Кафедра нормальной и патологической физиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра нормальной и патологической физиологии



МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской федерации

Кафедра нормальной и патологической физиологии

Утверждено

на заседании кафедры

протокол № 20 от  15.01.2019 г. 

Заведующий кафедрой

Проф. Е.В. Маркелова_______                                          

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 

Модуль 2 «Физиология системы крови и кровообращения»

Учебная дисциплина – нормальная физиология

 

для специальности – 31.05.01 лечебное дело

курс 1  семестр 2

 

Составители:  Сидорова О.Н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии, Кузнецова И.А., ассистент кафедры нормальной и патологической физиологии,
 
  Рецензент: Матвеева Н.Ю., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии

 

Владивосток – 2019

Тема 1 (10). Физиология системы крови. Основные константы крови

Мотивация изучения темы: знание основных констант крови, механизмов их саморегуляции, функциональных систем, поддерживающих постоянство pH крови, осмотического, онкотического давления, плазмы и форменных элементов необходимо для деятельности врача любого профиля. Определение времени свертывания крови, СОЭ, общего количества эритроцитов, лейкоцитов и клинического анализа крови представляют собой обязательные методы диагностики и прогнозирования в любой медицинской практике. Это связано с тем, что кровь, являясь внутренней средой организма, чутко реагирует на разнообразные воздействия факторов внешней среды и отражает степень устойчивости организма к ним. Знание основных констант крови и владение методами их определения необходимо при изучении дисциплин: патофизиологии (разделы воспаление, аллергия, роль наследственности в патологии, гипоксия); фармакологии (при изучении влияния лекарственных средств на организм); терапии, хирургии и других клинических дисциплин для диагностики заболеваний; в практической деятельности врача при оценке здоровья, выявлении патологии и для оценки эффективности применяемой терапии.

     

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи

В результате освоения темы студенты должны:

 

   знать    состав и свойства крови как один из параметров, обеспечивающих постоянство внутренней среды, знать нормальные показатели белков крови, осмотического и онкотического давления, кислотно-щелочного равновесия и механизмы их поддержания.  

 

   уметь  определить и оценить показатели скорости оседания эритроцитов, гематокритное число при выполнении практических работ и решении ситуационных задач.

 

   владеть анатомо-физиологическим понятийным аппаратом

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении строения крови как ткани, органов кроветворения, процессов гемопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), макроструктуры и топографии органов кроветворения (кафедра анатомии человека), состава крови (кафедра биохимии

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов:

1. Понятие о системе крови, её свойствах и функциях.

2. Состав крови, количество, основные константы и механизмы их поддержания.

3. СОЭ, механизмы, методы определения, практическое применение.

4. Плазма, белки плазмы, характеристика, функциональное значение.

5. Функциональная система поддержания постоянства рН крови, осмотического давления и массы крови.

 

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)

1.  Перечислите функции крови.

2. Напишите число (показатель) гематокрита для мужчин и женщин.

3. Нарисуйте схему состава крови с указанием количества содержащихся в ней веществ в системе СИ.

4. Перечислите факторы, которые определяют СОЭ.

5. Зарисуйте схемы функциональных систем поддержания постоянства рН крови, осмотического давления и массы крови.

   

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Какие константы крови Вы знаете?

2. Что такое СОЭ и от чего она зависит?

3. Каково СОЭ у мужчин и у женщин?

4. Каковы функции различных фракций белков плазмы крови?

5. Чем обусловлено онкотическое и осмотическое давление?

6. От чего зависит рН крови, какова его величина в норме?

7. Что такое ацидоз и алкалоз?

8. Что такое гематокритное число, от чего зависит его величина?

9. Что может произойти, если ввести дистиллированную воду внутривенно?

10. В чём разница между плазмой и сывороткой крови?  

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

Вариант 1

1. Количество крови в организме в % от общего веса тела: 1) 4-5%, 2) 6-8%, 3) 2,5-4%

2. Чем отличается плазма крови от сыворотки?

1) Содержанием фибриногена

2) Содержанием сывороточного альбумина

3) Отсутствием форменных элементов

3. Напишите, какие из перечисленных групп белков относятся к белкам плазмы крови

1) Альбумины, глобулины, фибриноген

2) Альбумины

3) Глобулины, фибриноген

4. Ацидозом называется сдвиг активной реакции крови в:

1) Кислую сторону

2) Щелочную сторону

5. Укажите, какие из перечисленных систем обусловливают буферные свойства крови:

1) Карбонатная, фосфатная, белковая, гемоглобиновая

2) Иммунная система крови

3) Гемоглобиновая система крови

6. Укажите количество фибриногена в крови человека:  1) 1 г/л, 2) 2-4 г/л, 3) 10 г/л

7. Укажите, какой из перечисленных растворов является физиологическим:

1) Гипотонический

2) Изотонический

3) Гипертонический

8. Укажите количество общего белка в крови человека. 1) 75-80 г/л, 2) 100-110 г/л, 3) свыше 120 г/л

9. Скорость оседания эритроцитов у новорожденных составляет: 1) 3-8 мм/ч, 2) 7-12 мм/ч, 3) 1-2 мм/ч

10. Определите количество крови у человека весом 70 кг

 

Вариант 2

1. Основные функции крови:

1) Транспортная, дыхательная, трофическая, регуляторная

2) Дыхательная, терморегуляторная, гомеостатическая, трофическая

3) Транспортная, дыхательная, трофическая, экскреторная, терморегуляторная, защитная, регуляторная, гомеостатическая

2. Как называется сила, с которой растворитель переходит через полупроницаемую мембрану из менее в более концентрированный раствор?

1) онкотическое давление

2) осмотическое давление

3) фильтрационное давление

3. На долю форменных элементов в крови приходится:

1) 40-50%, 2) 55-60%, 3) 65-70%

4. На какие фракции подразделяются глобулины?

1) α, β,γ; 2) а, в, с; 3) α, β,g

5) В норме СОЭ у мужчин:

1) 1-8 мм/ч, 2) 2-10 мм/ч, 3) 2-5 мм/ч

6) Во время беременности СОЭ:

1) ускорена, 2) замедлена, 3) не изменена

7. В норме pH крови:

1) 6,41; 2) 7,36; 3) 8,32

8. Как называется появление в крови необычных белков?

1) гиперпротеинемия, 2) гипопротеинемия, 3) парапротеинемия

9. Алкалозом называется сдвиг pH в:

1) кислую сторону, 2) щелочную сторону

10. Определите количество крови у человека весом 80 кг

 

Ситуационные задачи:

1. Какой уровень кровопотери в % если в результате травмы человек потерял 1,5 л крови? (Вес человека 75 кг)

2. Рассмотрите электрофореграмму крови. Укажите, соответствует ли она нормальному содержанию белковых фракций крови?

Альбумины 54,4% (норма-56-68%) Глобулин 39,1% (норма-32-43%) Альфа 1-5,5% (норма-3,0-5,8%) Альфа 2- 6,9% (норма-6,9-10,5%)

Бета- 12,0% (норма-7,5-12,5%)

Гамма- 15,0% (норма-12,8-18%)

3. При исследовании крови количество фибриногена оказалось равным 64г/л, о. белок 85 г/л, γ-глобулинов 20%. С чем могут быть связаны такие изменения состава крови и почему?

4. Во время войн и стихийных бедствий, сопровождающихся неполноценным питанием, у людей возникают отеки. Почему?

5. Как изменится рН крови, если собаке ввести внутривенно 1 л. 5% р-ра глюкозы?
 

Оснащение практического занятия:

1) наглядные пособия (таблицы, комплект анализов крови людей разного пола и возраста)

2) технические средства обучения (TV, DVD-плейер)

 Литература:

а) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

  2. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил.  

2017.-511с-

 

б) дополнительная

1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Нормальная физиология: учебник [под ред.  Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с.

5. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

 

 

Мотивация изучения темы:

Изучение функционального значения форменных элементов крови для организма развивает у студентов познавательный интерес к механизмам поддержания постоянства газов в крови, которые являются необходимыми для процессов саморегуляции функций дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и терморегуляции. Знание функционального значения форменных элементов крови, клинико-физиологических методов их исследования необходимо при изучении заболеваний системы крови (кафедра патофизиологии); при изучении влияния фармакологических средств на эритропоэз и синтез гемоглобина (кафедра фармакологии); при изучении заболеваний, связанных с дыхательной функцией крови (кафедры терапии, хирургии и др.);   в практической деятельности врача при оценке здоровья, для определения патологии, для лечения заболеваний, связанных с нарушением гематологических показателей. Гемоглобин – особый белок хромопротеида, благодаря которому эритроциты выполняют дыхательную функцию и поддерживают pH крови. Знание строения и функций гемоглобина необходимы для врача любого профиля в практической и профилактической медицине.

   

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

 

Конкретные цели и задачи

В результате освоения темы студенты должны:

 

   знать функциональное и клиническое значение эритроцитов и гемоглобина, регуляцию эритропоэза 

   уметь  оценивать дыхательную функцию крови по показателям клинического анализа крови

   владеть методами определения количества эритроцитов, их осмотической резистентности, методами определения количества гемоглобина

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении строения эритроцитов, процессов гемопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), строения гемоглобина (биохимия)

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов:

1. Особенности строения эритроцитов

2. Понятие об эритроне

3. Норма эритроцитов в крови человека

4. Функции эритроцитов

5. Анизоцитоз и пойкилоцитоз

6. Строение и функции гемоглобина

7. Разновидности строения гемоглобина

8. Содержание гемоглобина в крови взрослого человека

9. Цветовой показатель, методы определения. Нормо-, гипо- и гиперхромия

10. Регуляция эритропоэза

 

 

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время):

 1.Написать в тетради нормальные показатели эритроцитов и нормальное содержание гемоглобина в крови (в системе СИ),

2. Перечислите соединения гемоглобина

3. Напишите формулу определения цветового показателя и его нормальные показатели

4. Укажите, как определить полный и частичный гемолиз и его отсутствие

5. Запишите примерные показатели количества эритроцитов и гемоглобина при нормохромной, гипохромной и гиперхромной анемии

 

 

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию:

  1. Что представляют из себя эритроциты по форме и величине?

2. Каково их нормальное количество в крови мужчин и женщин?

3. Что такое эритрон?

4. Какие функции выполняют эритроциты?

5. Что такое осмотическая резистентность эритроцитов? Нормы минимальной и максимальной осмотической резистентности

6. Какие виды гемолиза Вам известны?

7. Как называется появление в периферической крови эритроцитов разных по форме?

8. Как называется появление в периферической крови эритроцитов разных по размеру?

9. Как называется повышение содержания эритроцитов?

10. Как называется понижение содержания эритроцитов?

11. Характеристика гемоглобина, его строение, функции, количество в крови человека                          

12. С какими веществами могут образовываться соединения гемоглобина?

13. Цветовой показатель, метод его определения, значение в диагностике

14.   Что может вызвать осмотический гемолиз?

15. Что может вызвать биологический гемолиз?

16. Что может вызвать химический гемолиз?

17. Что может вызвать температурный гемолиз?

18. Что может вызвать механический гемолиз?

19. При каких изменениях гомеостаза повышается выработка эритропоэтинов?

20. Почему нельзя вводить внутривенно дистиллированную воду?

 

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

  Самостоятельная работа проводится с использованием лабораторных методов, применяемых в практической медицине, с последующим обсуждением полученных результатов.

Задание Программа действий Ориентировочные основы действий
1. Подсчет количества эритроцитов в крови человека 1. Подготовить камеру. 2. Набрать кровь в капилляр до метки 0,5, затем 3% NaCl до метки 101 (разв. в 200 раз). 3. Заполнить камеру, считать   под   малым увеличением микроскопа. 4.3ная объем камеры и разведение            крови, высчитывают         кол-во эритроцитов по формуле: (А*4000*200)/80 = в 1 мкл и 1л крови. Правильное заполнение счетной камеры разведённой кровью обеспечивает точность подсчета форменных элементов. Подсчёт эритроцитов проводят в 5 больших квадратах, разграфленных на 16 маленьких и расположенных по диагонали, учитывая правило Егорова. Для того чтобы определить содержание эритроцитов в 1 л крови, нужно число эритроцитов, выраженное в миллионах, умножить на 10. Оценить полученный результат
2. Определение осмотической резистентности эритроцитов. 1. Приготовить в 8-ми пробирках 5 мл р-ра NaCl различной концентрации (0.9 - 0.2%).    2. В каждую пробирку пипеткой ввести по 3 капли дефибринированной крови.  3. Оставить на 1 час. 4. По цвету р-ра и его прозрачности определяют осмотическую стойкость. Осмотическая резистентность - это устойчивость эритроцитов по отношению к гипотоническим р-рам солей. При помещении эритроцитов в р-р с концентрацией ниже 0.85 - 0.9% они набухают, в большей - сморщиваются. На этих свойствах основано определение осмотической резистентности. Степень гемолиза определяется в гипотонических растворах. Найти минимальную и максимальную осмотическую резистентность, сравнить с нормой
3.  Определение количества гемоглобина по  методу Сали 1    .Подготовить    гемометр,    заполнив градуированную пробирку 0.1 н. р-ром НС1 до метки 0.2 мл (первое кольцо). 2.Набрать кровь 0.02 мл. и выдуть в пробирку с кислотой. 3.Оставить гемометр на 5 мин., приливать по каплям дист. воду. Разведение проводят до полного совпадения цвета пробирки с цветом стандарта. Показания гемометра считают по нижнему мениску. Определение гемоглобина проводят колориметрическим методом, т.е. путём сравнения цвета исследуемого и стандартного растворов. Для выражения концентрации в единицах международной системы (СИ), нужно количество гемоглобина в г/% умножить на 10.
4.  Расчёт цветового показателя Вычисление проводят по определенным ранее показателям эритроцитов и гемоглобина. Вычисление проводят путем деления утроенного числа гемоглобина в граммах на 1л на первые 3 цифры числа эритроцитов. Цветовой показатель - это величина относительная и выражается в отвлеченных цифрах. В норме цветовой показатель колеблется от 0.86 до 1.2

 

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

1. В норме в крови мужчин эритроцитов содержится:

1) 3,5-4,0*1012/л; 2) 4,5-5,0*1012/л; 3) 5,5-6,5*1012

2. Диаметр эритроцитов равен:

1) 7,5 мкм; 2) 6,0 мкм; 3) 8-9 мкм

3. Форма эритроцитов в норме:

1) сферическая; 2) двояковогнутая; 3) двояковыпуклая

4. В гипертоническом растворе эритроциты:

1) гемолизируются; 2) сморщиваются; 3) не изменяются

5. Анизоцитоз это присутствие в мазке крови эритроцитов:

1) разных по размеру; 2) разных по форме; 3) разных по степени зрелости

6. Эритропоэз стимулируется:

1) мужскими половыми гормонами; 2) женскими половыми гормонами; 3) ацетилхолином

7. Для нормального эритропоэза необходимо присутствие:

1) кальция; 2) калия; 3) меди

8. Срок жизни эритроцитов:

1) 70 дней; 2) 120 дней; 3) 50 дней

Где разрушаются эритроциты?

1) в селезенке; 2) в лимфоузлах; 3) в кишечнике

10.Эритроциты с остатками ядер называются:

1) моноцитами; 2) ретикулоцитами; 3) мегалоцитами

  11. Сродство к какому газу у гемоглобина наиболее выражено?

1) к кислороду; 2) к углекислому газу; 3) к угарному газу

12. Соединение гемоглобина с углекислым газом называется:

1) карбоксигемоглобин; 2) карбгемоглобин; 3) дезоксигемоглобин

13. Соединение гемоглобина с кислородом называется:

1) оскигемоглобин; 2) карбоксигемоглобин; 3) карбгемоглобин

14. При отравлении сильными окислителями образуется:

1) карбгемоглобин; 2) метгемоглобин; 3) миоглобин

Ситуационные задачи:

1. Перед Вами три анализа крови. Сделайте заключение. 1) эритроциты 4,5 *1012/л; 2) эритроциты 2,7 *1012/л; 3) эритроциты 7,2 *1012

2. Количество эритроцитов у человека в течение ряда лет колебалось около 4,8*1012/л, через некоторое время количество эритроцитов в крови увеличилось до 6,5 *1012/л. В какую местность переехал человек? На какой примерно высоте над уровнем моря он мог жить?

3. При подсчете в 5 больших квадратах камеры Горяева оказалось 580 эритроцитов. Сколько их содержится в I литре крови, если кровь набирали в меланжер до метки 0,5?

4. При исследовании осмотической резистентности эритроцитов обнаружено появление гемолиза при концентрации 0,7 % NaCl. Сделать заключение.

5. У обследуемого в периферической крови обнаружено небольшое количество ретикулоцитов. Может ли это быть нормой?

6. У больного моча имеет цвет пива, что обусловлено присутствием большого количества билирубина. С чем может быть связано увеличение количества этого пигмента в моче?

7. Перед Вами два анализа крови. Вычислите цветной показатель у обоих больных и сделайте заключение.

а)  эритроциты 5,5 т /л, Нв - 148 г/л

б)  эритроциты 2,7 т /л, Нв - 74 г/л

8. О чем свидетельствует появление большого количества билирубина в крови?

 9. Результаты анализа крови обследуемого свидетельствуют о том, что кол-во эритроцитов составляет 2,9*10 Т/л, а содержание гемоглобина - 103 г/л. Чему равен цветной показатель? Как вы оцените эритропоэз?

10. У новорожденного содержание гемоглобина в крови составляет 215 г/л. Преобладает Нв Р (составляет 80% общего кол-ва). Оцените эти величины, сопоставьте с таковыми взрослого человека.

11.Почему кол-во гемоглобина в крови новорожденного 130 г/л врачи определяют, как признак анемии? Какие формы гемоглобина присущи в период новорожденности?

Оснащение практического занятия:

1) наглядные пособия (таблицы, комплект анализов крови людей разного пола и возраста)

2) технические средства обучения (TV, DVD-плейер)

 Литература:

а) основная

1. 1.Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил.  

2017.-511с-

б) дополнительная

1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Нормальная физиология: учебник [под ред. Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с

5..Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате освоения темы студенты должны:

 

   знать функциональное и клиническое значение различных фракций лейкоцитов. 

   уметь интерпретировать результаты клинического анализа крови, лейкоцитарную формулу.

   владеть  методами определения индекса ядерного сдвига в лейкоцитарной формуле.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении строения лейкоцитов, процессов лейкопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии)

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов:

1. Строение и функции лейкоцитов

2. Содержание лейкоцитов в норме

3. Лейкоцитарная формула. Определение сдвига лейкоцитарной формулы.

4. Осуществление клеточного иммунитета

5. Осуществление гуморального иммунитета

 

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)

1.  Написать в тетради лейкоцитарную формулу.

2. Записать формулу индекса ядерного сдвига, расшифровав её показатели. Записать, при каких показателях индекса наблюдается сдвиг вправо и влево.

3. Записать примерные показатели лейкоцитарной формулы при регенеративном сдвиге влево, гиперреактивном сдвиге влево, при сдвиге влево с лейкемическим провалом и при сдвиге вправо.

4.  Дать классификацию видов иммунитета.

 

 

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию:

1. Что отражает индекс ядерного сдвига (ИЯС)?

2. Что отражают понятия: сдвиг лейкоцитарной формулы влево или вправо? 

3. Что такое лейкемический провал?

4. Какие лейкоциты появляются в очаге воспаления первыми? В чем заключается их функция?

5. Какова роль эозинофилов в воспалительном процессе?

6. Какова роль базофилов в воспалительном процессе?

7. О чем может свидетельствовать выраженный моноцитоз?

8. С чем может быть связан физиологический лейкоцитоз?

9. Что такое физиологический перекрест? Сколько их и когда они происходят?

10. Какие лимфоциты обладают прямым цитотоксическим эффектом?

 

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

  Самостоятельная работа проводится с использованием лабораторных методов, применяемых в практической медицине, с последующим обсуждением полученных результатов.

Задание Программа действий Ориентировочные основы действий
1.Определение концентрации лейкоцитов 1. Подготовить камеру Горяева. 2. Набрать кровь в капилляр, развести 3% р-ром уксусной кислоты. 3. Заполнить камеру разведённой кровью, считать под малым увеличением (об. 8, ок. 10 или 15). 4. Зная объем камеры и разведение крови, высчитывают   кол-во   форменных элементом в 1 л крови  Ах4000х20/1600 (400) Х= Ах50 А-количество лейкоцитов в 100(или 25 квадратах)     Подсчет проводят в 100 больших неразграфленных  квадратах  сетки  Горячева, расположенных по четыре, учитывая, правило Егорова. Для определения кол-ва лейкоцитов в 1мкл крови необходимо число, полученное при подсчёте, умножить на 50. Для пересчёта на 1 л крови число лейкоцитов, выраженное в тысячах, умножить на 106.
2.Подсчёт лейкоцитарной формулы 1. Окрашенный мазок микроскопируют с иммерсионной системой. Используют окуляр 7 или 10 и об. 90 (конденсор поднят, диафрагма открыта). 2. На мазок наносят каплю иммерсионного масла. 3. Считают все встречающиеся лейкоциты, дифференцируя их по видам. Всего считают 200 клеток, подсчитывают каждый вид и делят на 2, чтобы получить процентное соотношение Лейкоциты располагаются о мазке неравномерно: более тяжёлые (эозинофилы, моноциты) встречаются чаше по краю мазка, а более лёгкие (лимфоциты) в середине, поэтому счёт ведут по всему мазку в тонкой его части по методу зигзага, где хорошо просматривается структура клеток. Записать и оценить полученную лейкоцитарную формулу

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль:

1. Количество лейкоцитов в крови взрослого человека:

1) 2,0-5,0*109; 2) 4,0-9,0*109; 3) 4,0-9,0*1012

2. Повышение содержания лейкоцитов в крови называется:

1) лейкопения; 2) лейкоцитоз; 3) лейкемия

3. К гранулоцитам относятся:

1) нейтрофилы; 2) лимфоциты; 3) моноциты

4. Лейкоцитарная формула это:

1) общее количество лейкоцитов; 2) процентное соотношение всех видов лейкоцитов; 3) процентное соотношение лейкоцитов и эритроцитов

5. Сдвиг лейкоцитарной формулы влево это:

1) увеличение количества юных и палочкоядерных нейтрофилов;

2) увеличение количества палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов;

3) отсутствие палочкоядерных нейтрофилов;

6. Основная функция нейтрофилов:

1) фагоцитоз; 2) разрушение токсинов; 3) формирование специфического иммунитета

7. Индекс ядерного сдвига в норме:

1) 0,08-1,0; 2) 0,04-0,07; 3) выше 1,0

8. Клеточный иммунитет осуществляется за счет:

1) В лимфоцитов; 2) Т лимфоцитов; 3) О лимфоцитов

9. Все лимфоциты образуются в:

1) красном костном мозге; 2) селезенке; 3) лимфатических узлах

10. Гуморальный иммунитет осуществляется за счет:

1) В лимфоцитов; 2) Т лимфоцитов; 3) О лимфоцитов

Ситуационные задачи:

1. Какие изменения в составе крови могут наблюдаться при гнойных воспалительных состояниях?

2. В 25 больших квадратах камеры Горяева оказалось 100 лейкоцитов. Сколько их содержится в 1 л крови, если она набиралась в меланжер до метки 0,5?

3. Клинический анализ крови, в частности, определение содержания лейкоцитов, рекомендуется производить утром, сразу же после сна. Почему?

4. В клинику обратился больной с высокой температурой, симптомами воспаления легких. Болен в течение 2-х дней. Врач назначил анализ крови. Какие изменения в периферической крови подтвердят диагноз?

Увеличится общее количество белка, за счет γ-глобулиновой фракции, увеличится количество фибриногена. Произойдет резкое ускорение СОЭ.

5. В клинику поступил ребенок 5 лет с жалобами на вялость, плохой аппетит, периодически в течение месяца боли в животе. В анализе крови: увеличение количества эозинофилов до 16%. О чем можно думать?

6. Машиной СМП к хирургу доставлен ребенок 8 лет с жалобами на боль в правой подвздошной области. Заболел 14 часов назад, была рвота. Стул и мочеиспускание не изменены, температура тела - 37,2. В анализе крови - лейкоцитов 12,6*109/л; Э-1, П-9, С-65, Л- 20,.М-5. Какое заболевание можно предполагать? Чему равен индекс нейтрофильного сдвига? Как охарактеризовать лейкограмму?

 

Оснащение практического занятия:

1) наглядные пособия (таблицы, комплект анализов крови людей разного пола и возраста)

2) технические средства обучения (TV, DVD-плейер)

 

 Литература:

а) основная

3. 1.Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

4. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил.  

2017.-511с-

б) дополнительная

6. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

7. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

8. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

9. Нормальная физиология: учебник [под ред. Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с

10..Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате освоения темы студенты должны:

 

   знать механизмы сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза,  фибринолиза,  индивидуальные свойства крови.

   уметь  оценивать состояние системы гемостаза по результатам лабораторных исследований, определить группу крови и резус-фактор.

   владеть методами определения времени остановки кровотечения и времени свертывания крови, методами интерпретации полученных результатов (присутствие или отсутствие агглютинации в исследуемых образцах).

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

 

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении свойств крови, процессов гемостаза (кафедра биохимии, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), процессов формирования наследственных признаков крови (кафедры биологии, биохимии, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии) 

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов:

 

1. Этапы гемостаза. Факторы свертывания крови.

1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз.

2. Коагуляционный гемостаз.

3. Фазы коагуляционного гемостаза       

4.  Фазы фибринолиза

5. Регуляции гемостаза.

6. Антисвертывающая система

7. Система групп крови, характеристика системы АВО.

Понятие о дополнительных группах крови

8. Понятие о резус-факторе. Значение определения резус-фактора

 в практической деятельности врача

9. Становление групповых свойств в онтогенезе

10. Правила переливания крови

11. Механизм действия перелитой крови

12. Классификация кровезаменителей

13. Показания к применению различных кровезаменителей

 

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)

 1. Перечислить факторы свертывания крови

2. Нарисовать схему коагуляционного гемостаза

3. Написать агглютиногены и агглютинины I, II, III, IV групп крови.

4. Зарисовать схему переливания крови.

5. Записать основные правила переливания крови

6.Записать основные группы кровезаменителей и показания к их применению.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Какие факторы свертывания крови Вы знаете?

2. Где образуется большинство факторов свертывания крови?

3. Каково время остановки кровотечения в норме?

4. Каково время свертывания крови в норме?

5. В каких этапах гемостаза участвуют ионы кальция?

6. Какие факторы способствуют свертыванию крови?

7. Какие факторы препятствуют свертыванию крови?

8. Что можно отнести к коагулянтам?  

9. Что можно отнести к антикоагулянтам?  

10. Под влиянием какого фермента осуществляется процесс фибринолиза?

11. Когда возникло учение о группах крови, кто автор классификации АВ0?

12. Какие агглютиногены и агглютинины содержит кровь I группы?

13. Какие агглютиногены и агглютинины содержит кровь II группы?

14. Какие агглютиногены и агглютинины содержит кровь III группы? 

15. Какие агглютиногены и агглютинины содержит кровь IV группы?

16. Что такое резус-конфликт?

17. Что может произойти при беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом?

18. Может ли возникнуть резус-конфликт у резус-положительной женщины с резус-отрицательным плодом?

19. Можно ли переливать кровь, совпадающую по группе и резус-фактору, в больших количествах?

20. Почему лица с  I  группой крови сейчас не считаются универсальными донорами?   

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

  Самостоятельная работа проводится с использованием лабораторных методов, применяемых в практической медицине, с последующим обсуждением полученных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.24 (0.234 с.)