Тема 1.Социальная статистика в условиях рыночной экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.Социальная статистика в условиях рыночной экономики.



Определение социальной статистики. Предмет и метод социальной статистики. Задачи социальной статистики. История возникновение социальной статистики и её эволюция. Организация статистики в России и органы государственной статистики Российской Федерации. Информационное взаимодействие органов государственной статистики и других государственных органов. Характеристика основных отраслей и проблем социальной статистики.

Тема 2.Статистика населения

Причины возникновения и практическое значение статистики населения как самостоятельной отрасли статистических знаний. Особенности населения как объекта социальной статистики. Методологическая и информационная базы статистики населения. Перепись как основной источник данных о населении. Цели и принципы проведения переписей населения. Категории населения, учитываемого при переписи. Методы проведения переписи населения. Способы получения информации при переписи: экспедиционный, явочный, почтовый. Применение выборочного метода при переписи населения. Программа переписи населения, её основные разделы. Результаты последней российской переписи населения. Система показателей статистики населения. Численность и размещение населения: понятие и методы определения. Динамика численности населения и показатели, её характеризующие. Средняя численность населения и методы её расчёта. Практическое использование данных о средней численности населения. Показатели состава населения по полу и возрасту. Трудовая структура населения. Структура населения по брачному состоянию. Понятие семьи в статистике населения (демографии). Состав населения по уровню образования. Социальная структура населения. Задачи статистики занятости и безработицы. Источники данных. Распределение экономически активного населения по статусу занятости. Занятость в неформальном секторе экономики. Система показателей, оценка уровней занятости и безработицы. Тенденции занятости и безработицы. Трудоустройство населения. Состав безработных. Состав занятых. Вторичная занятость. Статистика профессионального обучения. Баланс трудовых ресурсов.

Тема 3.Уровень жизни как объект статистического наблюдения

Понятие уровня и стоимости жизни и связанных с ним категорий (стоимости жизни и др.). Источники статистической информации. Основные направления анализа. Влияние отдельных факторов рыночной экономики на уровень и стоимость жизни населения и методика определения их этого влияния. Продолжительность жизни населения как показатель жизненного уровня. Статистический анализ экологической ситуации и её влияние на уровень жизни населения. Уровень жизни и криминогенная обстановка. Дифференциация жизненного уровня. Показатели статистики бедности.

Социально-экономическое значение статистического изучения доходов. Показатели доходов и их сущность. Показатели доходов в текущих обследованиях бюджетов домашних хозяйств, прожиточного минимума, проблема статистической оценки отложенного спроса, реальных доходов, покупательной способности доходов и рубля, денежных сбережений и др. Методика расчёта их уровня и динамики. Номинальные и реальные доходы населения, номинальная и реальная заработная плата. Показатели дифференциации доходов населения. Анализ факторов, влияющих на распределение доходов населения. Показатели социального расслоения населения. Социально-экономическое значение статистического изучения потребления. Система показателей потребления населения. Выборочные обследования бюджетов семей (домашних хозяйств). Питание населения как объект наблюдения. Статистика потребления непродовольственных товаров и услуг.

Тема 4. Статистика свободного времени

Предмет, объект, метод, источники информации статистики свободного времени. Бюджет времени населения, его структура. Классификация затрат свободного времени. Показатели использования свободного времени. Статистика рекреации и досуга. Информационные потоки потребителей рекреационных услуг: их ориентация и предпочтения, объём потребляемых услуг и частота обращения за услугой, периодичность пользования услугой, расходы на потребление услуг. Виды деятельности по распределению информации, культуры, искусства и отдыха. Обеспеченность населения информацией. Виды информационных услуг. Информационный рынок. Регистр субъектов деятельности рекреационных услуг, разработка классификаций досуговых и рекреационных услуг. Расчёт обобщающих показателей. Частные системы показателей по видам деятельности: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, спортивные комплексы, организации отдыха и развлечений и др. Общероссийские классификаторы видов экономической деятельности, продукции и услуг, Общероссийский классификатор платных услуг. Расчёты индексов цен и тарифов на услуги, физического объёма услуг. Обеспечение населения информацией. Статистика информационных услуг. Изучение коммуникационного пространства. Система кодирования фиксирования и записи содержания текста. Надёжность системы кодирования. Библиотечное обслуживание населения. Роль библиотек в современном обществе. Направление развития современной библиотеки. Основные показатели массовых библиотек. Статистическая характеристика прямой связи показателей в динамике – т.н. социально-экономическая нормаль. Статистика потребления населением услуг культуры, искусства и туризма. Показатели деятельности в области распространения культуры. Показатели учреждений искусства. Показатели музейного обслуживания населения. Статистика искусства. Статистика туризма, индустрии отдыха, досуга и развлечений. Туризм как вид экономической деятельности. Показатели экономического потенциала туризма. Роль туризма в современной экономике. Всемирная туристическая организация (ВТО). Показатели туристических услуг. Метод рейтинговых оценок стран по развитию туризма.

Тема 5.Моральная статистика

Понятие «моральная статистика». Предмет моральной статистики. Задачи статистики при изучении морального уровня общества. История моральной статистики. Источники информации о процессах, характеризующих нравственное состояние общества. Система показателей моральной статистики: показатели социально-опасных явлений, создающих условия для возникновения и расширения сферы преступлений и других правонарушений – пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, венерические заболевания, бродяжничество. Методические основы измерения нравственно-психологических свойств личности. Группировки и классификации, вариационная статистика, непараметрические методы, тестирование. Роль выборочных исследований в моральной статистике. Позитивные явления: спонсорство и благотворительность, донорство, опекунство и т. д. Правовая статистика. Уголовно-правовая, административно-правовая статистика: объекты и особенности учёта, разделы. Становление и развитие виктимологической, криминалистической, коммерческо-правовой и других отраслей правовой статистики. Критерии приоритетности отраслей правовой статистики. Показатели уголовной статистики: общее число зарегистрированных преступлений, коэффициенты преступности на 100 000 населения, преступность по видам и тяжести преступлений, статьям наказания, численность осуждённых, численность оправданных.. Административные и гражданские правонарушения. Проблемы моральной статистики: уровень и структура неучтённой преступности, незарегистрированная преступность, достоверность данных моральной статистики. Понятие о рядах динамики при изучении моральной и правовой статистики. Виды рядов, системы рядов. Правила построения рядов динамики. Показатели анализа рядов динамики. Структура ряда динамики.

Тема 6.Статистика образования

Задачи социальной статистики в области образования. Источники информациидля изучения образовательного потенциала общества: перепись населения, текущий статистический учёт государственных и негосударственных учреждений образования. Государственная статистическая отчётность в области образования. Система показателей статистики образования.Изучение обеспеченности населения образовательными услугами. Виды образовательных услуг, их качество и доступность. Уровень образования населения. Динамика уровня образования населения России. Состояние образования в России: дошкольное воспитание и образование, общее образование, школьное и внешкольное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Проблемы статистики образования. Ситуация в системе образования в начале XXI века. Методика изучения социально-профессиональных ориентаций выпускников общеобразовательных школ. Профессиональное образование по уровням. Статистика высшего и послевузовского профессионального образования. Построение и анализ социально-экономической нормали. Образовательные стандарты. Болонский процесс в России. Международные классификации и системы показателей в статистике образования. Программа ООН по развитию человеческого потенциала. Образовательная компонента в индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.006 с.)