Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура уроков по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Общие требования к уроку. Цель урока в этическом образовании предполагает создание педагогических условий и ситуаций развития (рефлексии), в которых у каждого учащегося появится возможность принять активное участие в обсуждении предложенной темы. Педагогические условия способствуют мотивации учащихся на следующие действия: подумать и обосновать ответы на вопросы, которые могут сопровождать зрительный ряд (иллюстрации), тексты, видеофрагменты и т.д. Ситуация развития (рефлексии) обеспечивает самостоятельную деятельность учащегося в поиске путей решения заявленной проблемы, требующих не только определенного личностного отношения (как ты считаешь …, выскажи свое мнение о…, как ты понимаешь … и т.д.), но и проявляющихся при выборе предполагаемого поступка (как бы ты поступил в такой ситуации?). Результат педагогической ситуации развития представляет собой фиксацию личностной позиции, отношения, решения учащегося, которые могут быть выражены (письменно или устно) посредством: 1. Личного определения изучаемого понятия; 2. Обоснования своего поступка; 3. Выявления путей решения предложенной проблемы; 4. Личных выводов по заявленной теме или проблеме. Пример. Урок № 3 «Культура и мораль». Модуль «Светская этика»[166]. Цель: раскрыть взаимосвязь понятий «культура» и «мораль». Задачи: • Познакомить с понятиями «культура» и «мораль». • Создать условия для восприятия учащимися многообразия проявлений жизнедеятельности человека в культуре. • Создать ситуацию осмысления взаимосвязи культуры и морали. Первый этап урока – создание условий для актуализации внимания учащихся к теме. 1. Вопросы: • Как вы понимаете, что такое «культура»? • Как вы понимаете, что такое «мораль»? • Как вы считаете, каким образом связаны эти два понятия? 2. Работа с текстом учебника. Задание 1. Прочитать текст учебника, начиная с абзаца: «Мораль возникает тогда, …» Ответить на вопросы: • Каковы причины возникновения морали? • Какие действия человека способствовали появлению норм его поведения в обществе? • Какие действия человека мешают ему самому и его окружению жить достойным образом? 3. Работа с определениями • Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).
• Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). • Мораль – нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные. (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля). Задание 2. Поразмышляйте, каким образом в разных национальных культурах формируются нормы и правила поведения в обществе? Задание 3. Можно предложить учащимся сравнить, как принято в различных культурах: • Здороваться; • Одеваться; • Справлять свадьбы; • Относиться к старшим, женщинам, мужчинам, детям и т.д. Второй этап – создание педагогической ситуации развития (рефлексии). Самостоятельная работа. Написать в тетради рассуждение на тему: «Какие нормы и ценности являются общими для всех народов мира и почему?» Пример. Урок № 5. ОМРК. Тема «Возникновение религий. Религии мира и их основатели».Модуль «Основы мировых религий»[167]. Цель: дать первичные представления об основателях мировых религий. Задачи: • Познакомить с основателями религий: Христианства, Ислама и Буддизма. • Создать условия для самостоятельного выявления общих признаков и различий в Христианстве, Исламе, Буддизме. • Создать ситуацию для самостоятельного осмысления единых нравственных установок для всех религий мира. Актуализация внимания к теме. Вопросы: • Что вам известно об основателях Христианства, Ислама, Буддизма? • Встречали ли вы последователей этих религий в своей жизни? • Можете ли вы назвать отличительные черты в поведении христианина, мусульманина или буддиста? Основная идея опросника заключается в попытке учителя выяснить: насколько дети владеют, понимают и знают отличительные особенности изучаемых религий. Задание 1. Работа с текстом учебника. Заполнить таблицу.
Задание 2. Работа с текстами учений: • Прочитать отрывки из учений, принадлежащих Христу, Мухаммаду и Будде. • Сравнить, найти общее и раскрыть основной смысл. Задание 3. Работа с иллюстрациями. • Определить – кто на иллюстрациях исповедует Ислам, Христианство или Буддизм? • Как вы считаете, что отличает человека, когда он общается с Богом? Самостоятельная работа. Задание 4. Напишите в тетради мини-рассказ о том, как вы понимаете: • Что значит любить Бога и своих ближних? • Для чего необходимо смирение перед Богом? • Зачем нужно человеку самопознание самого себя?
Пример. Урок № 9. Человек в православии. Модуль «Основы православной культуры»[168] Цель: познакомить учащихся с пониманием человека в Православии. Задачи: · Раскрыть понятия «человек», «душа», «тело». · Создать условия, в которых у учащихся формируются понятия о гармоничности, целостности человека. · Создать ситуацию самостоятельного нравственного осознания учащимися необходимости воспитания своей собственной души. Работа с понятиями. Вопросы: · как вы понимаете – что такое «Человек»? · как вы понимаете – что такое «душа человека»? · как вы понимает – что такое «тело человека»? Задание: в предложенную таблицу впишите свои размышления.
Определение понятий: 1) Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов). 2) Человек в Православии – это духовное зеркало, в котором отражается Бог. Отражение Бога в человеке – это и есть образ Божий (Макарий Египетский). 3) Тело – то же, что плоть. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов). 4) Плоть в Православии – чье-то родное дитя, детище. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов). 5) Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов). В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. С.И. Ожегов. Душа в Православии есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Библейский справочник. После ознакомления с понятиями учителю необходимо добиться от учащихся для уже совместного продолжения заполнения таблицы озвучения выделенных слов. После этого таблица будет выглядеть таким образом:
Конечный результат задания: в православии человека понимают как дитя Бога, созданного по его подобию. Работа с текстом учебника. Задание: прочтите текст учебника на стр. 33 – «Итак, разрешите вас….» Самостоятельная работа. Задание 1: Дайте название к изображениям; сгруппируйте изображения, противоположные по смыслу; выберите те изображения, которые повествуют о любви, глупости, жестокости и т.д. Задание 2: Выберите из предложенного ряда картинку как иллюстрацию к мини-рассказу о подобном случае в твоей жизни.
Домашнее задание. На выбор предлагаются следующие темы: 1. Вместе с родителями поразмышляйте на тему «Человеческая душа – это…»; 2. Подбери фотографию из семейного альбома, которая наиболее полно отображает душевные качества твоих родных и прокомментируй ее в своей тетради. Пример. Урок № 5. Начало пророчества. Модуль «Основы исламской культуры»[169]. Цель: раскрыть основной нравственный смысл учения Мухаммада. Задачи: • Познакомить с основными идеями учения Мухаммада. • Создать условия для восприятия значимости появления пророчества Мухаммада для повседневной жизни мусульман. • Создать ситуацию самостоятельного выбора нравственных основ своего жизненного пути. Актуализация внимания к теме урока.Вопросы: • Как вы понимаете слово «пророк»? • Как вы думаете, зачем появляются в мире пророки? Работа с текстом учебника. Задание 1. Прочитать текст на стр. 12-13. Ответить на вопросы: • Почему и для чего Аллах выбрал Мухаммада? • Какое задание получил от Аллаха Мухаммад? • Каким образом изменилась его жизнь? Задание 2. Прочитать текст на стр. 14-15. Заполнить таблицу «Учение Мухаммада».
Самостоятельная работа. Задание 3. Выбери тему для своего мини-рассказа. • «Пророк Мухаммад принес в мир добро, потому что …» • «Если бы я был на месте пророка Мухаммада, то я …» • «В нашем мире пророки появляются тогда, когда …» Пример. Урок № 22. Буддийские символы. Модуль «Основы буддийской культуры»[170]. Цель: раскрыть символическое значение буддийских символов. Задачи: • Познакомить с символами Буддизма. • Создать условия для осознания возможности передачи информации через предмет. • Создать ситуацию, раскрывающую символы как нравственные ориентиры в поведении и общении людей. Актуализация внимания к теме урока. Вопросы: • Как вы понимаете что такое «символ»? • С какими буддийскими символами вы уже сталкивались в предыдущих текстах учебника? • Можно ли утверждать, что символ несет определенную информацию?
Работа со словарем. 1) Символ есть знак, относящийся к такому предмету, о котором хотят дать понятие. Например: весы служат символом правосудия (Словарь древней и новой поэзии, составленный Николаем Остолоповым). 2) Символ — условное обозначение какого-либо явления или понятия. (БСЭ). Задание 1. Работа с текстом учебника. Прочитать текст о «Восьми благоприятных символах». Ответить на вопросы: • Какой из символов связан не с предметом, а с живым существом? • В чем заключается основной смысл этого символа? Задание 2. Используя текст учебника, заполнить пустые графы.
Задание 3. Самостоятельная работа. • Если бы тебе пришлось создать благоприятные символы для твоей семьи, то какие бы ты выбрал? • Нарисуй или опиши их. • Раскрой значение каждого.
Пример. Урок № 7. Исход из Египта. Модуль «Основы иудейской культуры»[171]. Цель: раскрыть историю Исхода евреев из Египта как одно из важных исторических событий иудейского народа. Задачи: • Познакомить с историей Исхода иудеев из Египта. • Создать условия для восприятия этого события как начала нового этапа развития иудейской истории. • Создать ситуацию для осознанного понимания нравственного значения действий Моше как исторического деятеля. Актуализация внимания к теме урока. Вопросы: • Что вы знаете о событии, изложенном в Библии как Исход евреев из Египта? • Знаком ли вам такой библейский герой как Моисей? Задание 1. Работа с текстом учебника и иллюстрацией. Прочитать текст учебника. Подобрать к определенному тексту в учебнике соответствующую ему иллюстрацию. Дать свое название событию. Задание 2. Найти в учебнике значение указанным в таблице понятиям.
Задание 3. Самостоятельная работа. Дайте характеристику Моше как исторической личности по следующей схеме: • Почему именно он был выбран Богом для вывода евреев из Египта? • Каким образом удалось уговорить фараона? • Почему так долго водил евреев по пустыни? • Выполнил ли Моше то задание, которое возложил на него Бог? Вопросы и задания: 1. Какие типы уроков по ФГОС наиболее актуальны в этическом образовании? 2. Предложите Ваш вариант урока по ОРКиСЭ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.037 с.) |