Тема № 9 . Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце XIX – начале XX веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 9 . Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце XIX – начале XX веков.



 

В конце 19 века во Франции появилось новое направление – импрессионизм. Это слово в переводе с французского означает «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников, которые вышли из своих мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы. Они применяли особую технику пятен – мазков, которые в близи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок. Свежесть мгновенного впечатления в их полотнах сочеталась с тонкостью психологических настроений (художники К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей).

Позднее, в 80-90 годы 19 века, идеи импрессионизма нашли выражение и во французской музыке. Два композитора – К. Дебюсси и М. Равель – наиболее ярко представляют импрессионизм в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах – эскизах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Они сливаются с личными переживаниями музыканта – поэта, влюбленного в красоту окружающего мира.

Клод Дебюсси (1862-1918) – зачинатель музыкального импрессионизма. Он обогатил все стороны композиторского мастерства – гармонию, мелодику, оркестровку, форму. В то же время он воспринял идеи новой французской живописи и поэзии. Дебюсси написал множество фортепианных и вокальных миниатюр, несколько пьес для камерных ансамблей, три балета, лирическую оперу «Пелиас и Мелизанда».

Одухотворенные картины природы с почти зримой конкретностью созданы им в оркестровых пьесах: «Послеполуденный отдых Фавна», в цикле «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены»), в трех эскизах «Море», в цикле «Иберия», а так же в фортепианных миниатюрах «Остров радости», «Лунный свет», «Сады под дождем» и других.

Морис Равель (1875 -1937) – композитор, в творчестве которого отразилась более поздняя эпоха. Рисунок его сочинений острее, резче, краски более четкие и контрастные – от трагического пафоса до язвительной иронии. Но в его музыке встречается та же утонченность звукописи, сложная игра красок, типичная для музыкального импрессионизма. В лучших фортепианных пьесах Равеля есть и картины живой природы («Игра воды», «Печальные птицы», «Лодка среди океана»).

Всю жизнь Равель разрабатывал мотивы любимой им Испании. Так появились «Испанская рапсодия» для оркестра, комическая опера «Испанский час», «Болеро», «Ундина». Большое внимание композитор уделял жанрам танцевальной музыки. Среди нескольких его балетов выделяется балет – сказка «Дафнис и Хлоя», созданный им в сотрудничестве с русской труппой С. Дягилева.

Равель с любовью писал музыку для детей. Таковы его пьесы для фортепиано «Матушка- гусыня», превращенные в балет, опера «Дитя и волшебство», в которой забавно выступают в качестве героев Часы, Кушетка, Чашка, Чайник.

В последние годы жизни Равель обратился к джазу, что ярко проявилось в его сонате для скрипки и фортепиано, двух концертах для фортепиано.

Традиции импрессионизма, начатые французскими мастерами, были продолжены в творчестве композиторов разных национальных композиторских школ. Их развивали М. Де Фалья (балет «Треуголка». 3 часть, Фанданго) в Испании, А. Казелла и О. Респиги в Италии, С. Скотт и Ф. Дилиус в Англии, К. Шимановский в Польше. Они были самобытно претворены в начале 20 века в творчестве некоторых русских композиторов, особенно в ранних сочинениях И. Стравинского.

Реалистические традиции, заложенные оперными творениями Д. Верди, были продолжены в конце 19 века в произведениях композиторов – веристов.

Веризм (от итальянского слова «веро»- истинный, правдивый) – направление в итальянской опере, начатое сочинениями П. Масканьи (опера «Сельская честь») и Р. Леонкавалло (опера «Паяцы», арию Канио из которой предлагаем вам послушать). Сюжеты веристских опер – правдивые истории из жизни итальянских крестьян, бродячих комедиантов, завершающиеся трагически. С веризмом связано творчество крупнейшего оперного композитора Д. Пуччини.

Рубеж 19-20 веков был сложным временем для европейского искусства. И его противоречия по – разному отразились в творчестве различных художников. Одни стремились выразить чувство ужаса и страха перед гибелью разрушающегося мира, другие раскрывали гармонию и красоту природы, запечатлевали тончайшие ощущения человека, третьи обращались к средствам и формам музыки давно ушедших времен. Три главных направления – экспрессионизм, импрессионизм, неоклассицизм – отразили эти тенденции.

 

Вопросы.

1. Перечисли три основных художественных направления в искусстве на рубеже 19-20 веков.

2. Что такое импрессионизм? В каком виде искусства он зародился?

3. Назови имена композиторов, в чьем творчестве особенно ярко проявились черты импрессионизма.

4. Что такое веризм? В каком виде искусства он проявился?

5. Назови имена композиторов – веристов.

 

Понятие к теме «Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце XIX – начале XX веков».

1. Импрессионизм (франц.)- «впечатление»- направление в искусстве конца 19 – начала 20 веков, зародившееся во Франции и получившее распространение в живописи, музыке.

2. Веризм- (от итальянского слова «веро»- истинный, правдивый) – направление в итальянской опере, начатое сочинениями П. Масканьи и Р. Леонковалло. Сюжеты веристских опер – правдивые истории из жизни итальянских крестьян, бродячих комедиантов, завершающиеся трагически. С веризмом связано творчество крупнейшего оперного композитора Д. Пуччини.

3. Эксперссионизм – (лат.)- выражение – направление в литературе и искусстве 1 четверти 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение- главной целью искусства.

4. Неоклассицизм – название художественных течений 2 половины 19-20 веков, основывающихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма.

 

Музыкальный материал к теме«Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце XIX – начале XX веков».

 

1. К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» (диск 5).

2. М. Равель. Болеро. Ундина (диск 5).

3. М. Де Фалья. Балет «Треуголка». 3 часть. Фанданго (диск 5).

4. Р. Леонкавалло. Опера «Паяцы». Ария Канио (диск 5).

5. Фрагменты произведений Хиндемита, Берга на выбор преподавателя (диск 10).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Алексеева Л, Григорьев В. Зарубежная музыка 20 века.- Москва, «Знание», 1986

Алексеева Л, Григорьев В. Страницы зарубежной музыки 19 века.- Москва, «Знание», 1983

Владимиров В. Музыкальная литература, вып.2.- Москва, Государственное музыкальное издательство, 1960 г.

Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран, вып.2.- Москва, «Музгиз», 1957

Друскин М. Вагнер.- Москва, Государственное музыкальное издательство, 1963.

Колосова Н. Здравствуй, музыка.- Москва, «Молодая гвардия», 1969

Музыкальная литература зарубежных стран/под ред. Б. Левика.- Москва, «Музыка», 1984

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран, для 5 класса ДМШ.- Москва, «Музыка», 1990

Русская книга о Бахе/под ред. Т.Н. Ливановой, В.В. Протопопова.-.- Москва, «Музыка», 1985

 Соловцова Л. Джузеппе. Верди.-.- Москва, «Музыка», 1986

Хохлов Ю. Песни Шуберта.- Москва, «Музыка», 1987

Чичерин Г. Моцарт.-Ленинград, «Музыка», 1987

Шорникова М. Музыкальная литература, 2 год обучения. - Ростов- на Дону, «Феникс», 2003

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.006 с.)