Мотивационная характеристика темы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивационная характеристика темы



В настоящее время, несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия зрительной информации. Более 80 % получаемой информации поступает через зрительный канал связи. В школьном возрасте чтение становится основным видом учебной деятельности. Учащиеся много вре- мени отводят работе с книгой.

В 50–60-е гг. XIX в. и начале XX в. как отечественные, так и зару- бежные исследователи значительное внимание уделяли полиграфическому оформлению книг. Офтальмологи и гигиенисты (Г. Кон, Ф. Эрисман), от- мечая рост близорукости у школьников, связывали его с целым рядом факторов, среди которых указывали на низкое качество школьных учеб- ников и детских книг. Поэтому гигиенические рекомендации относитель- но учебников, детских книг и других учебных пособий разрабатываются с целью создания наиболее благоприятных условий для зрительной работы, охраны зрения учащихся.

Государственный санитарный надзор за книгами и учебными посо- биями направлен на профилактику утомления, заболеваний органов зре- ния, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы орга- низма учащихся.

Цель занятия: овладеть методикой гигиенической экспертизы школьных учебников и детских книг.

Задачи занятия:

1. Ознакомить студентов с действующими в Республике Беларусь нормативно-методическими документами, регламентирующими требова- ния к изданиям книжным и учебным для общего среднего образования.

2. Изучить основные требования, предъявляемые к учебникам и книгам для детей.

3. Изучить особенности санитарного надзора за выпуском школь- ных учебников и детских книг.

4. Освоить основные методы гигиенического контроля за книжны- ми и учебными изданиями для общего среднего образования и методики гигиенических экспертиз:

а) внешнего оформления книги (переплет, вес, иллюстрации и др.);

 

3


б) качества бумаги;

в) шрифтового оформления (гарнитура, основные элементы печат- ного знака);

г) качества набора; д) качества печати.

5. Научить анализировать собранный материал по гигиенической оценке качества учебника и определять соответствие полученных данных с представленными в нормативных документах.

6. Научить оформлять протокол и составлять заключение гигиени- ческой экспертизы по исследуемому образцу учебника или детской книги.

Требования к исходному уровню знаний. Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить соответствующий материал из курсов:

- нормальной анатомии: анатомическое строение глаза.

- нормальной физиологии: возрастные особенности развития зре- ния как физиологического процесса.

- офтальмологии: основные формы нарушения зрения у детей и подростков (близорукость или миопическая рефракция), профилактику нарушений зрения у детей и подростков.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Анатомическое строение глаза.

2. Возрастные особенности анатомического строения глаза.

3. Возрастные физиологические особенности процесса чтения.

4. Близорукость (миопическая рефракция).

5. Профилактика миопии у детей и подростков.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Факторы, обусловливающие зрительную нагрузку при чтении.

2. Гигиеническая классификация изданий для детей.

3. Гигиенические требования к внешнему оформлению учебных из- даний: формат и масса учебников, иллюстрированность, переплет.

4. Гигиенические требования к качеству полиграфических материа- лов и бумаги.

5. Гигиенические требования к печати учебных изданий.

6. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению учебных изданий:

а) рисунок шрифта (гарнитура);

б) размер шрифта (кегль).

7. Гигиенические требования к набору: а)формат полосы набора;

б) размер полей; в)длина строки;

 

4


г) расстояние между строками и словами (интерлиньяж, апрош); д) емкость шрифта.

8. Особенности Государственного санитарного надзора за изданием учебников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.244.187 (0.008 с.)