Понятия к теме «Франц Шуберт». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия к теме «Франц Шуберт».



1. Баллада- один из жанров народного творчества. Баллада - это повествование. Но в нем обязательно должны присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрывался большой внутренний драматизм. Это очень ярко проявилось в произведении Шуберта «Лесной царь».

2. Романтизм- художественное течение в культуре европейских стран на рубеже 18-19 веков (далее по тексту учебника).

3. Конвикт – школа, готовящая певчих для церковного хора.

 

Музыкальный материал к теме «Франц Шуберт».

1. Песни Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Серенада», ««Ave Мaria», «Форель» (диски 4,9).

2. Ф. Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Колыбельная ручья», «Мельник и ручей» (диски 4,9).

3. Ф. Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь»: «Спокойно спи», «Весенний сон», «Шарманщик» (диски 4,9).

4. Ф. Шуберт. Вальс си минор (диск 4).

5. Ф. Шуберт. «Музыкальный момент» фа минор (диск 4).

6. Ф. Шуберт. Экспромт ми – бемоль мажор (диски 4, 10).

7. Ф. Шуберт. Симфония №8, си минор «Неоконченная» (диски 4,9).

 

Тема №7. Фридерик Шопен.

1810-1849

 

7.1.Жизненный путь композитора. В 30-40 годы 19 века появились национальные композиторские школы на востоке Европы (до этого времени все наиболее значительные события в мировом музыкальном искусстве происходили в трех культурных центрах – Италии, Франции, Австро –Германии). Это новые национальные школы – русская, польская, венгерская и другие – вливали свежую струю в давние традиции европейской музыки. Идеалы, чаяния и страдания своего народа, его художественная жизнь и быт стали основой творческого стиля представителей этих национальных школ. Вот таким воплощением духа польского народа стала музыка Фридерика Шопена.

Родина Шопена – Польша. Здесь прошли детство и юность музыканта (мать композитора – полька из обедневшей дворянской семьи). Вторая половина его жизни связана с Францией – родиной его отца – выходца из крестьянской семьи, участника польского восстания. Тело Шопена покоится в Париже, а сердце, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве. Сердце гениального композитора осталось жить в его музыке, воплотившей трагическую судьбу и гордые надежды Польши, трепет души ее народа.

Шопен родился под Варшавой, в графском имении Желязова Воля. Мама служила экономкой, а отец – воспитателем господских детей. Но уже на первом году жизни мальчика семья переехала в Варшаву.

Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного играла на фортепиано и пела. Сначала родители подумали, что мальчик не любит музыку, потому что, когда мама начинала играть, ребенок начинал волноваться и плакать. Но оказалось, что причина этого – влечение к музыке. К пяти годам Шопен неплохо играл на фортепиано. Серьезно стал учить его музыке известнейший музыкант того времени - Войцех Живный. В семь лет состоялся первый концерт мальчика, имевший большой успех. Тогда же было издано первое композиторское произведение Шопена – фортепианный полонез.

Успехи мальчика были так велики, что когда ему исполнилось 12 лет, Живный сам отказался с ним заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет дать своему выдающемуся ученику. Больше учителей фортепианной игры у Шопена не было. Все, чего он достиг,- результат самостоятельного труда, внутреннего развития и роста.

Из-за слабого здоровья он был определен в лицей в тринадцать лет. Фридерик поступил сразу в четвертый класс, потому что и дома он легко усваивал изучаемые предметы, овладел немецким и французским языками. В эти годы проявилась многогранная одаренность Шопена. Он писал стихи, сочинял пьески для домашнего театра, рисовал красками рисунки, говорящие о незаурядных художественных способностях. Его мимический талант не раз вызывал восхищение знатоков. Один польский актер сказал, что в лице Шопена пропадает великий актер. То же самое о нем говорили позже, уже в Париже.

В 1826 году Шопен поступил в Варшавскую консерваторию, директором которой стал замечательный композитор - Юзеф Эльснер. Он бережно развивал и охранял способности Шопена, признавая необычность его таланта. Всего три года понадобилось Шопену, чтобы закончить консерваторию. Он был уже признан лучшим пианистом Польши. Большой популярностью пользовались и его сочинения. Самыми значительными среди них являются два Фортепианных концерта, концертные пьесы.

После окончания консерватории, по совету учителя и друзей, Шопен отправился в Вену, чтобы совершенствовать свой талант. Он дал здесь два концерта, в которых выступил и как автор. Оба прошли с огромным успехом. Венские музыкальные критики писали о нем как о гении. Вырученных денег могло хватить на некоторое время проживания за границей. Можно было отправляться в путешествие, но Шопен откладывал поездку со дня на день. Политическая обстановка в Польше обострялась все больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма.

Наконец, день отъезда был назначен. 2 ноября 1830 года Шопен выехал в Париж. Накануне друзья устроили ему прощальный вечер и вручили ему серебряный кубок с польской землей. Принимая его, Шопен сказал слова, оказавшиеся пророческими: «Я убежден, что покидаю Варшаву и никогда в нее больше не вернусь, и что я говорю вечное «прощай» моей родине». Словам эти суждено было сбыться.

Спустя две недели после его отъезда в Варшаве началось восстание. Узнав об этом, Шопен хотел мчаться домой. Но друзья убедили его, что он должен служить родине своим искусством, которое при сложившейся в Польше обстановке было обречено на гибель. Ему оставалось только тревожиться за участь своих родных, за исход восстания издали.

По дороге в Париж Шопен снова посетил Вену, но на этот раз она не оправдала его надежд. Венские музыканты видели в Шопене серьезного соперника, и поэтому организовать концерт ему не удалось. Молодой музыкант выехал из Вены. Уже в дороге его настигла весть о разгроме восстания в Польше. Шопен был в отчаянии. Свое горе, гнев он излил в музыке.

Поражение восстания навсегда отрезало ему путь на родину. Осенью 1831 года он приехал в Париж, где и оставался до конца своей жизни.

Шопен покорил Париж сначала как пианист. Его исполнение было своеобразным и непривычным. Так же, как и Лист, Шопен был признан одним из лучших пианистов мира.

Постепенно Париж покорила и музыка Шопена. В своих концертах он, большей частью, исполнял собственные сочинения. Но основным источником дохода Шопена в эти годы была педагогическая деятельность. Он вынужден был давать уроки по нескольку часов в день. Эта работа отнимала очень много времени, но отказаться от нее Шопен не мог, даже завоевав мировую известность.

В Париже Шопен общался с выдающимися людьми своего времени: французским художником Делакруа, немецким поэтом Гейне, композиторами Берлиозом и Листом. Он так же близко сдружился со своими земляками, общение с которыми было Шопену особенно дорого, потому что он чувствовал себя в Париже одиноко.

Спустя несколько лет Шопен сделал предложение своей соотечественнице – графине Марии Водзиньской. Но родители побоялись соединить судьбу своей дочери с высокоталантливым, но не высоковельможным музыкантом.

Счастье и горе любви познал Шопен с Авророй Дюдеван, известной в литературе под мужским псевдонимом Жорж Санд. Эта талантливая писательница сыграла большую роль в Жизни Шопена. Их роман длился 9 лет. Их общий дом стал одним из интереснейших салонов. Здесь можно было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне, представителей польской аристократии.

С годами Шопен все меньше выступал. Публичные выступления его тяготили. Он чувствовал себя неуютно перед аристократической публикой, любил играть перед близкими людьми, понимающими его и ему сочувствующими. Перед ними он раскрывался, изумлял богатством своих импровизаций.

Усиленно Шопен продолжал заниматься педагогической деятельностью, которая не только утомляла его, но и отвлекала от главного дела его жизни – сочинения. И все же именно в эти годы его внутренне развитие достигло своей высшей точки. Появились самые глубокие и значительные произведения: баллады, сонаты, скерцо, лучшие полонезы, мазурки, ноктюрны.

В последние годы жизни Шопен пережил разрыв с Жорж Санд, смерть двух самых близких людей – отца и друга Яна Матушинского. Облегчить его горе приехала сестра Людовика. Она принесла с собой какую – то частичку родного дома, семьи. Но с ее отъездом Шопен снова замкнулся в себе. Но чем больше он чувствовал свое одиночество, тем горячее и искреннее становилась его музыка.

Разрыв с Жорж Санд подорвал его здоровье. Болезнь легких, которой он страдал с юности, обострилась. Средства его иссякли. Не только потребность в деньгах, но и безразличие к своей судьбе побудили его совершить поездку в Лондон (1848 г.). Начались обязательные визиты, званые обеды, приемы. Приходилось давать уроки, выступать на приемах. Это отнимало последние силы.

В августе Шопен с концертами выступал в Шотландии. Вернувшись в Лондон, он играл на концерте, устроенном в пользу поляков. Это было последнее выступление великого пианиста.

В конце ноября 1848 г., по совету врачей, смертельно больным, Шопен вернулся в Париж. Вновь была вызвана сестра Людовика. Ей он завещал свою последнюю просьбу: «Я знаю, вам не разрешат перевезти мое тело в Варшаву, отвезите туда, по крайней мере, мое сердце». В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало. В торжественных похоронах принимали участие лучшие артисты Парижа. В могилу Шопена высыпали горсть польской земли из кубка, который ему подарили друзья при прощании с родиной. Сердце Шопена было перевезено в Польшу и до сих пор бережно хранится в специальном сосуде в костёле Святого Креста.

7.2. Мазурки  и прелюдии Шопена. Всю свою жизнь Шопен посвятил любимому инструменту – фортепиано (за исключением нескольких произведений для других инструментов). Но, даже работая только для фортепиано, Шопен сумел добиться такого разнообразия, какого другие композиторы добивались, работая над разными жанрами музыкального искусства.

Перу Шопена принадлежит 52 мазурки. В них как бы раскрывается душа польского народа, его думы и чаяния, быт, нравы, чувства и стремления. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво.

Мазурка – излюбленный польский танец. В народе его танцевали два партнера, причем в нем нет заранее придуманных фигур. Его импровизируют. А вот когда мазурка появилась в дворянской среде, она превратилась в блестящий танец, символизирующий военную удаль.

Среди мазурок Шопена мы встречаем и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и поэтичные нежные мелодии. Шопен называл их «картинками»: действительно, это настоящие картинки польской жизни.

Мазурка до мажор (ор. 56 №2). Это настоящая картинка деревенского праздника в польской деревне, во время которого исполняются танцы в сопровождении деревенского оркестра. Обязательная его участница - скрипка, не менее важны контрабас и, конечно, волынка (духовой инструмент).

В начале мазурки несколько тактов «гудит» квинта, подражающая деревенскому оркестру. А на ее фоне звучит веселая, задорная мелодия с острым синкопированным ритмом.

На народных праздниках мазурка не всегда танцевалась всеми танцорами. В средине танца вперед выходил главный танцор, показывал свое мастерство. На смену ему приходит танец девушек, более лиричный. Такую картину рисует средний раздел мазурки до мажор. Но завершается все общим танцем.

Мазурка ля минор(ор. 68, №2) носит совсем другой характер. Это очень поэтичная лирическая картина родины. Как и положено, мазурка написана в трехчастной форме, где средний раздел так же воплощает задорный деревенский танец.

Мазурка си – бемоль мажор (ор.7 №1) – пример блестящей бальной мазурки. В отличие от других мазурок, она написана в форме рондо. Рефрен – яркая, стремительная тема с четким ритмом.

На смену рефрену приходят две контрастные темы. Одна из них – так любимый Шопеном волыночный наигрыш.

Прелюдии Шопена. Мы уже знаем, что такое прелюдия (см. тему «И.С. Бах»). В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свое предназначение и цель. Каждая из его прелюдий (а их у Шопена 26: цикл из 24 прелюдий и две отдельные)– законченное целое, в котором запечатлен один образ или настроение.

Шопен был первым композитором, написавшим цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, окружающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания. Замечательный русский пианист А. Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».

Прелюдия ми минор – одна из самых лиричных в творчестве композитора. Ее музыка рождает воспоминание о чем – то прекрасном, что было в нашей жизни, но навсегда ушло. Удивительно мастерство композитора, в такой простой фактуре передающего тончайшие оттенки человеческих чувств.

В прелюдии ля мажор – всего 16 тактов. Здесь особенно ярко проявилось умение композитора в малой форме сказать что – то большое и важное. Поразительна ее мелодия, похожая на выразительную человеческую речь.

Прелюдия до минор еще меньше по размеру (в ней всего 13 тактов). Многие воспринимают ее как траурный марш. Скорбный и, в то же время, торжественный характер музыки напоминает проводы в последний путь не простого человека, а лидера.

Очень выразительна смена динамических оттенков. Вначале музыка звучит fortissimo, затем piano, а заканчивается прелюдия pianissimo. Траурно – торжественное шествие как будто удаляется.

7.3.Полонезы, вальсы, ноктюрны, этюды Шопена. Полонез – самый древний из польских танцев. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез»- французское, в переводе означает «польский». В давние времена его танцевали рыцари, затем стали принимать в нем участие и все гости. Полонезом открывались придворные балы. Длинной вереницей шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез – более спокойный и плавный.

В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драматичные, и бравурные, похожие на рыцарские.

Полонез ля мажор (ор.40 №1) пользуется особой известностью. Это сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы их танцевали. Это яркие концертные пьесы.

Главная тема полонеза – величественная, ликующе- победная.

Средний раздел построен на развитии призывной фанфарной темы.

Вальсы Шопена. Вальс в первой половине 19 века был популярен во всей Европе. Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы были очень похожи на бытовые танцы. Со временем вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьезную музыку.

Вальсы Шопена тоже представляют собой сольные концертные пьесы, выразительные и изящные, в которых широко используются выразительные и богатые приемы пианизма. У Шопена – 17 вальсов.

Вальс до – диез минор. В его основе – три разнохарактерные вальсовые темы. Первая – мягкая и грациозная – открывает вальс.

Ее сменяет вторая – быстрая, кружащаяся, легкая мелодия.

Третья тема – напевная, медленная- рождает ощущение размышлений.

Двукратное повторение второй темы, в чередовании с остальными, напоминает типичную для многих танцевальных пьес форму рондо.

Ноктюрны Шопена. Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист Джон Фильд. Мы находим ноктюрн в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Им написано 20 ноктюрнов. Он глубоки по содержанию, отличаются богатством музыкальных образов и силой творческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шопена строится на контрасте двух образов.

Ноктюрн фа минор можно отнести к группе лирических произведений, тонких и поэтичных. Тихо и спокойно льется повествование –задумчивое, печально – проникновенное, как исповедь человеческой души. Нежная мелодия звучит на фоне равномерного сопровождения.

В среднем разделе появляется возбужденная и тревожная музыка. Меняются тональности. Беспокойное движение триолей усиливает ощущение устремленности и порыва.

Реприза ноктюрна значительно сокращена. Равновесие формы восстанавливает продолжительная кода на выдержанном тоническом басу. А в верхнем регистре звуки как бы парят в воздухе и постепенно тают. Мажорная терция в последних аккордах придает им большую мягкость и певучесть, окрашивая музыку в светлые тона.

Этюды Шопена престали быть упражнением. Он стал полноценным художественным жанром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды, как серьезные и выразительные произведения, стали включаться в концертные программы, наравне с сонатами, балладами и другими жанрами.

Этюд до минор №12, «Революционный» пользуется особой популярностью. История его создания широко известна. Помните, по дороге в Париж Шопен узнал о разгроме польского восстания? Он был в отчаянии. Его горе, гнев вылились в звуках. Так появился этюд, который звучит, как призыв к борьбе за свободу родины.

Этюд ми мажор (№3) - своего рода «песня без слов». Его мелодия отличается глубиной, мягкой и задушевной напевностью. Медленный темп, тихое звучание, плавное движение сопровождения придают мелодии сосредоточенность и еще большую глубину.

В средней части, как волны в морской шторм, появляются бурные пассажи. Сила звука нарастает, достигая fortissimo.

И снова песня, спокойная, ласковая, сердечная. Из воспоминаний современников известно, что это был любимый этюд Шопена.

 

 

Вопросы.

1. Назови годы жизни Шопена.

2. Кто был учителем Шопена в Варшаве?

3. Перечисли произведения, написанные Шопеном в Варшаве.

4. Когда Шопен покинул родину?

5. В каком городе прошли последние годы жизни композитора?

6. Перечисли имена людей, которые окружали Шопена в Париже.

7. Какая область музыкального искусства была особенно близка Шопену?

8. Назови основные жанры творчества Шопена.

9. Какие польские народные танцы использованы в произведениях Шопена?

10. Объясни, что такое прелюдия, ноктюрн, этюд, полонез.

11. Что нового внес Шопен в развитие этих жанров?

12. С каким событием связан знаменитый «Революционный» этюд Шопена?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.041 с.)