Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа 11. О каких особенностях заключительного урока по циклу произведений одного автора надо помнить учителю.⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
Из дневника учительницы А.
…13 января … Завтра я провожу пятый, заключительный урок по теме «Заходер и его книги» и фактически первый урок внеклассного чтения, где мне, организуя беседу со всем классом, надо будет помнить, что теперь каждый ребенок готовит к уроку то произведение данного автора, которое выбрал сам. Чтобы мне и детям при этом было в меру сил трудно, но интересно, я построю урок так: Тема: Урок внеклассного чтения о книгах Б. В. Заходера и их авторе. Поскольку такая работа прежде не проводилась и книг на выставку принесено много, я должна представить детям образец характеристики любой книги после ее индивидуального прочтения и вызвать у них желание попробовать следовать этому образцу, т.е. научиться коротко рассказывать о прочитанной книге, чтобы было интересно слушать тем, кто ее не читал. Такой образец я непременно задам сама, а кроме того, чтобы он прозвучал несколько раз, я заранее подготовила к этому уроку трех разных учеников: сильного, среднего и слабого. Конечно, мне пришлось с ними – по секрету от класса – поработать во внеурочное время. Зато теперь я знаю, сколько времени надо любому ребенку, чтобы освоить умение рассказывать о своей книге, испытав от этого радость. Знаю и то, как кому из них надо помочь в процессе освоения короткого рассказа о прочитанной книге. Вот образец, который задам я. -Дети! – скажу я. Видите, как много книг Заходера вы сумели рассмотреть и прочитать за неделю. Конечно, ни один из вас не прочитал и детально не рассмотрел всех этих книг. А разве вам не хочется их узнать? Вам интересно, какие из них, как и что рассказывают своему читателю? Однако рассказать о прочитанной книге – коротко и так, чтобы вас хотели слушать, - очень трудно. Этому надо учиться. В этом надо упражняться и не один раз. Зато, тот, кто этому научится, станет интересным собеседником для всех. Хотите я покажу вам, как можно представить полюбившуюся тебе прочитанную книгу другим читателям? (Вопрос, естественно, риторический: в классе не найдется ни одного ребенка, который бы этого не захотел). Но прежде, чем я задам вам такой образец, вы должны найти среди книг, представленных на выставке, ту, о которой я хочу рассказать. Назову ее приметы: в ней короткие стихотворные произведения о животных (о животных?..). Это книжка=игрушка. Да еще с сюрпризом. Какую книгу я имею в виду? Кто знает?
Я убеждена, что мой класс способен быстро и точно решить заданную им читательскую задачу, т.к. мы учились решать такие задачи на начальном этапе обучения. Поэтому я вызову для ответа одного из слабых учащихся, чтобы он смог продемонстрировать свое продвижение в овладении читательской культурой. Его ответ короток и бесспорен: «Вы хотите рассказать о книге Бориса Владимировича Заходера «Что снится моржу». В ней только стихи о животных (я смотрел до урока), а на обложке написано: «книжка с сюрпризом». Похвалив ребенка за ответ, я прошу детей проследить за тем, как я представляю им эту книгу. Мой образец: «Я выбрала книжку=игрушку Заходера «Что снится моржу», потому что она очень хорошо представляет и творчество Заходера, и его характер. Заходер любит забавные и умные шутки. А в этой книге ему помогает осуществить замысел художник книги и ее конструктор. Вот посмотрите: (Рис.) - Видите – птица павлин. И стихотворение называется «Павлин». Красивая птица, правда? И Заходер пишет, что красивая: У павлина – хвост павлиний: Золотой, зеленый, синий! Только тут - не хвост павлина, А всего лишь Половина! (Разворачиваю страницу. дети ахают, а я продолжаю читать, разумеется, наизусть) (Рис.) И, представьте, Даже здесь Этот хвост Еще не весь! (Снова разворачиваю страницу – тут уже всеобщий восторг).(Рис.) Дочитываю стихи: Вот когда Павлиний хвост Развернулся В полный рост! Затем спрашиваю детей: - Как вы думаете, почему это стихотворное рассуждение Заходера и радует, и смешит нас? В чем его секрет? Только ли про павлина рассказал нам Заходер? Думаю, что дети должны догадаться, что хвост у павлина действительно чудный, но ведь это только хвост – внешняя красота; других достоинств у павлина просто нет. Вся павлинья красота начинается с хвоста, им и заканчивается. Это забавляет нас, смешит и наводит на размышления о подлинных и мнимых достоинствах и ценностях… -Если вам захотелось взять эту книгу и прочитать ее, вы сможете это сделать в свободное время, потому что здесь стихи не только про павлина, но и про льва, про страуса, про жирафа и про многих других животных. Не забывайте только, о животных ли думает Заходер, когда рассказывает о них нам, людям?».
Мой рассказ вместе с решением задачи займет не более 3 минут. Теперь я даю возможность рассказать о прочитанных ими книгах Заходера заранее подготовленным учащимся, а детям говорю: -Давайте послушаем теперь, как о своих книжках расскажут нам Саша, Петя и Наташа. Дети, которых я подготовила, выходят к доске по очереди, берут с выставки каждый свою книгу и представляют ее классу по данному мною образцу, т.е. опираясь на заглавие, иллюстрации, воссоздание необходимого текста (лучше на память) и завершая рассказ постановкой необычного вопроса классу. -Как вы думаете,- спрашиваю я класс, - легко ли научиться так рассказывать о прочитанной книге, как это только что продемонстрировали нам, получив за это «5», Саша, Петя и Наташа? Конечно, нелегко. И вы правильно догадались: подготовиться к такому рассказу помогла им не только я, но и план, т.е. вопросы, на каждый из которых они и научились коротко отвечать. Хотите узнать этот план и попробовать научиться так же интересно рассказывать о своих книгах? Давайте восстановим этот план. -Что мы показывали сначала и о чем рассказывали? (Сначала вы показали книгу, правильно ее назвали и объяснили, чем она хороша – в чем ее отличие от других книг). -Как мы помогали вам, не читавшим книгу, убедиться, что наше мнение о книге справедливо? (Вы показали интересные картинки и прочитали наизусть необычные произведения или отрывки из произведений, объясняющие картинки). -Чем мы закончили свой рассказ? (Все вы закончили свой рассказ вопро- сом, который побуждает нас, не читавших книгу, задуматься о ее содержании и решить для себя, читать ее или нет). По ходу ответов детей на доске могут записываться или раскрываются на плакате пункты плана, который затем вывешивается в Уголке чтения на 4-5 недель, пока дети не привыкнут руководствоваться пунктами этого плана и удовлетворительно рассказывать о прочитанных книгах друг другу. Вот этот план: 1.Правильно покажи книгу. 2.Назови ее. 3.Объясни, чем она тебя привлекла (1-2 предложения). 4.Покажи и прочитай то, что подтверждает твое мнение. 5.Если сможешь, поставь классу какой-то интересный вопрос о книге и ее авторе. Работу над выставкой мы завершим систематизацией всех представленных книг, т.е. распределим принесенные детьми книги в группы по заданным пока мною и понятным детям содержательным признакам: 1. Сборники стихов Б.В.Заходера. 2. Книги сказок Б.В.Заходера. 3.» Толстые» книги, в которых есть все. 4.Книги других авторов, которые перевел для нас Б. В. Заходер В связи с последней группой книг я познакомлю детей с титульным листом, где обязательно указан автор=переводчик. Затем мы выбираем и читаем вслух книгу, которая вызвала всеобщий интерес. Конечно, хорошо, если эта книга представлена в количестве экземпляров, необходимом для того, чтобы обеспечить ею как учебным материалом каждого ученика. На данном уроке это может быть книга Заходера «Кит и кот», которую разные издательства переиздавали не однажды. Но, зная свой класс, я постараюсь с помощью родителей распечатать для учащихся книгу-сюрприз Заходера «Что снится моржу». Знаю, читать ее будут с восторгом, многие новый текст постараются запомнить наизусть. К тому же я смогу поупражнять детей сначала в чтении нового текста про себя (задача – подготовиться к выразительному чтению вслух и придумать хитрый вопрос классу). Разумеется, задание будет повторяться после каждого прочитанного стихотворения.
За 10 минут до конца урока я попрошу детей рассказать мне, каким они представляют себе Заходера и почему представляют его именно таким: серьезным или веселым, грустным или задорным, а может быть и тем и другим? Когда? Добрым или не очень? Молодым или старым?. Объяснить, кто ему нравится, а кто нет и почему? Все ответы дети будут подкреплять ссылками на прочитанные книги. А я выступлю в качестве арбитра правильности ответов=предположений и, если сочту нужным, кое-что расскажу им об этом писателе, используя книгу для учителя «Встреча с писателями» (Авт. Н. Н. Светловская и др. М.,»Просвещение», 1978). Своим коллегам, у которых такой книги нет, я советую обратиться к недавно вышедшим словарям=справочникам типа «Об авторе ваших книг» и т.п. Задание на дом: продолжить чтение тех произведений Заходера и рассматривание тех его книг, которые после коллективного обсуждения захотелось прочитать или перечитать. Записать на карточки те книги и произведения, которые не хочется забыть. Образец карточки мы проанализируем, и я оставлю ее на время в Уголке чтения. Как обычно, интересные сценки, картинки, диалоги из произведений этого автора дети будут разыгрывать в свободное время вместе с друзьями, чтобы было что показать родителям и учащимся других классов на очередных собраниях и утренниках. Вопросы и задания к беседе №11. Составьте выставку книг Заходера, которые предположительно могут принести дети на урок внеклассного чтения по данной теме в начале ХХ1 века, и проанализируйте ее по заданным в уроке параметрам. Вообразите себя Сашей, Петей и Наташей из класса учительницы А. Помните, что дети эти по-разному владеют читательской самостоятельностью: Саша -–сильный ученик, Петя – средний, Наташа – пока еще не владеет беглым чтением, хотя эстетически воспринять книгу в состоянии. Выберите за них книги, о которых они на первом уроке с помощью учителя могли бы интересно рассказать классу. Составьте такие рассказы за детей и друг на друге опробуйте методику подготовки детей к таким рассказам на первом уроке внеклассного чтения на основном этапе обучения.
Не забудьте вычленить все компоненты урока внеклассного чтения, проведенного учительницей А. и оценить его структуру с точки зрения методической целесообразности построения учебно-воспитательного процесса. Примечание: Завершив работу над содержанием бесед №№ 10 и11, обратитесь снова к разделу 2 и изучите § § 2-7.
Послесловие Итак, если вы внимательно изучили весь предложенный материал, то не могли не убедиться в том, что представленная выше система становления ребенка=читателя в начальной школе, гарантирует детям безусловную подготовленность к изучению литературы в средней школе, где главным типом уроков, согласно классической системе доктора пед. наук, проф. Н. И. Кудряшова, становятся уроки изучения с детьми художественных поизведений, т.е. те самые уроки, которыми, если подготовка читателя ведется в соответствии, а не в противоречии с данными науки о формировании читателя[8], и завершается основной этап обучения чтению в начальной школе. Более того, даже основополагающий комплекс читательских умений, необходимых квалифицированному читателю, который на уровне данных текста осваиваю тученики начальных классов на заключительном этапе обучения чтению и которые затем уже на уровне литературоведческих понятий и представлений углубляются и совершенствуются у них в 5 классе (см., например, Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Отечественная литература» для 5 класса. Пособие для учителя под ред Н. Е. Кутейниковой.-М.:Мегатрон,1997.-266с., где представлены аргументированные взгляды на обучение чтению доктора пед. наук, проф. Мещеряковой Н. Я., к.п.н., доцентов Кутейниковой Н. Е., Мещеряковой М. И. и др) совпадает. А он таков: -умение воссоздавать в воображении картины, изображенные писателем; -умение воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев; -умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех компонентах текста художественного произведения; -умение осмысливать логико-понятийную сторону содержания художественного произведения; -умение давать самостоятельную оценку художественного произведения в их единстве содержания и формы. В предложенной вам практической методике этот комплекс умений базируется у детей на сформированном за годы начального обучения чтению психическом новообразовании или свойстве, которому мы дали название читательская самостоятельность (это терминологическое понятие выявлено нами, описано и принято наукой о формировании читателя с 70 годов 20 века). Именно читательская самостоятельность является залогом устойчивого спонтанного интереса всех учащихся, а не только детей, способных к изучению литературы, к миру книг и постоянному чтению книг по собственному выбору, а также объективной оценки детьми своих читательских возможностей и своей читательской подготовки, уровень которой им всем хочется совершенствовать, т.к. это стремление приносило им в начальной школе удовлетворение и радость. А радость – дело серьезное. Она, - по словам Н. Рериха,- «есть особая мудрость»; радость, - как считал Р. Тагор,- «есть единственный критерий истины… заключенный в нас самих». Вот почему, предлагая вам нашу практическую методику обучения младших школьников чтению, основанную на современных научных истинах, мы советуем вам: потрудитесь, постарайтесь, обдумайте ее и освойте. Не лишайте идущее нам на смену поколение радости осознания истины!…
Успехов вам в этом деле! Авторы.
[1] Н. Н. Светловская.Т. С. Пиче-оол. Обучение детей чтению:Детская книга и детское чтение. Учебн.пособие для студ. пед.вузов.-М.:Издательский цент «Академия».1999.-248с. [2] При интерпретации специфики развития современных детей использованы данные курсовой работы студентки 5 курса дневного отделения МГПУ(1999) М.А. Кабановой «Внепрограммное чтение как проявление свободы читательских интересов». [3] Предложенный выше принцип обучения чтению образец работы на подготовительном этапе разработан канд.пед.наук, доц. Т. С. Пиче-оол в 1991г.(см. диссертационное исследование «Самостоятельная работа младших школьников с текстом на уроках чтения» М.,1992го или «Самостоятельная работа с текстом произведения при обучении чтению»: Учеб.пособие для студентов пед. университетов и пед.институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения.-М.: Библиомаркет.1997). 1 Настя имеет в виду сценку, которую дети на предыдущем уроке разыграли: Звери спят. Айболит стоит, наклонившись над столом. Раздается стук в дверь. * Кто там? * Это я. Доктор открывает дверь. Входит несчастная обезьянка с “веревкой” на шее. Между ними происходит диалог, затем Айболит перерезает веревку и бросает ее в угол.
[4] Подробнее про Уголок чтения см. Раздел 2 [5] Такого рода упражнения всегда практиковались в русской начальной школе. Сейчас они забыты, но их собрала к книге «Учимся играя» (М.,1994) Валентина Васильевна Волина. [6] О третьем периоде–послебукварном – см.§ 6 из Раздела 2 и беседа 6 из данного раздела. [7] См. К. Чуковский. От двух до пяти. М, «Просвещение», 1966; В. Глоцер. Дети пишут стихи. М.,»Просвещение»,1964. [8] Если вас эта наука заинтересовала, найдите и изучите кн.: Н. Н.Светловская. Основы науки о читателе. М.,1993.- 180с.,с ил.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.47 (0.038 с.) |