Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к пониманию сущности психологической диагностикиСтр 1 из 25Следующая ⇒
Широкое практическое применение, включение в решение жизненных проблем человека создали своеобразный психодиагностический парадокс: рост описания средств диагностики заметно опережает развитие теории. Остается открытым вопрос о том, что же такое психологическая диагностика, каков ее предмет, каков механизм взаимодействия психолога-диагноста с обследуемым. Видимо, отсутствие теоретической психодиагностики привело к тому, что в современной психологии сложилось несколько взаимно дополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики.С определенной долей условности можно говорить, что в настоящее время сложились следующие подходы: • инструментальный; • конструирующий; • гностический; • помогающий; • практикоориентированный; • адаптационный; • интегральный. Инструментальный подход Внимание к психологической диагностике связывается с представлением о ней как о совокупности методов и средств для измерения психических состояний и свойств, т. е. как об инструменте. Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения индивидуальных психологических особенностей человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т. п. Дискуссия ведется лишь по вопросу о том, какие методы считать относящимися к диагностике, а какие не считать. С точки зрения инструментального понимания, ключевые задачи ПД: - выбор и непосредственное применение диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека или установления различий в психической организации разлияных групп людей; - расширение сфер практического применения имеющихся и создаваемых ПД средств. Данный подход наиболее распространен. Он имеет четкую практическую направленность, предполагает очень хорошее знание и ориентацию психолога в сфере ПД методик.. Однако он ограничивает ПД как научную дисциплину, сужает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматических задач «какую методику использовать». Конструирующий подход. Суть – признание ПД в качестве самостоятельной научной области, главная цель которой сводится к разработке методов выявления и зучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека.
Задачи: - конструирование новых ПД средств; - модификация уже имеющихся методик; - разработка методов прогнозирования психического развития и поведения, а также их отклонений в зависимости от различных факторов и условий; - создание методических приемов выявления и измерения интегральных психических образований: психическое здоровье, адаптированность, психическое развитие, индивидуальность и т.п.; - разработка ПД технологий; - разработка методов коррекции и расширения репертуара индивидуального поведения. Конструирующее направление имеет большое значение для повышения социальной и научной ценности психологической диагностики, так как постоянно разрабатывает новые средства обследования и тем самым расширяет возможности познания психологии современного человека. В настоящее время никто не сомневается в необходимости создания средств для исследования самых разнообразных феноменов психической реальности, даже таких, которые долгое время считались непсихологическими, например свобода, добро, правда, совесть и т. п. Несмотря на это, психодиагностика не может быть сведена только к разработке или модификации и адаптации инструментария. Гностический подход Суть: раскрытие индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека. Психологическая диагностика превращаемся в познавательный процесс. Психолог-диагност, в отличие от психолога-теоретика или психолога-исследователя, выявляет и измеряет прежде всего разнообразные индивидуальные проявления, которые он выражает в виде определенных числовых эквивалентов. Выявление и измерение индивидуального своеобразия обеспечивает переход к выявлению общего, т. е. психических особенностей человека вообще. Фактически на основании рассуждений и умозаключений психодиагност переходит о от констатации наличия и выраженности показателей психических образований у отдельно взятого человека к содержанию этих же психических образований у человека вообще. В связи с этим предполагается решение следующих задач:
• определение общих закономерностей становления и развития психических образований; • установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; • распознавание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; • идентификацию индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными» типами и установленными ранее среднестатистическим нормами. Результаты психодиагностического познания воплощаются в психологическом диагнозе, который представляет собой различное по степени развернутости и полноте заключение о принадлежности единичных (индивидуальных) психических проявлений к определенному классу.
Помогающий подход к ПД Известно, что основное назначение психодиагностики заключается в постановке объективного и надежного диагноза. Тем не менее психологической диагностике принадлежит своеобразная психотерапевтическая функция, что дает основание рассматривать ее как один из методов психологической помощи. Специфический терапевтический потенциал содержат в себе сами психодиагностические процедуры. Например, выполнение рисуночных проб в процессе проективной диагностики позволяет обследуемому освободиться от излишней тревоги, почувствовать уверенность в себе, в правильности своих действий. Заполнение опросников, шкал самооценки, требующих от человека концентрации внимания на своих переживаниях, анализа собственного поведения в разных ситуациях, нередко сопровождается особым успокаивающим эффектом. Смысл помогающей функции особенно возрастает во время психодиагностического консультирования. Психодиагностическое консультирование - обязательный завершающий этап любой работы психолога-диагноста. Оно предполагает ознакомление обследуемого с результатами тестирования и рекомендации. Проведенное с соблюдением этических норм консультирование позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны свого Я, разрешить актуальные внутренние конфликты, найти необходимые способы самореализации. Существенная роль в оказании психологической помощи принадлежит психологу-диагносту, его личностным свойствам, психологическому такту и профессионализму. Вместе с тем психодиагностическое обследование может оказаться стрессогенным и вызвать у обследуемого неприятные переживания. В психодиагностике хорошо известен феномен тестовой тревожности - появление или нарастание чувства тревоги во время выполнения тестовых заданий. Возможны негативные реакции как по отношению к психологу, так и по отношению к самой процедуре тестирования. Поэтому помогающая психодиагностика имеет определенные ограничения, зависящие преимущественно от индивидуальных особенностей обследуемого, а также от личностных и профессиональных качеств психолога-диагноста.
Практикоориентированный подход к пониманию сущности психологической диагностики определяется интенсивным и расширяющимся по масштабам проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Уникальность современного этапа развития отечественной психологии заключается в зарождении и становлении разнообразных психологических служб, в появлении и расширении массового рынка психологических услуг. Это позволяет рассматривать психологическую диагностику как особую область практики, как профессиональную деятельность психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, которые помогают в решении жизненных проблем. Психодиагностика призвана обеспечивать оптимальное решение практических задач во всех сферах жизнедеятельности человека и способствовать поискам психологических условий для полноценного развития личности и прогнозирования возможных девиаций.
Адаптационный подход. Суть его заключается в том, что психологическая диагностика рассматривается как самостоятельное научное направление, предполагающее изучение индивидуального своеобразия человека, включенного во всю систему взаимосвязей с окружающей реальностью и с самим собой. Предмет психологической диагностики - те психические образования, которые позволяют прогнозировать наиболее полное и успешное раскрытие человеком всех своих психических потенциалов в конкретных изменяющихся жизненных условиях. Подобный подход к пониманию предмета психологическойдиагностики означает ориентацию на признание уникальности каждого человека, активно взаимодействующего с обществом, культурой, предметной средой и природой, на понимание своеобразия стратегий его самореализации в процессе этого взаимодействия. При таком подходе конструирование и использование методик перестает быть самоцелью диагностики, а превращается в средство выявления индивидуальных возможностей и проблем их совершенствования.
Интегральный подход Ориентирован на теоретические аспекты психологической диагностики и систематизацию психодиагностического опыта. Интегральный подход обобщает довольно длительную историю развития теории и культуры психодиагностики и делает акцент на самостоятельности ее теоретических и методологических проблем. В то же время он подчеркивает практическую направленность психодиагностики, ее ориентацию на решение жизненно важных проблем человека. Психодиагностика рассматривается в качестве самостоятельной научной дисциплины, занимающейся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.
Главными теоретическими и практическими задачами психологической диагностики являются: • анализ исторической обусловленности возникновения и систематизации путей эволюции психодиагностических идей; • определение предмета психологической диагностики; • систематизация направлений в понимании сущности психологической диагностики как области научных знаний; • изучение структурных элементов и направлений современной психологической диагностики; • разработка стратегий, функций и методологических принципов психологической диагностики; • создание моделей психодиагностического исследования, учитывающих индивидуальные особенности человека и социально-психологические характеристики конкретной жизненной ситуации; • определение ключевых компонентов структуры психодиагностического процесса; • систематизация результатов исследований отдельных социально-психологических, психических, психофизиологических свойств для получения целостного представления о поведении и деятельности человека и выявления общих закономерностей его функционирования в окружающей среде; • обобщение результатов диагностики индивидуальных психологических феноменов; • создание теоретических и методических основ конструирования методов для определения и дифференциации как индивидуальных свойств личности, так и среды жизнедеятельности; • определение и классификация факторов и условий, влияющих на результаты психодиагностики. С позиций интегрального направления психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах, которые позволяют ей играть важную роль в системе психологических знаний. В настоящее время психологическая диагностика связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования она выступает в качестве основы, объединяющей все области их практической реализации. Рассмотренные научные подходы к пониманию психологической диагностики демонстрируют широту ее смыслового пространства, связанную с многоаспектностью и полифункциональностью практической деятельности психолога-профессионала.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.013 с.) |