Глава 21. Царские гонения церкви, или разрушительная сила рпц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 21. Царские гонения церкви, или разрушительная сила рпц



 

Небольшой экскурс в историю вопроса «о гонениях».

Чего так боялось царское правительство, ограничивая имущественные права церкви? Право получать собственность в дар, по завещанию, в жертву и т.п., заниматься ростовщической торговлей, право на владение крепостными приводили к тому, что в определенные периоды церкви принадлежало до 1/3 земель и крестьян.

Царское правительство боялось за государство! Если кратко, то РПЦ могла стать не только «государством в государстве», а сожрать государство как таковое.

 

В чем РЦП обошла любые секты?

 

Любая новообразованная паразитарная (как и честная) или просто аферистская структура не имеет начального капитала. Новая структура начинает по необходимости сразу же собирать таньгу, и это бросается в глаза и отталкивает. Хотя это вполне естественная задача, но если всё правильно продумать, то надо планировать на перспективу, не торопиться, избегать мужиков молодых и средних лет, как и их жён. Эти пассажиры циничны и недоверчивы. Они никуда не денутся, но чуть позже. Надо изначально искать (что и не сложно) слабые в психологическом плане периоды в жизни человека. Самый ключевой и неизбежный период перед смертью. Вот тут-то из человека можно верёвки вить. И главное заключается в том, что всю предыдущую жизнь с человека как будто бы никто прямо ничего не требовал. Ну там, уж как положено, за требы, свечи, просфоры, поминания и т.п., но это мелочь, и все понимают, что хоть и надоедливая эта система, но вроде как своя, и душа не без присмотра. Но и грехи-то растут! И тут-то попы берут своё. РПЦ умеет работать с одинокими пожилыми людьми и богатыми стариками. А всего-то, по сути, и надо, так это ненавязчиво, но терпеливо и тактично напоминать мирскому человеку о посмертном воздаянии за грехи. И человек влип.

Дальше объяснять не надо - дарственные, завещания, таньга на помин души. И если мужик, положим, завещал на храм скопленный целковый, то боярин мог и вотчину отписать с мужиками. Что часто и делалось.

Есть еще один метод. Большому грешнику из начальства, типа воеводы, говорили, что для гарантии спасения тому неплохо бы постричься в монахи, «отказаться от мира и мирских соблазнов»! Тому, положим, от силы где-то пару недель или месяц жить осталось, так что даже и при не очень большой религиозности терять нечего, а в подсознание загоняется успокоительный комплекс. Ну а по уставу, да и по традиции, все мирское имущество «монаха» переходит в собственность монастыря.

Кстати, господа, вы не забыли, надеюсь, что у церкви были свои рабы, кабальные, холопы, крепостные. Из деликатности в СССР не напоминали церкви о методах управления «паствой». Так ведь можно и напомнить при случае.

Ведь если барин всё-таки держал в памяти, что мужик - это работник, который должен быть сытым и здоровым, то монахам на это было плевать. То, что в каждом порядочном монастыре были тюрьмы с жуткими условиями содержания, это уж как положено, но где же вы найдете монастырь без пыточного застенка? Мужика за провинность могли садистски пытать. А уж просто забить на смерть или продержать за ерунду пару месяцев в колодках - так-то уж русско-православные мелочи.

 

Memory return

 

«Акты археографической экспедиции». К. 1, № 11. Об обязанностях монастырских крестьян: «Церковь наряжати, монастырь и двор тынити (строить стены, ограды и заборы), хоромы ставить, игумнов жеребий весь ролъи орать взъгоном (т.е. пахать монастырские земли всем миром), и сеяти, и пожати, и свезти, сено косити. Десятинами и во двор ввезти. Езъ (рыбу в загонах) бити и вешней и зимний сады оплетати, на невод ходити, пруды прудить, на бобры им к осенине пойти, а истоки им забивати; а на велик день и Петров день приходят к игумену, что у кого в руках, а пешеходцем (безлошадным) из сёл к празднику рожь молотити и хлебы печи, солод молоть, пива варить, на семя рожь молотить; а лён даст игумен в сёла, и они прядут, сежи и дели неводные наряжают, а дают из сёл все люди на праздник яловицу... А в которое село предет игумен на братину, и сыпцы дают по зобне овса конем игумновым...»

Кроме выполнения всего объёма сельхозработ, крестьяне обслуживали все промыслы монастырей и постройки, перевозы, извозы. В 1752 году крестьяне Задонского монастыря жаловались, что всем им «безотлучно» приходилось быть «на казённой монастырской каменной и топорной работе... и в нынешнюю рабочую пору с той казённой работы никого не спущал и не спущает...»

По определению уже монастырской следственной комиссии в 1638 году, крестьяне Дерманского монастыря Волынской губернии были обязаны летом работать 6 дней в неделю на монастырской земле, а зимой по 5 дней. Приходить с восходом и уходить с закатом.

А комиссия была образована потому, что крестьяне монастырских деревень с детьми, жёнами и родителями оных просто массово умирали с голоду. Это, конечно, никого не трогало, типа по Чубайсу: «Ну вымрут миллионов пятьдесят - русские бабы новых нарожают».

А народа-то и нетути... Монахи в озверелой жадной тупости «не сообразили», что крестьяне уже не могли обработать свои земли, которые стояли без запашки и засева.

И попробуй не выполни приказ боголюбивых православных выродков.

«Притеснений, побоев, тюремных заключений не можем описать; терпим почти что египетскую неволю и своего куска хлеба не можем съесть спокойно, ибо всегда [ожидает] для себя какого-либо несчастья, побоев, ареста, не уверены мы даже в жизни нашей, такие нам чинят тяжёлые обиды» (Фотнский О. Очерки по истории монастырских крестьян на Волыни. СПб., 1912).

По указу архимандрита Дерманского монастыря, изданному в 1763 году, за продажу фруктов из сада (обработанного самими же крестьянами) и за выполнение любых, даже самых малых, работ на стороне полагалось 100 ударов розгами. По прайс-листу существовали и другие наказания - сажание на цепь, заключение в подвалы, «морение голодной смертью» и т.п.

В 1920 году при осмотре Новгородского Юрьева монастыря был найден указ наместника от 1728 года, в котором предписывалось: «Бить плетьми и присылать в монастырь тех крестьян, которые окажутся ослушниками». И это «бить плетьми» ещё до разбирательства мирских грехов в самом монастыре, где уже начинались садистские шоу. Например, в 1734 году архимандрит Лужец- кого монастыря Дионисий крестьянина Ивана Матвеева, как сообщал один из документов: «...бил плетьми, сняв рубаху, трикратно и прибил до смерти, от которых его побой оный крестьянин умре. Он же, архимандрит, сколь времён назад, заставил дворника Якова Никитина в монастырском саду косить траву, который не усмотрев подкосив осиновых подростков. Из-за того того дворника, он, архимандрит, взяв кол, прибил до смерти» (Промемория из духовной дикастерии, присланной в Сыскной приказ. - Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства Юстиции. Кн. 4. С. 76. См. ст. Голубева А.А. Сыскной приказ 1730-1763 [цитата из статьи Можайского: Атеист, № 24,1928]).

Попы, у которых, кстати, были свои крепостные, и монахи торговали даже не неграми, как в США, а своими же братьями по крови и вере, «братьями во Христе», и если надо, спокойно продавали крестьянских детей «на вывоз», посылали строптивых на каторгу и в солдаты и т.п.

Святой Василий Косой: «Мы же, иноки, обижаем и грабим, продаём христиан, братий наших, истязуем их до калечи и бичуем без всякой жалости, а и до смерти, аки звери, дивни на телеса их наскакующе...»

* * *

Иногда удивляешься, разговаривая с молодыми парнями-студентами какого-нибудь колледжа, которые не понимают, как могли мужики из «бригады» Болотникова или Пугачева люто казнить попов и монахов или просто рвать их в клочья на месте. Просто в наше время как-то ловко в сознании людей произошло разделение церкви и крестьянского рабства. И рабства абсолютного, где вообще никакого закона или ограничения, хоть на ту же смерть, не распространялось. А уж про традиционное изнасилование детей, особенно мальчиков, и говорить нечего...

Ну ладно, отвлеклись, это отдельная страшная тема. Об этом много писали начиная с 1910 года, и особенно сразу после Февральской революции, и только в одном этом вопросе Иосиф Сталин и прикрыл (на свою голову) постоянную разоблачительную кампанию ну хоть тех же «Союза воинствующих безбожников» и авто- ров, публиковавшихся в издательстве «Общества ссыльных и политкаторжан»...

Чистов К. Разин - царь - церковь. К 300-летию Крестьянской войны 1670-1671 гг. - Наука и религия, 1970, № 7.

Шамаро А. Антоний Воронежский и Антон Безднинкий (О роли церкви в подавлении крестьянского восстания под предводительством А. Петрова.)

- Наука и религия, 1969, № 5. Буганов В.И. Московские восстания конца XVII века. М., 1968.

Бог, шаньга, церковь, дыба, плети, трупы - зер гут!

 

Ростовщичество церкви.

 

Об этом также как-то забыли. В долговую кабалу к церкви попадали все - от мужика до князя. И опять забылась одна милая особенность России.

Правеж (эта мера для простонародья). За невыплату долга человека «ставили на правеж». Работника, который только своим трудом и мог заработать деньги, ставили, если зимой, то полураздетого, у крыльца «съезжей» и изощренно избивали, как правило, превращая в калеку. Приводили и семью посмотреть на православное богоугодное действо... Представьте весь бытовой ужас, когда ваш сын, муж, брат, идёт утром к съезжей. Его раздевают до белья или по пояс и спокойно, не торопясь бьют. Кому как нравится - кулаками, плетьми, палками. Кругом идёт нормальная жизнь. В общем-то, к нему и злобы-то нет даже у тех, кто его калечит. К обеду его отпускают домой... А завтра он, если ещё может, сам идёт к месту истязаний. Если не может, его привезут. И хорошо если не волоком... И так столетия, из века в век...

Уж как бьют-то добра молодца на правеже,

Что на правеже его бьют,

Что нагого бьют, босого и без пояса,

В одних гарусных чуловках-то, без чоботов

Правят с молодца казну да монастырскую.

Абсурдность этого наказания поражала иностранцев. Ведь если у человека нет денег вообще, то бей его или не бей, их не будет. Рациональнее обратить его в раба, чтобы иметь безплатную рабочую силу. Но тогда его нет смысла превращать в калеку или забивать насмерть.

Путем торговли и доходных промыслов церковь прибирала к рукам людей и землю. Например, в начале XVII века Макарьев- Калязинский монастырь имел в Кашинском уезде 14 тыс. десятин земли с 238 деревнями, крестьяне которых были собственностью монастыря.

Троице-Сергиеву монастырю принадлежало около 210 тыс. десятин с мужиками, не считая огромных лесных угодий.

Спасо-Ярославский монастырь по переписи 1678 года в одном только Ярославском уезде имел 3,5 тыс. крестьянских дворов, 23 села и 892 деревни.

Волоколамский монастырь - 30 тыс. десятин пахотной земли.

Распределение монастырских пахотных земель по областям России на конец XVI века

 

Регион Монастыри Общее кол-во пахотной земли Из этого монастырской В %

Северо-

Западный

край

Вотская пятина 43154,3 3476,2 8,1
Шелонская 114270 3336 3,1
Деревская 107531 17387 16
Бежецкая   222250 9507 4,3
Псковская область 88778 46111 51,9

Центр

Московский уезд        
Коломенский      
Звенигородский 1029772 232721 22,8
Ржевский      
Тверской      

Северный край

Обонежская ятина   113595 241188 21,5
Вологодский уезд      

 

Примечание:

1) Цифры взяты из работы Рожкова «Сельское хозяйство Московской Руси XVI в.».

2) В данном случае рассматривается пашня под зерновые культуры. Без цифр монастырской земли общей (сады, городы, кустарники, луга, леса и т.п.).

Вообще-то, о монастырях писалось много, просто всё умело «забыли». Забегите в Ленинку, не пожалеете.

Буркин Н. История монастырей в России. - Безбожник, № 17- 32,1928.

Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. М., 1920.

Греков М.Д. Монастырское хозяйство 16-17 вв. Л., 1924.

Тарадин И.П. Задонский богородицкий монастырь и св. Тихон. Воронеж, 1927.

Троицкий К. Церковь и государство в России. М., 1923.

Покровский Н.М. Русская история с древнейших времён. Т. 1- 4. М., 1920.

Фёдоров-Грекулов Е. Секуляризация церковных имений в России. М., 1926.

Его же. Роль церкви в истории развития торгового капитализма в России. - Атеист, № 22-23, 1927. Его же. Ростовщическая деятельность русской церкви. - Атеист, № 24,1928.

Мельгунов С. Церковь и государство в России. Переходное время. М., 1909.

Лукин Н.М. Церковь и государство. М., 1922 (4-е изд).

Горчаков М.И. Монастырский приказ. М., 1868.

Его же. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода. СПб., 1871.

Кильчевский. Богатства и доходы духовенства. СПб., 1908.

Денисов. Православные монастыри в Российской империи. М., 1910.

Верховский П.В. Населённые недвижимые имения Синода, ар хирейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра Великого. СПб., 1909.

Другие области отмечались иными видами общецерковной собственности. Так, в степных районах - это поместья, в Среднем Поволжье (Казанский край) - земли архиепископского дома, в Поморской части Северного края - «черные» земли, в Северном крае, в северной и восточной частях центра и в Верхнем Поволжье - в областях, покрытых дремучими лесами, церковно-монастырская собственность - лесные массивы.

Горсей приводит слова Ивана IV: «Монастыри, говорит Грозный, захватили себе в собственность, как оказывается, третью часть городов, посадов и деревень нашего государства». Но сам же Ваня этому и способствовал, так как практиковал насильственное пострижение в монахи. А так как такое наказание применялось в отношении элиты общества, то богатейшие люди России обогащали монастыри.

Кроме того, земля принималась в заклад, и тут были неисчерпаемые возможности для спекуляции. Как пишет Ключевский: «Они (церковники) завели или деятельно поддерживали на тогдашнем земельном рынке настоящую игру "в крестьян и землю", благодаря которой населенные имения переходили из рук в руки чуть не с быстротой ценных бумаг на нынешней бирже. Обилие денег дало монастырям возможность выступать соперниками боярства на земельном рынке, возвышением покупных цен успешно оспаривать самый насущный его интерес - землю с даровыми рабочими руками. Недаром дети боярские жаловались правительству, что "мимо монастырей вотчин никому ни у кого купить не мочно"».

 

Memory return

 

Максим Грек.

«Игумены всяческими неправдами и лихоимством стараются скопить себе злато и серебро, морят крестьян своих тяжкими и непрестанными работами, отдают свои деньги вроет бедным и своим же крестьянам, и когда росты умножатся, истязуют этих бедняков до смертной муки, отнимают у них имущество, выгоняют их с семействами из их домов и даже из селений, а иногда и навеки их себе порабощают» (прот. Макарий. История Русской Церкви. СПб., 1910).

И даже когда с легкой руки Грозного на РПЦ начали «наезжать», ограничивая или запрещая (это позже) покупку боярских вотчин, церковь мгновенно освоила метод скрытой продажи и покупки земель под видом мены (и тогда законодательные «дыры» помогали проходимцам).

Вот пример: один князь (Василий Пронский?) «выменял» свою вотчину в Рузском уезде на 2 монастырских пустоши на следующих замечательных условиях: «Покамест теми 2-мя пустошами владеть тому же монастырю с братиею, а если состоится продажа пустошей, то вырученные деньги отдать в Спасов же монастырь» (Горье Ю. Замоскворецкий край в XVI в.).

Были и подарки с религиозного «бодуна», например, «данная» 1563 года князя Дмитрия Немова Иосифо-Волоколамскому монастырю на село Локныш с храмом во имя «Рождества пресчистыя Богородицы» и с 22 деревнями в Рузском уезде. Вместе с селами и деревнями монастырю дарились «в наследие вечных благ», «впрок, без выкупа и без отмены» все окрестные угодья «и с болоты, с луги с пашенными и непашенными» ну и, естественно, «житейские крестьяне».

М.Н. Покровский - общемировой лидер в разработке интереснейшей социально-психологической теории страха смерти. (На тот период. Позже его концепцию никогда не обсуждали, его задвинули в тень, и он тихо ушёл в интеллектуальное небытие.) С позиции этой доктрины великолепно объясняется тот факт, что только страх смерти заставлял власть имущих во всех странах мира поддерживать, охранять и создавать в глазах мужика оправданность, посовременному - легитимизацию, такой проститутской, паразитарной структуры, как церковь. Если держать в памяти этот ключевой мотивационный модуль, то очень многое можно понять в истории России, да, впрочем, и в настоящем.

Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. Пг., 1923. 5-е изд. (в общей системе мировосприятия переход верующего к индивидуализму и социальному эгоизму).

Его же. Русская история в самом сжатом очерке. Ч. I—II. От древнейших времён до второй половины XIX столетия. М., 1922 (страх перед духами как форма страха смерти, т.е. особая форма чувства самосохранения).

Его же. Страх смерти и производственное значение религии. - Под знаменем марксизма, 1922, № 9-10.

Степенов И. Страх смерти против исторического материализма. - Под знаменем марксизма. 1922, № 11-12;

Он там же 1923, № 2-3.

Покровский М.Н. История религии на холостом ходу. - Под знаменем марксизма, 1923, № 2-3.

Рожков Н. Учебник истории всеобщей и русской. Пг., 1921 (чувство страха смерти - основа религии).

Его же. Русская история в сравнительно-историческом освещении. Основы социальной динамики. Пг.,1919 (психологические предпосылки социологии духовной культуры).

Ну, наверное, все ясно. РПЦ, как рак, сжирала страну, а в основе этого лежала опять же административная благоглупость Ивана III и Василия III, первых «великих князей Московских и всея Руси». И так-то, с нечетким законодательным оформлением, РПЦ делала что хотела, а тут этот правовой тихий безпредел узаконили по полной программе. Как поет святой акын Тимур Шаов:

 

«Перестроили бардак в бордель».

 

Если сгруппировать все льготы, то получим следующий список:

1) право призывать людей на свои земли;

2) освобождение духовенства, монашества и их крестьян от государственных податей, и повинностей;

3) право взимать вместо правительства известные подати с крестьян, живущих на землях духовных учреждений;

4) освобождение землевладельцев духовного звания и их приказчиков от подсудности местным властям;

5) предоставление духовным учреждениям и лицам права суда и расправы над людьми, поселенными на их землях;

6) право монастырей иметь собственное «пятно» для покупки и продажи лошадей;

7) запрещение княжеским чиновникам въезжать в монастыри и их селения и брать насильственно кормы, подводы и подводников.

Как вы понимаете, это уникальное положение. Не забудьте, что это еще в небольшом государстве XVI-XVII веков. Какая, к лешему, автономия? Но уж как было...

Всё это умело вымыли из памяти. Для примера просто напомню одно святое местечко — Соловки, ну если хотите — Соловецкий монастырь. За последнее время СМИ создали какую-то пасторальную картину Соловков до 1917 года - розовая благодать, хотят тихие иноки, монахи с удочками...

Соловки — это самая страшная общероссийская подземная и земляная тюрьма, по сравнению с которой Бастилия - «Метрополь». Туда, кстати, ссылали диссидентов ещё в XX веке. Но это отдельная тема.

Соловки — это крупнейшее предприятие в отрасли. Свыше 1000 рабов постоянно работали на соляных промыслах. Смертность жуткая, бывало, что «команда» за год обновлялась. Многие работали в цепях, под пыточным контролем садистов в рясах с дубинами в руках. Соловецкий монастырь продавал ежегодно до 130 тыс. пудов соли. Кирилло-Белозерский монастырь торговал ею «на Двине, и во Твери, и в Торжку, и на Угличе, и на Кимре, и в Дмитрове, и в Ростове, и на Кинешме, и на Вологде, и на Белоозере с пригородом, и по иным местам».

Данилова Л.В. Очерки по истории землевладения и хозяйства в Новгородской земле в 14-16 вв. М., 1955.

Два неизвестных сочинения XVIII века о Синоде и монастырских доходах (публикацию подг. к печати О.Ф. Козлов, с пред. ред.). - Сов. архивы, № 3, 1971.

Грекулов Е.Ф. Русская церковь в роли помещика и капиталиста. М., 1930.

Барсуков Н.Н. Соловецкое восстание. Петрозаводск, 1957.

Бубнов Н.Ю. Неизвестная челобитная дьякона Игнатия Соловецкого царю Фёдору Алексеевичу. - Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972.

Свияшский и Богородицкий монастыри продавали по 10- 20 тыс. пудов соли в год. В Свияшском, кроме прочего, был корабль, который ходил за товаром в Астрахань. Вологодский монастырь - крупнейший в регионе торговец хлебом. Кирилло-Белозерский монастырь «держал» ярмарку. Троице-Сергиевский монастырь - крупнейший в регионе торговец зерном. Флетчер, приехавший в Москву в 1588 году, пишет, что русские монахи, «заняв лучшие и приятнейшие места в государстве, получали одного только земельного дохода от 1000 до 2000 т.р. ежегодно» (рубль 1550 года равен 100 рублям конца XIX века). А все доходы Троиц- ко-Сергиевского монастыря достигали будто бы до 100 тыс. руб. ежегодно.

 

Memory return

 

Для ориентации Отрывки из закладных того периода.

 

Григорий Чернов занял у митрополичьего казначея Макария пять рублей денег, «а рост дати по расчету, как идет в людях, на пять шестой, а поляжет серебро по сроце, и на рост по тому же расчету, а в деньгах заложил свою деревню Оленево».

«Княжеский слуга Окул Жук занял у... Арсения рубль денег... а в деньгах заложил рыбные ловли...»

«Уласей Степанович заложил игумену Василию... в десять рублей да трех сороков белки свое село сроком на 5 лет».

Михаил Истомин «занял... десять рублей... заложил свою пашню на реке Вологде».

«Занял 4 рубля... заложил пашню».

И такие «сделки» проходили по всей стране. И конца этому «узаконенному» грабежу не было.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.058 с.)