Подходы к пониманию сущности психологической диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к пониманию сущности психологической диагностики



Широкое прак­тическое применение, включение в решение жизненных проблем человека создали своеобразный психодиагнос­тический парадокс: рост описания средств диагностики заметно опережает развитие теории. Остается открытым вопрос о том, что же такое психологическая диагности­ка, каков ее предмет, каков механизм взаимодействия психолога-диагноста с обследуемым. Видимо, отсутствие теоретической психодиагностики привело к тому, что в современной психологии сложилось несколько взаимно дополняющих подходов к пониманию сущности психо­диагностики.С определенной долей условности можно говорить, что в настоящее время сложились следующие подходы:

• инструментальный;

• конструирующий;

• гностический;

• помогающий;

• практикоориентированный;

• адаптационный;

• интегральный.

Инструментальный подход

Внимание к психологической диагностике связывает­ся с представлением о ней как о совокупности методов и средств для измерения психических состояний и свойств, т. е. как об инструменте. Психодиагности­ка понимается как процесс выявления и измерения ин­дивидуальных психологических особенностей человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирова­ния, беседы и т. п. Дискуссия ведется лишь по вопросу о том, какие методы считать относящимися к диагностике, а какие не считать. С точки зрения инструментального понимания, ключевые задачи ПД:

- выбор и непосредственное применение диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека или установления различий в психической организации разлияных групп людей;

- расширение сфер практического применения имеющихся и создаваемых ПД средств.

Данный подход наиболее распространен. Он имеет четкую практическую направленность, предполагает очень хорошее знание и ориентацию психолога в сфере ПД методик.. Однако он ограничивает ПД как научную дисциплину, сужает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматических задач «какую методику использовать».

Конструирующий подход.

Суть – признание ПД в качестве самостоятельной научной области, главная цель которой сводится к разработке методов выявления и зучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека.

Задачи:

- конструирование новых ПД средств;

- модификация уже имеющихся методик;

- разработка методов прогнозирования психического развития и поведения, а также их отклонений в зависимости от различных факторов и условий;

- создание методических приемов выявления и измерения интегральных психических образований: психическое здоровье, адаптированность, психическое развитие, индивидуальность и т.п.;

- разработка ПД технологий;

- разработка методов коррекции и расширения ре­пертуара индивидуального поведения.

Конструирующее направление имеет большое значе­ние для повышения социальной и научной ценности пси­хологической диагностики, так как постоянно разрабаты­вает новые средства обследования и тем самым расши­ряет возможности познания психологии современного человека. В настоящее время никто не сомневается в не­обходимости создания средств для исследования самых разнообразных феноменов психической реальности, даже таких, которые долгое время считались непсихологиче­скими, например свобода, добро, правда, совесть и т. п. Несмотря на это, психодиагностика не может быть све­дена только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Гностический подход

Суть: раскрытие индивидуального своеоб­разия и неповторимости внутреннего мира каждого че­ловека.

Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека.

Психологическая диагностика превращаемся в познавательный процесс. Психолог-диагност, в отличие от психолога-теоретика или психолога-исследователя, выявляет и измеряет прежде всего разнообразные индивидуальные проявления, которые он выражает в виде определенных числовых эквивалентов. Выявление и измерение индивидуального своеобразия обеспечивает переход к выявлению общего, т. е. психических особенно­стей человека вообще. Фактически на основании рассуждений и умозаключений психодиагност переходит о от констатации наличия и выраженности показателей психических образований у отдельно взятого человека к содержанию этих же психических образований у человека вообще. В связи с этим предполагается решение следующих задач:

• определение общих закономерностей становления и развития психических образований;

• установление связи между единичными проявлени­ями психического феномена и знанием его сущности;

• распознавание индивидуальных особенностей в об­щих проявлениях психики человека;

• идентификацию индивидуальной картины поведе­ния или состояния конкретного человека с известными» типами и установленными ранее среднестатистическим нормами.

Результаты психодиагностического познания вопло­щаются в психологическом диагнозе, который представ­ляет собой различное по степени развернутости и пол­ноте заключение о принадлежности единичных (индиви­дуальных) психических проявлений к определенному классу.

 

Помогающий подход к ПД

Известно, что основное назначение психодиагности­ки заключается в постановке объективного и надежного диагноза. Тем не менее психологической диагностике принадлежит своеобразная психотерапевтическая функ­ция, что дает основание рассматривать ее как один из методов психологической помощи. Специфический терапевтический потенциал содержат в себе сами психо­диагностические процедуры. Например, выполнение ри­суночных проб в процессе проективной диагностики позволяет обследуемому освободиться от излишней тревоги, почувствовать уверенность в себе, в правильности своих действий. Заполнение опросников, шкал самооцен­ки, требующих от человека концентрации внимания на своих переживаниях, анализа собственного поведения в разных ситуациях, нередко сопровождается особым успо­каивающим эффектом.

Смысл помогающей функции особенно возрастает во время психодиагностического консультирования. Психо­диагностическое консультирование - обязательный за­вершающий этап любой работы психолога-диагноста. Оно предполагает ознакомление обследуемого с резуль­татами тестирования и рекомендации. Проведенное с со­блюдением этических норм консультирование позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны свого Я, разрешить актуальные внутренние конфликты, найти необходимые способы самореализации. Существенная роль в оказании психологической помощи принадлежит психологу-диагносту, его личностным свойствам, психо­логическому такту и профессионализму.

Вместе с тем психодиагностическое обследование мо­жет оказаться стрессогенным и вызвать у обследуемого неприятные переживания. В психодиагностике хорошо известен феномен тестовой тревожности - появление или нарастание чувства тревоги во время выполнения тесто­вых заданий. Возможны негативные реакции как по от­ношению к психологу, так и по отношению к самой про­цедуре тестирования. Поэтому помогающая психодиагно­стика имеет определенные ограничения, зависящие преимущественно от индивидуальных особенностей об­следуемого, а также от личностных и профессиональных качеств психолога-диагноста.

 

Практикоориентированный подход к пониманию сущности психологи­ческой диагностики определяется интенсивным и расши­ряющимся по масштабам проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных про­блем человека. Уникальность современного этапа разви­тия отечественной психологии заключается в зарождении и становлении разнообразных психологических служб, в появлении и расширении массового рынка психологиче­ских услуг. Это позволяет рассматривать психологиче­скую диагностику как особую область практики, как про­фессиональную деятельность психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологи­ческих особенностей, черт личности, которые помогают в решении жизненных проблем. Психодиагностика при­звана обеспечивать оптимальное решение практических задач во всех сферах жизнедеятельности человека и спо­собствовать поискам психологических условий для пол­ноценного развития личности и прогнозирования воз­можных девиаций.

 

Адаптационный подход.

Суть его заключается в том, что психологическая диаг­ностика рассматривается как самостоятельное научное направление, предполагающее изучение индивидуально­го своеобразия человека, включенного во всю систему взаимосвязей с окружающей реальностью и с самим со­бой. Предмет психологической диагностики - те психи­ческие образования, которые позволяют прогнозировать наиболее полное и успешное раскрытие человеком всех своих психических потенциалов в конкретных изменяю­щихся жизненных условиях.

Подобный подход к пониманию предмета психологическойдиагностики означает ориентацию на признание уникальности каждого человека, активно взаимодейству­ющего с обществом, культурой, предметной средой и при­родой, на понимание своеобразия стратегий его самореа­лизации в процессе этого взаимодействия. При таком подходе конструирование и использование методик пе­рестает быть самоцелью диагностики, а превращается в средство выявления индивидуальных возможностей и проблем их совершенствования.

 

Интегральный подход

Ориентирован на теоретические аспекты психологиче­ской диагностики и систематизацию психодиагностиче­ского опыта. Интегральный подход обобщает довольно длительную историю развития теории и культуры психодиагностики и делает акцент на самостоятельнос­ти ее теоретических и методологических проблем. В то же время он подчеркивает практическую направленность психодиагностики, ее ориентацию на решение жизненно важных проблем человека. Психодиагностика рассматривается в качестве самостоятельной научной дисциплины, занимающейся теоретическими и практическими пробле­мами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности лич­ности.

Главными теоретическими и практическими задачами психологической диагностики являются:

• анализ исторической обусловленности возникнове­ния и систематизации путей эволюции психодиагности­ческих идей;

• определение предмета психологической диагнос­тики;

• систематизация направлений в понимании сущности психологической диагностики как области научных знаний;

• изучение структурных элементов и направлений современной психологической диагностики;

• разработка стратегий, функций и методологических принципов психологической диагностики;

• создание моделей психодиагностического исследо­вания, учитывающих индивидуальные особенности чело­века и социально-психологические характеристики кон­кретной жизненной ситуации;

• определение ключевых компонентов структуры пси­ходиагностического процесса;

• систематизация результатов исследований отдель­ных социально-психологических, психических, психофи­зиологических свойств для получения целостного пред­ставления о поведении и деятельности человека и выяв­ления общих закономерностей его функционирования в окружающей среде;

• обобщение результатов диагностики индивидуаль­ных психологических феноменов;

• создание теоретических и методических основ кон­струирования методов для определения и дифференциа­ции как индивидуальных свойств личности, так и среды жизнедеятельности;

• определение и классификация факторов и условий, влияющих на результаты психодиагностики.

С позиций интегрального направления психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных ме­тодологических и методических принципах, которые по­зволяют ей играть важную роль в системе психологи­ческих знаний. В настоящее время психологическая диагностика связывает воедино теоретическую и прак­тическую психологию. По отношению к методам психо­логического исследования она выступает в качестве ос­новы, объединяющей все области их практической реа­лизации.

Рассмотренные научные подходы к пониманию пси­хологической диагностики демонстрируют широту ее смыслового пространства, связанную с многоаспектностью и полифункциональностью практической деятель­ности психолога-профессионала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.013 с.)