Тема № 8 . Развитие оперы в XIX веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 8 . Развитие оперы в XIX веке.



 

19 век стал важным этапом в развитии мировой оперы. Это было время расцвета великих национальных школ, обновления идейного содержания, самой формы музыкально – сценического произведения, рождения новых жанров внутри оперы, укрепления связи между оперой и другими видами искусства.

Оперное богатство безгранично. Мы же остановимся на некоторых вехах на пути оперы.

Рихард Вагнер (1813 -1883) - один из крупнейших реформаторов оперы в 19 веке. Родился в Германии, в семье полицейского чиновника. В детстве увлекался античной литературой. Интерес к музыке появился у него только в Дрезденском университете, когда Вагнер впервые познакомился с музыкой Бетховена, оказавшей на будущего композитора сильное впечатление. Он начал брать уроки фортепиано и теории музыки.

Прежде чем достичь зрелости в искусстве оперной композиции, Вагнер создал оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци».

Первая зрелая опера Вагнера – «Летучий Голландец». Она представляет нечто новое в жанре оперы. В ней почти нет законченных музыкальных номеров, обязательных в итальянской и французской операх того времени. Именно в этой опере композитор ввел систему лейтмотивов. Картины бушующего моря были переданы средствами симфонической музыки, что вызывало недоумение у критиков.

Следующий этап на пути реформаторской деятельности Вагнера – оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин» (на сюжеты немецких средневековых легенд). Оперы встретили холодно: публика не сумела оценить новые творения Вагнера со стороны их значения.

Постепенно Вагнер достиг высокого положения в мире музыки. Этому во многом способствовала его дирижерская деятельность. Вагнер стал стремиться к созданию идеальной оперы, в которой драма служила бы главной целью, а музыка- средством. Он считает, что на смену традиционной опере должна прийти музыкальная драма, где музыка и слово равноправны и слиты неразрывно. Это возможно, по его мнению, если композитор является и либреттистом (кстати, Вагнер сам писал тексты для своих опер).

Для непрерывности развития действия Вагнер предлагает упразднить арии и речитативы, введя свободно возникающие диалоги и монологи. Большое значение он уделяет выразительности вокальной речи.

Роль оркестра, по его мнению, должна заключаться в углублении и усилении передачи чувств героев. Существенной для него является и системой лейтмотивов, которые относятся не только к людям, но и к событиям, явлениям природы, чувствам.

Сегодня оркестровые эпизоды его опер украшают программы симфонических концертов всего мира. Послушаем знаменитый «Полет Валькирий» из его оперы «Валькирии».

Сущность оперной реформы Вагнера проявилась во многих операх композитора, например, «Тристан и Изольда». Опера была столь необычна, что в Дрездене певцы отказались ее петь, сказав, что она недоступна человеческим голосам. Послушаем «Вступление» к этой опере.

Если новаторские начинания Вагнера сначала вызывали недоумение и насмешки, то, начиная с 60 – х годов 19 века, его поклонники часто считали, что опера дальше должна идти по вагнеровскому пути. Но еще при жизни композитора и вскоре после его смерти творчество ряда композиторов показало, что это не так. Многообразие форм оперного искусства богаче и шире, чем какие – либо его направления. В качестве примера можно привести имена многих композиторов, в первую очередь, Д. Верди.

Джузеппе Верди (1813- 1901) - до сегодняшнего дня, пожалуй, один из самых исполняемых авторов оперной музыки. Всю свою долгую творческую жизнь он исповедовал одни принципы: он слушался только своего внутреннего голоса, своего сердца, стремился рассказывать в своей музыке о людях и жизни. Основой оперной музыки считал сильные чувства.

Большое место в творчестве Верди принадлежит элементам романтизма. Ведь в самой жизни борющейся за свободу Италии было много романтического. В то же время композитор стремился правдиво показывать в своем искусстве окружающую действительность, поэтому творчество Верди можно считать реалистическим. Именно поэтому произведения Верди сегодня не кажутся устаревшими.

Верди был величайшим драматургом, и его деятельность в этом направлении оказала очень большое влияние на все дальнейшее развитие оперного искусства.

Гений композитора достиг своей вершины в операх: «Трубадур», Риголетто», «Сицилийская вечерня», «Дон Карлос», «Сила судьбы», «Аида», «Отелло», «Травиата», «Застольную песню Альфреда» из которой мы предлагаем вам послушать.

Внимательно следя за ходом развития музыкального искусства, Верди не мог не подчиниться вагнеровскому влиянию. В «Аиде» он уже почти совсем отказывается от старой итальянской рутины в области формы, сумев соединить итальянскую мелодичность с принципами вагнеризма. В последних операх «Отелло», «Фальстаф» композитор совсем отказывается от законченных вокальных номеров.

Во французской музыке этого времени одной из крупнейших фигур был Жорж Бизе.

Жорж Бизе (1838-1875) в своем творчестве отстаивал иные, чем у Вагнера, оперные принципы. До своей знаменитой «Кармен» оперное искусство Бизе особого успеха у слушателей не имело (среди ранних его опер назовем «Дон Прокопио», «Искатели жемчуга», «Пертская красавица»). Симфоническая же музыка Бизе оказалась счастливее: музыка к драме Доде «Арлезианка», увертюра «Родина», сюиты «Рим» и «Детские игры» были приняты и критиками, и слушателями.

Наконец, в 1875 году композитор выступил со своей оперой «Кармен». И эта опера, которая сегодня стала любимейшим, обошедшим все сцены, произведением, на первом представлении «провалилась». Она была слишком непривычна для буржуазной публики.

Кармен – испанская цыганка, не признающая над собой никакой власти, кроме власти собственных чувств. Ей понравился молодой сержант Хосе, и она добилась того, чтобы он стал дезертиром и контрабандистом. Но вот она увлекается тореадором Эскамильо и отказывается остаться с Хосе, хотя и знает, что это грозит ей смертью.

Оперная Кармен стала символом свободолюбия, героиней многих стихов, в том числе, замечательных стихов А. Блока.

Эта опера во многом противостоит оперным принципам Вагнера. Сюжет ее взят из современной жизни. Кроме того, опера четко членится на законченные вокальные номера. Ведущее место в опере занимает близкая городскому фольклору песенная стихия. Послушаем фрагменты этой оперы: «Хабанеру», «Сегидилью», «Тему роковой любви», «Тему куплетов Тореадора».

Творчество Бизе – высшая точка реализма во французской музыке второй половины 19 века. Его оперы стали продолжением традиций французского оперного театра.

 

Вопросы.

1. Расскажи, в чем сущность оперной реформы Вагнера?

2. Перечисли известные тебе оперы этого композитора.

3. Назови годы жизни Вагнера, Верди, Бизе.

4. Какие черты отличают оперное творчество Верди?

5. В чем противостоит опера Бизе «Кармен» оперным принципам Вагнера?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.009 с.)