Лексико-семантическая группа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексико-семантическая группа



Упражнение 13.

В какую лексико-семантическую группу можно объединить некоторые существительные следующего стихотворения? Какие существительные не войдут в нее? Почему?

Подсказка. Лексико-семантическая группа объединяет слова, в значении которых имеется какой-либо совпадающий семантический признак. Например, слова яблоко, апельсин, груша, банан объединяются в одну лексико-семантическую группу, так как у каждого в лексическом значении содержится признак ‘фрукт’.

Был на речке на Чернильной

Город маленький, не пыльный.

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Очень славный жил народ:

Хлебосольный,

Незлобивый,

Дружный и трудолюбивый.

А – аптекарь,

Б – бочар,

В – валяльщик,

Г – гончар,

Д – дробильщик здоровенный,

Е – ефрейтор, он военный,

Ж – жестянщик-простачок.

З – застройщик-старичок,

И – историк бородатый,

К – красильщик франтоватый.

Л – лудильщик,

М – маляр,

Н – носильщик,

О – овчар,

П – писатель,

Р – радист.

С – сапожник.

Т – турист.

У – бесстрашный укротитель.

Ф – чудак фотолюбитель.

Х – художник-баталист.

Ц – известный цимбалист.

Ч – чудесный часовщик.

Ш – шофер, большой шутник,

Щ – щенок его Букетик.

Э – электрик-энергетик.

Ю – юрист,

А дальше

Я – это я, мои друзья! (И. Токмакова.)

Упражнение 14.

Прочитайте смешной диалог ребенка с родителем. В какой реплике сформулировано название лексико-семантической группы, в которую можно включить некоторые из употребленных в диалоге слов? Какое слово не будет входить в эту лексико-семантическую группу и почему?

– Какие ты знаешь части растения?

– Цветок, стебель, листья…

– И всё?

– Еще горшок и другие запчасти! (записал Л. Каминский)

Родо-видовые отношения

Упражнение 15.

Какие из приведенных слов могут быть объедены в родо-видовые парадигмы? Разделите слова на гипонимы и гиперонимы, заполните таблицу.

Подсказка. Гипонимы – слова с частным значением по отношению к общему: например, грузовик – гипоним по отношению к слову машина. Гиперонимы – слова с общим значением по отношению к частному: например, цветок – гипероним по отношению к слову тюльпан.

Одежда, яблоко, галка, гнев, манго, юбка, шкаф, радость, стол, джемпер, туника, гуава, фрукт, страх, софа, эмоция, птица, канарейка, павлин.

гипероним        
гипонимы        

Упражнение 16.

Подберите гипонимы к следующим словам.

Образец. По отношению к слову четырехугольник гипонимами будут являться существительные квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб.

 Четырехугольник, украшение, водоем, ремесло, учащийся, животное, запах, растение, чувство, добродетель, газ.

Упражнение 17.

Подберите гиперонимы к следующим словам.

Образец. По отношению к слову улитка гиперонимом будет выступать существительное моллюск.

Улитка, пешка, тюрбан, таз, телефон, пропан, бирюза, парча, чай, серафим, Николай.

Омонимия

Упражнение 18.

Определите, чем являются выделенные слова: омонимами или многозначными словами? Свой ответ обоснуйте.

Подсказка. Значения многозначных слов обладают каким-либо общим семантическим признаком в своей структуре; например, звезда ‘небесное тело’ и звезда ‘популярный артист’ объединены признаком ‘блистать’. В значениях омонимов нет совпадающих семантических признаков.

Женщина – не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски (Ф. Раневская).

 

Упражнение 19.

Назовите, какие лексические явления лежат в основе ошибок второклассника Андрюши. Какие фонетические характеристики звуков в выделенных словах способствуют тому, что эти слова легко перепутать на слух?

Подсказка. Парономазы – слова, которые близки, но не совпадают полностью по звучанию (ср. следующий раздел). Их необходимо отличать от омофонов.

Почему?

Второкласснику Андрюше

Просто не везёт. До слёз.

– Мама, мама, ты послушай,

Двойку я опять принёс.

 

В самом деле, почему

Так уж не везёт ему?

 

В классе пишут под диктовку:

«Я принёс из леса ГРИБ»,

Лишь Андрей выводит ловко:

«Я принёс из леса ГРИПП».

 

Ну скажите, почему

Так послышалось ему?

Игроки владеют БАСОМ,

А певец – завидным ПАСОМ,

По реке плывут ПЛОДЫ,

А в саду растут ПЛОТЫ.

 

Объясните, почему

В школе не везёт ему?

(Роман Юзва.)

Упражнение 20.

Объясните, какие разновидности омонимии представлены в примерах.

Подсказка. Омографы – совпадающие в произношении слова (труд - трут). Омоформы – слова, совпадающие в отдельных формах (печь пироги – русская печь). Омографы – слова, совпадающие в написании (з а мок – зам о к).

1. Чтоб ума набраться – я смотрю на братца!.. 2. Пока Медведь читал статью про гризли, две мышки в сыре дырочки прогрызли! 3. Людям в поле помогало – галок пугало пугало. 4. Человека не брани: человек – не из брони. 5. У нас в посёлке дачном Есть сторож – старожил. Так он еще мальчонкой Здесь дачи сторожил. 6. Дам друзьям по калачу, а врагов поколочу! 7. Дома в баночках у Лидки проживают три улитки! 8. Средневековый рыцарь умел владеть мечом. А я зато умело Жонглирую мячом. 9. Ты, Ворона, скажи-ка: «Коробка!» И в ответ прозвучало: «Кар». – робко. 10. Я превзойду любого в скорости! Об это все узнают вскорости. 11. Индийские изделия домой привез из Дели я…12. Мне жарко! Даже на пруду! Пойду искать прохладу. Я сень древесную найду: Под ясень я присяду. 12. Здесь на сто га одни стога…13. Дядя Витя – массовик. А в массовке – масса Вик!.. 14. Весь день не ведая о лени, по тундре бегают олени!.. 15. В пору листопада – беззащитней рощи. Не грусти, не надо. Жить без грусти проще. 16. Ждет меня в июле Греция. Там на солнце буду греться я. 17. Мой кораблик быстрый, Друг семи морей! Видишь эту пристань? К ней пристань скорей! 18. С девяти до десяти буду «Вести» я вести. 19. Подружка Яна проиграла пари Жанне: живут в Париже

не парижцы – парижане.

20. – Ты откуда сам, Али?

– Родом я из Сомали.

21. Мы встречали Комарова:

– Откуда взялся, Комаров?

– Я только что из Комарова.

– И как там?

– Уйма комаров…

22. – Здесь игрушки.

–А ниже?

– Полагаю,

Они же… (Сергей Белорусец.)

 

Паронимия и парономазия

Упражнение 21.

Какое языковое явление образует художественную выразительность текста?

– Я иду за песочком!

– Я иду пешочком!

– Я иду с миской!

– Я иду с Мишкой!

– Я – за малиной!

– А я – за Мариной!

– Я иду песочком с миской за малиной!

– Я иду пешочком с Мишкой за Мариной! (М. Яснов)

Упражнение 22.

Пользуясь «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова, М.С. Панюшевой, определите значение каждого из паронимов. Составьте по три словосочетания с каждым словом.

Образец. Абонемент – это документ, предоставляющий право на пользование чем-л., на какое-л. обслуживание, а также само такое право [Бельчиков, Панюшева: 7]. С данным словом можно составить следующие словосочетания: абонемент на занятия в бассейне, годовой абонемент, приобрести абонемент.

Второе слово в данной паре паронимов – абонент. Абонент – это тот, кто пользуется абонементом, а также клиент некоторых коммунальных служб (телефонной сети, электро- и газоснабжения) [там же]. Вот возможные словосочетания и предложения с данным словом: абонент временно не доступен, не является абонентом телефонной сети, абонент в установленный срок должен вносить плату за пользованием электричеством.

Абонемент – абонент, боязливо – боязно, будний – будничный, ветреный – ветряной, гармонический – гармоничный, гордость – гордыня, гречишный – гречневый.

Упражнение 23.

Пользуясь словарем, определите возможности сочетаемости для каждого слова-паронима.

Образец. Информативныйинформационный. Первое слово – информативный – имеет значение «несущий информацию, насыщенный информацией; содержательный» [Бельчиков, Панюшева: 231]. Второе слово – информационный – обозначает «относящийся к информации, сообщающий о чем-л.» [там же]. Прилагательное информативный может сочетаться со словами речь, выступление, таблица, обозначая их содержательность, насыщенность информацией. Прилагательное информационный сочетается со словами справочник, проблема, пробелы, обозначая их отношение к сфере информации. Слово сообщение может сочетаться как с прилагательным информативный, так и с прилагательным информационный. В первом случае (информативное сообщение) будет иметься в виду содержательность сообщения, во втором случае (информационное сообщение) будет уточняться сфера, к которой относится сообщение.

Гуманистический – гуманитарный – гуманный (мировоззрение, склад ума, науки, культура, помощь, человек, отношение, образование, общество, начальник, закон, принцип).

Двойной – двоякий – двойственный (рама, природа, фамилия, поведение, отношение, исход, политика, толкование, дно).

Информативный – информационный (сообщение, выступление, справочник, речь, проблема, таблица, пробелы).

Конный – конский (шея, сбруя, отряд, топот, ржанье, путь, патруль, навоз, шея, упряжь, двор).

Надеть – одеть (юбку, ребенка, кольцо, часы, больного, нарядно, на бабушку).

Упражнение 24.

В следующих предложениях абсурд создается тем, что нужные слова заменены на парономазы. Так часто ошибаются дети. Найдите ошибочно использованные слова, объясните их значение. Замените эти слова на те, которые должны употребляться в данных контекстах, объясните их значения. Выпишите пары парономазов и их значения.

Образец: У ёлки чудесный наряд! Смотрите как БУТСЫ горят! БУТСЫ – это ботинки с шипами на подошве для игры в футбол. Вместо БУТСЫ следует вставить БУСЫ – украшение в виде нанизанных на нитку шариков или мелких предметов иной формы. Выписываем пару парономазов: БУТСЫ – БУСЫ.

1. На весёлом карнавале гости в мисках танцевали. 2. Если нет скамеек – не беда! Можно сесть на форточки всегда! 3. К столу мы гостя пригласили,

на стол его мы усадили. 4. В лыжных тапочках с помпоном мчатся лыжники по склонам. 5. Хоккеист лихой Кирилл: плюшкой р-раз! И гол забил! (Марина Дружинина.)

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЛЕКСИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.022 с.)