Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чтение учителем вслух рассказа Ермолаева «Незнакомое слово».
Наташа, ученица второго класса, сидит за столом и читает книгу. А ее сестра, пятиклассница Вера, лежит на диване, о чем-то мечтает. В комнате тихо. Слышно, как тикает на комоде будильник. Но вот Наташа, держа палец на строчке, поворачивается к сестре и спрашивает: -Вера, что такое «байбак»? Вера не знает. Она тоже слышит это слово впервые. Надо бы посмотреть это слово в словаре. Но для этого нужно встать, подойти к шкафу, листать толстый словарь… пока-то найдешь то, что нужно. «Может быть, слово станет понятным из всей фразы», - думает Вера и просит сестру: -Прочитай все предложение. Наташа читает: -«Он был байбаком». «Нет, из фразы ничего не ясно»,- вздыхает Вера. А вставать с дивана, на котором так удобно и тепло, не хочется. Помолчав, она говорит: - Это старое слово… ну, когда еще были помещики, то некоторые крепостные крестьяне, укладывая спать барских детей, баюкали их. Вот этих крестьян и называли байбаками. -Спасибо, - благодарит Наташа и продолжает читать. А довольная Вера жмурится и натягивает себе на ноги пушистое одеяло. Кончив читать, Наташа берет книгу, надевает пальто и уходит в библиотеку. Возвращается она хмурая, растроенная. Вера все еще лежит на диване. Сердито сдвинув брови, Наташа говорит ей: -Вот что, байбак, мама велела тебе сходить в магазин! -При чем здесь «байбак»? – смеется Вера, но недовольное лицо сестренки заставляет ее насторожиться. -«Надо все-таки посмотреть, что означает это слово, - думает Вера, - почему она так назвала меня?» Вера достает словарь. И вот нужное слово найдено. «Байбак» – небольшой грызун из семейства беличьих». – читает Вера и удивленно пожимает плечами, но вот еще одно значение этого слова: «Байбаком называют неповоротливых, ленивых, не желающих работать людей». Старшая сестренка закрывает словарь и чувствует, как ее лицо заливает румянец стыда. Беседа-рассуждение о прочитанном. -О ком мы прочитали? Назовите всех. - Покажите, кто из них где на этой иллюстрации. (Раскрываю книгу на стр. 29 и показываю классу картинку.) -Как вы думаете, о чем говорят сестры в момент, изображенный на картинке? (Дети должны обратить внимание на то, что Наташа в пальто и грозит сестре пальцем, а сестра ее, Вера, уже спустила ноги с дивана и краснеет от стыда…)
-Почему же Вера покраснела от стыда? (Потому что она лентяйка.) - Что же означает такое необычное слово, которое, вероятно, и вы еще не встречали в книгах? Прочитайте его. (Показываю карточку со словом «байбак» или записываю его на доске. Дети объясняют прямое и переносное значение этого слова, т.к. знают его, если внимательно меня слушали: объяснения даны в тексте рассказа). -Как вы думаете, зачем я прочитала вам этот рассказ? (Ну, во-первых, чтобы вы посмеялись; во-вторых, чтобы вспомнили, что лень к добру не приводит, и не удивлялись впоследствии, что, если поленитесь, то вас ждут неприятности; в-третьих, для того, чтобы вы узнали новое слово и не забывали: значение незнакомых слов надо сразу же проверять по словарю или спрашивать у учителя.) Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать. - Теперь давайте проверим, не разучились ли вы читать? И далее я могу поступить по-разному: а) если я найду в библиотеке сборник «Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи» (1/3 за 1995 г.) в нужном количестве как, «коллективку», то могу, раздав сборники детям, попросить их найти по оглавлению тему №14, прочитать ее название, а затем самостоятельно познакомиться с рассказом Н. Гернет «Слова – беглецы»; -Случилась удивительная история, - сказала учительница первоклассникам. – Из рассказа сбежали слова! Их надо обязательно вернуть на место. Первоклассники записали рассказ и слова, которые из него убежали. А слова были вот какие: КЛЯКСА, МОРКОВКА, ЩЕНОК, МОЛОТОК, ЯИЧНИЦА, КОШКА, НАТАША, КАША, МАМА. -Хорошенько подумайте, - посоветовала учительница, - как расставить слова по местам. -А чего тут думать! – закричал Сережа. Он вписал в рассказ все слова подряд и поднял руку: -У меня готово! -Прочитай, что у тебя получилось, - сказала учительница. И Сережа прочитал: -Славик съел большую аппетитную КЛЯКСУ. Миша посадил в тетради МОРКОВКУ. Папа прибивал полку ЩЕНКОМ. МОЛОТОК визжал и вилял хвостиком. Потом пришла с работы ЯИЧНИЦА и стала готовить обед. КОШКА шипела на сковородке. В кастрюле пыхтела НАТАША. КАША кашляла, и ее уложили в постель. МАМА фыркала и выгибала спину.
Все ребята засмеялись и закричали: -Не так! Не так! А как надо было? Ну-ка подумай! б) если этого сборника в нужном количестве нет, я изготовлю с помощью родителей или своих выпускников, которые учатся в средней школе, книжку-самоделку: Н. Гернет. «Слова – беглецы», а на доске заранее запишу эти слова и текст из 8 коротких предложений в том виде, как записал его Сережа. В том и другом случае класс рассматривает незнакомую книжку - самоделку или раздел №14 из сборника «Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи», индивидуально (вариант «А») или вместе со мной (вариант «Б») прочитывает новый рассказ или его части (в варианте «Б» – с доски: сначала слова, а затем текст, составленный Сережей). 5.Выявление и оценка качества самостоятельного чтения=рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе. Когда дети отсмеялись, я попрошу их переделать рассказ так, чтобы каждое слово попало на предопределенное ему место. -Можно ли книгу с этим рассказом поставить на нашу выставку? (Вариант «А».) А почему? Или: -В какой из сборников, стоящих у доски, лучше поместить наш рассказ? (Конечно, в сборник «Умел ошибиться, умей и поправиться». – вариант «Б») - В чем главная ошибка Сережи? -Что же основное в умении читать? (Ответ: Умение думать над тем, что ты читаешь и что при этом понимаешь.) - Чем похожи первый и второй рассказы? (Во-первых, тем, что овладев грамотой, ни Вера, ни Сережа в отличие от Наташи, так и не научились д у м а т ь над прочитанным; а во-вторых, тем, что каждое слово обязательно выражает какой-то определенный смысл, и непонимание смысла слова или неуместное его употребление обессмысливает весь текст. Читая книгу, это надо постоянно иметь в виду, т. е. озвучивать текст внимательно, правильно, вслушиваясь в слова, разграничивать слова известные и неизвестные, задумываться над словоупотреблением в контексте). Рекомендация к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю. Изготовить книжку-самоделку о школе, об учебе, включив туда интересные стихи, загадки о школьной жизни, или небольшие рассказы из журналов. Очень хорошо, если стихи и загадки кто-то выучит наизусть. Задание можно выполнить по группам, вместе с друзьями. Задание по желанию: Рассмотреть по всем правилам сборник «Умел ошибиться, умей и поправиться». Найти и прочитать произведение И. Вериги «Яшина беда». Яша читал книжку. Зина нечаянно толкнула его, и книжка закрылась. -Ищи, где я читал! – сказал он сердито. -Хорошо, - согласилась девочка, - скажи, про что там рассказывается. -Я не помню. Зина засмеялась и убежала. Пришлось Яше самому искать. Листал он, листал книжку и никак не мог найти, где читал. Он готов был уже заплакать, но в это время пришел с работы отец. Яша пожаловался на сестру: -Если бы не она, сколько бы я прочитал! А теперь что делать? -Остается один выход: читать сначала, - посоветовал отец. -Сначала? – удивился Яша. - Что ты, папа! Тогда я не смогу сегодня дочитать. И все опять будут смеяться. И надо же было подвернуться Зине! Вот беда! Вот беда! -Действительно, беда…- с усмешкой сказал отец. Подумать и ответить для себя: -Какую книгу прочитал? Много ли в ней произведений? Какие? -Как называется прочитанное произведение.
-О ком я прочитал? Всех ли помню? Могу ли их представить и назвать? -Смешное это произведение или грустное? -Для кого смешное? Для кого грустное? -Почему отец не посочувствовал Яше, а сказал о Яшиной беде с усмешкой? -Чему не научился Яша? (Рассматривать книгу, думать над книгой до чтения, думать над тем, о чем ты читаешь, запоминать и представлять прочитанное.) Вопросы к рассказу И. Вереги «Яшина беда» я вывешу в Уголок чтения, а ответы мы с учащимися обсудим на следующий день либо на уроке русского языка, либо на уроке чтения, которые и будут посвящены теперь главным образом отработке умения полноценно воспринимать прочитанное литературное произведение, т. е. запоминать его и думать над ним. Вопросы и задания к беседе №8 По памяти или обращаясь к тексту воспроизведите мысли и действия учительницы А, начинающей работу с учащимися=читателями на новом, начальном этапе обучения чтению. Как вы оцениваете их? Почему? Воспользовавшись составленной вами таблицей, определите, не нарушает ли А. принципиальных методических установок в своей работе, расходятся ли ее рекомендации с принципами методики обучения детей чтению=общению? Из беседы №8 всем стало известно, как начала обучение чтению второклассников учительница А., работающая по системе 1-4. А что делать, если ваш класс обучается чтению по системе 1-3? Ведь нельзя же, ничего не изменив в учебном материале, провести этот урок без ущерба для его качества не 1 сентября, а 10 января (вспомните, когда начинается новый этап обучения по системе 1-3)?.. Найдите выход из создавшегося положения, самостоятельно изучив методическое пособие: Н. Н. Светловская, Т. С, Пиче-оол. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности (1 класс 2-е полугодие – система 1-3 и 2 класс, 1-е полугодие – система 1-4).М.,1999.- 160с.,илл. Оцените его. Ответ аргументируйте.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.016 с.) |