Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексико-семантическая группа
Упражнение 13. В какую лексико-семантическую группу можно объединить некоторые существительные следующего стихотворения? Какие существительные не войдут в нее? Почему? Подсказка. Лексико-семантическая группа объединяет слова, в значении которых имеется какой-либо совпадающий семантический признак. Например, слова яблоко, апельсин, груша, банан объединяются в одну лексико-семантическую группу, так как у каждого в лексическом значении содержится признак ‘фрукт’. Был на речке на Чернильной Город маленький, не пыльный. С незапамятных времен Букваринском звался он. Очень славный жил народ: Хлебосольный, Незлобивый, Дружный и трудолюбивый. А – аптекарь, Б – бочар, В – валяльщик, Г – гончар, Д – дробильщик здоровенный, Е – ефрейтор, он военный, Ж – жестянщик-простачок. З – застройщик-старичок, И – историк бородатый, К – красильщик франтоватый. Л – лудильщик, М – маляр, Н – носильщик, О – овчар, П – писатель, Р – радист. С – сапожник. Т – турист. У – бесстрашный укротитель. Ф – чудак фотолюбитель. Х – художник-баталист. Ц – известный цимбалист. Ч – чудесный часовщик. Ш – шофер, большой шутник, Щ – щенок его Букетик. Э – электрик-энергетик. Ю – юрист, А дальше Я – это я, мои друзья! (И. Токмакова.) Упражнение 14. Прочитайте смешной диалог ребенка с родителем. В какой реплике сформулировано название лексико-семантической группы, в которую можно включить некоторые из употребленных в диалоге слов? Какое слово не будет входить в эту лексико-семантическую группу и почему? – Какие ты знаешь части растения? – Цветок, стебель, листья… – И всё? – Еще горшок и другие запчасти! (записал Л. Каминский) Родо-видовые отношения Упражнение 15. Какие из приведенных слов могут быть объедены в родо-видовые парадигмы? Разделите слова на гипонимы и гиперонимы, заполните таблицу. Подсказка. Гипонимы – слова с частным значением по отношению к общему: например, грузовик – гипоним по отношению к слову машина. Гиперонимы – слова с общим значением по отношению к частному: например, цветок – гипероним по отношению к слову тюльпан. Одежда, яблоко, галка, гнев, манго, юбка, шкаф, радость, стол, джемпер, туника, гуава, фрукт, страх, софа, эмоция, птица, канарейка, павлин.
Упражнение 16. Подберите гипонимы к следующим словам. Образец. По отношению к слову четырехугольник гипонимами будут являться существительные квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб. Четырехугольник, украшение, водоем, ремесло, учащийся, животное, запах, растение, чувство, добродетель, газ. Упражнение 17. Подберите гиперонимы к следующим словам. Образец. По отношению к слову улитка гиперонимом будет выступать существительное моллюск. Улитка, пешка, тюрбан, таз, телефон, пропан, бирюза, парча, чай, серафим, Николай. Омонимия Упражнение 18. Определите, чем являются выделенные слова: омонимами или многозначными словами? Свой ответ обоснуйте. Подсказка. Значения многозначных слов обладают каким-либо общим семантическим признаком в своей структуре; например, звезда ‘небесное тело’ и звезда ‘популярный артист’ объединены признаком ‘блистать’. В значениях омонимов нет совпадающих семантических признаков. Женщина – не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски (Ф. Раневская).
Упражнение 19. Назовите, какие лексические явления лежат в основе ошибок второклассника Андрюши. Какие фонетические характеристики звуков в выделенных словах способствуют тому, что эти слова легко перепутать на слух? Подсказка. Парономазы – слова, которые близки, но не совпадают полностью по звучанию (ср. следующий раздел). Их необходимо отличать от омофонов. Почему? Второкласснику Андрюше Просто не везёт. До слёз. – Мама, мама, ты послушай, Двойку я опять принёс.
В самом деле, почему Так уж не везёт ему?
В классе пишут под диктовку: «Я принёс из леса ГРИБ», Лишь Андрей выводит ловко: «Я принёс из леса ГРИПП».
Ну скажите, почему Так послышалось ему? Игроки владеют БАСОМ, А певец – завидным ПАСОМ, По реке плывут ПЛОДЫ, А в саду растут ПЛОТЫ.
Объясните, почему В школе не везёт ему? (Роман Юзва.) Упражнение 20. Объясните, какие разновидности омонимии представлены в примерах. Подсказка. Омографы – совпадающие в произношении слова (труд - трут). Омоформы – слова, совпадающие в отдельных формах (печь пироги – русская печь). Омографы – слова, совпадающие в написании (з а мок – зам о к).
1. Чтоб ума набраться – я смотрю на братца!.. 2. Пока Медведь читал статью про гризли, две мышки в сыре дырочки прогрызли! 3. Людям в поле помогало – галок пугало пугало. 4. Человека не брани: человек – не из брони. 5. У нас в посёлке дачном Есть сторож – старожил. Так он еще мальчонкой Здесь дачи сторожил. 6. Дам друзьям по калачу, а врагов поколочу! 7. Дома в баночках у Лидки проживают три улитки! 8. Средневековый рыцарь умел владеть мечом. А я зато умело Жонглирую мячом. 9. Ты, Ворона, скажи-ка: «Коробка!» И в ответ прозвучало: «Кар». – робко. 10. Я превзойду любого в скорости! Об это все узнают вскорости. 11. Индийские изделия домой привез из Дели я…12. Мне жарко! Даже на пруду! Пойду искать прохладу. Я сень древесную найду: Под ясень я присяду. 12. Здесь на сто га одни стога…13. Дядя Витя – массовик. А в массовке – масса Вик!.. 14. Весь день не ведая о лени, по тундре бегают олени!.. 15. В пору листопада – беззащитней рощи. Не грусти, не надо. Жить без грусти проще. 16. Ждет меня в июле Греция. Там на солнце буду греться я. 17. Мой кораблик быстрый, Друг семи морей! Видишь эту пристань? К ней пристань скорей! 18. С девяти до десяти буду «Вести» я вести. 19. Подружка Яна проиграла пари Жанне: живут в Париже не парижцы – парижане. 20. – Ты откуда сам, Али? – Родом я из Сомали. 21. Мы встречали Комарова: – Откуда взялся, Комаров? – Я только что из Комарова. – И как там? – Уйма комаров… 22. – Здесь игрушки. –А ниже? – Полагаю, Они же… (Сергей Белорусец.)
Паронимия и парономазия Упражнение 21. Какое языковое явление образует художественную выразительность текста? – Я иду за песочком! – Я иду пешочком! – Я иду с миской! – Я иду с Мишкой! – Я – за малиной! – А я – за Мариной! – Я иду песочком с миской за малиной! – Я иду пешочком с Мишкой за Мариной! (М. Яснов) Упражнение 22. Пользуясь «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова, М.С. Панюшевой, определите значение каждого из паронимов. Составьте по три словосочетания с каждым словом. Образец. Абонемент – это документ, предоставляющий право на пользование чем-л., на какое-л. обслуживание, а также само такое право [Бельчиков, Панюшева: 7]. С данным словом можно составить следующие словосочетания: абонемент на занятия в бассейне, годовой абонемент, приобрести абонемент. Второе слово в данной паре паронимов – абонент. Абонент – это тот, кто пользуется абонементом, а также клиент некоторых коммунальных служб (телефонной сети, электро- и газоснабжения) [там же]. Вот возможные словосочетания и предложения с данным словом: абонент временно не доступен, не является абонентом телефонной сети, абонент в установленный срок должен вносить плату за пользованием электричеством. Абонемент – абонент, боязливо – боязно, будний – будничный, ветреный – ветряной, гармонический – гармоничный, гордость – гордыня, гречишный – гречневый. Упражнение 23. Пользуясь словарем, определите возможности сочетаемости для каждого слова-паронима. Образец. Информативный – информационный. Первое слово – информативный – имеет значение «несущий информацию, насыщенный информацией; содержательный» [Бельчиков, Панюшева: 231]. Второе слово – информационный – обозначает «относящийся к информации, сообщающий о чем-л.» [там же]. Прилагательное информативный может сочетаться со словами речь, выступление, таблица, обозначая их содержательность, насыщенность информацией. Прилагательное информационный сочетается со словами справочник, проблема, пробелы, обозначая их отношение к сфере информации. Слово сообщение может сочетаться как с прилагательным информативный, так и с прилагательным информационный. В первом случае (информативное сообщение) будет иметься в виду содержательность сообщения, во втором случае (информационное сообщение) будет уточняться сфера, к которой относится сообщение.
Гуманистический – гуманитарный – гуманный (мировоззрение, склад ума, науки, культура, помощь, человек, отношение, образование, общество, начальник, закон, принцип). Двойной – двоякий – двойственный (рама, природа, фамилия, поведение, отношение, исход, политика, толкование, дно). Информативный – информационный (сообщение, выступление, справочник, речь, проблема, таблица, пробелы). Конный – конский (шея, сбруя, отряд, топот, ржанье, путь, патруль, навоз, шея, упряжь, двор). Надеть – одеть (юбку, ребенка, кольцо, часы, больного, нарядно, на бабушку). Упражнение 24. В следующих предложениях абсурд создается тем, что нужные слова заменены на парономазы. Так часто ошибаются дети. Найдите ошибочно использованные слова, объясните их значение. Замените эти слова на те, которые должны употребляться в данных контекстах, объясните их значения. Выпишите пары парономазов и их значения. Образец: У ёлки чудесный наряд! Смотрите как БУТСЫ горят! БУТСЫ – это ботинки с шипами на подошве для игры в футбол. Вместо БУТСЫ следует вставить БУСЫ – украшение в виде нанизанных на нитку шариков или мелких предметов иной формы. Выписываем пару парономазов: БУТСЫ – БУСЫ. 1. На весёлом карнавале гости в мисках танцевали. 2. Если нет скамеек – не беда! Можно сесть на форточки всегда! 3. К столу мы гостя пригласили, на стол его мы усадили. 4. В лыжных тапочках с помпоном мчатся лыжники по склонам. 5. Хоккеист лихой Кирилл: плюшкой р-раз! И гол забил! (Марина Дружинина.)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЛЕКСИКИ
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.022 с.) |