Раздел 7. Методика осуществления контроля в процессе профессионального обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Методика осуществления контроля в процессе профессионального обучения



Голова ученика – не сосуд,

который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Плутарх

Контроль – завершающий этап учебного процесса: занятия, изучения темы, изучения раздела, изучения дисциплины.

Функции контроля: воспитательная (способствует дисциплинированности и ответственности, формированию самоконтроля), обучающая (усиливается стремление к познанию новых фактов, явлений, к расширению знаний), развивающая (активизируется память, внимание, мышление).

Задачи контроля в процессе изучения учебной дисциплины: выявление уровня усвоения, объема, глубины и действенности усвоенного предметного содержания; получение информации о характере учебной деятельности обучающихся, об уровне самостоятельности и активности обучающихся; определение эффективности применяемых педагогом содержания, форм, методов и средств обучения.

Результат контроля: принятие педагогом решения, направленного на коррекцию учебного процесса: поиск нового содержания, новых методов обучения, изменение содержания и процедуры контроля, организация индивидуальной помощи.

Выделяют три вида контроля: текущий, периодический и итоговый.

Можно выделить устный контроль, письменный контроль, контроль на основе анализа работ обучающихся. Каждый вид контроля имеет свои достоинства и недостатки.

Например, при устном опросе устанавливается контакт между преподавателем и обучающимися, в процессе которого преподаватель получает информацию об индивидуальном усвоении обучающимися учебного материала. Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный устный опрос.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля, позволяет выявить умение обучающихся применять полученные знания на практике, степень овладения необходимыми умениями, компонентами деятельности. В процессе выполнения практических заданий обучающиеся обосновывают принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний.

Выделяют также контроль в процессе теоретического обучения и контроль производственного обучения.

Среди самых распространенных методов контроля теоретического обучения можно выделить следующие: тестовые задания, опрос по заранее разработанным вопросам, составление схем, таблиц и т.д.

Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ обучающихся, анализ работ обучающихся, самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся, поэтапную аттестацию обучающихся и т.д.

 

 

ПРИМЕРЫ

1. На примере темы «Состав преступления» (учебная дисциплина «Уголовное право»), предложим учебные этапы занятия, цели, содержание, средства обучения, методы контроля.

Учебные этапы занятия Цели обучения Средства обучения Методы контроля
Понятие «состав преступления», его значение Знать определение понятия «состав преступления». Уметь разграничить понятия «преступление» и «состав преступления» ПК, проектор, презентация, СПС «КонсультантПлюс», СПС «Гарант» Устный опрос
Классификация составов преступлений Уметь классифицировать составы преступлений по разным основаниям ПК, проектор, презентация, схема с классификацией составов преступлений, СПС «КонсультантПлюс», СПС «Гарант» Блиц-опрос, тестирование
Структура состава преступления Владеть навыками безошибочного определения структуры состава любого вида преступления. Студент расписывает структуру состава конкретного преступления ПК, проектор, презентация, СПС «КонсультантПлюс», СПС «Гарант» Экспертная оценка и наблюдение, итоговое тестирование

2. Опишем методику проведения занятия по выполнению отдельных трудовых приемов и операций по теме «Состав преступления» (учебная дисциплина «Уголовное право»), выделив цели, содержание, средства и методы по этапам проведения практического занятия.

Этап занятия Цель обучения Содержание Средства обучения Методы контроля
Структура состава преступления Владеть навыками безошибочного определения структуры состава любого вида преступления Самостоятельно опишите структуру состава конкретного преступления ПК, проектор, презентация, СПС «КонсультантПлюс», СПС «Гарант» Экспертная оценка и наблюдение, итоговое тестирование

3. Сформулируем учебные цели по теме «Состав преступления» (учебная дисциплина «Уголовное право») и на их основе разработаем проверочные задания для текущего контроля знаний и умений студентов.

Учебные цели Проверочные задания
Знать определение понятия «состав преступления» Дайте определение понятию «состав преступления», перечислите его признаки и раскройте их
Уметь разграничить понятия «преступление» и «состав преступления» Проведите сравнительный анализ понятий «преступление» и «состав преступления», обозначив не менее трех различий между ними
Уметь классифицировать составы преступлений по разным основаниям Классифицируйте составы преступлений по наличию (отсутствию) смягчающих (квалифицированных) признаков состава преступления, способу описания признаков состава преступления, конструкции объективной стороны состава преступления
Владеть навыками безошибочного определения структуры состава любого вида преступления Самостоятельно опишите структуру состава конкретного преступления

Практические задания

Задание 7.1. Перечислите методы проведения теоретического и практического (производственного) контроля в системе СПО (не менее 10).

 

Задание 7.2. Сформулируйте критерии оценки устных ответов выпускников СПО на государственном экзамене по специальности.

 

Задание 7.3. Сформулируйте критерии выполнения выпускной квалификационной работы студентов СПО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Посредственный учитель рассказывает.
Хороший учитель объясняет.
Замечательный учитель показывает.
Гениальный учитель вдохновляет.

Неизвестный автор

 

В настоящем пособии, благодаря представленному в нем материалу, сделана попытка найти ответы на основополагающие вопросы любого практикующего педагога: «Как привить студентам интерес к обучению юридических дисциплин? Как активизировать познавательную деятельность студентов? Как сделать учебный процесс наиболее результативным?».

Для эффективного разрешения представленных проблем предлагается использовать особую методику профессионального обучения, адаптированную под преподавания юридических дисциплин.

Пособие «Дидактика профессионального образования: специфика преподавания юридических дисциплин в системе СПО» состоит из семи разделов:

1) особенности преподавания юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях;

2) учебно-методическое обеспечение юридических дисциплин;

3) проектирование целей в процессе профессионального обучения;

4) этапы проведения занятия в системе профессионального обучения;

5) формы и методы преподавания юридических дисциплин;

6) средства обучения, используемые для преподавания юридических дисциплин;

7) методика осуществления контроля в процессе профессионального обучения.

В пособии представлен также список литературы, в котором перечислены источники, которые использовались для разработки настоящего пособия.

Издание может быть полезно для педагогов юридических дисциплин организаций среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, а также студентов, проходящих педагогическую практику.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.009 с.)