Чтение учителем вслух рассказа Ермолаева «Незнакомое слово». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение учителем вслух рассказа Ермолаева «Незнакомое слово».



Наташа, ученица второго класса, сидит за столом и читает книгу. А ее сестра, пятиклассница Вера, лежит на диване, о чем-то мечтает. В комнате тихо. Слышно, как тикает на комоде будильник.

Но вот Наташа, держа палец на строчке, поворачивается к сестре и спрашивает:

-Вера, что такое «байбак»?

Вера не знает. Она тоже слышит это слово впервые. Надо бы посмотреть это слово в словаре. Но для этого нужно встать, подойти к шкафу, листать толстый словарь… пока-то найдешь то, что нужно.

«Может быть, слово станет понятным из всей фразы», - думает Вера и просит сестру:

-Прочитай все предложение.

Наташа читает:

-«Он был байбаком».

«Нет, из фразы ничего не ясно»,- вздыхает Вера. А вставать с дивана, на котором так удобно и тепло, не хочется. Помолчав, она говорит:

- Это старое слово… ну, когда еще были помещики, то некоторые крепостные крестьяне, укладывая спать барских детей, баюкали их. Вот этих крестьян и называли байбаками.

-Спасибо, - благодарит Наташа и продолжает читать.

А довольная Вера жмурится и натягивает себе на ноги пушистое одеяло.

Кончив читать, Наташа берет книгу, надевает пальто и уходит в библиотеку. Возвращается она хмурая, растроенная. Вера все еще лежит на диване.

Сердито сдвинув брови, Наташа говорит ей:

-Вот что, байбак, мама велела тебе сходить в магазин!

-При чем здесь «байбак»? – смеется Вера, но недовольное лицо сестренки заставляет ее насторожиться.

-«Надо все-таки посмотреть, что означает это слово, - думает Вера, - почему она так назвала меня?»

Вера достает словарь. И вот нужное слово найдено.

«Байбак» – небольшой грызун из семейства беличьих». – читает Вера и удивленно пожимает плечами, но вот еще одно значение этого слова: «Байбаком называют неповоротливых, ленивых, не желающих работать людей».

Старшая сестренка закрывает словарь и чувствует, как ее лицо заливает румянец стыда.

Беседа-рассуждение о прочитанном.

-О ком мы прочитали? Назовите всех.

- Покажите, кто из них где на этой иллюстрации. (Раскрываю книгу на стр. 29 и показываю классу картинку.)

-Как вы думаете, о чем говорят сестры в момент, изображенный на картинке? (Дети должны обратить внимание на то, что Наташа в пальто и грозит сестре пальцем, а сестра ее, Вера, уже спустила ноги с дивана и краснеет от стыда…)

-Почему же Вера покраснела от стыда? (Потому что она лентяйка.)

- Что же означает такое необычное слово, которое, вероятно, и вы еще не встречали в книгах? Прочитайте его. (Показываю карточку со словом «байбак» или записываю его на доске. Дети объясняют прямое и переносное значение этого слова, т.к. знают его, если внимательно меня слушали: объяснения даны в тексте рассказа).

-Как вы думаете, зачем я прочитала вам этот рассказ? (Ну, во-первых, чтобы вы посмеялись; во-вторых, чтобы вспомнили, что лень к добру не приводит, и не удивлялись впоследствии, что, если поленитесь, то вас ждут неприятности; в-третьих, для того, чтобы вы узнали новое слово и не забывали: значение незнакомых слов надо сразу же проверять по словарю или спрашивать у учителя.)

Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать.

- Теперь давайте проверим, не разучились ли вы читать?

И далее я могу поступить по-разному:

а) если я найду в библиотеке сборник «Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи» (1/3 за 1995 г.) в нужном количестве как, «коллективку», то могу, раздав сборники детям, попросить их найти по оглавлению тему №14, прочитать ее название, а затем самостоятельно познакомиться с рассказом Н. Гернет «Слова – беглецы»;

-Случилась удивительная история, - сказала учительница первоклассникам. – Из рассказа сбежали слова! Их надо обязательно вернуть на место.

Первоклассники записали рассказ и слова, которые из него убежали.

А слова были вот какие: КЛЯКСА, МОРКОВКА, ЩЕНОК, МОЛОТОК, ЯИЧНИЦА, КОШКА, НАТАША, КАША, МАМА.

-Хорошенько подумайте, - посоветовала учительница, - как расставить слова по местам.

-А чего тут думать! – закричал Сережа.

Он вписал в рассказ все слова подряд и поднял руку:

-У меня готово!

-Прочитай, что у тебя получилось, - сказала учительница.

И Сережа прочитал:

-Славик съел большую аппетитную КЛЯКСУ. Миша посадил в тетради МОРКОВКУ. Папа прибивал полку ЩЕНКОМ. МОЛОТОК визжал и вилял хвостиком. Потом пришла с работы ЯИЧНИЦА и стала готовить обед. КОШКА шипела на сковородке. В кастрюле пыхтела НАТАША. КАША кашляла, и ее уложили в постель. МАМА фыркала и выгибала спину.

Все ребята засмеялись и закричали:

-Не так! Не так!

А как надо было? Ну-ка подумай!

б) если этого сборника в нужном количестве нет, я изготовлю с помощью родителей или своих выпускников, которые учатся в средней школе, книжку-самоделку: Н. Гернет. «Слова – беглецы», а на доске заранее запишу эти слова и текст из 8 коротких предложений в том виде, как записал его Сережа.

В том и другом случае класс рассматривает незнакомую книжку - самоделку или раздел №14 из сборника «Кто я? Беседы с мудрецами в кругу семьи», индивидуально (вариант «А») или вместе со мной (вариант «Б») прочитывает новый рассказ или его части (в варианте «Б» – с доски: сначала слова, а затем текст, составленный Сережей).

5.Выявление и оценка качества самостоятельного чтения=рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе.

Когда дети отсмеялись, я попрошу их переделать рассказ так, чтобы каждое слово попало на предопределенное ему место.

-Можно ли книгу с этим рассказом поставить на нашу выставку? (Вариант «А».) А почему?

Или:

-В какой из сборников, стоящих у доски, лучше поместить наш рассказ? (Конечно, в сборник «Умел ошибиться, умей и поправиться». – вариант «Б»)

- В чем главная ошибка Сережи?

-Что же основное в умении читать? (Ответ: Умение думать над тем, что ты читаешь и что при этом понимаешь.)

- Чем похожи первый и второй рассказы? (Во-первых, тем, что овладев грамотой, ни Вера, ни Сережа в отличие от Наташи, так и не научились д у м а т ь над прочитанным; а во-вторых, тем, что каждое слово обязательно выражает какой-то определенный смысл, и непонимание смысла слова или неуместное его употребление обессмысливает весь текст. Читая книгу, это надо постоянно иметь в виду, т. е. озвучивать текст внимательно, правильно, вслушиваясь в слова, разграничивать слова известные и неизвестные, задумываться над словоупотреблением в контексте).

Рекомендация к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю.

Изготовить книжку-самоделку о школе, об учебе, включив туда интересные стихи, загадки о школьной жизни, или небольшие рассказы из журналов. Очень хорошо, если стихи и загадки кто-то выучит наизусть. Задание можно выполнить по группам, вместе с друзьями.

Задание по желанию:

 Рассмотреть по всем правилам сборник «Умел ошибиться, умей и поправиться». Найти и прочитать произведение И. Вериги «Яшина беда».

Яша читал книжку. Зина нечаянно толкнула его, и книжка закрылась.

-Ищи, где я читал! – сказал он сердито.

-Хорошо, - согласилась девочка, - скажи, про что там рассказывается.

-Я не помню.

Зина засмеялась и убежала.

Пришлось Яше самому искать. Листал он, листал книжку и никак не мог найти, где читал. Он готов был уже заплакать, но в это время пришел с работы отец. Яша пожаловался на сестру:

-Если бы не она, сколько бы я прочитал! А теперь что делать?

-Остается один выход: читать сначала, - посоветовал отец.

-Сначала? – удивился Яша. - Что ты, папа! Тогда я не смогу сегодня дочитать. И все опять будут смеяться. И надо же было подвернуться Зине! Вот беда! Вот беда!

-Действительно, беда…- с усмешкой сказал отец.

Подумать и ответить для себя:

-Какую книгу прочитал? Много ли в ней произведений? Какие?

-Как называется прочитанное произведение.

-О ком я прочитал? Всех ли помню? Могу ли их представить и назвать?

-Смешное это произведение или грустное?

-Для кого смешное? Для кого грустное?

-Почему отец не посочувствовал Яше, а сказал о Яшиной беде с усмешкой?

-Чему не научился Яша? (Рассматривать книгу, думать над книгой до чтения, думать над тем, о чем ты читаешь, запоминать и представлять прочитанное.)

Вопросы к рассказу И. Вереги «Яшина беда» я вывешу в Уголок чтения, а ответы мы с учащимися обсудим на следующий день либо на уроке русского языка, либо на уроке чтения, которые и будут посвящены теперь главным образом отработке умения полноценно воспринимать прочитанное литературное произведение, т. е. запоминать его и думать над ним.

Вопросы и задания к беседе №8

По памяти или обращаясь к тексту воспроизведите мысли и действия учительницы А, начинающей работу с учащимися=читателями на новом, начальном этапе обучения чтению. Как вы оцениваете их? Почему? Воспользовавшись составленной вами таблицей, определите, не нарушает ли А. принципиальных методических установок в своей работе, расходятся ли ее рекомендации с принципами методики обучения детей чтению=общению?

Из беседы №8 всем стало известно, как начала обучение чтению второклассников учительница А., работающая по системе 1-4. А что делать, если ваш класс обучается чтению по системе 1-3? Ведь нельзя же, ничего не изменив в учебном материале, провести этот урок без ущерба для его качества не 1 сентября, а 10 января (вспомните, когда начинается новый этап обучения по системе 1-3)?.. Найдите выход из создавшегося положения, самостоятельно изучив методическое пособие: Н. Н. Светловская, Т. С, Пиче-оол. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности (1 класс 2-е полугодие – система 1-3 и 2 класс, 1-е полугодие – система 1-4).М.,1999.- 160с.,илл.

Оцените его. Ответ аргументируйте.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.016 с.)