Дом крестьянина ошевнева из Д. Ошевнево. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дом крестьянина ошевнева из Д. Ошевнево.



Дом был построен в 1876 г. в д.Ошевнево, которая тоже располагалась на о. Большой Клименецкий в 2 км от о.Кижи. В прошлом он принадлежал зажиточной крестьянской семье, главой которой был Нестор Максимович Ошевнев. Дом Ошевнева стал первым памятником народной деревянной архитектуры, перевезенным на о. Кижи (1951 г.)

Анализируя особенности объемно–планировочного решения этой постройки, мы видим, что перед нами классический дом–комплекс типа «кошель». В плане он представляет собой правильный прямоугольник, за пределы которого не выступает ни одна из частей сруба (в отличие от дома Елизарова). Срубы жилой и хозяйственной части поставлены рядом, вплотную друг к другу, они покрыты общей асимметричной крышей и скреплены деревянными «замками».

Особенности объемно–планировочного решения. Сравнивая дом Ошевнева с домом Елизарова, мы видим, что в них много общего. Однако сразу обращают на себя внимание и отличия, и в первую очередь, более развитая жилая часть. Действительно, этот дом имеет значительно больше жилых помещений, располагаются они уже на двух этажах, а также в мезонине, где устроена неотапливаемая комната – «светелка».

Жилую часть дома можно разделить на летнюю и зимнюю половины. Та, что расположена слева от входа, считалась зимней. Внизу находится изба, а над ней – так называемая зала. Справа – летняя половина. Здесь в подклете устроена кладовая, а на втором этаже расположены летняя изба и горница. Поднявшись в дом по небольшому, очень скромному крыльцу, мы входим в нижние («зимние») сени. На левой стене расположена дверь, ведущая в зимнюю избу, дверь напротив входа в дом ведет в хлева, а та, что с правой стороны – в кладовую. Возле нее начинается внутренняя лестница, по которой можно подняться в сени второго этажа. Здесь также три двери, ведущие, соответственно, в залу, на сарай и в летнюю избу. Верхние («летние») сени имеют выход на балкон, и дальше – на гульбище.

На примере этого дома хорошо видно, как в последней четверти XIX в. места, традиционно отводимые для подсобных помещений, используются для оборудования жилых комнат: зимняя изба расположена в подклете, зала – на месте чуланов, светелка устроена на чердаке, а для горницы отгорожена часть сарая. Эта парадная комната, в которую проходят через летнюю избу, имеет и второй выход – прямо на сарай. В стремлении увеличить количество жилых комнат, выделить парадные помещения ощущается желание хозяев сделать более комфортным проживание в доме, модернизировать быт, приблизить его к городским стандартам того времени. Но, как уже было сказано, прежде всего, это было связано с изменением хозяйственно–бытового уклада заонежан: в этот период наблюдается укрепление связей с промышленными центрами, развитие отходничества. Увеличение численного состава семьи давало возможность мужчинам уходить на заработки, часть из них вместе с женами и детьми подолгу проживали в Петербурге, в Петрозаводске и т.д., оставаясь, в то же время, членами крестьянской общины, разделяя все обязанности, сохраняя связи с родственниками, жившими в деревне. С наступлением холодов, когда многие заонежане отправлялись на заработки, в домах оставалось меньше народа. Как правило, оставшиеся обходились одной, зимней избой. К весне, напротив, даже те, кто подолгу проживал вдали от дома, стремились приехать в деревню на период летних сельскохозяйственных работ, и пустующих комнат уже не оставалось.

Хозяйственная часть дома Ошевнева тоже более просторна, чем в доме Елизарова. На сарае появляется кладовая для хранения молочных продуктов (у Елизаровых их хранили в одном из чуланов), а на первом этаже есть помещение, где готовили пойло для скота.

Особенности декоративного убранства. Не остался без изменений и внешний облик дома. Окна зимней половины располагаются в два этажа, оставляя значительно меньше места глухим поверхностям стен, что несколько разрушает монументальный образ северного крестьянского жилища. Что касается декоративного убранства дома, отметим, что принципиально новых деталей, украшающих фасады, мы не видим. Перед нами традиционные причелины с полотенцами, уже знакомые балконы на фронтонах и перед мезонином, наличники, ставни (последние, кстати, не закрываются и приделаны исключительно для красоты), резная галерея–гульбище. Однако изменяется сама форма некоторых декоративных элементов: наличники второго этажа выполнены в виде волют и напоминают архитектурные детали, присущие стилю «барокко», привычный плоский балясник гульбища чередуется с точеными балясинами и витыми столбиками балконов, а сами балконы получили арочные завершения. И волютные наличники, и точеный балясник, и балконные арки – все это, без сомнения, привнесено в деревянное зодчество из каменной архитектуры городов. Переосмысленные народными мастерами и воплощенные в дереве, эти формы полюбились людям и получили широкое распространение и в Заонежье, и за его пределами. Интересно и то, что в середине XIX в. в моду входит окрашивание декоративных деталей домов в разные цвета: зеленый, желтый, синий, красный. В частности, мы можем видеть следы такой окраски на примере дома Ошевнева и часовни Архангела Михаила.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.003 с.)