Возможности применения зарубежного опыта в профилактике заражения и работе с ВИЧ-инфицированными в Архангельской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности применения зарубежного опыта в профилактике заражения и работе с ВИЧ-инфицированными в Архангельской области



Сохранение надлежащего качества жизни людей, человеческого потенциала общества и устойчивого человеческого развития существенно зависит от взаимодействия государства и общественности в противодействии ВИЧ.

Ссылаясь на зарубежный опыт, можно сказать, что взаимодействие государственных органов с общественными организациями доказывает свою высокую эффективность на практике. Именно благодаря использованию сотрудничества государства и общественности в сфере противодействия распространению ВИЧ/Спида можно существенно стабилизировать эпидемию этой болезни и снизить темпы распространения как заболеваемости, так и смертности.

Формирование интегрированной системы взаимодействия государства и общественности должно стать одной из важнейших целей государственной власти в сфере борьбы с ВИЧ. Ожидаемым результатом такого взаимодействия должно стать улучшение эпидемической ситуации и усиление государственного и общественного контроля в данной сфере.

Во всем мире важным элементом эффективной профилактики, являются общественные центры по уменьшению вреда. Основной стратегической целью профилактики ВИЧ является предотвращение или ослабление негативных физических, социально-экономических и правовых последствий рискованного поведения категорий населения, имеющих риск, как для них самих, так и для всего общества. Для успешной реализации таких программ используются специально разработанные и стандартизированные инструменты, в частности:

- обмен игл и шприцев, распространение презервативов и лубрикантов и т. п. – выездными социальными рабочими (аутрич-работа) в местах сбора взаимопомощи; организация досуга и уход за детьми клиентов; организация работы волонтеров с элементами ресоциализации для наркозависимых;

- юридические (разъяснение содержания правовых документов; помощь в восстановлении личных документов, помощь в получении льгот, субсидий и т.п.;

- юридическая поддержка в случае задержания клиентов правоохранительными органами или привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности; представление интересов клиента в суде и др.

В зависимости от объема услуг, примерный штат центра включает администраторов, медико-санитарный персонал, в частности, психолога, социальных работников, юриста. В основном центры уменьшения вреда функционируют отдельно от административных офисов организаций, которые координируют их деятельность, а руководят ими профессиональные менеджеры. Аутрич работу, как свидетельствует опыт зарубежных ВИЧ-сервисных организаций, могут эффективно выполнять волонтеры, прошедшие специальную подготовку.

Следует заметить, что желательным условием с точки зрения территориального расположения таких пунктов должно быть их доступность для целевых групп.

Здесь следует отметить, что стандарты других стран, в частности Британии, должны рассматриваться только в качестве примера для РФ, они не могут быть обязательными, поскольку надо принимать во внимание различия систем здравоохранения, социальных сфер, местных потребностей и ресурсов этих стран.

Услуги, предоставляемые в сфере противодействия распространению ВИЧ, в соответствии со стандартами для ВИЧ-сервиса национальной системы здоровья, согласованных Департаментом здоровья Великобритании в 2003 г., должны быть:

- клиент-ориентированными, то есть должны мотивировать личность для принятия выбора в пользу здоровья и управляемой жизни с ВИЧ путем просвещения и поддержки, что подчеркивает важность образа жизни, культуры и религии и действует в направлении преодоления влияний неудовлетворительного материального положения, социального исключения и стигмы;

- осуществляемыми в партнерстве, а именно: цели и ответственность лица, медицинских и социальных служб являются взаимосвязанными и четко установленными в плане, что регулярно контролируется;

- беспристрастными, а именно: услуги спланированы на основе потребностей населения, отдельных его групп и отвечают этим потребностям;

- интегрированными, то есть такими, которые обеспечивают сочетание знаний и умений профессионалов медицинской и социальной помощи в мультидисциплинарной команде, состоящей как из специалистов первичной медицинской помощи и социальной помощи, так и специалистов из других специализированных направлений;

- ориентированными на результат, то есть должны обеспечивать сведение риска инфицирования ВИЧ и ассоциированных осложнений, а также способствовать росту качества жизни клиентов путем воодушевления персонала к оказанию и оценке помощи.

Данные стандарты и общие принципы отражают общую философию сферы здравоохранения в Великобритании. Британские стандарты услуг по ВИЧ могут стать ориентиром для разработки минимальных стандартов в сфере противодействия распространению ВИЧ в РФ и Архангельской области. Британская программа профилактики ВИЧ в этих стандартов должна базироваться на доказательствах эффективности деятельности и опыте лучших практик, сочетаться с мерами продвижения сексуального здоровья и интегрироваться с услугами по лечению и уходу.

Следует отметить, что в Великобритании комплексные программы профилактики ВИЧ в соответствии со стандартами должны соответствовать реальным потребностям и включать [32]:

- предоставление информации, индивидуальной поддержки и осуществление мер по развитию навыков;

- мероприятия, направленные на изменение отношения и формирование мотивации к определенным поведенческим изменениям;

- мероприятия по принципу «равный-равному» и аутрич-работу в местах пребывание целевых групп;

- бесплатное или недорогое распространение презервативов, лубрикантов и чистых шприцов;

- доступность метадона для потребителей героина;

- предоставление услуги по пост-контактной профилактике для лиц, случай возможного инфицирования которых не связан с выполнением профессиональных обязанностей (услуга предоставляется соответственно к четким протоколам с целью обеспечения равенства доступа);

- доступ к тестированию на ВИЧ;

- услуги оповещения сексуальных партнеров лиц, у которых выявлен ВИЧ.

Эти положения можно взять за основу при разработке стандартов в сфере противодействия ВИЧ в РФ и Архангельской области. Но некоторые из них сложно или невозможно применить на практике учитывая существующие законодательные ограничения.

Также стоит заметить, что в британских стандартах требования по содержанию профилактических программ среди групп риска почти не указаны.

Исключением является упоминание желаемого содержания программ профилактики ВИЧ среди мужчин нетрадиционной ориентации и лиц, занимающихся проституцией, а также освещение вопроса профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку как отдельного направления работы ВИЧ-сервисных служб. Так, рекомендациями по содержанию профилактики ВИЧ среди мужчин нетрадиционной ориентации и лиц, занимающихся проституцией, являются:

- ориентация мероприятий на широкий контекст жизни мужчин, включая внимание к индивидуальным и структурным факторам рискованного поведения;

- адаптация профилактических мероприятий среди мужчин нетрадиционной ориентации и лиц, занимающихся проституцией на специфические потребности каждой из возможных подгрупп;

- многокомпонентность программ (включая групповую работу), их сфокусированность на формировании навыков снижения риска, навыков общения, в том числе и на сексуальную тематику.

Понятно, что данные стандарты не являются подробными и требуют конкретизации в протоколах, которые будут учитывать местные потребности и проблемы.

Более значимым направлением профилактической работы, которое закреплено в отдельном стандарте, является профилактика вертикальной трансмиссии. В этом стандарте особое внимание уделяется медицинскому компоненту. Важным моментом, который стоит позаимствовать РФ, является необходимость сочетания медицинских мер с мерами социального ухода и поддержки.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что рекомендованные стандарты для ВИЧ-сервиса национальной системы здоровья Великобритании содержат общие принципы организации услуг в сфере противодействия ВИЧ, подчеркивают необходимость применения мультидисциплинарного подхода, поскольку комплексность помощи на разных уровнях взаимодействия с клиентом обеспечивает быстрое и полное реагирование на потребности клиента. Рекомендуемые стандарты являются основой для принятия более детальных стандартов или протоколов, поэтому они могут быть использованы в качестве примера при разработке рамочных стандартов в сфере противодействия ВИЧ в РФ и Архангельске.

В мировой практике общественными центрами (community centres), по крайней мере в такой форме, в которой они существуют, например, в Великобритании и США, называют места, в основном отдельные здания, в стенах которых встречаются члены местной общины для проведения совместных образовательных, культурных мероприятий и развлечений, обсуждения жилищно-бытовых проблем. Такое определение общественным центрам дают «Оксфордский словарь современного английского языка» А. Хорнби и «Словарь американского языка Уэбстера». Под общиной эти словари понимают, прежде всего, жителей одного района, поселка или города, которые воспринимаются как единое целое [30].

В Великобритании и США общественные центры считаются действенным инструментом укрепления местных общин и привлечения граждан к местному самоуправления, а также солидарности и взаимопомощи среди членов местной общины, которые принадлежат к разным социальным слоям. Они могут использоваться для организации и размещения детского сада, разнообразных спортивных секций и кружков для детей. В отличие от заведений, которые непосредственно контролируются местными властями, руководство такими центрами и их обслуживание осуществляется силами самих местных жильцов на добровольных началах, то есть преимущественно бесплатно.

Финансируются общественные центры преимущественно из бюджета местной власти, а также за счет таких культурных и фандрейзинговых мероприятий, как проведение благотворительные лотереи, ярмарка, танцевальные вечеринки, свадьбы и т. д.

Общественные центры могут обслуживать не только членов местной общины, но и соседних общин [33].

Несколько иную роль призван выполнять так называемый дроп-ин центр, или центр уменьшения вреда – открытый пункт обслуживания, в котором представители определенной целевой группы населения могут получить бесплатные социальные, медицинские, юридические и/или бытовые услуги и консультации без предварительной договоренности или направления, фактически центр социально-медицинской помощи и неформального общения.

В среде ВИЧ-сервисных организаций более употребляемым является термин «общественный центр», под которым понимается место для представителей сообществ, уязвимых к ВИЧ, где они могут получать устойчивый набор медико-социальных, бытовых, профилактических и других услуг с целью их дальнейшей ресоциализации и изменения рисковов к инфицированию ВИЧ. Это понятие в значительной степени перекликается с понятием «дроп-инцентр». Свою нишу общественные (дроп-ин) центры для находят в пределах двойной стратегии предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского употребления, которой придерживаются большинство стран мира [4]. Это решительная борьба с незаконным распространением наркотиков и их нелегальным рынком и гуманизация отношения к наркозависимым лицам.

Достаточно интересным является опыт организации центров снижения вреда в пределах научно-исследовательских программ изучения лучших методов предупреждения ВИЧ среди употребляющих наркотики. Такой центр существует, в частности, при исследовательском проекте» изучения НЛО (The UFO Study), спонсируемом Центром изучения профилактики Спида при Калифорнийском университете в Сан-Франциско. Проект был начат в 1997 г. с целью изучения уровня распространения ВИЧ, гепатитов В и С среди молодых потребителей инъекционных наркотиков в возрасте до 30 лет из Сан-Франциско, а также исследование методов эффективного охвата антигепатитной вакцинацией сообщества употребляющих наркотики [27].

Дроп-ин-центр проекта предлагает довольно широкий спектр услуг для молодых наркоманов, в том числе бесплатное тестирование на ВИЧ, гепатиты В и С, медицинские консультации. Здесь можно научиться предупреждать передозировки, бесплатно воспользоваться телефоном, поесть, получить одежду. Помогают участникам исследования врачи и волонтеры-консультанты среди активных или бывших наркоманов, которые прошли специальную подготовку. Кроме того, клиенты центра могут бесплатно пройти вакцинацию против гепатитов А и В. Центр предоставляет посетителям информацию о различных социальных службах для молодежи в нескольких других крупных городах США [29].

Необходимо заметить, что международной практикой доказаны целесообразность, полезность и оправданность именно тех превентивных мер и действий по предупреждению распространение ВИЧ, которые имеют целью изменение поведения и образа жизни людей.

Профилактика ВИЧ среди уязвимых категорий населения обычно осуществляется с помощью программ, нацеленных на уменьшение риска и пропаганду безопасных половых сношений. Одной из важнейших форм реализации этих программ являются центры социально-медицинской помощи, или общественные центры снижения вреда (дроп-ин центры).

Так, в г. Дакка (Бангладеш) общественные центры для наркоманов были созданы в рамках проекта помощи потребителям инъекционных наркотиков «Шакти» (это аббревиатура от «Stopping HIV/AIDS through Knowledge and Training Initiatives» - «Остановим ВИЧ с помощью знания и учебных инициатив, что также совпадает с существительным «сила» на языке бангла), которые породили в мае 1998 г. бангладешское отделение международной частной гуманитарной организации CARE.

В 1998 г. в г. Дакка с его миллионным населением насчитывалось 7650 инъекционных потребителей наркотиков. Работая над проектом «Шакти», работники CARE Bangladesh выяснили, какая наркосцена актуальна на просторах деятельности организации, в частности, каковы основные риски, относительно инфицирования ВИЧ.

Работники проекта «Шакти» с помощью помощников из числа активных ПИН и других информаторов отметили на карте города районы сбора СИН и употребление наркотиков, среди которых были также места нелегального сбыта наркотических препаратов. После этого для волонтеров и работников центра было проведено обучение, где был согласован режим и приоритетные направления работы центу.

Первый центр открыл свои двери для клиентов в мае 1998 г. Местный участковый инспектор (Ward Commissioner) бесплатно предложил использовать помещение для него в своем служебном дома, и уже за месяц услугами аутрич-работников было охвачено 150 потребителей инъекционных наркотиков (при этом количество распространенных одноразовых шприцев и игл составила 1753 единицы). А за год среднее количество наркоманов, охватываемых ежедневно, составляло 1945 человек (в некоторые дни оно достигало 2200 человек). Спустя некоторое время, было открыто еще шесть аналогичных центров, в которых работали 26 аутрич-работников, которых набрали среди самих наркоманов и их близкого окружения. Кроме этого, курс ускоренного обучения прошло 20 владельцев аптек и 160 волонтеров-консультантов. Постепенно к программе привлеклось еще 11 центров уменьшения вреда и 50 аутричработников-волонтеров. Мониторинг реализации программы показал, что в течение, например, одного месяца 2001 г. около 4000 клиентов, то есть примерно 52% всех употребляющих наркотики в г. Дакка, посетили эти центры или воспользовались другими услугами CARE Bangladesh.

Опыт Дакки помог CARE Bangladesh ввести аналогичные программы в других городах страны с 1999 по 2002 гг. [26]. Общественные центры в г. Дакка предоставляют потребителям инъекционных наркотиков услуги по профилактике ВИЧ, занимаются диагностикой и лечением заболеваний, которые передаются половым путем, а также предоставляют первую медицинскую помощь – главным образом лечат абсцессы. Еженедельной диагностикой и лечением заболеваний, которые передаются половым путем, занимается врач, труд которого частично платит международная сеть женских центров им. Мари Стоупс (Marie Stopes International). Другие медицинские услуги берет на себя государственный врач. Благодаря активному участию в работе центров центральной штаб-квартиры CARE, государственных органов и институтов, международных неправительственных организаций, работникам проекта «Шакти» удается успешно «нейтрализовывать» беспокойство местных жителей непосредственным соседством с ними центра для наркоманов.

Проект «Шакти» в партнерстве с государственным Центральным наркологическим диспансером регулярно организует в столице Бангладеш детоксикационные лагеря для наркоманов. Они ведутся бесплатно в зданиях, предоставленных или арендованных на льготных условиях у местных общин. В среднем такой лагерь работает 14 дней, и их участники осуществляют пожертвования в размере 3 USD каждый. Полученные средства идут в целевой фонд BODAR. Стоимость медикаментов, проживание, питание и медицинской помощи уплачиваются проектом «Шакти». По данным BODAR, примерно 120 потребителей инъекционных наркотиков прошли лечение в детоксикационных лагерях с января 2000 г. по ноябрь 2002 г. в настоящее время у М. Дакка не существует программ реабилитации наркоманов, но BODAR надеется внедрить реабилитационную программу для них при условии получения достаточного финансирования. Нужно отметить, что заместительная терапия в Бангладеш под запретом [26].

По мнению руководства CARE Bangladesh, можно выделить несколько важнейших составляющих успешного внедрения программы общественных центров для наркоманов в г. Дакка. Во-первых, это целостный подход к усилиям, нацеленным на борьбу с распространением двойной эпидемии инъекционного потребления наркотиков и передачи ВИЧ через зараженный инструментарий для инъекций, путем сочетания программы снижения вреда с лечением наркозависимости и болезней, которые передаются половым путем. Во-вторых, это кропотливая информационно-просветительская работа с государственными органами, религиозными лидерами, а также с влиятельными лицами из местных общин и самими местными жителями на этапе разработки проекта и в процессе его реализации.

При этом используются прагматичные, лишенные конфронтации подходы к сотрудничеству с правоохранительными органами в решении проблем на местах, когда такие возникают. Это обеспечивает бесперебойную и эффективную работу центров. Очень важна также информационная работа с донорами с целью обеспечения оперативности и гибкости при выполнении проекта.

Решающей является помощь со стороны употребляющих наркотики и бывших наркоманов на всех этапах реализации проекта. Эти люди помогали в картировании районов, где обычно собираются наркоманы, давали советы, где лучше открывать новые центры уменьшения вреда и аутрич-работу, сами работали и работают платными и добровольными аутрич-работниками и входят в состав персонала дроп-инцентров. Создание группы взаимопомощи для активных потребителей инъекционных наркотиков PROCHESTA и ее роль в переборке на себя некоторых услуг является беспрецедентным случаем в истории развития аналогичных программ в развивающих странах.

Все эти достижения являются результатом политики контролируемой ответственности, которую проводит CARE Bangladesh и благодаря которой потребители инъекционных наркотиков активно привлекаются к реализации программы после интенсивного обучения и последующей постоянной поддержки.

Анализ показал, что для того, чтобы достичь результата в борьбе с распространением вируса иммунодефицита человека, нужен комплексный междисциплинарный подход.

С учетом необходимости вышеупомянутого междисциплинарного подхода, представленного в анализе опыта деятельности центров снижения вреда для групп риска, можно сформулировать минимальный набор услуг по профилактике ВИЧ среди представителей этих уязвимых к ВИЧ категорий населения. Для удобства и наглядности информация сведена в приведенную ниже таблицу. В этой таблице 3.1. указаны шесть базовых компонентов минимального пакета услуг по профилактике ВИЧ для групп риска, а также их партнеров/клиентов, сочетание которых имеет цель помочь целевым группам усвоить регулярные практические меры по уменьшению вреда инъекционного употребления наркотиков и риска незащищенных половых отношений. Эти компоненты включают в себя: (1) аутрич-работу и консультирование по принципу «равный-равному»; (2) привлечение средств массовой информации; (3) распространение презервативов (и лубрикантов - особенно); (4) добровольное консультирование и тестирование на ВИЧ; (5) лечение ИППП и (6) обмен игл и шприцов для наркоманов.

Таблица 4 – Минимальный пакет услуг по профилактике ВИЧ среди групп риска, который предоставляется в рамках деятельности ВИЧ-сервисных организаций

Направление профилактики Содержание профилактической работы, проводимой НПО
Аутрич работа распространения профилактической информации по ВИЧ/СПИДу путем взаимодействия с целевыми группами населения (в частности, с использованием консультантов среди равных, групповых мероприятий и акций, телефонных «горячих линий», центров уменьшение вреда, интерактивных Интернет - чатов и т. п)      

Окончание таблицы 4

Направление профилактики Содержание профилактической работы, проводимой НПО
Привлечение СМИ Разработанной и направленной специально на потребителей инъекционных наркотиков (судьбы – Син), лиц секс-бизнеса(далее – ОСБ) и мужчин, практикующих секс с мужчинами(далее – МСМ), с помощью СМИ (напр., телевидение, видео, радио, пресса, печатные материалы, наружная реклама, \VW\V и др)
Распространение презервативов (и лубрикантов) Распространение мужских кондомов и женских презервативов вместе с лубрикантами или их социальный маркетинг
Добровольное консультирование и тестирование на ВИЧ Добровольное тестирование на ВИЧ, которое сочетается с предоставлением консультаций при получении результатов клиентами
Лечение ИППП Диагностика и лечение ИППП профессиональным медицинским персоналом
Связи со специализированными медицинскими заведениями и органами социальной опеки Обеспечение связей со специализированными медицинскими учреждениями и органами социальной опеки для людей, живущих с ВИЧ. Сюда относятся медицинские учреждения, которые оказывают антиретровирусную терапию, психологическую помощь и т. п, а также государственные органы и учреждения, которые оказывают социальную помощь и поддержку

Наверное, трудно было бы рассчитывать на то, что одна организация или заведение обеспечит предоставление одновременно всех компонентов этого пакета. Вероятнее всего такая задача выполняется благодаря скоординированным действиям различных организаций, доноров и других заинтересованных сторон. Кроме того, налаживание связей между отдельными компонентами этого пакета помогает эффективно обеспечить профилактические потребности целевых категорий населения, о которых шла речь в этом обзоре. Также дополнительный седьмой компонент, то есть обеспечение связей со специализированными медицинскими учреждениями и органами социальной опеки, дает возможность людям, получившим положительный результат тестирование на ВИЧ, получать дополнительные услуги.

К желаемым поддерживающим элементам вмешательства, которые способствуют внедрению указанных профилактических мероприятий и усиливают их эффективность, можно добавить, в частности, действия, направленные на преодоление стигмы и дискриминации групп риска, гуманизацию законодательства и государственной политики в отношении этих категорий населения, мобилизацию этих сообществ.

Зарубежный опыт работы центров для групп риска позволяет сделать следующие общие выводы и рекомендации в плане эффективного внедрения аналогичных программ социально-медицинской помощи этим целевым группам в РФ:

- обеспечение устойчивого финансирования для проведения активной информационно-разъяснительной работы среди местных общин, со стороны влиятельных общественных деятелей, органов самоуправления и государственных органов власти; развитие и укрепление рабочих связей с государственными органами социальной опеки является важным залогом успешной отладки работы контактных центров для групп риска;

- тщательная оценка специфических потребностей местных сообществ групп риска и сегментация потребителей социально-медицинских услуг на основе разницы в этих целях также является важной составляющей успешного стратегического планирования работы любого центра;

- содействие самоорганизации и укреплению инфраструктуры сообществ;

- активное привлечение самих групп риска на всех этапах разработки, реализации и оценки соответствующих программ позволяет эффективнее удовлетворять потребности этой целевой группы;

- предоставление центрами уменьшения вреда комплексных медицинских услуг и / или налаживание партнерских отношений со специализированными медицинскими центрами, учитывающими специфику работы с группами риска, устраняет препятствия в удовлетворении потребностей этой категории населения в профилактике ВИЧ и защите своего сексуального здоровья;

- привлечение программ социально-медицинской помощи групп риска и самих представителей целевой группы к исследовательским проектам, например, изучение лучших путей профилактики ВИЧ;

- помощь правительству страны в разработке специфических кампаний

- сексуального образования в рамках национальной программы борьбы с ВИЧ способствует избежанию недостатков.

В странах мира проводятся широкомасштабные программы борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции, которые включают просветительские меры, доступ к услугам по консультированию и тестированию, лечению и уходу. Значительная работа проводится по предупреждению передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и по преодолению стигмы и дискриминации к зараженным ВИЧ.

Анализ зарубежного опыта воплощения программ в рамках государственного взаимодействия планирования и воплощения мер по противодействию распространению ВИЧ показал, что в РФ существуют реальные возможности для совершенствования и внедрения новых форм и методов такого взаимодействия.

3.2 Разработка предложений[SE1] по повышению эффективности государственной программы «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013-2024 годы)»

Эффективный процесс разработки и внедрения мер противодействия ВИЧ среди ключевых групп населения должен соответствовать приведенным ниже принципам:

- подход, основанный на этике и правах человека, должен определять весь процесс принятия решений. Планируемые меры в ответ на ВИЧ среди ключевых групп населения и собственно процесс принятия решений должны быть недискриминационными и подотчетными группам населения, для обслуживания которых они разработаны, уважать и поддерживать их автономию и права. Необходимо придерживаться принципов справедливости и равенства;

- конструктивное участие сообществ, пораженных ВИЧ, критически важно для обеспечения того, чтобы принятые решения, сформированные планы и разработанные программы являлись приемлемыми для членов сообщества, справедливыми и отвечающими потребностям сообщества. Успешное расширение возможностей сообщества развивает способность его организаций и отдельных членов относительно конструктивного участия в этих процессах. Организации, которыми руководят представители сообщества играют решающую роль в предоставлении услуг, которые лучше всего отвечают потребностям ключевых групп населения.

Привлечение всех заинтересованных сторон. Противодействие ВИЧ-инфекции среди ключевых групп населения требует многосекторального ответа. Поэтому планирование ответа требует привлечения многих секторов.  К таким сторонам можно отнести:

а) экспертов и руководителей программы, медицинских работников из таких сфер государственного и частного секторов: половое и репродуктивное здоровье, здоровье матери и ребенка, психическое здоровье, услуги по вопросам гепатологии, услуги по вопросам наркозависимости и уменьшению вреда вследствие употребления наркотиков, медицинские программы в тюрьмах;

б) гражданское общество, включая людей живущих с ВИЧ, группы женщин и молодежи, религиозные лидеры, лица с инвалидностью;

в) специалисты в отдельных сферах, а именно: лабораторные услуги, фармакология, устойчивость к лекарственным средствам, борьба с токсичностью, цепочку поставок и общественное здоровье;

г) Партнеры, включая представителей соответствующих министерств, а именно:

1) здравоохранения, юстиции, правоохранительных органов, внутренних дел, финансов и планирования;

2) неправительственные организации, включая международные агентства, религиозные организации, другие местные неправительственные и общественные организации, а также частные сервисные организации;

3) профессиональные ассоциации медицинских работников различного кадрового состава (врачи, медицинские сестры, медицинские работники в общине);

д) Скоординированный подход. Руководитель программы по противодействию ВИЧ и соответствующий орган должны взять на себя ответственность за общее руководство процессом планирования, содействие участию в заинтересованных сторон;

е) Открытость и прозрачность. Необходимо обнародовать данные и обоснования для принятия решений, включая информацию об ожидаемой эффективности и рисках, соотношении пользы для здоровья и бремени от принятых решений для разных групп население;

ж) Справедливость. Целью программ должно быть достижение справедливого уровня показателей здоровья среди всех групп населения и условий, а также обеспечение гендерного равенства;

з) Эффективность и постоянство. Программы должны предоставлять результативные услуги наиболее эффективным способом и обеспечивать постоянное предоставление этих услуг в течение длительного времени.

Государственная программа «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013-2024 годы)» должна отражать систему целей, задач, целевых показателей и комплекса мер для их достижения и реализации с учетом целей и приоритетов области, групп, уязвимых к ВИЧ-инфицированию, людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, а также мнения экспертов, ученых, депутатов и специалистов местных органов управления.

Главная цель – направить действия государственных и местных органов власти, общественных организаций и сконцентрировать финансовые, материально-технические и другие государственные и местные ресурсы, ресурсы производственного и научного потенциала, ресурсы на создание и поддержание благоприятных условий для достижения универсального доступа к профилактике ВИЧ-инфекции, лечения, уходу и поддержке всех, кого коснулась проблема ВИЧ-инфекции.

Представляется целесообразным в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Архангельской области (2013-2024 годы)» составить отдельную целевую подпрограмму по ВИЧ-инфекции. Она должна быть логическим продолжением реализуемой программы с учетом достижений и недостатков ее выполнения, базироваться на региональной стратегии социально-экономического развития региона, а также согласоваться и сочетаться с другими программами, в том числе государственными целевыми, которые действуют в регионе.

Важным фактором подготовки конструктивной региональной целевой программы является обеспечение на всех этапах ее разработки и внедрения сотрудничества и скоординированных действий государственных, региональных органов власти и общественных организаций, а также представителей уязвимых к ВИЧ-инфицированию групп среди населения и людей, живущих с ВИЧ-инфекцией.

Необходимо сочетать стратегическое планирование, программно-целевой метод и менеджмент, ориентированный на результат.

Не существует одной общепринятой методики или готовых «рецептов» стратегического планирования для или определенных учреждений. Учреждения должны приспособить процесс стратегического планирования к своим управленческим потребностям в соответствии с организационными и программными структурами. Представляется, что стратегическое планирование это:

- системный способ управления изменениями и достижения консенсуса на региональном уровне между всеми участниками процесса разработки и реализации подпрограммы;

- творческий процесс определения стратегических направлений и согласования реалистичных целей и задач, сочетание долгосрочных перспектив с краткосрочными действиями;

- мощный инструмент объединения лидеров общественных организаций, групп, уязвимых к ВИЧ-инфекции, и чиновников местной власти; создание партнерства между общественным и государственным секторами, что должно стать постоянной составляющей процесса принятия решений властью Архангельской области.

Базой для стратегического планирования является программно-целевой метод. Такой метод используется для формирования общего плана действий, подбора конкретных мер для достижения основной цели программы и объединение их в единое целое.

Цели стратегии управления ответом на эпидемию ВИЧ-инфекции: 

- повысить эффективность использования ресурсов путем привлечения местных признанных лидеров, которые пользуются авторитетом у граждан, к процессам определения комплекса услуг и объема затрат;

- углубить понимание структуры затрат и производительности предоставления услуг путем установления более тесных связей между выделением и использованием ресурсов;

- повысить мотивацию работников через перспективное видение на местном уровне и привлечь пользователей услуг к надзору, оценке результативности;

- повысить ответственность, обеспечить прозрачность и законность процессов путем внедрения системы предоставления услуг по ВИЧ-инфекции в местные административные системы;

- повысить участие граждан в предоставлении услуг в сфере ВИЧ-инфекции путем создания систем и процедур для их привлечения к планированию, выделению ресурсов, надзору и оценке;

- обеспечить равенство в предоставлении услуг через предоставление маргинализованным и нуждающимся группам доступа к услугам в сфере ВИЧ-инфекции и сделать возможным их влияние на процесс принятия решений по определению комплекса услуг и объема затрат.

Ключевым аспектом стратегии должно быть определение перечня основных последствий/влияния и конечных результатов для каждой цели – с учетом реалистичности их измерения.

Например, охват услугой – процент населения, нуждающийся в услугах, и имеющий к ней доступ. Доступ может зависеть от многих факторов – таких как расстояние до ближайшего пункта оказания услуги, стоимости для пользователя; а также критериев соответствия на получение услуги, которые могут устанавливаться нормативными документами или поставщиками услуг.

На практике часто лучше измерять охват услугой в сроках пользования ею. Пользование услугой – процент населения, в ней нуждается и фактически пользуется этой услугой.

Конечные результаты для функции планирования могут быть такими:

- гармонизированные рамочные и руководящие документы, касающиеся надлежащего управления ответом на эпидемию ВИЧ-инфекции, возведенные между регионами/областями; усовершенствованное электронное управление для уведомления по обновлению в процедурах закупки и поставка;

- финансовые механизмы для направления средств на противодействие ВИЧ-инфекции с областного уровня до районов;

- в местных бюджетах выделить строку на профилактику передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.073 с.)