Практикоороиентированные этические задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикоороиентированные этические задачи.



 

1. Патриотизм – важное нравственное качество. Как вы думаете, быть патриотом – это:

- гордиться символикой своей страны;

- считать все своё лучшим, чем заграничное;

- вести счёт боевым победам своего государства;

- любить свой народ;

- “раньше думать о Родине, а потом о себе”

Обоснуйте свой ответ.

3. На упадок нравственности сейчас жалуются очень сильно. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени:

- в озлобленности людей друг против друга;

- в разобщении по политическим и идейным мотивам в среде друзей, в семье, на работе;

- в эгоизме /”каждый сам за себя”/;

- в росте преступности;

- в исчезновении элементарной культуры поведения;

- в том, что прервалась связь поколений;

Обоснуйте свой ответ.

4. “Золотое правило нравственности” гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях:

- старый человек нуждается в помощи молодого;

- вор крадёт имущество разбогатевшего нечестным путем;

- голодный крадёт кусок хлеба;

- подружки /друзья/ “перемывают косточки” знакомым:

- гражданин отказывается от несения воинской службы.

5. Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?

6.  Есть выражение “резать правду-матку” и “говорить всю правду в глаза”. Но известно, что такая правда часто бывает оскорбительной. Как сочетать правдивость и деликатность? Какая норма кажется вам наиболее важной? Обоснуйте свой ответ.

7. Запрет на ложь – один из самых древних в истории культуры. Какую ложь Вы осудите в большей степени:

- утверждение, обратное правде;

- рассказы, не связанные с действительностью;

- утаивание части правды;

- самообман;

- ложь во спасение;

- маленькая ложь для достижения большого блага;

- ложь для удовольствия лгать.

Обоснуйте свою точку зрения.

9. Условием моральной свободы является моральная вменяемость. Кого бы Вы сочли морально невменяемым субъектом:

- маленького ребенка;

- человека в сильном гневе;

- сумасшедшего;

- непроходимого дурака;

- человека, поставленного в безвыходное положение.

Обоснуйте свой ответ по каждому из предложенных вариантов.

10. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, где приведенные ниже конфликтогены вызвали конфликтную ситуацию.

- Незаслуженные и унизительные упреки.

- Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».

- Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.

- Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.

- Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.

- Неуместная ирония, сарказм.

- Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар».

 

2.4 Коммуникативные и диалоговые технологии

 

Среди диалоговых педагогических технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью и проч.Особенно продуктивно овладение учителем техниками фасилитации, модерации и медиации, которые помогут организовать диалог, беседу. Дискуссию и настроить учащихся на доверительный разговор.

Фасилитация – это технология, в узкой педагогической практике понимаемая как развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации. Фасилитатором (от англ. facilitate – помогать, облегчать) часто называют ведущего/тренера, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы[161].

В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модератором (от итал. moderare – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание) называют руководителя дискуссии, обладающего такими качествами, как гибкость, дипломатичность, наличие интуиции, умение вести беседу и дискуссию.

Медиация – технология разрешения споров, это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Таким образом, все активные и интерактивные методы направлены на формирование и корректировку педагогической позиции и профессионально-личностных качеств учителя, дальнейшую саморегуляцию профессионального поведения педагога. В целом, формируется внутреннее нравственное убеждение («харизма» учителя) как высшая степень педагогической одаренности и компетентности, связанная с его гуманистическим приоритетом.

Эвристическая беседа

 Ее создателем считается Сократ, в честь которого беседа именуется также сократической. Эвристическая беседа имеет двухтысячелетнюю историю. Эвристические беседы – это цепочки взаимосвязанных вопросов и ответов. Существует следующая типология вопросов, возникающих в ходе эвристической беседы:

2 - вопросы на уточнение («Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-либо добавить?»);

- вопросы на поиск причин и доказательств («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»);

- вопросы о точке зрения и подходе («Можно ли посмотреть на эту проблему с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»);

- вопросы о подтексте и последствиях («Если это произойдет, что еще получится в результате? Почему?»);

- вопросы о вопросах («Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос легко ответить или сложно? Почему?»).

Можно выделить основные признаки эвристической беседы: а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска; б) все вопросы взаимосвязаны; в) поиск протекает при частично самостоятельной деятельности детей под руководством педагога: педагог направляет пути поиска, а дети решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи; г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний, либо на доказательство истинности последних; д) успех поиска обеспечивается наличием запаса исходных представлений. Основными структурными элементами эвристической беседы являются вопрос и ответ, причем ведущим элементом является вопрос. Вопрос вместе с ответом составляет шаг. Движение в эвристической беседе к последующему шагу возможно, если завершен процесс предыдущего шага, то есть каждый новый вопрос возможен в том случае, если поступил ответ на предыдущий вопрос. Если на вопрос педагога следует ошибочный ответ, то педагог с помощью дополнительных вопросов вскрывает в ответах ребенка ошибку, подводит к самостоятельному отыскиванию верного ответа и только потом ставит следующий вопрос беседы[162].

Деятельность учителя при использовании эвристической беседы имеет два этапа:

а) организационно-подготовительный;

б) исполнительский. Сущность организационно-подготовительного этапа состоит в том, что каждый раз, исходя из конкретной дидактической цели конкретного урока, учитель проводит логико-теоретический анализ учебного материала, чтобы выяснить, позволяет ли этот материал применить эвристическую беседу.

Исполнительский этап начинается с постановки искомого:

1) искомое может выдвинуть и сформировать сам учитель;

2) учитель может создать ситуацию, в ходе которой учащиеся под его руководством будут подведены к искомому;

3) учащиеся усматривают и формулируют искомое сами.

На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две ее формы:

1) «жесткая» вопросно-ответная форма эвристической беседы, основными компонентами являются вопрос педагога и ответ ребенка;

2) «свободная» форма эвристической беседы, имеющая несколько иную структуру: на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.

Дидактическими условиями, обеспечивающими эффективность эвристической беседы, являются: наличие достаточного объема представлений о характере предмета беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки); логика беседы, обеспечивающая последовательное движение мысли детей; разнообразие приемов, обеспечивающих активность всех детей, участников беседы; результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями самих детей.

Пример эвристической беседы (урок в начальной школе «Будь вежлив»):

«Ребята, давайте послушаем задачку: «По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: один портфель, три книжки и один большой сверток. Одна из книг упала. «У вас упала книга»,– закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» – удивился тот. «Конечно, – объяснил мальчик, – у вас было три книги плюс один портфель плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре». «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, – однако есть правила, которых ты еще не усвоил».

– Скажите, о каких это правилах говорил прохожий?

– А как бы вы поступили в такой ситуации?

– Скажите, так что должен был сделать мальчик? Как он должен был поступить?»

Рефлексивный диалог

 

Рефлексивный диалог в образовательном процессе – «это становление личности, которое происходит во взаимодействии сДругим на уровне творческой направленности. При этом можно выделить два противоположных способа взаимодействия человека. Первый (способ) – когда коммуникативная среда "больше", чем человек, и она во многом определяет его мысли и поступки. Это уровень интерактивного диалога, рефлексивного управления, требующий коммуникативных навыков. При этом выход на рефлексивные уровни взаимодействия возможен только при наличии проблемной ситуации и личного осознанного отношения субъекта к ней как проблемной и развивающей. Второй способ предполагает диалогическую открытость обеих сторон, что позволяет им вместе двигаться по уровням рефлексии, самоопределяться относительно проблемной ситуации и осуществлять творческое взаимодействие. Это модель создания условий для рефлексии и свободного самоопределения в проблемной ситуации. Взаимодействие становится творческим, когда оно преображает человека или, точнее, человек понимая и преобразуя других, понимает и преобразует себя [163]. Рефлексивный диалог предполагает принцип со-бытийности (присоединенности), интерактивное взаимодействие – это такое взаимодействие, которое опосредуется, с одной стороны, созданием особой социальной и символической среды (общих условий жизни), с другой – процессами стимуляции этой среды с целью повернуть на себя остальных участников коммуникации и через себя изменить их отношение в сторону культурно–согласованного поведения. В рефлексивно-диалогическом подходе две составляющие диалога – интерактивная и личностная – определяют технологию развития профессионально–личностных качеств.

Цель: 1) Адаптивное решение, б) Стандартное решение,в) Творческое решение. Адаптивное решение определяется целью обмена установками (на эмоциональном и информационном уровне) и определяется вопросами "Что, для чего я делаю так в данной ситуации, что мне это даст?". Результатом адаптивного рефлексивного управления является поддержка мотивации.

1. Стандартное решение определяется передачей регламентированных инструкций и конкретно–действенных установок, определяется вопросами "Зачем?", "Почему?", "Как это было раньше?", т.е. какие идеи и нормы порождают такой тип проблемных (конфликтных) ситуаций. На этом уровне решений человек должен освоить определенную систему знаний, умений, навыков с тем, чтобы уметь действовать в стандартных ситуациях по заданным образцам.

2. Творческое решение связано с возможным переосмыслением личностных и организационно-деятельных стереотипов в процессе преодоления проблемно-конфликтной ситуации, определяется вопросами, связано с вопросами "Ради чего?", "Во имя чего?", "Как это может (должно) быть?"

Следуя базовой технологической модели, рефлексивно-творческое взаимодействие здесь представлено шестью шагами: 1) в качестве побуждения (причины) взаимодействия для руководителя здесь выступала необходимость проведения реорганизации, требующей сокращения определенного числа сотрудников; 2) целью (намерением) взаимодействия с начальником подразделения было обоснование ему необходимости последующих действий; 3) в качестве ценностного основания (ценность) здесь выступает поддержка коллектива; 4) замыслом выступает непосредственное обращение к начальнику подразделения с просьбой о создании инициативной группы; 5) в качестве возможного варианта решения выступает план сокращения определенного числа сотрудников; 6) последний шаг в качестве поступка выступает как итоговая концептуализация совместно принятого решения [164].

2.4.3.Технология творческого рассказывание историй (сторителлинг)

 

Рассказывание историй – это известный ораторский прием. Технология сторителлинга использовалась для привлечения и удержания внимания аудитории, для создания определенных эмоций, для вдохновения и прочее.Почему рассказывание историй эффективно работает при построении коммуникаций? Во-первых, у слушателя в процессе следования за рассказчиком возникает чувство идентификации с «героем». Как правило, истории рассказываются в тех случаях, когда в них есть указание на способ решения какой-либо задачи, иллюстрация какого-нибудь процесса или наглядный пример. Таким образом, описываемая ситуация может как прямо, так и косвенно отражать происходящее с самим слушателем. Благодаря этому он мысленно встает на место «героя» истории и проходит с ним событийный ряд. Здесь же кроется вторая причина эффективности историй, которая заключается в том, что проблематика является близкой и актуальной слушателю. Благодаря этому он мысленно встает на место «героя» истории и проходит с ним событийный ряд. Здесь же кроется вторая причина эффективности историй, которая заключается в том, что проблематика является близкой и актуальной слушателю. Безусловно, ценность историй заключается в выводах, которые делает аудитория. «Сказка ложь, да в ней намек» — полностью отражает цели сторителлинга. Делая выводы, слушатель, приходит к новому знанию: понимает способы решения задач, находит ответы на интересующие его вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.019 с.)