Выделяют два основных вида педагогического сторителлинга: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделяют два основных вида педагогического сторителлинга:



А. Классический сторителлинг. Реальная жизненная ситуация (или придуманная история) рассказывается преподавателем самостоятельно. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции я вного знания. Явное знание выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга преподаватель передает студентам конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы и пр., облеченную в яркую форму запоминающейся истории.

Б. Активный сторителлинг. Преподавателем задается «канва истории», определяются ее цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй. Обучающиеся могут: а) создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя; б) моделировать различные ситуации и искать пути выхода; в) анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.

Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания. Неявное знание – это такой вид знания, который логически не оформляется и вербально не выражается. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и представляет собой передачу умений и навыков.

Сегодня педагогический сторителлинг применяется при активном использовании мультимедийных технологий, а значит, может без труда использоваться преподавателями как в очном, так и в дистанционном формате обучения.

В. Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом.

В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы. 1. Вступление. Вступление, как правило, должно быть коротким. Оно представляет немаловажную значимость, ста­вя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у слушателя интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвяще­на и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории. 2. Развитие события. Здесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряженнее. 3. Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали. 4. Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Если посмотреть в прошлое, то Библия тоже можно рассматривать как сборник историй, который продвигает определенную идею.

Философ Джамбаттиста Вико (1668-1744), который творил переходную эпоху, что отделяла Новое время от европейского Просвещения, выделил три отдельные эпохи: богов, эпоху героев и эпоху людей. Сказки, мифы, легенды, притчи – это сохраненный в веках, передаваемый из уст в уста культурный опыт человечества, включающий деяния богов, героев и простых людей. Современному человеку интересны истории про обычных людей, которые прошли трудный путь и добились успеха в жизни.

Категория успешности становится определяющей в саморазвитии культурного типа «селфмейдмен». Истории жизни и взаимоотношений простых людей в последние годы занимают большое эфирное время на телевизионных каналах.

В XX в. особое значение в мировой культуре приобретает сказка. Никогда ранее сказочный жанр не приобретал такого размаха. Его поэтика и архетипы лежат в основе ставших широко популярными хроник сказочных миров, произведений фантастической литературы и стиля фентези. Многое о нравственности, душевной чистоте и коварстве можно узнать из большого количества сказок. В сказке «Золушка», написанной Шарлем Перро, главная героиня трудолюбива, несмотря на все издевательства, она помогает нелюбящим ее родственницам. В ее сердце не появляются злость и ненависть. Еще одним кладезем мудрости для детей, да и для взрослых, можно считать историю «Аленький цветочек», написанную Аксаковым. Там есть и любовь к отцу главной героини, и умение видеть вещи, скрывающиеся за внешностью и яркими атрибутами, заглядывать во внутренний мир даже самого жуткого чудовища. Мало того что Анастасия отправилась в неволю ради родных, она еще и сумела прочувствовать самые светлые стороны личности своего нового хозяина, помогла ему вернуться к равновесию и красоте. Такое может сделать воистину чистый, добрый человек. Очень важно сохранять в душе мир и чистоту. В педагогической практике активно используются приемы работы со сказкой:

А) Коллективное сочинение сказок. Знакомые герои в новых (современных) обстоятельствах. Данный прием развивает фантазию, ломает привычные сюжетные стереотипы у учащихся, но возвращает к типичным нравственным моделям поведения и их оценке.

Б) Коллаж из сказок. Если истории знакомы, то вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получится «коллаж из сказок». Для реализации приема рассказывания историй можно использовать список основных мотивов, выделенных русским исследователем В.Я. Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

2.Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо – антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена.Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета).

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

 

Практикум для курсов повышения квалификации учителей:

1. Информационный кейс. Компоненты этического диалога:

1. Завязка, выявляющая проблему (это может быть диагностирующая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия);

2. Процесс развивающегося взаимодействия в логике диалогического общения по выявленной проблеме (могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказательств, формулирование определившихся позиций, выбор высказываний, афоризмов);

3. Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений (это могут быть суждения, выводящие на «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивающиеся в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышления);

4. Нравственный выбор как внутренний диалог с собой, как самоопределение;

5. Открытый финал как последующее личностное раздумье.

Эти компоненты диалога могут быть творчески использованы педагогом в любых сочетаниях. Важно, чтобы они развивали общение, были подчинены логической канве взаимодействия детей, соответствовали их возрасту и уровню восприятия.

3. Кейс – методические рекомендации[165].

Чтобы разобраться в проблеме психологической динамики диалога, важно рассмотреть определяющие ее факторы, механизмы, закономерности и принципы, по которым выстраивается диалогический процесс. Прежде всего, это проблема психологических защит и сопротивлений воспитанников.Психологическая защита обязательно есть у каждого человека. Мы постоянно сталкиваемся с данным явлением, хотя часто не подозреваем об этом. Под психологической защитой личности понимается всякое проявление в поведении человека, которое направлено на сохранение его «Я», внутренних психических структур от негативных и разрушающих влияний.

Очевидно, что в современных условиях психологических защит детей возникает достаточно много. Это явление имеет множество форм, например: отказ от просьбы, кривляние (в младших классах), непримиримость в споре, агрессия, активная насмешка над кем-либо, демонстрация своего равнодушия, неотзывчивость, демонстрация нескромности, неадекватная обида, конфронтация и другое.

В то же время эти характеристики поведения могут быть и признаками определенных черт характера, поведенческих установок ребенка, результатом требований взрослых к поступкам ученика. Поэтому важно установить, какой именно фактор поведения ученика представляет собой психологическую защиту, а какой нет.

Проявление психологической защиты детей может стать одной из самых серьезных проблем для преподавателя этики, ведь он, как и любой другой человек, имеет свои защиты, которые так же проявляются и мешают диалогу.

В результате может возникнуть ситуация конфронтации, приводящая диалог в тупик. Если педагог достаточно толерантен, но, пытаясь установить контакт с детьми, не находит способа преодолеть их психологическую защиту, он может оказаться жертвой этого случая.

Для преодоления данной проблемы, особенно на занятии с незнакомыми детьми, полезны приведенные ниже принципы поведения:

1. Определить факторы поведения детей, которые являются психологической защитой. В соответствии с ними не ожидать от этих учеников особо существенных высказываний по раскрытию темы этического диалога, а стремиться задавать простые вопросы, где можно ответить «да», «нет» или что-нибудь очевидное.

2. Помнить, что данное явление часто имеет кратковременный характер и проходит при грамотно построенном общении с ребенком, когда можно «подстроиться» к нему эмоционально, с помощью перефразирования, проявления эмпатии, иногда даже через темп дыхания.

3. Не развивать в себе чувство досады, обиды, раздражения на «защищающегося» ребенка в случае неудачи в диалоге. Особенно не следует показывать эти чувства детям.

4. Если приемы педагога по преодолению защит учеников не срабатывают, важно искать другие способы, но не делать то же самое с еще большим усилием.

5. Не целесообразно «атаковать» этих детей строгим взглядом, повышением голоса, сарказмом и т.п.

6. Есть смысл попробовать задавать таким воспитанникам не риторические, а может быть, даже сложные вопросы, но после того, как они были заданы раскованным психологически сильным детям.

7. Не стоит оценивать ответы детей, лучше рефлексировать или перефразировать их высказывания.

8. Важно спокойно реагировать на «защищающихся» воспитанников, когда они молчат или умышленно говорят глупости. Например, «Давайте дадим Саше сосредоточиться, чтобы включиться в диалог и помочь нам разобраться в проблеме». Здесь важно не затрагивать личный опыт этих детей, чтобы избежать вопросов, а помогать детям развивать суждения через высказанную вслух педагогом интерпретацию ответа ученика.

9. В учебной группе, где много детей с проявляющимися психологическими защитами, лучше не обсуждать подробно особенности межличностных отношений детей.

Таким образом, педагогу очень важно на этическом занятии независимо от психологического статуса воспитанника занять позицию ведущего в диалоге, а не контролера. Понимание феномена психологической защиты даст возможность преодолевать возникающие трудности взаимодействия с детьми на этическом занятии.

Задания для самостоятельной работы учителя:

1. Познакомьтесь с текстами, разработайте фрагмент урока с использованием какой-либо педагогической технологии.

Текст 1. «И вот в соцсетях появился "текст расшифровки последних слов российского спецназовца Александра Прохоренко". Причем, первоначально он начал хождение по западным Интернет-ресурсам, а затем его принялись распространять и российские блогеры. Мы приводим этот текст без изменений:

Офицер: Командир, я в ловушке, я в ловушке снова.

Командир: Пожалуйста, повторите и подтвердите.

Офицер: Они видели меня. Здесь вокруг перестрелка, я застрял. Я требую немедленной эвакуации.

Командир: Запрашиваю эвакуацию.

Офицер: Пожалуйста, поторопитесь, у меня осталось мало патронов. Они лезут отовсюду, я не продержусь долго, пожалуйста, поторопитесь.

Командир: Подтверждена эвакуация. Удерживайте их, продолжайте вести ответный огонь. Перейдите в безопасное место, поддержка с воздуха уже в пути. Дайте вашу контактную информацию.

Офицер: <дает координаты>.

Командир: <повторил координаты>. Подтвердить.

Офицер: Подтверждена. Пожалуйста, поторопитесь, у меня осталось мало боеприпасов. Они окружают меня, гады.

Командир: Двенадцать минут до эвакуации, вернитесь в укрытие. Повторяю, вернуться в укрытие.

Офицер: Они близко. Я окружен. Может быть, уже поздно. Передайте моей семье, что я люблю их.

Командир: Вернитесь к зеленой линии, держите огонь, помощь в пути. Ждите поддержки с воздуха.

Офицер: Не могу, я окружен, здесь очень много этих ублюдков.

Командир: Через десять минут, возвращайтесь к зеленой линии.

Офицер: Я не могу. Они окружили меня, они уже близко. Пожалуйста, поторопитесь.

Командир: Перейти к зеленой линии, снова перейти к зеленой линии.

Офицер: Они здесь. Запрашиваю атаку с воздуха. Пожалуйста. Спешите, это конец. Передайте моей семье – я люблю их и умираю, сражаясь за свою Родину.

Командир: Ответ отрицательный, возвращайтесь к зеленой линии.

Офицер: Я не могу. Командир, я окружен. Они здесь. Я не хочу, чтобы они взяли меня и утащили в плен. Запрашиваю атаку с воздуха. Они будут издеваться надо мной и над униформой (России – прим.ред.). Я хочу умереть с достоинством, хочу, чтобы все эти ублюдки погибли вместе со мной. Пожалуйста, исполните мою последнюю волю – запросите атаку с воздуха. В любом случае, они убьют меня.

Командир: Пожалуйста, подтвердите свой запрос.

Офицер: Они здесь. Это конец, товарищ командир, спасибо. Расскажите моей семье и моей стране, которую я люблю. Скажите им, что я был храбр и я сражался, но я не смогу больше ничего сделать. Пожалуйста, позаботьтесь о моей семье, отомстите за мою смерть. Товарищ командир, прощайте. Скажите моей семье – я очень люблю их.

Командир: <нет ответа>, следует приказ об авиаударе».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.048 с.)