Н. А. Болдина, Т. С. Борисова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. А. Болдина, Т. С. Борисова



Н. А. БОЛДИНА, Т. С. БОРИСОВА

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНИКУ И ЧТЕНИЮ

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

1
Минск БГМУ 2009

 


УДК 613.4 (075.8)

ББК 51.204 я 73

Б 79

 

Рекомендовано Научно-методическим советом университета

в качестве учебно-методического пособия 29.10.2008 г., протокол № 2

 

 

Р е ц е н з е н т ы: зав. отд. гигиены детей и подростков ГУ «Республиканский на- учно-практический центр гигиены» канд. мед. наук. Н. Ф. Фарино; зав. каф. гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образо- вания канд. мед. наук, доц. Е. О. Гузик

 

 

Болдина, Н. А.

Б 79 Гигиенические требования к учебнику и чтению: учеб.-метод. пособие /

Н. А. Болдина, Т. С. Борисова. – Минск: БГМУ, 2009. – 34 с.

ISBN 978-985-462-955-1.

Изложены гигиенические аспекты проблемы нарушения зрения и его профилактики, основные гигиенические требования к процессу чтения и условиям его организации, полиграфическому оформлению книг и учебников, предназначенных для детей и подростков. Представлена методика санитарной экспертизы школьных учебников и детских книг.

Предназначается студентам 4–6-го курсов педиатрического и 5–6-го курсов медико- профилактического факультетов.

 

 

УДК 613.4 (075.8)

ББК 51.204 я 73

 

2
ISBN 978-985-462-955-1                                     © Оформление. Белорусский государственный медицинский университет, 2009


Без книги, как без воздуха, человек жить не может.

С. П. Королев

Общее время занятий: 5 учебных часов.

 

САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ

I. Дать гигиеническую оценку качества печати, шрифта и набора учебника «Русский язык» для учащихся 5-го класса.

Пример.

Печать четкая, интенсивного черного цвета, равномерная, часть за- головков и выводов напечатана синим цветом.

Применен шрифт из группы рубленых (гарнитура «Журнальная рубленая»), нормального светлого начертания. Кегль шрифта — 12 пунк- тов, высота прописной буквы — 3,0 мм. Толщина основного штриха — 0,15 мм, расстояние между основными штрихами — 0,20 мм, толщина со- единительного штриха — 0,10 мм.

Набор: длина строки — 90 мм. Апрош — 1,5 мм. Увеличение интер- линьяжа — 1,5 пункта, величина полей внутренних — 7 мм, верхних — 8 мм, наружных — 10 мм, нижних — 20 мм. Емкость шрифта — 8,0 зн./кв.

Решение:

1. Печать данного издания соответствует гигиеническим требова-

ниям.

2. Шрифт издания не соответствует гигиеническим требованиям,

т. к. толщина основного шрифта буквы составляет 0,15 мм (рекомендуе- мая толщина основного шрифта — 0,25 мм), расстояние между основными штрихами буквы — 0,2 мм (рекомендуемое расстояние должно не менее чем в 2 раза превышать ширину основного штриха, т. е. быть не менее 0,5 мм). Толщина соединительного штриха — 0,10 мм (рекомендуемая толщина — 0,15 мм).

3. Набор издания не соответствует гигиеническим требованиям, т. к. длина строки — 90 мм (рекомендуемая длина — 100 мм), увеличен интерлиньяж на 1,5 пункта (рекомендуемое увеличение — 2 пункта), ве- личина полей: внутренних — 7 мм (рекомендуемый размер корешкового поля на странице — не менее 10 мм), верхнего — 8 мм (рекомендуемые размеры верхних, наружных и нижних полей, не включая иллюстративно- го заполнения, должны быть не менее 10 мм).

Заключение: шрифт и набор учебника «Русский язык» для учащихся

5-го класса не соответствуют гигиеническим требованиям.

 

 

23


II. Дать гигиеническую оценку внешнего оформления и бумаги учебника «Математика» для учащихся 3-го класса.

Решение.

Внешнее оформление: формат издания — 65 × 85/16, масса — 350 г, способ скрепления блока — клеевое бесшовное. Для выделения текста применена красная краска на желтом фоне.

Бумага имеет выраженный желтоватый оттенок, показатель белизны — 60 %, шероховатая, содержание древесины — 75 %.

Оформить заключение.

 

 

Литература

Основная

1. Гигиена детей и подростков: учеб. / под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Меди- цина, 1988. 512 с.

2. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков: учеб. / В. Р. Кучма. М.: Медици- на, 2003. 384 с.

3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1983. 264 с.

 

Дополнительная

1. СанПиН РБ 14-9-2002. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего образования.

2. СанПиН РБ 2.4.7.16-1-2005. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей.

3. СанПиН РБ 2.4.7.16-32-2006. Гигиенические требования к бумажно-беловым изделиям для детей.

 

24


Приложение 1

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Апрош — пробел, отделяющий одно слово от другого (междуслов-

ный пробел).

Выделение текста — особое полиграфическое оформление частей текста (букв, знаков, отдельных слов, фраз) с целью привлечь внимание читателя.

Выворотка шрифта — белый шрифт на черном, сером или цветном

фоне.

Гарнитура — комплект шрифтов, характеризующихся едиными

стилевыми особенностями рисунка знаков. Шрифты одной гарнитуры мо- гут различаться начертанием и кеглем (размером).

Группа шрифтов —– шрифты, характеризующиеся единым характе- ром их графического построения. Шрифты подразделяются на шесть ос- новных групп в соответствии с ГОСТ 3489.1. Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры.

Емкость шрифта — количество знаков, умещающихся в строке длиной в один квадрат.

Квадрат — единица длины в типографической системе мер, равная

48 пунктам (18,04 мм).

Кегль — размер шрифта, измеряемый в пунктах.

Курсив (нем. kursiv — бегущий) — одно из начертаний шрифта с на- клоном основных штрихов букв вправо (≈ 15°). Строчные буквы курсива имитируют написанное от руки.

Начертание гарнитуры — комплект знаков одной гарнитуры отли- чающихся:

- насыщенностью (светлый, полужирный и жирный шрифт);

- наклоном (прямой, наклонный и курсивный шрифт);

- пропорциями (нормальный, узкий и широкий шрифт).

Основной текст — текст, передающий главное содержание издания.

Петит (фр. petit — маленький) — шрифт, кегль которого равен

8 пунктам (около 3 мм).

Печать офсетная (англ. offset) — плоская печать, при которой краска с печатной формы передается на резиновую поверхность, а с нее переносится на бумагу. Применяется для печатания всех типов изданий.

Печать высокая — один из основных видов печати, при котором от- тиск получается с формы, имеющей выступающие (печатающие) элемен- ты и углубления (пробельные). Наиболее часто употребляется для печата- ния текстовых изданий.

25


Полоса — площадь, отводимая на странице под набор текста и (или)

воспроизведение иллюстраций.

Полиграфические материалы — материалы, применяемые для изго- товления книжного издания (бумага, переплетные материалы — картон, обложечная бумага и др., краски, пленки и т. п.).

Пункт — единица длины в типографской системе мер, равная

0,376 мм (в системе Дидо).

Интерлиньяж — расстояние между нижними выносными элемен- тами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемое в пунктах.

Удобочитаемое издание — издание, при чтении которого не разви- вается зрительное утомление. Удобочитаемость зависит от шрифтового оформления и качества полиграфического исполнения издания.

Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложе- ние учебной дисциплины (разделы, части) и официально допущенное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие — учебное издание (в т. ч. рабочая тетрадь, посо- бие, прописи), дополняющее или частично (полностью) заменяющее учеб- ник, официально допущенное в качестве данного вида издания.

Формат издания (ф. и.) — размеры страницы издания по ширине и длине. Чаще обозначается не в виде точных размеров в миллиметрах (на- пример, 128 × 200 мм), а долей листа печатной бумаги для издания.

Например, если издание печаталось на листах бумаги размером 60 × 90 см и затем листы фальцевались (складывались в тетрадь) в три сгиба, то ф. и. — 1/8 доля листа бумаги 60 × 90 см (при первом сгибе лист разделился на две равные части — доли, при втором — на четыре, при третьем — на восемь). Так как в подавляющем большинстве случаев при изготовлении книг применяется перпендикулярная фальцовка, т. е. каж- дый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему, то нетрудно оп- ределить размер 1/8 доли листа 60 × 90 см. Ширина этой доли будет равна четвертой части длинной стороны листа (сгибать начинают лист с длин- ной стороны), т. е. 90: 4 = 22,5 см, а длина — половине короткой стороны, т. е. 60: 2 = 30 см.

Характерные страницы — страницы с единообразным шрифтовым и (или) иллюстрированным оформлением, наиболее часто встречающиеся в издании.

Шрифтовое оформление текста (основного, дополнительного, вы- делений) определяется комплексом следующих параметров: гарнитурой, кеглем и емкостью шрифта, интерлиньяжем, длиной строки, апрошем.

 

 

26


26
 

 


Приложение 2

Оптимальные параметры шрифтового оформления изданий для 1–11-го классов

Классы

Характеристика шрифта

Характеристика набора

Группа

Начертание

Кегль шрифта

Длина строки, мм

Емкость, зн./кв.

Классы

Характеристика шрифта

Характеристика набора

Группа

Начертание

Кегль шрифта

Длина строки, мм

Емкость, зн./кв.

VII. Прочие замечания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебное издание (серия)                                                                         

(наименование, автор)

для                  класса (-ов).

Издательство                         Год выпуска                                       

Гигиеническим требованиям                                                                   

(соответствует, не соответствует)

Эксперт                                                                                                   

(Ф.И.О., должность, звание; подпись)

Учреждение                                                                                              

(где проведена экспертиза)

 

32


Оглавление

Мотивационная характеристика темы.................................................... 3

Проблема нарушений зрения и пути ее профилактики......................... 5

Гигиенические рекомендации к процессу чтения................................... 6

Возрастные особенности физиологии чтения....................................... 10

Гигиенические требования к качеству оформления

учебных изданий.................................................................................... 11

Гигиеническая классификация изданий................................................ 13

Гигиенические требования к учебным изданиям................................. 14

Задания для самостоятельной работы.................................................. 22

Литература............................................................................................. 23

Приложение 1. Термины и определения.............................................. 24

Приложение 2. Оптимальные параметры шрифтового

оформления изданий для 1–11-го классов........................................... 26

Приложение 3. Методика проведения

гигиенической экспертизы..................................................................... 28

Приложение 4. Протокол гигиенической экспертизы.......................... 31

 

 

33


Учебное издание

 

Болдина Наталья Александровна

Борисова Татьяна Станиславовна

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНИКАМ И ЧТЕНИЮ

Учебно-методическое пособие

 

 

Ответственная за выпуск Т. С. Борисова Редактор Н. В. Тишевич

Компьютерная вёрстка В. С. Римошевского

 

 

Подписано в печать 30.10.08. Формат 60´84/16. Бумага писчая «Кюм Люкс».

Печать офсетная. Гарнитура «Times».

Усл. печ. л. 2,09. Уч.-изд. л. 1,47. Тираж 75 экз. Заказ 287.

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет».

ЛИ № 02330/0494330 от 16.03.2009.

ЛП № 02330/0150484 от 25.02.2009.

     
 

34
Ул. Ленинградская, 6, 220006, Минск.


3535

 


3636

 

Н. А. БОЛДИНА, Т. С. БОРИСОВА

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНИКУ И ЧТЕНИЮ

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

1
Минск БГМУ 2009

 


УДК 613.4 (075.8)

ББК 51.204 я 73

Б 79

 

Рекомендовано Научно-методическим советом университета

в качестве учебно-методического пособия 29.10.2008 г., протокол № 2

 

 

Р е ц е н з е н т ы: зав. отд. гигиены детей и подростков ГУ «Республиканский на- учно-практический центр гигиены» канд. мед. наук. Н. Ф. Фарино; зав. каф. гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образо- вания канд. мед. наук, доц. Е. О. Гузик

 

 

Болдина, Н. А.

Б 79 Гигиенические требования к учебнику и чтению: учеб.-метод. пособие /

Н. А. Болдина, Т. С. Борисова. – Минск: БГМУ, 2009. – 34 с.

ISBN 978-985-462-955-1.

Изложены гигиенические аспекты проблемы нарушения зрения и его профилактики, основные гигиенические требования к процессу чтения и условиям его организации, полиграфическому оформлению книг и учебников, предназначенных для детей и подростков. Представлена методика санитарной экспертизы школьных учебников и детских книг.

Предназначается студентам 4–6-го курсов педиатрического и 5–6-го курсов медико- профилактического факультетов.

 

 

УДК 613.4 (075.8)

ББК 51.204 я 73

 

2
ISBN 978-985-462-955-1                                     © Оформление. Белорусский государственный медицинский университет, 2009


Без книги, как без воздуха, человек жить не может.

С. П. Королев

Общее время занятий: 5 учебных часов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.163.70 (0.099 с.)