовых работ, представленная разными жанрами, в соответствии с подходом В. С. Крейденко к классификации библиотечных исследований [12, с. 18]:

1) теоретическое исследование – теоретическое осмысление опыта, накопленного наукой и внедрение нового в практику; формулирование актуальности, проблемных ситуаций, целей и задач исследования;

2) функционально-прикладное исследование – научное обоснование внедрения нового в практику; ознакомление с необходимыми методами исследования (модифицирование существующих, разработка новых методов) и выбор из них наиболее подходящих, исходя из задач конкретного исследования; изучение современных информационных технологий при проведении научных исследований;

3) эмпирическое исследование – разработка методических рекомендаций по внедрению апробированных в базовых библиотеках методов и приемов на основе обработки полученных результатов, анализа и представления их в виде законченных научно-исследовательских разработок.

Все виды курсовых работ имеют унифицированное оформление и процедуру защиты.

Курсовые работы выполняются в печатном варианте. Бумага формата А 4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный. Размеры полей: левое 3 см, правое 1 см, верхнее и нижнее 2 см. Курсовая работа сшивается при помощи скоросшивателя или дырокола и помещается в скоросшиватель.

Процедура защиты проходит однотипно вне зависимости от специфики жанра защищаемой курсовой работы. Поэтому охарактеризуем ее основные моменты здесь.

Чистовой вариант курсовой работы сдается на кафедру в установленный срок – за 10 дней до назначенного срока защиты. Если работа сдана после объявленного срока или защищается не вовремя, оценка снижается на один балл.

В ходе подготовки к защите студенту необходимо найти ответы на вопросы и замечания, полученные от научного руководителя. Если студент затрудняется сделать это самостоятельно, он может обратиться за разъяснениями и помощью к руководителю курсовой работы. Причем в самом тексте курсовой работы после итоговой проверки ничего исправлять нельзя.

Для защиты курсовой работы создается комиссия из представителей кафедры библиотечно-информационной деятельности. Процедура защиты является открытой. Студенты выступают с докладами (защитными речами) в сопровождении мультимедийных презентаций (длительность защитной речи: не более пяти – семи минут), отвечают на вопросы научного руководителя, членов комиссии, преподавателей, студентов. Выступление должно быть кратким, четким, конкретным, корректным.

Решение об оценке курсовой работы принимается на закрытом заседании комиссии и объявляется в день проведения защиты. Оценка за курсовую работу выставляется дифференцированно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». По итогам защиты заполняются зачетно-экзаменационные ведомости и зачетные книжки студентов.

Процедура написания и оформления каждого жанра курсовой работы подробно изложена на следующих страницах учебно-методического пособия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.075 с.)