Возрастные особенности физиологии чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности физиологии чтения



Физиолого-гигиеническое нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения.

Основным условием работы над книгой является легкость зритель- ного восприятия, которая возможна, если:

- предмет четко выделяется на окружающем фоне и поэтому дает на сетчатке резко очерченное изображение (достигается должной контраст- ностью текста и фона, хорошим качеством печати, должным освещением);

- изображение предмета образуется на самой клетчатке, а не впе- реди или позади нее (соблюдение расстояния от предмета до глаз, силы преломления составных частей глаза). Минимальная работа глазных линз бывает в том случае, если рассматриваемый предмет находится далеко от глаза. Приближение предмета к глазу требует конвергенции, поэтому про- должительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц.

 

10


- изображение имеет достаточную величину, занимая на сетчатке дугу не менее 1 мин (чем дальше предмет, тем он должен быть больше, чтобы давать изображение требуемой минимальной величины).

Возрастные различия при чтении как физиологического акта значи- тельны. Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим как технику чтения, так и понимание текста. Чтение, осо- бенно на начальных этапах зрительного восприятия, требует не только остроты зрения, аккомодации, движения глаз, но и участия таких психиче- ских функций, как быстрота зрительного различия, зрительное внимание и зрительная память.

Тактика чтения включает перемещения глаз вдоль строки, преры- вающиеся остановками взора (фиксациями). Именно в это время (а не в период движения) глаза собственно воспринимают, обрабатывают и пере- дают в зрительные центры головного мозга информацию, содержащуюся в данном фиксационном поле. Кроме поступательных движений глаз вдоль строки возможны движения с повторной фиксацией элементов текста (ре- фиксациями). Длительность фиксаций и количество движений глаз позво- ляют характеризовать процесс чтения. С возрастом, по мере развития на- выка чтения, совершенствуется организация движения глаз и происходит ускорение чтения.

Совершенствование процесса чтения осуществляется за счет:

- увеличения числа фиксаций без существенного изменения их длительности, т. е. путем увеличения объема узнавания в период каждой фиксации;

- уменьшения продолжительности фиксаций при определенном их числе, т. е. путем ускорения узнавания при сохранении прежнего объема;

- одновременного изменения числа фиксаций и их продолжитель- ности.

Особенности движения глаз при чтении определяются возрастными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развер- нутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаций и способ- ствует медленному чтению. К концу 1-го года обучения скорость чтения должна достигать 40–50 слов в минуту, 2-го — 60–70, к 3-му — до 80–90 слов в минуту и составить 1/31/2 скорости такового взрослых. В среднем и старшем школьном возрасте движения глаз хорошо организованы, однако нет их ритмичности и регулярности, характерной для взрослых.

 

Гигиенические требования к качеству оформления учебных изданий

11


Напряжение органа зрения при чтении в значительной мере опреде- ляется качеством оформления учебных изданий.

Разработка требований к размеру шрифта и качеству печати учеб- ных книг была проведена еще в 1887 г. Г. Коном. В последующие годы эта работа продолжалась. Размеры шрифта нормировались на основе следую- щих положений. Разрешающая возможность здорового глаза позволяет различать, как отдельные две, точки диаметром 0,25–0,3 мм, удаленные друг от друга на величину диаметра, на расстояние от глаза в 1 м. При чтении на обычном для взрослого читателя расстоянии — 30–35 см — глаз воспринимает величину шрифта (высота буквы) как 0,7 мм. Однако зри- тельная работа, особенно длительная, не может осуществляться на грани- це видимости. Для лиц, владеющих навыком беглого чтения, путем расче- тов была определена оптимальная высота буквы — 1,75 мм. Дальнейшие исследования, целью которых была разработка гигиенических норм по оформлению учебников, показали, что оптимальная высота шрифта неоди- накова для школьников разных классов, а также для учащихся, имеющих различный навык чтения и, следовательно, различную скорость чтения. Та- ким образом, размеры шрифта должны быть различными в учебниках, предназначенных для разных классов. В 1-м классе в период приобретения навыка чтения шрифт должен меняться и в течение одного учебного года.

В настоящее время государственный санитарный надзор в Рес- публике Беларусь за изданием учебников и детских книг осуществляется на основании:

1. Санитарных правил и норм (СанПиН РБ 14-9-2002) «Гигиениче- ские требования к изданиям учебным для общего и среднего образова- ния».

2. Санитарных правил и норм (СанПиН РБ 2.4.7. 16-1-2005) «Гигие-

нические требования к изданиям книжным и журнальным для детей».

3. Санитарных правил и норм (СанПиН РБ 2.4.7. 16-32-2006) «Ги-

гиенические требования к бумажно-меловым изделиям для детей».

4. Постановления № 76 от 14.06.2005 г. о внесении изменений и до- полнений в Санитарные правила и нормы (СанПиН РБ 14-9-20-01) «Ги- гиенические требования к изданиям учебным для общего среднего образо- вания».

5. ОСТа 29.127-96 «Издания книжек для детей. Общие технические условия».

Гигиеническая экспертиза полиграфического оформления школь- ных учебников и детских книг проводится в два этапа.

На первом этапе гигиенической экспертизе подлежит техническая спецификация на учебники и художественную литературу для детей.

 

 

12


На втором этапе выборочно контролируют изданные учебники и книги, проверяя соответствие их полиграфического оформления гигиени- ческим требованиям и выполнение сделанных на первом этапе гигиениче- ской экспертизы замечаний представителей госсаннадзора.

 

13


Гигиеническая классификация изданий

А. Учебные издания для общего и среднего образования:

1. В зависимости от характера и объема предъявляемого информа- ционного материала для единовременного прочтения и усвоения издания по учебным дисциплинам подразделяются:

- на социально-гуманитарные: букварь, человек и общество (чело- век и мир, человек и общество, человек и его здоровье, природа и человек и т. п.), история, белорусский, русский и иностранные языки, искусство (изобразительное искусство, музыка, отечественная и мировая художест- венная культура и т. п.), физическая культура;

- математические: математика, алгебра и начала анализа, геомет- рия (стереометрия и др.), тригонометрия и т. п.;

- естественнонаучные: природоведение, астрономия, физика, хи- мия, география, биология и т. п.;

- технологические: трудовое обучение, информатика и информа- ционные технологии, черчение и др.

2. В зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются:

- на учебник;

- учебное пособие;

- практикум.

Учебные издания нового поколения — индивидуальная рабочая тет- радь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тет- радь для творческих заданий и т. п. — следует относить к практикумам.

3. В зависимости от возрастной категории издания учебные предназначаются для образования:

- начального — 1–4 годов обучения (первая ступень);

- базового — 5–9 годов обучения (вторая ступень);

- общего среднего — 10–11 годов обучения (третья ступень). Б. Издания книжные и журнальные:

1. В зависимости от читательского адреса и в соответствии с воз- растными физиологическими особенностями органа зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией разви- тия детского организма издания подразделяются на следующие четыре возрастные группы:

- первую — издания для детей от 4 до 6 лет включительно;

- вторую — издания для детей от 7 до 10 лет включительно;

- третью — издания для детей от 11 до 14 лет включительно;

 

 

14


- четвертую издания для детей (в т. ч. абитуриентов) от 15 до 17

лет включительно.

В выходные сведения изданий, предназначенных для детей до 4 лет, необходимо включать следующую информацию о читательском адресе:

«Для чтения взрослыми детям».

2. В зависимости от реальной зрительной нагрузки при чтении раз- личают следующие категории изданий:

- первую — литературно-художественные, научно-популярные;

- вторую — справочники (словари, энциклопедии, памятки); для досуга — стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды.

 

Гигиенические требования к учебным изданиям

Термины и определения представлены в прил. 1.

Основное требование, предъявляемое к учебникам и книгам для де- тей — удобочитаемость.

Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий ви- димости печатного текста и удобочитаемости.

Видимость определяется качеством бумаги (цвет, просвечивае- мость, гладкость) и качеством печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски).

Удобочитаемость определяется максимумом продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомле- нием. Удобочитаемость обусловливается кеглем (размер шрифта), гарни- турой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом полосы на- бора и расположением текста на странице (длина строки, интерлиньяж, размер полей).

Гигиеническая характеристика учебников и книжных изданий для детей складывается из оценки их внешнего оформления, качества по- лиграфических материалов, печати, шрифта, набора:

А. Оценка внешнего оформления изданий.

Гигиеническая оценка внешнего оформления учебников и детских книг проводится по следующим показателям:

- формату;

- массе;

- характеристике иллюстраций;

- переплету, способу комплектования и скрепления (брошюровка).

1. Гигиенические требования к форматам учебников определяются удобством пользования книгой и рекомендациями к набору.

Формат издания должен соответствовать требованиям ГОСТ 5773.

Оптимальными форматами являются:

15


а) для 1–4-го классов — 70 × 90/16 (175 × 225 мм);

б) 5–11-го классов — 60 × 90/16 (150 × 225 мм); 84 × 108/32 (135 ×

× 210 мм); 60 × 84/16 (150 × 210 мм).

При определении формата полосы набора используется понятие

«квадрат» (1 кв. = 48 типографским пунктам или 18,04 мм).

2. Масса издания не должна быть более (г):

- 300 для 1–4-го годов обучения;

- 400 — для 5–7-го;

- 500 — для 8–9-го;

- 600 — для 10–11-го.

Масса изданий, предназначенных для работы только в классе для учащихся 1–4-го годов обучения, не должна превышать 500 г.

Допускается увеличение массы издания не более чем на 10 %.

Вес учебников из расчета на один учебный день (без веса ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должен превышать веса до- пустимых уровней переноса учебных комплектов учащимися: 1–2-й кл. – до 1,2 кг; 3–4-й кл. — до 2,2 кг; 5–6-й кл. — до 2,7 кг; 7–8-й кл. — до 3,2 кг; 9–11-й кл. — до 3,7 кг. Ранцы и портфели следует выпускать весом не более 600 г для учащихся начальных классов (1–4), не более 700 г — для учащихся средних и старших классов (5–11).

Нередко масса комплекта учебников, других учебных принадлежно- стей и ранца превышает возрастные нормы переноса тяжестей. Это может привести к развитию утомления и нарушению осанки, особенно у детей младшего возраста.

3. Иллюстрации в учебнике должны быть четкими. В изданиях для

1–4-го классов рекомендуется применять многокрасочные иллюстрации.

4. Переплет и способ комплектования и скрепления (брошюровка). Переплет учебников должен быть прочен, сделан из материала, мини- мально подвергающегося загрязнению. Для переплета рекомендуются ма- териалы на бумажной и тканевой основе.

Учебные издания могут быть в мягкой обложке или в переплетной крышке (твердый переплет). Издания в переплетных крышках с бумаж- ным покрытием должны быть отделаны припрессованной пленкой. Изда- ния в мягком переплете могут быть лакированы или отделаны припрессо- ванной пленкой, кроме обложек, изготовленных из мелованной бумаги или бумаги со специальным покрытием.

Не допускается применять способы скрепления блока издания, при- водящие к ухудшению условий чтения: шитье проволокой втачку, клеевое бесшовное скрепление.

Б. Гигиенические требования к качеству бумаги и полиграфических материалов.

 

16


Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна обес- печивать хорошую видимость печатного текста и способствовать поддер- жанию удовлетворительного санитарного состояния данных изданий.

Гигиеническая оценка бумаги проводится по следующим показате- лям: цвету, качеству поверхности (гладкая, шероховатая, наличие неров- ностей, пятен), просвечиваемости (непрозрачность), толщине и составу.

Цвет бумаги должен быть белым или слегка желтоватым, так как он определяет контрастность печати.

Поверхность бумаги должна быть гладкой, ровной (полное отсутст- вие шероховатостей и неровностей), обеспечивающей равномерность пе- чати, чистой (без пятен и волосков), равномерно выделанной (отсутствие облачности при рассматривании через проходящий свет), без значительно- го глянца (коэффициент отражения — 70–80 %).

При шероховатой поверхности типографская краска ложится нерав- номерно и создает нечеткость очертаний печатных знаков. Рыхлая, шеро- ховатая бумага, загрязняясь органическими частицами, создает условия для длительного выживания микроорганизмов, в том числе патогенных. Туберкулезные микобактерии сохраняют свою жизнедеятельность на за- грязненных страницах 3–5 мес., гемолитический стрептококк — до 1 мес.

В издании для печати текста необходимо применять бумагу одного вида и массы.

Бумага для школьных учебников должна быть непросвечивающейся (полная непросвечиваемость печати с обратной стороны), так как просве- чиваемость создает затемнение фона и затрудняет чтение. Просвечивае- мость бумаги зависит от ее толщины (плотности), которая определяется с помощью микрометра.

Такие свойства бумаги, как прозрачность, состояние поверхности, оттенок и прочность зависят, главным образом, от состава бумаги и спо- соба ее обработки. Большое содержание древесины обусловливает не- прочность, быструю изнашиваемость, просвечиваемость и желтоватый от- тенок бумаги. Бумага должна содержать не более 68 % древесины.

Для изготовления учебных изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типо- графскую № 1, допускается № 2, книжно-журнальную). Показатель белиз- ны — 70–88 %, плотность — 0,7–0,8 г/см3, гладкость — не менее 30–80 с.

Не рекомендуется применять бумагу с показателем непрозрачности менее 85 %.

Не допускается использовать газетную бумагу и типографскую бу- магу № 3.

В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:

 

17


- затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;

- деформация блока или переплетной крышки.

На все полиграфические материалы как отечественного, так и ино- странного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены гигиенические заключения или другие документы, подтверждающие безопасность материалов для здоровья.

В. Гигиенические требования к печати текста.

Печать определяет четкость различения зрительных объектов. Пе- чать учебников и детских книг при рассматривании с помощью лупы оцени- вается по интенсивности окраски (черная, серая), ее равномерности, четкости (очертания букв — четкие, изломанные, выщербленные, размытые).

Печать учебных изданий должна быть четкой, интенсивной, черного цвета и равномерной.

Не допускаются непропечатка (потеря элементов изображения), от- марывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, двоение печатных элементов на оттиске, печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков.

Для заголовков, обозначений разделов, глав, выводов и правил, вы- деления отдельных слов и т. д. допускается использовать печатание текста цветными красками.

Для выделения текста в изданиях для начальной школы разрешается применять не более трех цветных красок, в изданиях для базового и сред- него образования — не более двух.

Не допускается применять для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски, для выделения текста — выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне, для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т. п.) — цветные краски на цветном фоне.

Г. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению. Шрифтовое оформление должно соответствовать возрастным осо-

бенностям зрительного восприятия и степени развития навыков чтения.

Беглость чтения и степень зрительного утомления при длительном чтении зависят:

- от вида шрифта;

- гарнитуры и начертания шрифта (рисунка);

- кегля шрифта (размера).

Виды шрифтов:

1) кириллической графической основы (белорусский, русский);

2) латинской (немецкий, английский) и другие.

Группы шрифтов:

 

18


1. В зависимости от рисунка знаков (формы литеры):

- рубленые («Букварная», «Азбука», «Журнальная рубленая»);

- новые малоконтрастные («Школьная», «Литературная»);

- медиевальные — округлые буквы («Таймс», «Гельветика»).

2. В зависимости от начертания:

а) по интенсивности окраски (насыщенности):

- светлый;

- полужирный;

- жирный;

б) по углу наклона литеры:

- прямой;

- курсив;

в) по ширине литеры (пропорции знаков):

- широкий;

- узкий;

- нормальный.

Основные требования к рисунку шрифта (особенно для детей млад- шего возраста), обеспечивающие удобочитаемость, состоят в простоте очертания букв, четкости, определяемой индивидуальной выразительно- стью букв и достаточной величиной внутрибуквенных просветов, соз- дающих приближение формы буквы к квадрату.

Дошкольникам и учащимся 1-го года обучения рекомендуется гар- нитура без засечек.

Для учащихся 2-го класса и старше, перешедших к приемам целост- ного зрительного восприятия, преимущества при зрительной работе созда- ет шрифт с засечками на концах букв. Они как бы ведут взор читающего от буквы к букве.

Группа шрифтов для учебников 1–4-го классов — рубленые или но- вые малоконтрастные. Начертание шрифта — 1–4-й классы — нормальное или широкое, светлое, прямое. Гарнитуры — из групп рубленых шрифтов, нормального, светлого, прямого или полужирного начертания («Буквар- ная», «Азбука», «Журнальная рубленая»). В изданиях для начальной шко- лы не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (шрифты из группы медиевальных, гарнитура типа «Таймс»).

Для изданий 5–11-го классов оптимальными являются шрифты групп малоконтрастных, нормального, светлого, прямого начертания, а также шрифты из групп медиевальных с наклонными осями округлых букв. Гарнитуры — «Школьная», «Журнальная», «Петербург», «Гельвети- ка», «Прагматика», типа «Таймс».

Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания

(кроме заголовков).

19


Гигиенические требования к размеру шрифта учебных изданий зави- сят от возраста учащихся (класса), для которых предназначено издание, и учебных дисциплин (социально-гуманитарные, математика, чтение и т. д.).

Размеры шрифта измеряются микрометрической лупой (цена одного деления — 0,1 мм). При этом оцениваются:

- расстояние между буквами;

- высота букв (кегль) (табл. 2);

- толщина основных штрихов (вертикальных);

- расстояние между основными штрихами;

- толщина соединительных штрихов (горизонтальных или наклонных).

 

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.099 с.)