Общие типологические особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие типологические особенности.



Как уже было сказано выше, часовня – это храм, не имеющий алтаря, она может состоять из одного или нескольких помещений. Интересна запись, сделанная кижским священником Стефаном Ржановским в «Историческом сведении о приходе Кижском», относящаяся к 50-м годам XIX в.: «… Часовни в приходе все деревянные,…с папертями, строены в давних временах, но в которых годах и по какому случаю – неизвестно, иконами украшены довольно, лампады пред местными иконами, благолепие и чистота в оных часовнях всегда имеются. Каждая из сих часовен видом продолговатая, об одной главе, покрыта тесом на две стороны по подобию крестьянских домов.» [6, с.221]. Как видно из описания, в структуре часовен часто можно найти много общего, вместе с тем, архитектурный облик каждой постройки всегда индивидуален. В этом многообразии еще раз проявился важнейший принцип народного зодчества – неповторимость каждого сооружения при повторяемости его элементов. Удивительно и то, что многие из этих построек, подвергаясь в течение своей жизни различны переделкам – в зависимости от потребностей прихода, ввиду повреждения и порчи отдельных элементов, а также под влиянием изменяющихся архитектурных вкусов, – тем не менее, продолжали сохранять органическую связь и с архитектурным обликом деревни, и со спецификой окружающего ландшафта.

Объемно–планировочное решение часовни Архангела Михаила. Этапы эволюции архитектурного облика.

Часовня Архангела Михаила была перевезена в музей в 1961 г. из д.Леликозеро, расположенной на Заонежском полуострове в 32 км к северу от о.Кижи. Она стояла в шестидесяти метрах от берега озера, с запада и с севера от часовни, за полями, располагались две деревни.

Сегодня это трехчастная клетская постройка, в ней последовательно, с востока на запад, расположены молитвенное помещение, увенчанное луковичной главкой, трапезная и сени. Над сенями высится звонница, к ним же примыкает и крыльцо, обращенное маршем на север. При реставрации, во время которой, в частности, была удалена дощатая обшивка сруба, какие–либо существенные переделки не производились. В целом так часовня могла выглядеть в конце XIX в., до произведенных поновлений. Однако история этой постройки начинается значительно раньше.

К сожалению, каких либо документов, относящихся к началу ее строительства, до сих пор не обнаружено. Анализ отдельных конструктивных особенностей часовни и следов различных переделок говорит о том, что ее архитектурный облик складывался поэтапно, на протяжении долгого времени, при этом исследователи народной архитектуры выделяли сначала два, а позднее – три строительных периода. В 90-е годы XX в. архитектор А.Т.Яскеляйнен провел тщательное обследование этого памятника, полученные результаты позволили ему предложить следующую периодизацию: «Первоначально это была одночастная клетская часовня на невысоком подклете» – имеется в виду восточная часть сруба. «На южной стене располагалось косящатое окно, на северной. – волоковое. С западной стороны находилось крыльцо, патина на остатках бревен западной стены (которая к настоящему времени почти полностью выпилена – прим. сост.) свидетельствует о том, что какое-то время они подвергались атмосферному воздействию» [10, с.158], то есть, эта стена являлась внешней. Согласно графической реконструкции, сделанной тем же автором, сруб перекрывала простая двускатная крыша, высота которой была «ниже ныне существующей кровли трапезной» [10, с.159]. Потолок внутри помещения был плоский [10, с.160]. Как пишет А.Т.Яскеляйнен, «анализ конструктивных элементов, объемно–планировочного решения, а также состояние древесины дают основание датировать эту часть постройки второй половиной XVII в.» [10, с.60]. Косвенным подтверждением этой версии может служить и то, что в 1678 г. в документах впервые была упомянута деревня Леликозеро, которая значилась как «новая заживка» то есть, недавно основанное поселение [4, с.81]. Правомерно предположить, что, примерно в эти же годы, жители деревни могли построить и маленькую часовню. И, наконец, в иконостасе есть две подписные иконы (см. далее), которые датируются 1671 и 1674 гг. Такова на сегодняшний день совокупность данных, которая дает основание полагать, что наиболее старая, восточная часть сруба была поставлена «не позднее 1671 г.» [10, с.161]. Через некоторое время ее высота была увеличена – снизу добавили пять венцов, с западной стороны, в это же время, пристроили дополнительное помещение – трапезную, к ней – тоже с запада, примыкало крыльцо [10, с.163]. По мнению А.Т.Яскеляйнена, «о времени сооружения этой части часовни можно судить по конструкции косяков входной двери (трехкосящатые «в ус»): она входит в строительную практику к середине XVIII в.» [10, с.163]. При датировке деревянных построек такие особенности конструкции очень важны, поскольку, как писал, в частности, А.В.Ополовников, «способ сопряжения косяков и перемычек в оконных и дверных проемах является одним из безошибочных показателей времени постройки здания» [5, с.154]. Для указанного периода также было характерно и частое применение рубки углов «в лапу». Наша часовня срублена «в обло», однако один из углов трапезной, а именно, тот, что был расположен со стороны ступеней крыльца, рублен без остатка, «в лапу», согласно бытовавшей тогда строительной практике [10, с.164]. О времени появления двухступенчатой кровли сегодня трудно говорить определенно, известно только, что «в Заонежье в это время существовали часовни с кровлями подобного типа. Прежде всего, это часовня Дмитрия

Солунского, датируемая 1753 годом, в д.Селецкое, что всего в 10 км от Леликозера, и еще одна, – в д.Загубье, которую Ларс Петтерссон датирует 1717 г.» [10, с.164].

Следующим шагом в развитии архитектурного облика постройки стало сооружение сеней, над которыми поставили восьмигранную шатровую звонницу. Можно предположить, что это произошло во второй половине XIX в. («ранее 1871 г.», как считает Л.Петтерссон. [10, с.164]). В конце XIX в. часовня была обшита тесом. В этот же период появились и дошедшие до нашего времени окна молельни и трапезной: оконные коробки выступают из плоскости сруба на 10–12 см, это говорит о том, что делались они одновременно с обшивкой [10, с.165], с учетом того, что она должна отступать от стены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.004 с.)