Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности физиологии чтения
Физиолого-гигиеническое нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения. Основным условием работы над книгой является легкость зритель- ного восприятия, которая возможна, если: - предмет четко выделяется на окружающем фоне и поэтому дает на сетчатке резко очерченное изображение (достигается должной контраст- ностью текста и фона, хорошим качеством печати, должным освещением); - изображение предмета образуется на самой клетчатке, а не впе- реди или позади нее (соблюдение расстояния от предмета до глаз, силы преломления составных частей глаза). Минимальная работа глазных линз бывает в том случае, если рассматриваемый предмет находится далеко от глаза. Приближение предмета к глазу требует конвергенции, поэтому про- должительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц.
10 - изображение имеет достаточную величину, занимая на сетчатке дугу не менее 1 мин (чем дальше предмет, тем он должен быть больше, чтобы давать изображение требуемой минимальной величины). Возрастные различия при чтении как физиологического акта значи- тельны. Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим как технику чтения, так и понимание текста. Чтение, осо- бенно на начальных этапах зрительного восприятия, требует не только остроты зрения, аккомодации, движения глаз, но и участия таких психиче- ских функций, как быстрота зрительного различия, зрительное внимание и зрительная память. Тактика чтения включает перемещения глаз вдоль строки, преры- вающиеся остановками взора (фиксациями). Именно в это время (а не в период движения) глаза собственно воспринимают, обрабатывают и пере- дают в зрительные центры головного мозга информацию, содержащуюся в данном фиксационном поле. Кроме поступательных движений глаз вдоль строки возможны движения с повторной фиксацией элементов текста (ре- фиксациями). Длительность фиксаций и количество движений глаз позво- ляют характеризовать процесс чтения. С возрастом, по мере развития на- выка чтения, совершенствуется организация движения глаз и происходит ускорение чтения. Совершенствование процесса чтения осуществляется за счет: - увеличения числа фиксаций без существенного изменения их длительности, т. е. путем увеличения объема узнавания в период каждой фиксации;
- уменьшения продолжительности фиксаций при определенном их числе, т. е. путем ускорения узнавания при сохранении прежнего объема; - одновременного изменения числа фиксаций и их продолжитель- ности. Особенности движения глаз при чтении определяются возрастными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развер- нутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаций и способ- ствует медленному чтению. К концу 1-го года обучения скорость чтения должна достигать 40–50 слов в минуту, 2-го — 60–70, к 3-му — до 80–90 слов в минуту и составить 1/3–1/2 скорости такового взрослых. В среднем и старшем школьном возрасте движения глаз хорошо организованы, однако нет их ритмичности и регулярности, характерной для взрослых.
Гигиенические требования к качеству оформления учебных изданий 11 Напряжение органа зрения при чтении в значительной мере опреде- ляется качеством оформления учебных изданий. Разработка требований к размеру шрифта и качеству печати учеб- ных книг была проведена еще в 1887 г. Г. Коном. В последующие годы эта работа продолжалась. Размеры шрифта нормировались на основе следую- щих положений. Разрешающая возможность здорового глаза позволяет различать, как отдельные две, точки диаметром 0,25–0,3 мм, удаленные друг от друга на величину диаметра, на расстояние от глаза в 1 м. При чтении на обычном для взрослого читателя расстоянии — 30–35 см — глаз воспринимает величину шрифта (высота буквы) как 0,7 мм. Однако зри- тельная работа, особенно длительная, не может осуществляться на грани- це видимости. Для лиц, владеющих навыком беглого чтения, путем расче- тов была определена оптимальная высота буквы — 1,75 мм. Дальнейшие исследования, целью которых была разработка гигиенических норм по оформлению учебников, показали, что оптимальная высота шрифта неоди- накова для школьников разных классов, а также для учащихся, имеющих различный навык чтения и, следовательно, различную скорость чтения. Та- ким образом, размеры шрифта должны быть различными в учебниках, предназначенных для разных классов. В 1-м классе в период приобретения навыка чтения шрифт должен меняться и в течение одного учебного года.
В настоящее время государственный санитарный надзор в Рес- публике Беларусь за изданием учебников и детских книг осуществляется на основании: 1. Санитарных правил и норм (СанПиН РБ 14-9-2002) «Гигиениче- ские требования к изданиям учебным для общего и среднего образова- ния». 2. Санитарных правил и норм (СанПиН РБ 2.4.7. 16-1-2005) «Гигие- нические требования к изданиям книжным и журнальным для детей». 3. Санитарных правил и норм (СанПиН РБ 2.4.7. 16-32-2006) «Ги- гиенические требования к бумажно-меловым изделиям для детей». 4. Постановления № 76 от 14.06.2005 г. о внесении изменений и до- полнений в Санитарные правила и нормы (СанПиН РБ 14-9-20-01) «Ги- гиенические требования к изданиям учебным для общего среднего образо- вания». 5. ОСТа 29.127-96 «Издания книжек для детей. Общие технические условия». Гигиеническая экспертиза полиграфического оформления школь- ных учебников и детских книг проводится в два этапа. На первом этапе гигиенической экспертизе подлежит техническая спецификация на учебники и художественную литературу для детей.
12 На втором этапе выборочно контролируют изданные учебники и книги, проверяя соответствие их полиграфического оформления гигиени- ческим требованиям и выполнение сделанных на первом этапе гигиениче- ской экспертизы замечаний представителей госсаннадзора.
13 Гигиеническая классификация изданий А. Учебные издания для общего и среднего образования: 1. В зависимости от характера и объема предъявляемого информа- ционного материала для единовременного прочтения и усвоения издания по учебным дисциплинам подразделяются: - на социально-гуманитарные: букварь, человек и общество (чело- век и мир, человек и общество, человек и его здоровье, природа и человек и т. п.), история, белорусский, русский и иностранные языки, искусство (изобразительное искусство, музыка, отечественная и мировая художест- венная культура и т. п.), физическая культура; - математические: математика, алгебра и начала анализа, геомет- рия (стереометрия и др.), тригонометрия и т. п.; - естественнонаучные: природоведение, астрономия, физика, хи- мия, география, биология и т. п.; - технологические: трудовое обучение, информатика и информа- ционные технологии, черчение и др. 2. В зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются: - на учебник; - учебное пособие; - практикум. Учебные издания нового поколения — индивидуальная рабочая тет- радь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тет- радь для творческих заданий и т. п. — следует относить к практикумам. 3. В зависимости от возрастной категории издания учебные предназначаются для образования: - начального — 1–4 годов обучения (первая ступень); - базового — 5–9 годов обучения (вторая ступень); - общего среднего — 10–11 годов обучения (третья ступень). Б. Издания книжные и журнальные: 1. В зависимости от читательского адреса и в соответствии с воз- растными физиологическими особенностями органа зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией разви- тия детского организма издания подразделяются на следующие четыре возрастные группы:
- первую — издания для детей от 4 до 6 лет включительно; - вторую — издания для детей от 7 до 10 лет включительно; - третью — издания для детей от 11 до 14 лет включительно;
14 - четвертую — издания для детей (в т. ч. абитуриентов) от 15 до 17 лет включительно. В выходные сведения изданий, предназначенных для детей до 4 лет, необходимо включать следующую информацию о читательском адресе: «Для чтения взрослыми детям». 2. В зависимости от реальной зрительной нагрузки при чтении раз- личают следующие категории изданий: - первую — литературно-художественные, научно-популярные; - вторую — справочники (словари, энциклопедии, памятки); для досуга — стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды.
Гигиенические требования к учебным изданиям Термины и определения представлены в прил. 1. Основное требование, предъявляемое к учебникам и книгам для де- тей — удобочитаемость. Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий ви- димости печатного текста и удобочитаемости. Видимость определяется качеством бумаги (цвет, просвечивае- мость, гладкость) и качеством печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски). Удобочитаемость определяется максимумом продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомле- нием. Удобочитаемость обусловливается кеглем (размер шрифта), гарни- турой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом полосы на- бора и расположением текста на странице (длина строки, интерлиньяж, размер полей). Гигиеническая характеристика учебников и книжных изданий для детей складывается из оценки их внешнего оформления, качества по- лиграфических материалов, печати, шрифта, набора: А. Оценка внешнего оформления изданий. Гигиеническая оценка внешнего оформления учебников и детских книг проводится по следующим показателям: - формату; - массе; - характеристике иллюстраций; - переплету, способу комплектования и скрепления (брошюровка). 1. Гигиенические требования к форматам учебников определяются удобством пользования книгой и рекомендациями к набору. Формат издания должен соответствовать требованиям ГОСТ 5773.
Оптимальными форматами являются: 15 а) для 1–4-го классов — 70 × 90/16 (175 × 225 мм); б) 5–11-го классов — 60 × 90/16 (150 × 225 мм); 84 × 108/32 (135 × × 210 мм); 60 × 84/16 (150 × 210 мм). При определении формата полосы набора используется понятие «квадрат» (1 кв. = 48 типографским пунктам или 18,04 мм). 2. Масса издания не должна быть более (г): - 300 для 1–4-го годов обучения; - 400 — для 5–7-го; - 500 — для 8–9-го; - 600 — для 10–11-го. Масса изданий, предназначенных для работы только в классе для учащихся 1–4-го годов обучения, не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы издания не более чем на 10 %. Вес учебников из расчета на один учебный день (без веса ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должен превышать веса до- пустимых уровней переноса учебных комплектов учащимися: 1–2-й кл. – до 1,2 кг; 3–4-й кл. — до 2,2 кг; 5–6-й кл. — до 2,7 кг; 7–8-й кл. — до 3,2 кг; 9–11-й кл. — до 3,7 кг. Ранцы и портфели следует выпускать весом не более 600 г для учащихся начальных классов (1–4), не более 700 г — для учащихся средних и старших классов (5–11). Нередко масса комплекта учебников, других учебных принадлежно- стей и ранца превышает возрастные нормы переноса тяжестей. Это может привести к развитию утомления и нарушению осанки, особенно у детей младшего возраста. 3. Иллюстрации в учебнике должны быть четкими. В изданиях для 1–4-го классов рекомендуется применять многокрасочные иллюстрации. 4. Переплет и способ комплектования и скрепления (брошюровка). Переплет учебников должен быть прочен, сделан из материала, мини- мально подвергающегося загрязнению. Для переплета рекомендуются ма- териалы на бумажной и тканевой основе. Учебные издания могут быть в мягкой обложке или в переплетной крышке (твердый переплет). Издания в переплетных крышках с бумаж- ным покрытием должны быть отделаны припрессованной пленкой. Изда- ния в мягком переплете могут быть лакированы или отделаны припрессо- ванной пленкой, кроме обложек, изготовленных из мелованной бумаги или бумаги со специальным покрытием. Не допускается применять способы скрепления блока издания, при- водящие к ухудшению условий чтения: шитье проволокой втачку, клеевое бесшовное скрепление. Б. Гигиенические требования к качеству бумаги и полиграфических материалов.
16 Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна обес- печивать хорошую видимость печатного текста и способствовать поддер- жанию удовлетворительного санитарного состояния данных изданий. Гигиеническая оценка бумаги проводится по следующим показате- лям: цвету, качеству поверхности (гладкая, шероховатая, наличие неров- ностей, пятен), просвечиваемости (непрозрачность), толщине и составу. Цвет бумаги должен быть белым или слегка желтоватым, так как он определяет контрастность печати. Поверхность бумаги должна быть гладкой, ровной (полное отсутст- вие шероховатостей и неровностей), обеспечивающей равномерность пе- чати, чистой (без пятен и волосков), равномерно выделанной (отсутствие облачности при рассматривании через проходящий свет), без значительно- го глянца (коэффициент отражения — 70–80 %).
При шероховатой поверхности типографская краска ложится нерав- номерно и создает нечеткость очертаний печатных знаков. Рыхлая, шеро- ховатая бумага, загрязняясь органическими частицами, создает условия для длительного выживания микроорганизмов, в том числе патогенных. Туберкулезные микобактерии сохраняют свою жизнедеятельность на за- грязненных страницах 3–5 мес., гемолитический стрептококк — до 1 мес. В издании для печати текста необходимо применять бумагу одного вида и массы. Бумага для школьных учебников должна быть непросвечивающейся (полная непросвечиваемость печати с обратной стороны), так как просве- чиваемость создает затемнение фона и затрудняет чтение. Просвечивае- мость бумаги зависит от ее толщины (плотности), которая определяется с помощью микрометра. Такие свойства бумаги, как прозрачность, состояние поверхности, оттенок и прочность зависят, главным образом, от состава бумаги и спо- соба ее обработки. Большое содержание древесины обусловливает не- прочность, быструю изнашиваемость, просвечиваемость и желтоватый от- тенок бумаги. Бумага должна содержать не более 68 % древесины. Для изготовления учебных изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типо- графскую № 1, допускается № 2, книжно-журнальную). Показатель белиз- ны — 70–88 %, плотность — 0,7–0,8 г/см3, гладкость — не менее 30–80 с. Не рекомендуется применять бумагу с показателем непрозрачности менее 85 %. Не допускается использовать газетную бумагу и типографскую бу- магу № 3. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:
17 - затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; - деформация блока или переплетной крышки. На все полиграфические материалы как отечественного, так и ино- странного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены гигиенические заключения или другие документы, подтверждающие безопасность материалов для здоровья. В. Гигиенические требования к печати текста. Печать определяет четкость различения зрительных объектов. Пе- чать учебников и детских книг при рассматривании с помощью лупы оцени- вается по интенсивности окраски (черная, серая), ее равномерности, четкости (очертания букв — четкие, изломанные, выщербленные, размытые). Печать учебных изданий должна быть четкой, интенсивной, черного цвета и равномерной. Не допускаются непропечатка (потеря элементов изображения), от- марывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, двоение печатных элементов на оттиске, печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков. Для заголовков, обозначений разделов, глав, выводов и правил, вы- деления отдельных слов и т. д. допускается использовать печатание текста цветными красками. Для выделения текста в изданиях для начальной школы разрешается применять не более трех цветных красок, в изданиях для базового и сред- него образования — не более двух. Не допускается применять для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски, для выделения текста — выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне, для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т. п.) — цветные краски на цветном фоне. Г. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению. Шрифтовое оформление должно соответствовать возрастным осо- бенностям зрительного восприятия и степени развития навыков чтения. Беглость чтения и степень зрительного утомления при длительном чтении зависят: - от вида шрифта; - гарнитуры и начертания шрифта (рисунка); - кегля шрифта (размера). Виды шрифтов: 1) кириллической графической основы (белорусский, русский); 2) латинской (немецкий, английский) и другие. Группы шрифтов:
18 1. В зависимости от рисунка знаков (формы литеры): - рубленые («Букварная», «Азбука», «Журнальная рубленая»); - новые малоконтрастные («Школьная», «Литературная»); - медиевальные — округлые буквы («Таймс», «Гельветика»). 2. В зависимости от начертания: а) по интенсивности окраски (насыщенности): - светлый; - полужирный; - жирный; б) по углу наклона литеры: - прямой; - курсив; в) по ширине литеры (пропорции знаков): - широкий; - узкий; - нормальный. Основные требования к рисунку шрифта (особенно для детей млад- шего возраста), обеспечивающие удобочитаемость, состоят в простоте очертания букв, четкости, определяемой индивидуальной выразительно- стью букв и достаточной величиной внутрибуквенных просветов, соз- дающих приближение формы буквы к квадрату. Дошкольникам и учащимся 1-го года обучения рекомендуется гар- нитура без засечек. Для учащихся 2-го класса и старше, перешедших к приемам целост- ного зрительного восприятия, преимущества при зрительной работе созда- ет шрифт с засечками на концах букв. Они как бы ведут взор читающего от буквы к букве. Группа шрифтов для учебников 1–4-го классов — рубленые или но- вые малоконтрастные. Начертание шрифта — 1–4-й классы — нормальное или широкое, светлое, прямое. Гарнитуры — из групп рубленых шрифтов, нормального, светлого, прямого или полужирного начертания («Буквар- ная», «Азбука», «Журнальная рубленая»). В изданиях для начальной шко- лы не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (шрифты из группы медиевальных, гарнитура типа «Таймс»). Для изданий 5–11-го классов оптимальными являются шрифты групп малоконтрастных, нормального, светлого, прямого начертания, а также шрифты из групп медиевальных с наклонными осями округлых букв. Гарнитуры — «Школьная», «Журнальная», «Петербург», «Гельвети- ка», «Прагматика», типа «Таймс». Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания (кроме заголовков). 19 Гигиенические требования к размеру шрифта учебных изданий зави- сят от возраста учащихся (класса), для которых предназначено издание, и учебных дисциплин (социально-гуманитарные, математика, чтение и т. д.). Размеры шрифта измеряются микрометрической лупой (цена одного деления — 0,1 мм). При этом оцениваются: - расстояние между буквами; - высота букв (кегль) (табл. 2); - толщина основных штрихов (вертикальных); - расстояние между основными штрихами; - толщина соединительных штрихов (горизонтальных или наклонных).
Таблица 2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.099 с.) |