Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерьер часовни Архангела Михаила.
Часовня Архангела Михаила избежала полного разорения, в частности, целиком сохранился подлинный двухъярусный иконостас, насчитывавший 17 икон, «небо» – 17 икон и тябловая конструкция потолка, паникадило, икона «Страшный суд» и тябла от нее, и еще несколько образов. К сожалению, отсутствуют сведения о том, как именно выглядел интерьер до того, как часовня была демонтирована и перевезена в музей. Его реконструкция произведена на основе существующих сведений относительно внутреннего убранства других храмов Заонежья с использованием подлинных икон и предметов из этой часовни. Предложения по восстановлению интерьера были выдвинуты научными сотрудниками музея «Кижи» Г.И.Фроловой и А.Ю.Любимцевым в 2000 г. [9, с.2–38]. В настоящее время в часовне Архангела Михаила, на восточной стене молельни, размещен иконостас. Он состоит из двух рядов: местного и дейсусного. Тябла реконструированы Г.И.Фроловой по аналогии с подлинными тяблами «неба», которые имеют тавровую форму и украшены типичным растительным орнаментом. Иконостас имеет «завороты» на северную и южную стены, что для местных храмов было в ту пору обычным явлением [9, с.15]. Большая часть икон написана в последней четверти XVII в. Вместе с тем, в местном ряду есть иконы, которые датируются XIX в. По мнению Г.И.Фроловой, особенность данного иконостаса заключена в том, что подбор икон здесь носит явно заказной характер [9, с.11]. В чем это выражается? В начале обратим внимание на местный ряд. Он имеет развитую каноническую форму, которая в XVII в. была широко распространена в Заонежье и включала храмовую икону с клеймами, житийную икону и классический тип Богородичного образа. В нашем иконостасе это, соответственно, «Архистратиг Михаил с деяниями», «Никола Можайский с житием» и «Богоматерь Одигитрия». Специфика заключается в том, что сюжеты, которые мы видим здесь, ранее не имели распространения в Заонежье [9, с.12]. Ярким примером тому служит храмовая икона, на ней Архистратиг Михаил изображен в облике апокалиптического всадника, попирающего царство сатаны. На нижнем поле сделана надпись, она гласит: «Писана сия икона во имя Спаса, Святой Троицы, чудес святого Архистратига Михаила в лето 1671 г. мая (в) дня в новомолебный храм с. в часовню у Леликозера по велению раба Божия Тимофея Ларионова с братьями и соседями». Содержание надписи позволяет предположить, что при оформлении часовни из Леликозера заказчиками выступали жители деревни. Выполняя заказ, художники–иконописцы, несомненно, учитывали их вкусы и пожелания, чем, вероятно, и было вызвано написание иконы на данный сюжет [9, с.11]. Его распространение было связано с реальными историческими событиями, а именно – с расколом Русской Православной церкви. Раскол взбудоражил все население России. Многие приверженцы старой веры бежали из центра государства в его северные области, в том числе, и в Заонежье, находя и приют, и понимание у заонежан. Впоследствии апокалиптические идеи, которые провозглашались старообрядцами, получили здесь широкое распространение [9, с.11–12]. Все это ознаменовалось появлением в крае новых иконописных сюжетов, таких, как «Архистратиг Михаил с деяниями». Спустя три года, в 1674 г., леликозерцы ставят в местный ряд еще один подписной образ – «София Премудрость Божия», он также ранее не встречался в заонежских храмах. В форме аллегории здесь раскрывается царство Премудрости Божией, его многозначность, затрагивается тема второго пришествия Христа. Появление таких икон говорит о том, что проникновение старообрядчества на территорию Заонежья влекло за собой и распространение новых религиозных идей: мы видим, как философско–богословские размышления той эпохи отразились здесь в конкретных образах [9, с.12].
Над местным рядом расположен дейсусный. Он тоже имеет свои особенности. В центре ряда традиционно располагается Деисус, слева и справа от него – образы Архангелов – Михаила и Гавриила, верховных Апостолов – Петра и Павла. На северном завороте – преп. Зосима Соловецкий и Алексий Человек Божий. На южном – преп. Савватий Соловецкий и Мученик Димитрий. Здесь нет традиционных для этого ряда образов евангелистов – их символические изображения мы видим на «парусах» – угловых иконах, которые находятся сразу под потолком. По мнению специалистов (М.А.Витухновская, И.М.Гурвич, Г.И.Фролова), все иконы, за исключением двух в местном ряду («Мученицы София, Вера, Надежда, Любовь» и «Богоматерь
Тихвинская») датируются XVII в., и были написаны в одной мастерской. Как пишет М.А.Витухновская, «об этом свидетельствует и единая цветовая гамма, основанная на красновато–кирпичном и черном цветах, и применение одинаковых пигментов, и несомненное родство художественного языка. Также как и другие иконы, созданные в этой мастерской, они обладают типичными для северной иконописи чертами. Им свойственны немногословность, использование в каждом сюжете минимального, из положенного иконографией, числа образов. Изображаемые фигуры выносятся, как правило, на передний план и заполняют почти все отведенное для действия место, что придает им монументальность при сравнительно небольших размерах икон. Мастер использует простейшие художественные приемы – очерчивает линией контур фигур, обозначает одежды контрастными цветовыми пятнами, почти совсем не прорабатывая складки. Письмо ликов также просто, охрение немногослойно. Большую роль в «оживлении» ликов здесь выполняют белильные движки, придающие взгляду внимательность, а лицу – живость. Этими средствами художник добивается подчас поразительного эффекта, сообщая движениям динамику, а ликам – сосредоточенность и энергию» [1, с.23–24]. В целом, как пишет исследователь В.Г.Платонов, «… иконам из Леликозера присуща плоскостно–графическая манера исполнения с упрощенным и орнаментально–ритмизированным рисунком». Тот факт, что в иконостасе есть две подписные иконы – «Архистратиг Михаил с деяниями» и «София Премудрость Божия», является важным свидетельством единства всей группы икон, датируемых XVII в. Следует отметить, что существование подписных икон примечательно само по себе, как правило, иконы не подписывали [9, с.28–29]. С течением времени иконостас пополнялся новыми образами. Так в местном ряду мы видим иконы, написанные в XIX в. – «Богоматерь Тихвинская» и «Мученицы София, Вера, Надежда, Любовь». По мнению Г.И.Фроловой [9, с.15], последняя была помещена на место более древней, но по каким–то причинам утраченной иконы. Этот образ не имел широкого распространения в Заонежье, и его присутствие здесь еще раз подтверждает мысль о заказном характере этого иконостасного комплекса. Есть мнение, что, наряду с празднованием в честь Архангела Михаила, жители деревни Леликозеро считали «своим» еще один праздник, установленный Церковью в честь Святой мученицы Софии (30 сентября по новому стилю). Иконописное убранство часовни не исчерпывается рядами иконостаса. Иконы украшают и «небо» – подвесной потолок молельни, который имеет форму усеченной пирамиды. На двенадцати радиальных иконах–клиньях, имеющих трапециевидную форму, – крупные фигуры праотцев, в центральном медальоне – лик Вседержителя. Можно сказать, что эти иконы являют собой продолжение иконостаса. Уже произведенные реставрационные работы позволили датировать «уголки» последней четвертью XVII в. Как пишет Г.И.Фролова, «исходя из атрибуции уголков, можно с большой долей уверенности отнести создание клиньев «неба» также к последней четверти XVII века» [9, с.16–17], но при этом следует помнить, что «радиальные иконы неоднократно и основательно переписывались. Рентгенограммы, выполненные в 1970 г., выявили 4 слоя записи» [9, с.17]. Таким образом, первоначальная живопись и сегодня скрыта под записью XIX века, видимо, поэтому среди специалистов существовуют и разные точки зрения на проблему датировки этих икон. Так, Л.Петерссон и А.Т.Яскеляйнен отнесли время их создания ко второй половине XVIII в.
Помимо иконостасных икон и «неба», от первоначального периода в храме сохранилось деревянное, украшенное росписью, паникадило и выносной двухсторонний образ «Богоматерь Знамение – Никола Чудотворец», выполненный в последней четверти XVII в. теми же мастерами, что написали иконостасный комплекс. К сожалению, на сегодняшний день не завершена работа по реставрации «небес», которая, как пишет Г.И.Фролова, в дальнейшем «позволит выявить еще одно достоинство интерьера: абсолютное большинство предметов в нем относится к первому этапу строительства часовни» [9, с.18]. Созданию атмосферы подлинности здесь способствуют и такие детали, как выточенная из дерева тощая свеча с медным навершием, а также «пелены», которыми, согласно традиции, украшены образы местного ряда. В более позднее время часовня пополнилась иконами XIX в., которые мы видим в трапезной. На южной стене – «Страшный суд», напротив нее, на северной стене – «Воскресение Xристово – Сошествие во Ад», над входом в молельню помещена икона «Дейсус». Трапезная часовни довольно просторна. Вдоль стен – лавки, на одной из них мог стоять небольшой шкафчик (или ящичек), где хранились документы, лежали свечи и мелкие монеты. За трапезной следуют сени, где, по рассказам местных жителей, раньше стояли две скамьи [9, с.21–22]. Широкие ступени крыльца ведут к выходу, а узенькая лесенка – наверх, к звоннице. Двери, ведущие в трапезную, украшает великолепный замок, который тоже является подлинным предметом, принадлежащим этому храму. Интерьер часовни и сегодня оставляет впечатление особой умиротворенности и покоя. Нетрудно представить себе обстановку, царившую здесь в былые времена. Относительно интерьеров заонежских храмов в воспоминаниях Э.Пийронена есть такие строки: «. Чувствовалось, что здесь необходимы были запах дыма, парение священного фимиама, молитвенный свет, создаваемый язычками пламени свечей и лампад. Атмосфера храма уносила человека в молитву, в лучший мир, где забывались земные заботы. С детской непосредственностью, верующий в Бога, как в отца, он ощущал Вседержителя и его Святое окружение источниками ниспосылаемой на него благодати.» [8, с.30–31].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.008 с.) |