Тема № 9. Детская музыка композиторов 20 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 9. Детская музыка композиторов 20 века.



 

В этом разделе речь пойдет о музыке, написанной специально для детей композиторами Дебюсси, Равелем, Бартоком, Прокофьевым, Свиридовым. Музыкальный материал предназначен для вашей самостоятельной работы. Свои впечатления, чувства и мысли, вызванные музыкой, постарайтесь выразить в устных и письменных рассказах. Рассказывать или писать нужно обдуманно, последовательно, находить точные слова для выражения мыслей. В этом вам помогут вопросы:

1. Какие чувства, мысли, настроения выражены в пьесе? Каков ее характер?

2. Какие выразительные средства главные и почему? Каковы особенности музыкального языка?

3. Черты каких жанров и для чего использовал композитор?

4. Как развивается музыкальный материал, где расположена кульминация? В какой форме написана пьеса?

5. Чем она вам понравилась?

 

К. Дебюсси. «Детский уголок». Этот фортепианный альбом для детей вводит нас в мир музыки 20 века. Он представляет собой сюиту из шести фортепианных пьес различного характера. Альбом был написан в 1908 г. и был посвящен дочери композитора- Эмме Клод. Музыка Дебюсси учит юных пианистов наслаждаться красотой звучания фортепиано, гармонии, свежестью и чистотой сочетаний диатонических звуков.

«Доктор «Gradus ad Parnassum». Как и в любом учебном этюде, здесь есть определенная техническая задача – добиться ровности и беглости пальцев. Поэтому на протяжении этюда (за исключением центрального эпизода) выдержана фактура с характерным ровным бегом шестнадцатых. Композиция пьесы классически строга: это сложная трехчастная форма с кодой. Тональность до мажор также напоминает об учебном предназначении этюда.

Этюд начинается в сумрачно - низком регистре, а затем постепенно переходит к прозрачно – звонкому, высокому, где в ликующей кульминации блистают резкие сочетания красок мажорных аккордов.

С первых тактов привлекает внимание необычный колорит звучания строгой диатоники. Выдержанный тонический органный пункт напоминает подобные «зачины» в клавирных прелюдиях Баха. На протяжении всего этюда такие выдержанные «сквозные» звуки становятся опорными.

Иногда в звуковую ткань вкрапливаются яркие звуки- восклицания, мотивы, фразы (это характерные приемы изложения музыкального материала у Дебюсси). Преобладание тихой динамики (пиано, пианиссимо) заставляет внимательно вслушиваться в прозрачный звуковой поток, улавливать игру бликов утонченной красочной гармонии.

Вторая и третья пьесы «Детского уголка» посвящены любимым игрушкам – слону и кукле.

«Колыбельная Джимбо» звучит ласково и, в то же время, забавно, потому что ее «поет» слон. Конечно же, мелодия звучит в низком, «слоновьем» регистре. В ней есть необычные для колыбельной черты: синкопы в ритмическом рисунке, редкий «экзотический» лад. Эти необычные черты мирно уживаются с традиционными.

А теперь дополните рассказ о «Колыбельной Джимбо». Для этого постарайтесь ответить на вопросы:

1. Какие приемы использованы в фактуре аккомпанемента?

2. Какой «экзотический» лад использовал композитор?

«Серенада кукле» необычайно легка и изящна по звучанию. Наверное, кукла так красива, что для нее хочется спеть серенаду, ведь когда – то рыцари пели серенады для прекрасных дам. В этой пьесе композитор добился легкого и прозрачного звучания, своеобразно используя интервалы и фортепианную фактуру.

1. Какие интервалы использованы в строении мелодии и аккомпанемента?

2. Почему автор назвал пьесу серенадой?

«Снег танцует» - самая большая и сложная пьеса сюиты. По необычайной живописности звучания, по богатству оттенков настроений она превосходит остальные пьесы «Детского уголка».

1. Каково настроение этой пьесы?

2. Как в музыке изображен «танцующий» снег?

3. Сравните ее с первой пьесой сюиты. Какие общие приемы использования фактуры и гармонии сближают их? В чем различия?

«Маленький пастух»- самая поэтичная пьеса «Детского уголка». Она навеяна пастушьими наигрышами. Мечтательный пасторальный характер музыки создают две контрастные темы. Первая, чуть печальная, звучит в характерном флейтовом регистре. Вторая- изящная, четкая по ритму, определенно напоминающая танец. Обе мелодии развиваются вариационно, восхищая новыми гармоническими красками, придающими им каждый раз новое освещение.

1. В какой из двух тем варьируется в большей степени мелодия, а в какой – гармония?

2. Почему эту пьесу можно назвать пасторалью?

«Кукольный кейкуок» - блестящий финал сюиты. Кейкуок- танец американских негров, в переводе с английского означает «шествие с пирогом» (пирог – награда лучшему танцовщику). Яркая, упругая по ритму пьеса Дебюсси пародирует модный танец регтайм («неровный», «рваный ритм»).

1. Каковы особенности ритма этой пьесы?

 

М. Равель. «Матушка гусыня» (1908 г.). Равель- современник Дебюсси. В его сюите «Матушка гусыня» - пять пьес для фортепиано в четыре руки.

«Павана Красавице, спящей в лесу». Композитор воссоздает колорит старины, обращаясь к давно забытому танцу – паване. Ее черты оживают, как оживает спящая красавица после столетнего сна. Паваной открывались балы в давние времена, поэтому и у Равеля она помещена вначале сюиты. Это как бы лирическое воспоминание о танце, а не танец. Повествовательная мелодия, звучащая словно издалека, неспешно развивается на фоне выдержанных басов. Безыскусная простота чистой диатоники, лад (натуральный минор), свойственный народным напевам, прозрачная фактура – все эти скупые элементы музыкального языка участвуют в воссоздании духа старинной музыки во всей ее первозданной строгой красоте.

«Мальчик- с- пальчик». Этой пьесе Равель предпосылает фрагмент сказки Ш. Перро: «По дороге он разбрасывает крошки хлеба, надеясь, что это поможет ему найти обратный путь, но каково было его удивление, когда он не смог найти ни одной крошки: прилетели птицы и все поклевали». Композитор создал трогательный образ мальчика, заблудившегося в огромном лесу.

В пьесе остроумно комбинируются изобразительные и выразительные средства. Монотонно – ровное движение параллельных терций, их «витиеватый», «запутанный» мелодический рисунок помогают представить извилистые лесные тропинки, по которым идет малыш. Строгое терцовое двухголосие – фон для печально – простодушной мелодии, идущей вслед за аккомпанементом тем же бесконечным путем. Натуральный минор придает пьесе колорит старины, а постоянно меняющийся размер играет выразительную роль, усиливая настроение неопределенности, растерянности.

1. Какие музыкальные приемы помогли автору изобразить эпизод прилета птиц, которые поклевали хлебные крошки?

«Дурнушка, императрица пагод». Этой пьесе композитор также предпослал фрагмент из сказки м-м д, Онуа «Зеленый серпантин»: «Императрица разделась и погрузилась в ванну. Тотчас большие и малые пагоды принялись петь и играть, у одних были теорбы, сделанные из ореховой скорлупы, у других- виолы из миндальной скорлупы, подходящие им по росту».

    Пьеса своим экзотическим звучанием напоминает звонкую музыку механических игрушек – музыкальных табакерок, часов и т.д. Если вы сами сыграете причудливую и изящную тему этой пьесы, то сможете ответить на вопрос:

1. Почему тональность и лад, выбранные композитором, несложны и удобны для исполнения, хотя при ключе стоят шесть знаков?

«Красавица и чудовище» - самая интересная, контрастная и яркая по музыкальному языку пьеса сюиты. Сюжет французской сказки м-м Лепренс де Бомон очень похож на сюжет «Аленького цветочка»: безобразное чудовище своей добротой завоевывает любовь красавицы и превращается в прекрасного принца. Их музыкальные портреты предельно контрастны.

1. Какой жанр использовал автор в теме Красавицы?

Угловатая и нарочито некрасивая тема Чудовища звучит угрюмо. И, тем не менее, темы вступают в диалог и даже звучат в дуэте.

2. Почему тема Чудовища контрастна теме Красавицы?

3. Как в музыке воплощено волшебное превращение Чудовища в принца? Как меняется его тема?

«Волшебный сад» завершает сюиту. В ней, как и в первой и второй пьесах, проступают черты старинной музыки. Величавая восходящая до – мажорная мелодия облачена в строгий «наряд» полифонической четырехголосной фактуры. Ее спокойный ритм, напоминающий строгую поступь сарабанды, медленный темп и неожиданно тихая динамика – все элементы музыкального языка участвуют в создании торжественно – светлого образа – гимна сказке, где зло всегда побеждается добром и красотой.

1. Как меняется характер музыки в конце пьесы?

Б. Барток. «Десять легких пьес». Б. Барток – венгерский композитор. Его творчество тесно связано с народным венгерским фольклором. Дети всего мира играют его музыку («Детям», «Румынские рождественские пьесы», «Микрокосмос» и др.). Мы же познакомимся с несколькими пьесами Бартока из сборника «Десять детских пьес». В каждой пьесе проявился самобытный почерк композитора – в остром ритме, сложном метре, в непривычной, терпкой гармонии, в сочетании различных ладов и гармонии.

«Венгерская народная песня» представляет собой фортепианную обработку народной мелодии. Пьеса написана в праздничном характере. Прослушав ее, ответьте на вопрос:

1. Какой характерный ритм повторяется в пьесе?

«Медвежий танец». Это юмористическая пьеса. Кажется, что ее неуклюжий герой, подхваченный стремительным вихрем общего танца, пытается «попасть в ритм».

1. Чем необычны ритм, лад и гармония этой пьесы?

2. Какие нарочитые несообразности создают комическое впечатление?

 

С. Прокофьев. «Детская музыка». Создавая этот сборник фортепианных пьес, Прокофьев, как и его выдающиеся современники, стремился писать детскую музыку, не упрощая своего музыкального языка, но в тоже время так, чтобы дети смогли справиться с техническими задачами. В его музыке много света, энергии, юмора.

Послушайте пьесы «Утро», «Прогулка», «Тарантелла», «Раскаяние», «Вечер», «Ходит месяц над лугами» и определите:

1. В каких случаях источником для музыки послужили зрительные впечатления (картины природы), игровые сценки, в каких – настроения?

2. В каких пьесах главным выразительным средством является мелодия, в каких – речитатив?

3. В каких пьесах на первом месте красочность гармонии?

4. В каких пьесах жанр определяет характер музыки?

5. Определите форму каждой пьесы, а об одной из них напишите небольшой рассказ.

Г. Свиридов. «Альбом пьес для детей». Он привлекает ясностью, простотой музыкального языка, искренностью чувств, ярким национальным колоритом. Композитор продолжил традиции, идущие от «Детского альбома» Чайковского. 17 пьес «Альбома» Свиридова представляют собой вереницу миниатюр разного характера: лирических, сказочных, танцевальных, маршевых. Среди них есть пьесы – пейзажи, игровые сценки.

Прослушайте пьесы «Ласковая просьба», «Грустная песенка», «Дождик».

1. Определите, в какой из пьес основным выразительным средством стали речитатив или мелодия.

2. В какой из пьес использованы изобразительные приемы?

 

Наша книга заканчивается. Мы рассказали в ней о языке музыки, о музыкальных формах и жанрах, о симфоническом оркестре, о выразительных и изобразительных возможностях музыки, о произведениях великих композиторов. Теперь вы владеете теми заветными «ключами», которые открывают музыкальные тайны, помогают услышать и понять незнакомые произведения. Вам будет интереснее и легче слушать музыку, а может быть, самим сочинять ее.

Путь познания бесконечен, как неисчерпаема любовь человека к красоте. Впереди вас ожидают чудесные открытия в звуковом океане, называемом Музыка!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.022 с.)