Тема 6 (15). Внешние проявления сердечной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6 (15). Внешние проявления сердечной деятельности



 

Мотивация изучения темы:

Информацию о деятельности сердца у человека получают путём изучения внешних проявлений этой деятельности. Исследование внешних проявлений деятельности сердца: (электрических, механических, звуковых) имеет большое значение для оценки его состояния. Изучая и анализируя их у человека можно определить степень здоровья, состояние предболезни, функциональные и органические расстройства сердечно-сосудистой системы.

 

Цели занятия.

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате освоения темы студенты должны:

 

«Знать»  основные методы оценки звуковых, механических и электрических проявлений сердечной деятельности; происхождение верхушечного толчка, тонов сердца, зубцов и интервалов электрокардиографии

«Уметь» провести анализ нормальной электрокардиограммы, фонокардиограммы, применять полученные знания при оценке гемодинамической функции сердца по внешним проявлениям при решении ситуационных задач.

«Владеть»  методами исследования внешних проявлений деятельности сердца, по которым можно получить представление о динамике сокращения сердца.

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы

1.Топографические показатели внешних проявлений сердца (каф. анатомии человека). 

2.Биоэлектрические показатели сердечной деятельности (каф. физики).

 

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки:

 

  1.Механические проявления сердечной деятельности. Верхушечный толчок, его характеристика.

2.Звуковые проявления сердечной деятельности: тоны сердца, методы исследования тонов сердца (аускультация, фонокардиография). Происхождение тонов, их компоненты. Точки выслушивания

3.Методы регистрации механической деятельности сердца (баллистокардиография, динамокардиография, эхокардиография).

4.Электрокардиография (ЭКГ) как метод исследования биоэлектрических явлений в сердце: характеристика, отведения, компоненты ЭКГ, происхождение компонентов ЭКГ.

 5. Фонокардиография (ФКГ). Регистрация тонов сердца, их соответствие зубцам ЭКГ.

Задание для СРС во внеучебное время.

1.Зарисовать проекции сердечных клапанов и места выслушивания сердечных тонов.

2. Зарисовать нормальную ЭКГ, обозначить зубцы, сегменты, интервалы; записать происхождение и нормальные показатели высоты зубцов и длительности интервалов  

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию.

1.По каким  внешним  проявлениям судят о механической работе сердца?

2.В какую фазу сердечного цикла возникает верхушечный толчок?

3.Свойства верхушечного толчка.

4. В каком тоне выделяют три компонента?

5.Назовите первый компонент I тона.

6.В каком состоянии находятся предсердно-желудочковые клапаны при появлении I тона?

7.Укажите механизм третьего компонента I тона

8. В какую фазу сердечного цикла выслушивается 1-й тон?

9. Где лучше выслушать 1-й и 2-й тоны?

10. В какую фазу сердечного цикла выслушивается 2-й тон?

11. Какой тон является глухим и более продолжительным?

12. Что отражает зубец Р на ЭКГ?

13. Что отражает комплекс QRS на ЭКГ?

14. Что отражает зубец Т на ЭКГ?

15. По каким показателям ЭКГ судят об атриовентрикулярной и внутрижелудочковой проводимости?

16. Каким показателям ЭКГ соответствуют 1-й и 2-й тоны ФКГ?

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов  на занятии:

 Самостоятельная работа проводится с использованием физикальных и инструментальных методов, применяемых в практической медицине, с последующим обсуждением полученных результатов.

Задание объект  Программа действия Ориентировочные основы действия
1.Определение верхушечного толчка пальпаторным методом   2.Подсчет числа сердечных сокращений по верхушечному толчку   3.Выслушивание (аускультация) тонов сердца человека   4. Регистрация ЭКГ у человека.   . Человек   Человек   Человек     человек У обнаженного по пояс человека на левой части груди в пятом межреберье на 1-1,5 см  медиальнее   средне-ключичной линии визуально определяется место ритмического колебания грудной стенки. На это место прикладывается ладонь пальцами вдоль ребер и определяется точное место верхушечного толчка Положив подушечки пальцев на область верхушечного толчка, считают число сердечных  сокращений в мин. Проводят поочерёдно выслушивание тонов сердца с помощью фонендоскопа: 1. на верхушке сердца выслушивают 1 и 2 тоны. 2. в точке Боткина-Эрба 3-4 ребра слева от грудины выслушивает 1 тон, работу 2-х створчатого клапана 3. на основании мечевидного отростка грудины выслушивают 1 тон, работу трёхстворчатого клапана 4. во втором межреберье справа у грудины выслушивают 2 тон и работу полулунных клапанов аорты 5. во втором межреберье слева у грудины выслушивают 2 тон и работу полулунных клапанов лёгочной артерии. Зарисуйте схему грудной клетки и обозначьте на ней: 1.места проекции клапанов на грудной клетке 2.места наилучшего выслушивания клапанов сердца. 1. Произвести запись ЭКГ в трёх стандартных отведениях 2. Зарисовать треугольник Эйнтховена, обозначить на нём стандартные отведения 3. Зарисовать полученную ЭКГ, обозначить зубцы, сегменты, интервалы,    Верхушечный толчок возникает в результате движения верхушки сердца вверх и вперёд при систоле желудочков.(фазы изометрического напряжения). Обратить внимание на свойства верхушечного толчка: (локализация, ширина, сила, высота)   Оценить ЧСС нормакардия, тахикардия, брадикардия     Сделать выводы о происхождении 1-го и 2-го тонов сердца, указать их компоненты.   Первый тон лучше всего выслушивается в области верхушки сердца, также над двухстворчатым клапаном слева у грудины в месте прикрепления к ней 3-4 ребра, функцию 3-х створчатого клапана выслушивают на грудине у основания мечевидного отростка. Работу аортальных клапанов и 2-й тон выслушивают во 2-ом межреберье у грудины справа, а клапаны легочной артерии и 2-ой тон во 2-ом межреберье у грудины слева.   В выводе указать, что отражает ЭКГ. Вольтаж зубцов характеризует интенсивность процессов возбуждения, а длительность интервалов – время проведения возбуждения по отделам  сердца. При скорости движения ленты 25 мм/сек каждый мм бумаги соответствует 0,04сек, при скорости 50 мм/сек – 0,02 сек.  

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Тестовый контроль:

1. К внешним проявлениям деятельности сердца относится:

1.верхушечный толчок; 2 тоны сердца; 3.артериальный и венозный пульс; 4. электрокардиограмма; 5. сердечные шумы

2. Сократительную функцию миокарда позволяет исследовать метод:

1. фонокардиографии 2. сфигмографии; 3. плятизмографии; 4.баллистографии; 5. динамокардиографии; 6. эхокардиографии

3. Метод электрокардиграфии представляет собой графическую запись: 1. колебаний потенциалов на поверхности тела, возникающих в результате сердечной деятельности; 2.колебаний стенок венозных сосудов; 3.колебаний электрического сопротивления тканей при изменении кровенаполнения сосудов; 4.пульсовых колебаний артериальных стенок.

4. Фонокардиографический 1-й тон сердца обусловлен: 1.сокращением предсердий; 2.закрытием створчатых клапанов; 3.колебанием стенок желудочков при быстром наполнении их кровью; 4.захлопыванием створчатых клапанов и сокращением желудочков; 5.закрытием полулунных клапанов

5. Второй тон сердца обусловлен: 1.открытием полулунных клапанов; 2.закрытием атриовентрикулярных клапанов; 3. захлопыванием полулунных клапанов; 4. захлопыванием устья (мышечных заслонок) полых и легочных вен; 5. называется диастолическим

6. Фонокардиографический 3-й тон сердца возникает в период и фазы сердечной деятельности: 1.напряжения; 2.изгнания; 3.в конце протодиастолического периода; 4.быстрого наполнения; 5. медленного наполнения; 6. пресистолический период

7. Четвёртый тон сердца регистрируется на фонокардиограмме: 1.в фазу быстрого пассивного наполнения желудочков; 2. при захлопывании створчатых клапанов; 3.при сокращении предсердий и дополнительном поступлении крови в желудочки; 4.в период медленного пассивного наполнения желудочков; 5. при захлопывании полулунных клапанов

8. Верхушечный толчок связан: 1. с перемещением верхушки сердца; 2.со сложным изменением формы сердца 3. со сложным изменением объёма сердца 4. пространственным расположением сердца

9. Митральный клапан лучше прослушивается: 1.в пятом межреберье слева на 1,5 см кнутри от среднеключичной линии; 2.во втором межреберье справа от грудины; 3.справа от грудины у основания мечевидного отростка; 4. во втором межреберье слева от грудины; 5. в пятом межреберье справа от грудины

10. Трёхстворчатый клапан лучше прослушивается: 1. во втором межреберье справа от грудины; 2.справа от грудины у основания мечевидного отростка; 3.в пятом межреберье слева на 1,5см кнутри от среднеключичной линии; 4. во втором межреберье слева от грудины; 5. в пятом межреберье справа от грудины.

11. Клапан легочного ствола лучше прослушивается: 1.справа от грудины у основания мечевидного отростка; 2.во втором межреберье справа от грудины; 3. во втором межреберье слева от грудины; 4.в пятом межреберье слева от грудины; 5. в пятом межреберье справа от грудины

12. Аортальный клапан лучше прослушивается: 1.справа от грудины у основания мечевидного отростка; 2. во втором межреберье слева от грудины; 3. во втором межреберье справа от грудины; 4.в пятом межреберье слева от грудины; 5. в пятом межреберье справа от грудины

Ситуационные задачи:

1. У здорового человека средних лет и нормостенического телосложения, который занимается физическим трудом, верхушечный толчок опреляется слева в 5-ом межреберье по средне-ключичной линии. Как Вы расцениваете этот факт?

2. У человека, страдающего сердечным заболеваением, при выслушивании тонов сердца выявлено отсутствие 1-го тона на верхушке сердца. С помощью приборов вместо 1-го тона в области верхушки и над митральным клапаном сердца зафиксирован грубый шум. Что может быть причиной такого явления?

3. При обследовании человека, страдающего сердечным заболеванием, отмечено резкое ослабления 2-го тона на аорте. С чем это может быть связано чаще всего?

4. При профосмотре работников рыбокомбината у рабочей цеха укладки аускультативно выявлено ослабление 1-го тона и систолический шум на верхушке. С изменением какой анатомической структуры сердца могут быть связаны данные нарушения? Как при этом изменится гемодинамика?

Оснащение практического занятия:

Наглядные пособия: таблицы

Технические средства обучения: ТV, DVD

 

Литература:

а) основная

9. 1.Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

10. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил.  

2017.-511с-

б) дополнительная

21. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

22. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

23. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

24. Нормальная физиология: учебник [под ред. Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с

25..Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

                Тема 7 (16). Регуляция сердечной деятельности

Мотивация изучения темы:

Изменения функций организма как в физиологических условиях, так и при заболеваниях требуют адекватного изменения гемодинамики, которое регулируется с участием как внутренних, так и внесердечных механизмов регуляции сердечной деятельности. Знание этих механизмов регуляции кровоснабжения миокарда необходимо для разработки оптимальных режимов в труде и спорте, диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Знание рефлекторной и гуморальной регуляции деятельности сердца необходимо для понимания реакции сердечно-сосудистой системы на изменения внешней и внутренней среды организма, способствующей его адаптации к физиологическим перестройкам, а также при заболеваниях. Изучение этой темы имеет значение для понимания причинно следственных отношений, детерминизма физиологических реакций. Знание механизмов регуляции функций миокарда необходимо для разработки оптимальных режимов в труде и спорте, диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые в настоящее время являются главной причиной смертности.

 

Цели занятия:

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели задачи:

В результате освоения темы студенты должны:

  «Знать»  механизмы внутрисердечной регуляции,   особенности рефлекторной регуляции на разных уровнях управления, гуморальные механизмы регуляции.

 «Уметь» использовать эти знания при выполнении практических работ и решении ситуационных задач для объяснения изменений функций миокарда и показателей его работы при разных физиологических состояниях организма;

 «Владеть» некоторыми методами исследования рефлекторного влияния на сердечную деятельность.

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы

    1. Морфофункциональные особенности иннервации сердца (каф. анатомии человека)

2. Локализация центральных и периферических нейронов симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. (каф. анатомии человека)

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

   

  Перечень контрольных вопросов:        

1. Классификация регуляторных влияний на деятельность сердца. Уровни и механизмы регуляции (гемодинамический, нервный и гуморальный).

2. Основные формы влияний на сердце.

3. Миогенные механизмы саморегуляции деятельности сердца: закон сердца, феномен Анрепа, эффект «лестницы» Боудича.

4.Характеристика влияний парасимпатической и симпатической частей вегетативной нервной системы на деятельность сердца (внесердечная регуляция)

5. Значение состояния тонуса блуждающих и симпатических нервов для характеристики активности сердца.

6.Интеро и экстерорецептивные рефлекторные влияния на сердце:

а) кардиокардиальные рефлексы

б) вазокардиальные рефлексы

в) висцерокардиальные рефлексы

г) моторно- кардиальные рефлексы

д) сенсокардиальные рефлексы

7.Интеграция механизмов, регулирующих работу сердца (роль гипоталамуса, КБП-головного мозга)

8.Гуморальная регуляция деятельности сердца.

9.Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции сердца в онтогенезе человека.

     

                    Задание для СРС во внеучебное время:

 1. Нарисуйте рефлекторные дуги, участвующие в регуляции работы сердца с рецепторов аорты, каротидного синуса, с кожи, с желудка.

2.Дайте характеристику изменений в работе сердца при возбуждении рефлексогенных зон сердечно-сосудистой системы.

3.Нарисуйте схему функциональной системы регуляции минутного объема крови.

4. Зарисуйте схему внутрисердечного рефлекса

 

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию.

 

1.Какие механизмы  осуществляют миогенную регуляцию сердца?

2.Что такое «Закон сердца»?

3.Как влияет на ритм сердца стимуляция его симпатических нервов?

4.Что такое трофический нерв сердца?

5.Каково влияние на ритм сердца блуждающего нерва?

6.Почему происходит ускользание сердца из-под влияния блуждающего нерва?

7.Что означают термины: батмотропный, хронотропный, инотропный, дромотропный, тонотропный?

  8.Что такое «Рефлекс Гольца»?

 9.Что такое внесердечная регуляция деятельности сердца?

10.Что означает эффект «лестницы» Боудича?                                                                                                                                            

11. Чем поддерживается тонус центров блуждающего и симпатических нервов, иннервирующих сердце?

12. Что произойдет при повышении тонуса блуждающих нервов?

13. Как ответит сердце при раздражении рецепторов каротидной зоны?

14. Что произойдет с работой сердца в первые минуты при помещении человека в холодную воду?

15.Как отреагирует сердце на сильные сокращения мышц рук или ног?

16. Что такое сопряженные и собственные рефлексы?

17. Что такое рефлекс Китаева?

18. Назовите проявления рефлексов: Черниговского, Парина, Циона-Людвига, Геринга-Иванова, Бецольда-Яриша, Бейн-Бриджа, Данини-Ашнера?

19. Какое действие на функцию сердца оказывает гормон щитовидной железы?

20. Как влияют на работу сердца ионы кальция?

 

 

  

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

Задание Объ-ект Программа действия Ориентировочные основы действия
2.Опыт Гольца Чело-век   Считается  исходный пульс в течение 15сек. Делается глубокое приседание с максимальным приближением колен к себе. В этом положении считать пульс в течение 15сек. (приседание производите как можно глубже) Оформление протокола: 1. Нарисуйте схему дуги вегетативного рефлекса (рецептор брюшной полости – спинной мозг – продолговатый мозг - сердце) 2.В выводах объясните: причину рефлекторного торможения сердечной деятельности при раздражении рецепторов брюшной полости. Торможение работы сердца наблюдается в частности, в опыте, получившем название «Рефлекс Гольца». Возбуждение от рецепторов брыжейки при её раздражении по центростремительным волокнам в составе чревного нерва достигает спинного мозга, а затем поднимается в продолговатый мозг. Здесь, в области ядер блуждающих нервов, происходит замыкание рефлекторной дуги, и возбуждение по центробежным волокнам блуждающих нервов направляется к сердцу.
Глазосердечный рефлекс (рефлекс Данини –Ашнера)     2. Проба Чермана (шейный вегетативный синокаротидный рефлекс).   3. Солярный рефлекс     4.Дыхательно-сердечный рефлекс (Геринга) у человека     5. Изменение сердечной деятельности при физической работе   6. Влияние ионов кальция, калия, адреналина, ацетилхолина на деятельность сердца (демонстрация) Чело-век     Чело-век     Чело-век     Чело-век   Чело-век     Сердце ля-гушки     У испытуемого подсчитайте исходную частоту сердечных сокращений по пульсу за 1 мин. Закройте глаза и большим и указательным пальцами левой руки через марлевые салфетки медленно с небольшим усилием надавите на боковую поверхность глаз испытуемого в течение 5-8 сек. и быстро прекратите надавливание. Подсчитайте частоту пульса (за 1 мин.) во время воздействия и после него.       Сосчитать по пульсу число сердечных сокращений в 1мин: а) в положении сидя б) при надавливании на одну из сонных артерий в области угла нижней челюсти в течение 30сек. в) через пять мин. после опыта.   Осуществите нерезкое давление кулаком в эпигастральной зоне в области солнечного сплетения в течение 30сек. Подсчитайте пульс за 30 сек. Опишите рефлекс Гольца, его рефлекторную дугу.   У испытуемого, находящегося в положении сидя, определить ЧСС по пульсу. Затем сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.            В это время ещё раз подсчитайте пульс. В протоколе отметьте: частота пульса до задержки дыхания  частота пульса на вдохе во время задержки дыхания разность частоты до задержки дыхания и на фоне задержки при глубоком вдохе в мин   1. Сосчитать по пульсу число сердечных сокращений в минуту: а) в положении сидя б) после физической нагрузки (20 приседаний или бег на месте в течение 1 мин) 2. Объяснить причину изменения ритма сердца после физической нагрузки (увеличение ЧСС)   Запишите в протоколе кимограммы сердца лягушки: а) исходная б) при нанесении по 1 капле растворов в физиологической концентрации и в избытке (хлорида калия 1%, хлорида кальция 1%, ацетилхолина (1: 10000) и адреналина (1:1000) и избыток этих растворов(5-6 капель.) Объясните механизм действия каждого из применяемых веществ а) в физиологической концентрации б) в избытке   Кимограммы   а. фон          ацетилхолин          АХ   б. фон      АХ (избыток)   а. фон     К+ (калий)         KCl     б. фон                    KCl (избыток)   а. фон    Са++ (кальций)           СaCl2 б. фон                               CaCl2 (избыток)   фон   Адреналин                                                Адреналин   Влияние медиаторов, электролитов и гормонов на деятельность сердца лягушки. а-вещество в физиологической концентрации; б-значительный избыток вещества. Стрелками указаны моменты аппликации веществ. Суть рефлекса заключается в замедлении ритма сердца при надавливании на глазные яблоки, богатые афферентными окончаниями тройничного нерва Сильное механическое раздражение этих рефлексогенных зон приводит к повышению тонуса центров блуждающих нервов, обусловленное иррадиацией возбуждения от ядер тройничного нерва. Естественное тормозное влияние их ядер на сердце при этом еще более усиливается. Рефлекторная реакция появляется через 2-5сек и исчезает через 20-60сек после прекращения воздействия. В норме пульс урежается на 6-10 ударов в минуту. Уменьшение частоты сердечных сокращений на 12-15 ударов в минуту свидетельствует о повышении тонуса парасимпатических нервных центров. Отсутствие изменений или учащение сердечных сокращений свидетельствует о возможных нарушениях вегетативной регуляции сердца.   Рефлекторная дуга этого рефлекса состоит из афферентных волокон тройничного нерва, нейронов продолговатого мозга и эфферентных волокон блуждающего нерва, которые оказывают тормозящее влияние на сердце. Замедление пульса на 6-12 уд. в мин. характерно для нормальной парасимпатической реакции (ваготония), замедление свыше 12 уд/мин. свидетельствует о значительном повышении тонуса парасимпатической нервной системы.   Структура данного рефлекса сходна со структурой рефлекса Гольца (рецепторы брюшной полости – спинной мозг – продолговатый мозг – сердце)     При задержке дыхания после глубокого вдоха частота сердечных сокращений уменьшается вследствие повышения тонуса ядер блуждающего нерва, что проявляется в норме замедлением пульса на 4-6 ударов в мин. Замедление пульса на 8-10 ударов и более в мин. указывает на повышение тонуса парасимпатического отдела ВНС. Терминальные и дыхательные бронхиолы легких содержат механорецепторы блуждающих нервов. При значительном их растяжении (глубокое форсированное дыхание) афферентация от легких в центры продолговатого мозга резко усиливается, что вызывает замедление работы сердца     Ритм сердца в ту или иную сторону обусловлен изменениями тонуса центров, регулирующих деятельность сердца. При угнетении центра блуждающего нерва, сердце будет сокращаться чаще, как и при возбуждении симпатической нервной системы, рефлекторно, от проприо- и хеморецепторов рефлексогенных зон.     Ионы натрия необходимы для нормальной сократительной функции миокарда. При уменьшении их внутриклеточной концентрации уменьшается выделение из цистерн эндоплазматической сети и межклеточной жидкости ионов кальция. Ионы кальция необходимы для электромеханического сопряжения. Повышение концентрации кальция в крови вызывает увеличение силы и частоты сердечных сокращений. Избыток калия приводит к ослаблению сердечной деятельности вплоть до остановки сердца в диастолу. Особенно чувствительны к повышенному содержанию ионов калия пейсмекерные клетки синусного узла. Положительное действие оказывают гормоны: адреналин, гормоны щитовидной железы – тиронин, тироксин; глюкагон – гормон поджелудочной железы; кортикостероиды - гормоны коркового вещества надпочечников, а также кинины, простогландины и другие биологически активные вещества. В выводе укажите роль ионов и медиаторов в гуморальной регуляции деятельности сердца.        

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Тестовый контроль 1.

1. Синхронное сокращение кардиомиоцитов обеспечивается: 1.внутрисердечным периферическим рефлексом; 2.внутриклеточной регуляцией; 3.межклеточным взаимодействием; 4.внеклеточной регуляцией; 5.кардио-кардиальными рефлексами

2. Усиление сокращения левого желудочка при растяжении стенок правого обеспечивается: 1.внутриклекточной регуляцией; 2.внутрисердечным периферическим рефлексом; 3. межклеточным взаимодействием; 4.эффектом Анрепа.

3. Рефлекс Гольца – это 1.рефлекторная остановка сердца при ударе в эпигастральную область; 2.изменение силы сокращений сердца при изменении давления в артериальной системе; 3.изменение силы сокращения сердца при изменении исходной длины мышечных волокон; 4. увеличение возбудимости при ударе в эпигастральную область.

4. Рефлекс Ашнера заключается: 1. в изменении силы сокращения сердца при изменении исходной длины мышечных волокон; 2. в изменении силы сокращения сердца при изменении давления в артериальной системе; 3. в уменьшении ЧСС при надавливании на глазные яблоки; 4. в увеличении ЧСС при надавливании на глазные яблоки; 5. в увеличении АД при ударе в эпигастральную область.  

5. Рефлекторное торможение деятельности сердца наблюдается при: 1. раздражении брюшины; 2. при повышении давления в дуге аорты; 3. при повышении давления в синокаротидной области; 4. при повышении давления в полых венах; 5. при глубоком редком дыхании.

6. Роль гипоталамуса в регуляции работы сердца заключается 1.в обеспечении работы сердца, адекватной ситуации и поведению 2. в изменении ЧСС при задержке дыхания 

3. в условнорефлекторном изменении ЧСС 4. в изменении АД при задержке дыхания

5. в условно-рефлекторном изменении АД

7. При аппликации ацетилхолина на сердечную мышцу произойдет: 1. деполяризация миоцитов 2. гиперполяризация миоцитов 3. активация натриевых каналов 4. блокада натриевых каналов 5. блокада хлорных каналов.

8. Деятельность сердца усиливает 1.ионы кальция 2.тироксин 3. адреналин 4.ацетилхолин 5. инсулин

9. Деятельность сердца тормозят: 1.ионы кальция 2.ионы калия 3.адреналин 4.ацетилхолин 5.брадикинин

10. При повышении давления в полых венах ЧСС: 1.увеличивается 2.уменьшается 3.не изменяется 4.уменьшается, затем несколько увеличивается 5.сердце может остановиться.

 

Тестовый контроль 2:

1. Центр парасимпатической иннервации сердца находится: 1. в верхних шейных сегментах спинного мозга; 2. в верхних грудных сегментах спинного мозга: 3.в продолговатом мозге на дне IV желудочка; 4. в таламусе; 5. в нижних шейных сегментах спинного мозга.

2. Центр симпатической иннервации сердца находится: 1.в верхних грудных сегментах спинного мозга; 2. в продолговатом мозге; 3. в верхних шейных сегментах спинного мозга; 4. в таламусе; 5. в нижних шейных сегментах спинного мозга.

3. Переключение возбуждения с преганглионарных волокон на постганглионарные в симпатической нервной системе происходит: 1.в боковых рогах пяти верхних сегментах грудного отдела спинного мозга; 2. в продолговатом мозге; 3. в интрамуральных ганглиях; 4. в превертебральных и паравертебральных ганглиях; 5.в боковых рогах трёх нижних сегментов шейного отдела спинного мозга.

4. Переключение возбуждения с преганглионарных волокон на постганглионарные в парасисимпатической нервной системе происходит: 1.в боковых рогах пяти верхних сегментов грудного отдела спинного мозга; 2.в интрамуральных ганглиях; 3. в превертебральных и паравертебральных ганглиях; 4. в боковых рогах трёх нижних сегментов шейного отдела спинного мозга.

5. Инотропное влияние на деятельность сердца проявляется в:  1. увеличении ЧСС; 2. увеличении силы сокращения миокарда; 3. увеличении проводимости; 4. увеличении возбудимости; 5. уменьшении тонуса.

6. Отрицательный хронотропный эффект наблюдается при: 1.гипоксемии; 2.гипокапнии; 3.увеличении кровенаполнения в полых венах; 4.раздражении механорецепторов органов брюшной полости; 5.снижении давления в аорте.

7. Эффект Франка-Старлинга является примером регуляции работы сердца: 1.нейрогенной интракардиальной; 2.миогенной гетерометрической; 3.миогенной гомеометрической; 4.нейрогенной экстракардиальной.

8. Медиатор ацетилхолин постганглионарных окончаний вегетативной нервной системы взаимодействует с рецепторами кардиомиоцитов: 1. мускариновыми холинорецепорами; 2.никотиновыми холинорецепторами; 3. альфа 1-адренорецепторами; 4.бета-адренорецепторами 5. альфа 2-адренорецепторами.

9. Повышение тонуса блуждающих нервов вызывает: 1.уменьшение силы сердечных сокращений; 2. уменьшение частоты сердечных сокращений; 3.уменьшение возбудимости; 4.увеличение проводимости сердца; 5.увеличение периода абсолютной рефрактерности сердца.

10. Механизм действия норадреналина на клетки водителя ритма сердца: 1.открывает натриевые каналы и увеличивает скорость медленной диастолической деполяризации; 2.повышает уровень критической деполяризации; 3.открывает кальциевые каналы и активирует

Ситуационные задачи:

1. В эксперименте собаке произвели новокаином двустороннюю блокаду рецепторов в области бифуркации сонных артерий. Как изменится ЧСС?

2. Спортсмену во время тренировки нанесли удар в живот. У него произошёл обморок, на некоторое время снизилась ЧСС. Через рецепторы какого нерва опосредуется такая реакция организма?

3. Работа на велотренажёре в течение 1мин вызвала увеличение ЧСС. Каков механизм этой реакции сердца?

4. У человека в связи с рядом эндогенных перестроек возросла ЧСС до 90 в минуту в покое. Врач назначил ему некоторые препараты, в том числе раствор хлористого калия. Каков механизм и эффект действия ионов калия?

5.У больного начался приступ тахикардии. Под рукой нет никаких необходимых лекарств. Как можно попытаться прекратить приступ?  

6.В чём причина дыхательной аритмии сокращений сердца, заключающейся в том, что на вдохе ЧСС учащается, на выдохе – урежается?

7.При профосмотре у ряда рабочих металлургического завода зарегистрировано увеличение частоты сокращений сердца (в отдельных случаях свыше 200 уд/мин). Объясните механизм учащения работы сердца в данных условиях. Являются ли такие уровни тахикардии показателем здоровья?

8.При назначении некоторых лекарств усиливается обмен веществ в миокарде. Как наблюдается у нетренированных людей, такая тахикардия приводит к снижению систолического объёма крови, в результате чего доставка кислорода к тканям уменьшается. Как изменится при этом работа сердца?

9.И.П.Павлов в опыте на собаке раздражал веточку симпатичекого нерва, идущего к сердцу. Как при этом изменялась работа сердца?

10.В результате тренировок спортсмена возрастает давление крови в артериях, в том числе и в аорте. Изменится ли работа сердца и как?

 

Оснащение практического занятия:

Наглядные пособия: таблицы

Технические средства обучения: ТV, DVD

 

 Литература:

а) основная

11. 1.Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

12. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил.  

2017.-511с-

б) дополнительная

26. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

27. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

28. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

29. Нормальная физиология: учебник [под ред. Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с

30..Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.128 с.)