Основные тенденции развития психодиагностики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития психодиагностики.



Основные тенденции развития ПД подразумевают решения новых задач, среди которых первостепенными являются следующие:

1. Разработка принципов нормативности ПД, предусматривающих отказ от статистической нормы и введение содержательных критериев оценки результатов тестирования.

Проблема нормативности диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она очень сложна и мало разработана. Создатели традиционных психодиагностических методик стихийно ориентировались на существующие в их социуме социально-психологические нормы (система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов). Однако никакого теоретического обоснования этому в трудах зарубежных психологов найти не удается.

2. Разработка принципов содержательной диагностики, выражающаяся в необходимости включения в тест совершенно определенного содержания, например разделов учебных дисциплин или их циклов, что требует специальной теоретической проработки проблемы единства содержания и форм мышления.

Когда речь идет о содержании тестов, опросников, то обычно упоминаются всякого рода формальные правила составления вопросов, избегания повторов, подсказок и т.д. Более того, многие психологи считают подбор заданий в психодиагностические методики не наукой, а искусством, не находя возможным проведение теоретического обоснования содержательного наполнения тестов.

3. Введение принципа коррекционности, предусматривающего возможности коррекционной работы по результатам тестирования.

При традиционном тестировании построение коррекционной работы было совершенно невозможным.

4. Усовершенствование имеющихся и создание новых тестов обучаемости, основанных на идее «зоны ближайшего развития».

5. Создание компьютерных вариантов методик, позволяющих прослеживать процессуальную сторону выполнения тестовых заданий, скрытую от психолога при обычном тестировании, и открывающих возможности выявления индивидуальных особенностей мышления.

6. Усовершенствование способов качественной оценки тестовых результатов, соблюдение их приоритета над количественными.

Ближайшие перспективы состоят в дальнейшей разработке теоретических основ и принципов нормативной содержательной диагностики, а также создании системы возрастной диагностики и коррекции психического и личностного развития, охватывающей весь период обучения ребенка в школе (принцип непрерывности).

При этом требует специального внимания проблема преемственности диагностики развития, которая предполагает сопоставимость результатов тестирования, полученных на любом возрастном срезе, с помощью специально разработанных единиц анализа.

 

История психодиагностики

 Становление и истоки научной психологической диагностики

Современная психология все чаще обращается к сказ­кам, мифам и легендам, используя их с самых разных по­зиций и в самых разных целях. Психологическая диагно­стика также может найти свое место в мифах и легендах. Так, миф о Психее и Амуре с полным основанием может быть отнесен к психодиагностическим. Психея олицетво­ряет человеческую душу, которая изображается в виде прелестной нежной девушки с крыльями бабочки. Миф отражает вечное стремление человеческой души ко всему возвышенному и красивому, ко всему, что дарит человеку высшее счастье и блаженство. Современные психологи склоняются к тому, что именно душа, внутренний мир че­ловека являются предметом психодиагностики.

В истории развития человечества существенную роль играло познание психики человека. Иными словами, кор­ни психологической диагностики и психодиагностическо­го метода уходят в глубь веков. В концентрированной форме знания о психодиагностике представлены в народ­ной мудрости. Известна «психодиагностическая» притча о крестьянине, который для определения «профессио­нальной пригодности» своего единственного сына приме­нил своеобразный тест. Он дал сыну книгу, яблоко и мо­нету, решив для себя, что если сын начнет читать книгу, то он станет ученым. Если сначала возьмет яблоко, то будет заниматься сельским хозяйством. Если же заинте­ресуется монетой, то станет торговцем. Однако неожи­данно для отца сын взял книгу и стал ее читать, при этом ел яблоко и играл монетой. Крестьянин задумался и ре­шил отправить ребенка учиться дипломатии. По сути, народная мудрость запечатлела один из принципов тес­тов предпочтения, которые широко применяются в совре­менной психологической диагностике.

Одно из первых упоминаний о применении психоди­агностических процедур для решения актуальных про­блем практики можно найти в литературе о Древнем Египте. Оказалось, что в жрецы посвящался лишь тот, кто способен был выдержать ряд длительных провероч­ных процедур. На первом этапе «диагностики» большое внимание уделялось внешнему виду кандидатов. С по­мощью беседы выяснялись не только важные биографи­ческие сведения, но и уровень культуры, общий уровень развития, кругозор, оценивалось также умение говорить. На втором этапе следовало испытание смертью. Если но­вичок не терял сознания и если желание посвятить себя тайнам жреческого искусства не пропадало, то начина­лось испытание умением трудиться, слушать и молчать. Затем претендент испытывался огнем, водой и полным одиночеством. Самый решающий этап был связан с ис­пытанием красивой женщиной. Тот, кто поддавался со­блазну, лишался свободы и под страхом смерти оставал­ся в храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал искусительницу, то вступал на долгий путь обучения.

В Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников.

Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам искусства: музыке, стрельбе из лука, вер­ховой езде, умению читать, умению писать, знанию ри­туалов и церемоний. Кроме того, оценивалось поведение чиновников в быту. Подобная система «профессиональ­ной диагностики» просуществовала довольно долго ипозднее была усложнена. В нее дополнительно были включены обязательные знания гражданского права, во­енного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.

Любопытна и в определенной мере поучительна сис­тема диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Для проверки знаний учителя использо­вали различные загадки, вопросы, парадоксы. Например, ученика спрашивали: «Была ли борода у бородатого?» Отвечать надо было немедленно. При этом один из на­ставников целился в ученика из лука. Или наставник мог схватить испытуемого, трясти его и кричать: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!». В результате создавалась довольно драматичная ситуация. Даже самый простой или нелепый вопрос превращался в проблему жизни и смерти. В зависимости от того, как ученик отвечал на загадки, определялись как уровень его просветленности, так и меры по углублению знаний чань-буддизма. С по­мощью такого приема учителя выявляли симулянтов, которые маскировали свою некомпетентность.

 Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора, который далеко не сразу принимал в свою школу новичков. Он считал, что не из каждого дерева можно выточить статую Меркурия. Ученый прислушивался к мнениям родителей и учителей, но при этом сам внимательно наблюдал за поведением претендентов. Особое значение Пифагор придавал поход­ке и смеху молодых людей. Он утверждал, что манера смеяться и ходить может многое сказать о характере че­ловека. Испытания состояли из двух этапов. Прежде все­го диагностировалась стрессоустойчивость претендента: он должен был переночевать один в пещере. Затем про­водилось тестирование интеллекта, причем предлагалась заведомо не решаемая задача. Обескураженного новичка вводили в зал, где все, кто уже учился в школе, оскорб­ляли неудачника и смеялись над ним. Если «жертва» проявляла присутствие духа, умение держать себя и с достоинством отвечать на выпады, то его принимали в школу.

Существует предположение, что одно из первых «тестирований» в нашей стране было проведено в 1666 г. царем Алексеем Михайловичем. Перед церковным собо­ром царь поодиночке вызывал к себе всех участников и предлагал письменно ответить на три вопроса: «Имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви?», «Достоверны ли печатные греческие книги?», Правильны ли решения предыдущего собора 1654 г.?».

О том, как проходило тестирование в России, отчасти можно узнать из рассказа А. П. Чехова «Экзамен на чин». Для того чтобы продвинуться по служебной лест­нице, герою рассказа необходимо было сдать несколько серьезных экзаменов, где каждый из педагогов специаль­но задавал каверзные вопросы.

Если проанализировать все упомянутые психодиагностические процедуры, то можно увидеть в них признаки, которые использует современный психолог-диагност. Эту своеобразную преемственность доказывают:-

• Целостный подход к изучению человека. Человек воспринимался диагностами в целом, включая внешний вид, личностные свойства и важные профессиональные качества. И сегодня психологическая диагностика ориентируется на целостность личности.

• Создание экстремальных ситуаций. Напряженные условия экзаменов, испытания, ставящие человека на грань между жизнью и смертью, ослабляли психологические защиты и позволяли более точно диагностировать личностные свойства и возможности человека. Современ­ные психодиагностические процедуры также включают в себя элементы напряжения и стрессогенности.

Тестирование имело социальную направленность и никогда не использовалось для развлечения. Психодиагностика всегда была ориентирована на решение проблем практики. Она оперативно реагировала на актуальные потребности общества и выступала одним из возможных рычагов влияния на общественную и хозяйственную жизнь.

 Наивная психологическая диагностика предшествовала научной психологической диагностике. Ее содержание определяется физиогномикой, френологией, графологией, хиромантией.

Физиогномика (греч. phsis «природа» + gnomon «знающий») — учение о связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу личности, Физиогномика основывается на представлении о том, что по внешним признакам человека могут быть установле­ны его психологические характеристики. В частности, в выражениях лица отражаются некоторые особенности личности. Существует теория, объясняющая эти связи на основе примитивных аналогий между внешним видом животных и соответствующими характеристиками людей. Если лицо похоже на лисицу, то человек хитер, как ли­сица и т. д. В течение длительного времени физиогноми­ка служила предпосылкой для многих типологий харак­тера. Однако в первой половине XIX в. физиогномика была практически забыта.

Френология (греч. phren «ум, разум» + logos «сло­во, понятие, учение») — учение Ф. Галля о связи пси­хических особенностей человека с наружной формой черепа. Основная идея френологии заключалась в том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способ­ность человека. При выраженности этой способности соответствующий центр мозга также очень развит, что отражается на конфигурации черепа. Это позволяет со­ставить с помощью специальных измерений френологи­ческую карту. Таким образом, френология постулирует возможность диагностики особенностей личности на основе выступов на черепе. В XX в. френология пользо­валась большой популярностью как метод психологи­ческой диагностики.

Графология (греч. grapho «пишу» + logos «слово, по­нятие, учение») — это учение о почерке, который признавался разновидностью выразительных движений, отра­жающих психологические свойства и психофизиологиче­ские состояния пишущего. Однако идея о связи почерка с душевными качествами человека возникла давно. На ее существование указывали Аристотель, Феофраст и мно­гие другие мыслители. В 1622 г. итальянский врач К. Вальдо опубликовал работу с описанием способов оп­ределения особенностей личности по почерку. Графо­логия получила широкое распространение в XIX в. Тер­мин «графология» во второй половине XIX в. ввел аб­бат Мишон.

Изучение почерка может иметь диагностическое зна­чение. Сегодня наиболее достоверно установлена зави­симость почерка от эмоционального состояния и не­которых типологических свойств высшей нервной дея­тельности пишущего. При некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфиче­ские признаки. Например, почерк больных шизофрени­ей нередко отличается вычурностью, нарочитой стили­зованностью. В криминалистике почерк анализируется с целью выявления признаков, позволяющих идентифи­цировать преступников. Существует судебное почерко­ведение. Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами применяются в иссле­дованиях по дифференциальной психологии и психофи­зиологии.

Хиромантия (греч. cheir «рука» + manteia «гадание, пророчество») — одно из наиболее древних учений об ин­дивидуальных особенностях человека, чертах его харак­тера, пережитых им событиях, определяемых по кожно­му рельефу ладоней. Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики пальцев) и флексорным (ладонь). Изучение эмбрионального развития паль­цевых узоров в связи с наследственностью дало толчок квозникновению новой отрасли знаний — дерматогли­фики (греч. derma «кожа» + gliphe «резьба»).

Папиллярный рисунок индивидуален. Его уникаль­ность и персональный характер стали использоваться в криминалистике с конца XIX в. Такому практическому применению помог случай. Вильям Хершель, англичанин, служил в британской армии в одном из районов Индии. В течение 15 лет он выплачивал жалование индийским солдатам. Для европейца это было настоящей проблемой, так как все индийцы были для него на одно лицо. Писать они не умели, имена повторялись. Часто, получив один раз жалование, они требовали его как не получавшие. Иногда посылали вместо себя друзей и родственников.

Хершель знал, что в ряде стран существовал обычай использования отпечатков пальцев в качестве удостове­рения личности. Так, в Китае разводы между супругами удостоверялись отпечатком руки мужа. У воспитанников в сиротских домах также брали отпечатки пальцев. Эти знания британский служащий использовал в собственной практике. Хершель стал брать отпечатки пальцев у наем­ных индийцев для того, чтобы удостоверять контракты, а индийцы чувствовали свою ответственность. Постепен­но тайна линий отпечатков увлекла его. Он в течение 19 лет через определенные промежутки времени снимал отпечатки пальцев индийцев. В результате у него появи­лась целая записная книжка, заполненная отпечатками пальцев. Хершель с удивлением заметил, что отпечатки пальцев одного человека никогда не совпадали с отпечат­ками пальцев другого. Так пытливый британец получил возможность отличать истинных служащих от мнимых. В последующие годы он пришел к выводу, что рисунок линий на пальцах не меняется ни через 5 лет, ни через 15 лет. Человек мог постареть, могли измениться его фи­гура и лицо. Рисунок же кончиков пальцев оставался не­изменным. Подход Хершеля помог раскрыть ни одно преступление, хотя и был применен не сразу. Ю. Торвальд, автор книги «Сто лет криминалистики», приво­дит сведения о том, что даже в том случае, когда пре­ступники платили большие деньги за операции по пере­садке кожи на пальцах, через некоторое время исходный папиллярный рисунок восстанавливался. Можно гово­рить, что кожный рельеф не подвержен изменениям в процессе жизни, обеспечивает надежность использова­ния для идентификации личности.

В середине XX в. усилился интерес антропологов и медиков к изучению дерматоглифики. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Появляются работы, в которых ука­пывается на связь между отдельными особенностями ри­сунков кожных покровов и хромосомными аномалиями. Установлено типичное расположение сгибательных бо­розд ладони при болезни Дауна. При аномалиях по половым хромосомам, например болезни Шерешевского — Тернера, болезни Клайнфельтера, трисомии-Х, наблюда­ются отклонения в дерматоглифике.

Интерес к психологическим аспектам дерматоглифи­ки возник сравнительно недавно. Тем не менее уже сей­час психологи утверждают, что у здоровых людей разно­образие папиллярных и ладонных рисунков очень велико. Г. И. Акинщикова в комплексном лонгитюдном исследовании установила взаимосвязи между некоторы­ми дерматоглифическими признаками и интеллектом, измеряемым по тесту Векслера.

 

 Зарождение научной психологической диагностики.

   Собственно психологическая диагностика возникла в рамках психиатрического обследования. Первоначально онабыла представлена обыкновенными вопросами отно­сительно возраста, местожительства, даты рождения, не­сложных математических операций. Иными словами, первое, к чему обратилась психодиагностика, были умственные способности человека.

Более точным средством диагностики умственных способностей можно считать задачи, похожие скорее ребусы и требующие проявления находчивости, критич­ности, предвидения, чем на задачи, связанные с описани­ем предметов повседневной жизни, или задачи, направ­ленные на проверку памяти. Такие задачи-головоломки были сформулированы уже Аристотелем. Их применяли задолго до включения в тесты интеллекта.

Хотя в настоящее время точная периодизация этапов становления психологической диагностики отсутствует, представляется целесообразным рассмотреть психодиаг­ностические идеи, сформированные в конце XIX в. и в начале XX в.

В конце XIX в. происходит становление научной и практической психологической диагностики. Это время ассоциируется с зарождением экспериментального диф­ференциально-психологического изучения человека, ко­торое складывалось под влиянием запросов и потребно­стей практики. Введение в область психологических ис­следований экспериментального метода, а также количественных (математических) методов обработки и анализа результатов существенно изменило содержание и смысл психологии вообще.

Долгое время психология оставалась умозрительной, преимущественно теоретической наукой. Введение в пси­хологические исследования экспериментального метода, количественных (математических) приемов обработки эк­спериментальных результатов существенно преобразовало психологию. Первый шаг в этом направлении совершил Г. Фехнер, который считается одним из первых исследова­телей в экспериментальной психологии. Он ввел в психо­логию количественные меры, т. е. измерение. Этот мето­дологический принцип был положен в основу дифферен­циальной психологии, а затем вошел в психологическую диагностику. До настоящего времени он используется при разработке и апробации психодиагностических средств, доказательства надежности и валидности методик.

Современный облик экспериментальная психология приобрела благодаря колоссальной исследовательской активности В. Вундта. Считая, что высшие психические функции, составляющие сущность личности, не подлежат экспериментальному изучению, ученый тем не менее в лабораторных условиях впервые экспериментально ис­следовал восприятие, память, внимание, скорость реаги­рования и т. п. Вместе со своими учениками В. Вундт изучал не только общие закономерности психических процессов, но и их индивидуальные проявления.

Психологическая диагностика заимствовала у экспе­риментальной психологии количественный принцип, превратившийся в методологический. Он составляет основу всех процедур и оценок диагностических возможностей тестов. Разработка многочисленных процедур и приемов и экспериментальной психологии фактически стимулировала развитие психодиагностики. Однако результаты экс­периментальных исследований не всегда поддавались интеграции и не позволяли точно и непротиворечиво описывать свойства целостной личности. Психологиче­ская диагностика нуждалась в специальных приемах вы­явления индивидуальных психологических особенностей личности. В дальнейшем развитие психодиагностики ха­рактеризовалось постепенным отходом от лабораторных экспериментов и обращением к тестовым методикам. При этом происходит дифференциация направлений поисков адекватных методик.

Одним из научных источников психологической ди­агностики считается прикладная психология, предметную область которой довольно трудно очертить. Сегодня со­циально значимые прикладные задачи ставят перед со­бой медицинская, социальная, инженерная, педагогиче­ская психология, психология труда и многие другие от­расли психологии. Круг задач охватывает отбор и подбор персонала, профессиональную пригодность, определение психологической готовности детей к обучению в школе п т. п. Привлечение в область прикладных исследований тестовых методик, построенных на теории тестов, считалось большим достижением.

Начало психологической диагностике в качестве од­ной из дисциплин прикладной психологии положил Ф. Гальтон, В работе «Исследование человеческих спо­собностей и их развитие» (1883) он предложил проверять общие умственные способности человека с помощью пси­хометрического испытания. Понятие «тест» впервые применил для быстрых и несложных проверок американский психолог Дж. Кэттелл. В его монографии «Умственные ' способности, их измерение» (1890) предложено примерно 50 простых испытаний, например измерение силы мускулов, максимальной частоты постукивания, чувствительности к прикосновению, приблизительной оценки време­ни, объема непосредственной произвольной памяти.

Собственное развитие тестов интеллекта и способностей началось с создания комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили А. Бине и Д. Симон (1905).

Следует отметить и возникновение другой крупной группы тестов — так называемых проективных тестов, с помощью которых была предпринята попытка выявить основные функции личности. Принцип проекции по­является в словесно-ассоциативном методе К. Юнга в 1904-1906 гг.

Тесты, основанные на вопросах, касающихся соб­ственных переживаний и поведения человека или его отношений, начали возникать в 1930-х гг. под влияни­ем первого психологического вопросника Р. С. Вудвор-са (1917) с целью выявить среди призывников страда­ющих неврозом.

Американского психолога Р. Торндайка принято счи­тать родоначальником тестов школьной успеваемости. Эти тесты нередко называются тестами достижений. Они оказались более валидными, чем традиционные методы определения школьных достижений, такие, как конт­рольные работы, устные и письменные экзамены и т. п. Тесты достижений нашли наиболее широкое применение в США. Серьезной помехой для их распространения в других странах стала зависимость стандартизованных результатов от состава и характера стандартизационной популяции. Сегодня все отчетливее проявляется тенденция к замене классических тестов школьной успеваемости так называемыми критериально-ориентированными тестами.

Другой, не менее важный с исторической точки зре­ния источник психологической диагностики заключен в дифференциальной психологии. Своими корнями она, Как известно, связана с идеями дарвинизма, популяр­ными в XIX в. и проникшими в психологию во мно­гом благодаря исследованиям Ф. Гальтона, который, применяя экспериментально-психологические методи­ки, впервые обратил внимание на интериндивидуальные различия.

Основателем дифференциальной психологии (индивидуальных различий) принято считать В. Штерна, ко­торый еще в 1900 г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерно­стей, но также и индивидуальностью.

Существенную роль в становлении дифференциаль­ной психологии сыграли А. Бине и В. Анри. В докладе «Индивидуальная психология» (1896) они открыли но­вую предметную область психологических исследова­ний— индивидуальные различия. Переход от исследова­ния изолированных психических свойств к целостной ин­дивидуальности стимулировало возникновение особого предметного аспекта - психодиагностики. Различия меж­ду психологической диагностикой и дифференциальной психологией определяются тем, что первую интересуют проявления общих закономерностей в единичном, кон­кретном случае, вторая изучает общие закономерности проявления индивидуальных различий.

А. Бине теоретически обосновал и практически дока­зал возможность диагностики высших психических про­цессов. Он впервые сконструировал тест для измерения умственного развития детей, получивший признание во многих странах. Главный недостаток теста заключался в отсутствии достаточного теоретического обоснования. 11редложенная мера уровня умственного развития не по­зволяла точно сравнивать уровень умственного развития детей разных возрастных групп. Несмотря на недостаточ­ное теоретическое обоснование и несовершенство полу­чения количественных результатов, тест получил широ­кое распространение. В 1923 г., после соответствующей адаптации, тест был издан в Харькове.

После успеха А. Бине началась усиленная разработка психодиагностических тестовых методик и быстрое внедрение их в практику работы психологов. При этом четко вырисовывались три самостоятельных направления в разработке методик. Во Франции во главе этого направления стоял А. Бине, в России — Г. И. Россолимо, в Америке — Р. Д. Торндайк.

Наиболее сильное влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала тестология — направление в психологии, которое занимается теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов. Интенсивное  развитие промышленности, вовлечение больших масс людей в процесс производства, остро возросшая потреб­ность общества в высококвалифицированных рабочих побуждали к возникновению проблемы профессиональ­ного отбора и профессиональной ориентации. Социаль­но-экономическая ситуация подталкивала к разработке и применению тестов. Тестология занималась теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов, определением критериев качества тестов и их стандартизации.

Однако и в то время тестология не рассматривалась единственным направлением в выявлении индивидуаль­ных психологических особенностей человека. В 1912 г. русский ученый А. Ф. Лазурский писал о недостаточно­сти изучения индивидуального своеобразия только с по­мощью тестов. Он выступал за активное внедрение в пси­хологию естественного эксперимента, который, в отличие от самого обширного теста, позволял психологу изучать не отдельные психические процессы, а личность в целом. Приблизительно в это же время Г. И. Россолимо пред­ложил метод целостной диагностики личности с помощью психологического профиля. Г, И. Россолимо вы­двинул и реализовал идею количественной оценки эле­ментов духовной жизни с целью выявления индивидуаль­но своеобразного профиля личности. Применение про­филя позволяло увидеть уровень развития психических процессов, их динамику под влиянием различных воздействий и коррекционных приемов. Заслуга Г. И. Россоли­мо состоит в том, что его идеи измерения психического своеобразия с помощью профиля подтолкнули к разра­ботке новых тестовых методик. На принципах психоло­гического профиля построены многие современные тес­ты достижений и личностные опросники, например шка­ла Векслера, 16-факторый опросник Р. Кэттелла, Фрайбургский личностный опросник и т. п.

Хотя история психологической диагностики охватывает довольно длительный период, термин «психодиагно­стика» появился только в начале XX в. Распространение итого термина связано с именем швейцарского психоло­га, ученого и врача Германа Роршаха. Его монография «Психодиагностика» (1921) была посвящена возможно­сти распознания психических отклонений с помощью ин­терпретации чернильных пятен, или, как называл их сам Роршах, клякс.

Примечательна судьба этого ученого. Г. Роршах ро­дился в 1884 г. в Цюрихе в семье художника. После окон­чания основной школы посещал гимназию. В Швейцарии гимназистам было разрешено присоединяться к каким-либо студенческим обществам, Роршах также принадле­жал к одному из них. В этом обществе — и это звучит почти фантастично — ему было дано прозвище «клякса». Сейчас трудно установить, было ли это прозвище наме­ком на профессию отца или отражало увлечение Рорша­ха кляксографией — игрой, которой в свободное время увлекались дети и юноши Швейцарии.

Некоторое время разносторонний и способный мо­лодой человек сомневался, должен ли он стать художни­ком или посвятить себя естественным наукам. В 19 лет Роршах стал изучать медицину, в основном психиатрию. В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по медицине. В 1912 г. Роршах впервые использовал кляксографию. Его главный научный интерес составлял психо­анализ. Результаты его психоаналитических исследова­ний отражены во многих публикациях («Рефлексивная галлюцинация и символика», «Пример неудачной субли­мации забывания имен», «К символике змеи и галстука» и т. п.).

Любопытно, что личная жизнь Роршаха была связана с Россией. Он был женат на русской. Некоторое время работал в психиатрической клинке под Москвой. Умер Герман Роршах в 1922 г. в возрасте 38 лет от перитонита. Можно заключить, что, несмотря на разнообразие ис­точников, психодиагностика сформировалась как само­стоятельная прикладная психологическая дисциплина. Ее развитию способствовали потребности общества, прежде всего развитие промышленности, образования, медици­ны, военного комплекса, нуждавшихся в более точных ко­личественных методах оценки свойств личности, психи­ческих функций.

Идеи тестирования в психологии: перспективы и критика. Практика использования психологических тестов показала ощутимый материальный эффект. Так, А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев описали массовый экспе­римент, который был проведен в США, где для нужд ар­мии разрабатывались психологические методики. Толь­ко во время Первой мировой войны при помощи тестов были обследованы 1 миллион 800 тысяч военнослужа­щих. Во время Второй мировой войны — уже 7 мил-лионов солдат Соединенных Штатов Америки. В трудных условиях военные вряд ли бы стали необоснованно отвлекать бойцов от их прямых обязанностей. По свиде­тельствам военных специалистов, психологическое тестирование и основанное на их результатах распределение солдат оправдали себя.

Вместе с тем хорошо известно, что психодиагности­ческие тесты стали подвергаться критике с самого начала массового применения.

До сих пор остается в силе критическое замечание, Клапареда, высказанное еще в начале века по поводу тестов. Он указывал на то, что трудно определить их пси­хологическую ценность, так как нельзя точно назвать способности, выявляемые с помощью тестов. Если пси­холог поставит перед большим количеством учеников задачу зачеркивать букву «А» на странице выбранного текста, то, несомненно, можно получить различные ре­зультаты. Однако, как замечает ученый, трудно понять, что означают эти различия и что нужно думать о психо­логической сущности учеников. Является ли скорость зачеркивания признаком только более высокой способ­ности к движениям или же большого внимания и более высокого интеллекта? Один и тот же вопрос можно за­дать при выполнении всех других тестов: «Можно ли по частному испытанию сделать вывод о психике в целом?»

Известно еще более категорическое замечание: тестовый метод служит измерением только степени определен­ной способности и ничего не говорит о том, как протека­ют психические процессы. Относительно тестов А. Бине выдвигается возражение, которое сохраняет силу до сегодняшнего дня для распространенных вербальных мето­дик и заключается в следующем. Согласно уравнению регрессии, 54 % эффективности выполнения теста А. Би­не обусловлены педагогическим возрастом, т. е. уровнем и качеством приобретенных знаний в школе; 11 % — соб­ственно биологическим возрастом; 33 % — интеллектом, который является предметом тестирования.

В результате дети, живущие в лучших социальных условиях и получающие лучшее образование, показыва­ют лучшие результаты при тестировании, хотя они и не обладают большим интеллектом, по сравнению с детьми, которые находятся в менее комфортной среде, препят­ствующей умственному развитию.

В 1934 г. видный специалист в области психологиче­ской диагностики Д. Ставел писал о том, что никакой психодиагностический метод не может дать больше, чем симптом. Сущность психотехнической работы заключается в правильной психологической интерпретации симп­томов. Однако это как раз самая трудная работа, посколь­ку главный признак симптомов заключается в том, что почти всегда они являются неясными.

В 1960 г. Б. М. Теплов писал о том, что существуют аргументы, дающие возможность видеть как сильные, так и слабые стороны тестов. По его мнению, отсутствуют причины принципиально отрицать тесты, стандартиза­цию условий испытания, стремление психологов выра­жать результаты испытания количественно или статис­тическую обработку результатов тестирования. Однако большая часть тестов не имеет прочно обоснованной научной базы. Тесты нередко представляют собой испы­тания, составленные чисто эмпирически, их назначение: вряд ли можно доказать статистически, на основе массового их применения. Б. М. Теплов приходит к заклю­чению, что если не ясен физиологический или психоло­гический смысл исследования, если это исследование яв­ляется лишь слепой проверкой, тогда никакая статистическая обработка массового применения теста не даст четких научных результатов, какой бы сложной или остроумной она ни была.

Требования к тестовым заданиям были сформули­рованы А. Г. Ковалевым и В. Н. Мясищевым. По сути, это программные принципы психологической диагно­стики:

• тестовую методику следует тщательно анализиро­вать в плане ее функционального назначения;

• результаты исследования должны быть оценены в связи с культурно-экономическими условиями развития обследуемого;

• необходимо давать оценку не только решению, но и способу этого решения;

• исходя из полученных результатов, необходимо не только определять градации (уровни), т. е. распределение результатов отдельных измерений, но и выделять  качественно типичные или индивидуальные особенности решения заданий;

• полученные результаты имеют лишь предваритель­ное, ориентировочное значение, показывающее, в каком направлении может изменяться дальнейшее поведение обследуемого;

• оценка результатов тестирования предполагает зна­ние границ возможного их колебания в случае повторно­го испытания одного и того лица.

 

 Этапы и некоторые тенденции развития психологи­ческой диагностике в России.

Как считают отечественные исследователи [Батурин), психологическая диагностика в нашей стране про­шла три этапа развития, преодолев несколько кризисов.

Этап зарождения российской психодиагностики длил­ся с конца XIX в. до середины 1930-х гг. Его особенности во многом определялись влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке. Связан с именами таких психологов, как А. П. Болтунов, Н. Н. Ланге, Г. И. Рос-солимо, Ф. Е. Рыбаков, М. Ю. Сыркин.

Основным достижением первого этапа можно считать признание идеи стандартизованного измерения психических явлений. Особенно ярко это наблюдалось в педаго­гике и профессиональном отборе. Однако слабая научная база психологической диагностики, несовершенство инструментария, недопустимо широкое распространение гестов среди непрофессионалов, большое количество ско­ропалительных «психологических диагнозов» и этиче ских ошибок вызвали негативную реакцию общества. По­становление ВКП(б) 1936 г. вызвало глубокий кризис психодиагностики. Практическое использование тестов фактически было запрещено. Тесты бы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.045 с.)