Стилевая принадлежность слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилевая принадлежность слов



Упражнение 31.

Определите стилистическую принадлежность синонимов в следующих рядах (нейтральное, возвышенное, народно-поэтическое, разговорное, просторечное, канцеляризм, жаргонизм, слово научного стиля). Определите доминанту каждого синонимического ряда.

Подсказка. Доминанта – слово в синонимическом ряду, обладающее наиболее общим значением и нейтральной стилистической окраской.

1. Жить, существовать, обитать, сожительствовать, пребывать.

2. Продукты, провизия, продовольствие, еда, пища, трапеза, брашно, харчи.

3.Собрать, укомплектовать, сформировать.

4.Студить, остужать, охлаждать, прохлаждать.

5. Соскочить, спуститься, спрыгнуть, пасть, сигануть.

6. Дезертировать, убежать, сбежать, обратиться в бегство, дать дёру, пуститься наутёк.

7. Дорога, дорожка, путь, стезя.

8.Встретиться, повстречаться, напороться, столкнуться.

9. Вопрошать, спрашивать, допрашивать, допытываться, интересоваться.

10. Отвечать, докладывать, ответствовать, дать ответ, огрызнуться.

Упражнение 32.

Заполните примерами из текста следующую таблицу:

слова и выражения официально-делового стиля разговорные слова и выражения
   

Подберите, где это возможно, нейтральный синоним.

Образец. Обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади – официально-деловой стиль, нейтральный синоним  – убралась в доме.

Но при официальных отношениях людей нельзя же обойтись без официальных выражений и слов. (…) Директор учреждения поступил бы бестактно, если бы вывесил официальный приказ, написанный в стиле непринужденной беседы:

«Наши женщины хорошо поработали, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Надо их порадовать: скоро ведь 8 Марта наступит! Мы тут посоветовались и решили дать грамоты…»

(…) Тот же приказ следовало бы составить в таких выражениях:

«В ознаменование Международного женского дня за выдающиеся достижения в труде и плодотворную общественную деятельность вручить грамоты товарищам…»

Но представьте себе, что в этом же стиле заговорит с вами ваша жена, беседуя за обедом о домашних делах.

«Я ускоренными темпами, - скажет она, - обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования (то есть на кухне. – К.Ч.). В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров».

После чего вы, конечно, отправитесь в загс, и там из глубочайшего сочувствия к вашему горю немедленно расторгнут ваш брак. (В.Г. Костомаров, К.И. Чуковский)

Упражнение 33.

Объясните, какие стилистические ошибки допущены в следующих предложениях. Исправьте их.

1. Чуть выйду за калитку, сейчас же зеленый массив!2. В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод. 3. Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева?4. Стерегу индивидуальных свиней! – сказал мне лет десять назад один бородатый пастух.5. Ты по какому вопросу плачешь?

 

Упражнение 34.

Найдите в тексте лексику научного стиля. Перескажите текст популярным языком. Какие слова вы заменили? Какие сохранили прежними?

Мысль ребенка первоначально рождается как смутное и нерасчлененное целое, именно поэтому она должна найти свое выражение в речевой части в отдельном слове. Ребенок как бы выбирает для своей мысли речевое одеяние по мерке. В меру того, что мысль ребенка расчленяется и переходит к построению из отдельных частей, в меру этого ребенок в речи переходит от частей к расчлененному целому. И обратно – в меру того, в меру чего ребенок в речи переходит от частей к расчлененному целому в предложении, он может и в мысли от нерасчлененного целого перейти к частям. Таким образом, мысль и слово оказываются с самого начала вовсе не скроенными по одному образцу. В известном смысле можно сказать, что между ними существует скорее противоречие, чем согласованность. Речь по своему строению не представляет собой простого зеркального отражения строения мысли. Поэтому она не может надеваться на мысль, как готовое платье. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове. Поэтому противоположно направленные процессы развития смысловой и звуковой стороны речи образуют подлинное единство именно в силу своей противоположной направленности. (Л.С. Выготский)

Упражнение 35.

Найдите в тексте слова-термины. Определите их значения. Найдите слова, относящиеся к научному стилю, и слова, усиливающие художественную выразительность текста. Определите стиль текста. Свой ответ обоснуйте.

Везде, где тропические леса выходят на морские побережья, образуются особые экосистемы – мангры. Мангровые заросли – это лес, затапливаемый морской водой во время приливов и обнажающийся с отливом. Чтобы приспособиться к таким непростым условиям, растениям мангровых зарослей нужно было обзавестись целым рядом свойств.

В самых глубоко затапливаемых местах поселились представители семейства ризофоровых – вечнозеленые деревья до 15 м высотой (…)

Уникальная особенность этих деревьев – их корни. «Ризофора» переводится с латыни как «корненесущая». И действительно, многочисленные воздушные корни, составляющие до1/3 высоты дерева, будто несут его ствол. Хорошо прикрепляясь к илистому дну, ветвистые корни ризофоровых помогают дереву выдержать мощный напор приливов и отливов, а также противостоять ветрам и штормам.

Не погруженные в почву части корней покрыты пробкообразной корой, через поры которой ткани корневой системы получают кислород из воздуха. Скрытые в иле корни снабжают дерево питательными веществами. Ещё одна удивительная особенность корней ризофоровых – они фильтруют солёную морскую воду и всасывают уже почти пресную. И всё же соль накапливается в тканях и выводится через особые поры на листьях, смываясь во время дождя. (Ю. Школьник.)

Упражнение 36.

Перепишите отрывок из сказки о Колобке а) в жанре докладной записки, б) научной статьи, в) героического рассказа, г) публицистического очерка, д) дворовой сплетни.

Образец. а. Довожу до вашего сведения, что у двух человек преклонного возраста, находящихся в сожительстве, обнаружился острый недостаток в основных продуктах питания…

б. Два супруга пожилого возраста не обнаружили у себя в доме необходимых продуктов питания (…)

в. О досточтимые старец и старица! О вас сложил сей рассказ я.

г. Почему в нашем обществе люди на старости лет не могут купить себе даже самых необходимых продуктов – хлеба, соли, овощей, чтобы щи сварить?

д. Слыхала, какой старикан со своей женкой вчера обед-то состряпали?

Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошел старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собравши немного муки, стали месить колобок.

На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили. Колобок соскочил и убежал. Бежит вдоль по дорожке. Попадается ему заяц навстречу и спрашивает его:

- Куда бежишь, колобок?

 

 

ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.006 с.)