Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6 (15). Внешние проявления сердечной деятельности
Мотивация изучения темы: Информацию о деятельности сердца у человека получают путём изучения внешних проявлений этой деятельности. Исследование внешних проявлений деятельности сердца: (электрических, механических, звуковых) имеет большое значение для оценки его состояния. Изучая и анализируя их у человека можно определить степень здоровья, состояние предболезни, функциональные и органические расстройства сердечно-сосудистой системы.
Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело Конкретные цели и задачи: В результате освоения темы студенты должны:
«Знать» основные методы оценки звуковых, механических и электрических проявлений сердечной деятельности; происхождение верхушечного толчка, тонов сердца, зубцов и интервалов электрокардиографии «Уметь» провести анализ нормальной электрокардиограммы, фонокардиограммы, применять полученные знания при оценке гемодинамической функции сердца по внешним проявлениям при решении ситуационных задач. «Владеть» методами исследования внешних проявлений деятельности сердца, по которым можно получить представление о динамике сокращения сердца.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы 1.Топографические показатели внешних проявлений сердца (каф. анатомии человека). 2.Биоэлектрические показатели сердечной деятельности (каф. физики).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию: Вопросы для самоподготовки:
1.Механические проявления сердечной деятельности. Верхушечный толчок, его характеристика. 2.Звуковые проявления сердечной деятельности: тоны сердца, методы исследования тонов сердца (аускультация, фонокардиография). Происхождение тонов, их компоненты. Точки выслушивания 3.Методы регистрации механической деятельности сердца (баллистокардиография, динамокардиография, эхокардиография). 4.Электрокардиография (ЭКГ) как метод исследования биоэлектрических явлений в сердце: характеристика, отведения, компоненты ЭКГ, происхождение компонентов ЭКГ. 5. Фонокардиография (ФКГ). Регистрация тонов сердца, их соответствие зубцам ЭКГ.
Задание для СРС во внеучебное время. 1.Зарисовать проекции сердечных клапанов и места выслушивания сердечных тонов. 2. Зарисовать нормальную ЭКГ, обозначить зубцы, сегменты, интервалы; записать происхождение и нормальные показатели высоты зубцов и длительности интервалов Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию. 1.По каким внешним проявлениям судят о механической работе сердца? 2.В какую фазу сердечного цикла возникает верхушечный толчок? 3.Свойства верхушечного толчка. 4. В каком тоне выделяют три компонента? 5.Назовите первый компонент I тона. 6.В каком состоянии находятся предсердно-желудочковые клапаны при появлении I тона? 7.Укажите механизм третьего компонента I тона 8. В какую фазу сердечного цикла выслушивается 1-й тон? 9. Где лучше выслушать 1-й и 2-й тоны? 10. В какую фазу сердечного цикла выслушивается 2-й тон? 11. Какой тон является глухим и более продолжительным? 12. Что отражает зубец Р на ЭКГ? 13. Что отражает комплекс QRS на ЭКГ? 14. Что отражает зубец Т на ЭКГ? 15. По каким показателям ЭКГ судят об атриовентрикулярной и внутрижелудочковой проводимости? 16. Каким показателям ЭКГ соответствуют 1-й и 2-й тоны ФКГ? Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов на занятии: Самостоятельная работа проводится с использованием физикальных и инструментальных методов, применяемых в практической медицине, с последующим обсуждением полученных результатов.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
Тестовый контроль: 1. К внешним проявлениям деятельности сердца относится: 1.верхушечный толчок; 2 тоны сердца; 3.артериальный и венозный пульс; 4. электрокардиограмма; 5. сердечные шумы 2. Сократительную функцию миокарда позволяет исследовать метод: 1. фонокардиографии 2. сфигмографии; 3. плятизмографии; 4.баллистографии; 5. динамокардиографии; 6. эхокардиографии 3. Метод электрокардиграфии представляет собой графическую запись: 1. колебаний потенциалов на поверхности тела, возникающих в результате сердечной деятельности; 2.колебаний стенок венозных сосудов; 3.колебаний электрического сопротивления тканей при изменении кровенаполнения сосудов; 4.пульсовых колебаний артериальных стенок. 4. Фонокардиографический 1-й тон сердца обусловлен: 1.сокращением предсердий; 2.закрытием створчатых клапанов; 3.колебанием стенок желудочков при быстром наполнении их кровью; 4.захлопыванием створчатых клапанов и сокращением желудочков; 5.закрытием полулунных клапанов 5. Второй тон сердца обусловлен: 1.открытием полулунных клапанов; 2.закрытием атриовентрикулярных клапанов; 3. захлопыванием полулунных клапанов; 4. захлопыванием устья (мышечных заслонок) полых и легочных вен; 5. называется диастолическим
6. Фонокардиографический 3-й тон сердца возникает в период и фазы сердечной деятельности: 1.напряжения; 2.изгнания; 3.в конце протодиастолического периода; 4.быстрого наполнения; 5. медленного наполнения; 6. пресистолический период 7. Четвёртый тон сердца регистрируется на фонокардиограмме: 1.в фазу быстрого пассивного наполнения желудочков; 2. при захлопывании створчатых клапанов; 3.при сокращении предсердий и дополнительном поступлении крови в желудочки; 4.в период медленного пассивного наполнения желудочков; 5. при захлопывании полулунных клапанов 8. Верхушечный толчок связан: 1. с перемещением верхушки сердца; 2.со сложным изменением формы сердца 3. со сложным изменением объёма сердца 4. пространственным расположением сердца 9. Митральный клапан лучше прослушивается: 1.в пятом межреберье слева на 1,5 см кнутри от среднеключичной линии; 2.во втором межреберье справа от грудины; 3.справа от грудины у основания мечевидного отростка; 4. во втором межреберье слева от грудины; 5. в пятом межреберье справа от грудины 10. Трёхстворчатый клапан лучше прослушивается: 1. во втором межреберье справа от грудины; 2.справа от грудины у основания мечевидного отростка; 3.в пятом межреберье слева на 1,5см кнутри от среднеключичной линии; 4. во втором межреберье слева от грудины; 5. в пятом межреберье справа от грудины. 11. Клапан легочного ствола лучше прослушивается: 1.справа от грудины у основания мечевидного отростка; 2.во втором межреберье справа от грудины; 3. во втором межреберье слева от грудины; 4.в пятом межреберье слева от грудины; 5. в пятом межреберье справа от грудины 12. Аортальный клапан лучше прослушивается: 1.справа от грудины у основания мечевидного отростка; 2. во втором межреберье слева от грудины; 3. во втором межреберье справа от грудины; 4.в пятом межреберье слева от грудины; 5. в пятом межреберье справа от грудины Ситуационные задачи: 1. У здорового человека средних лет и нормостенического телосложения, который занимается физическим трудом, верхушечный толчок опреляется слева в 5-ом межреберье по средне-ключичной линии. Как Вы расцениваете этот факт? 2. У человека, страдающего сердечным заболеваением, при выслушивании тонов сердца выявлено отсутствие 1-го тона на верхушке сердца. С помощью приборов вместо 1-го тона в области верхушки и над митральным клапаном сердца зафиксирован грубый шум. Что может быть причиной такого явления?
3. При обследовании человека, страдающего сердечным заболеванием, отмечено резкое ослабления 2-го тона на аорте. С чем это может быть связано чаще всего? 4. При профосмотре работников рыбокомбината у рабочей цеха укладки аускультативно выявлено ослабление 1-го тона и систолический шум на верхушке. С изменением какой анатомической структуры сердца могут быть связаны данные нарушения? Как при этом изменится гемодинамика? Оснащение практического занятия: Наглядные пособия: таблицы Технические средства обучения: ТV, DVD
Литература: а) основная 9. 1.Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с. 10. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил. 2017.-511с- б) дополнительная 21. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 22. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с. 23. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с. 24. Нормальная физиология: учебник [под ред. Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с 25..Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005. Тема 7 (16). Регуляция сердечной деятельности Мотивация изучения темы: Изменения функций организма как в физиологических условиях, так и при заболеваниях требуют адекватного изменения гемодинамики, которое регулируется с участием как внутренних, так и внесердечных механизмов регуляции сердечной деятельности. Знание этих механизмов регуляции кровоснабжения миокарда необходимо для разработки оптимальных режимов в труде и спорте, диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Знание рефлекторной и гуморальной регуляции деятельности сердца необходимо для понимания реакции сердечно-сосудистой системы на изменения внешней и внутренней среды организма, способствующей его адаптации к физиологическим перестройкам, а также при заболеваниях. Изучение этой темы имеет значение для понимания причинно следственных отношений, детерминизма физиологических реакций. Знание механизмов регуляции функций миокарда необходимо для разработки оптимальных режимов в труде и спорте, диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые в настоящее время являются главной причиной смертности.
Цели занятия: Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело Конкретные цели задачи: В результате освоения темы студенты должны: «Знать» механизмы внутрисердечной регуляции, особенности рефлекторной регуляции на разных уровнях управления, гуморальные механизмы регуляции.
«Уметь» использовать эти знания при выполнении практических работ и решении ситуационных задач для объяснения изменений функций миокарда и показателей его работы при разных физиологических состояниях организма; «Владеть» некоторыми методами исследования рефлекторного влияния на сердечную деятельность.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы 1. Морфофункциональные особенности иннервации сердца (каф. анатомии человека) 2. Локализация центральных и периферических нейронов симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. (каф. анатомии человека)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов: 1. Классификация регуляторных влияний на деятельность сердца. Уровни и механизмы регуляции (гемодинамический, нервный и гуморальный). 2. Основные формы влияний на сердце. 3. Миогенные механизмы саморегуляции деятельности сердца: закон сердца, феномен Анрепа, эффект «лестницы» Боудича. 4.Характеристика влияний парасимпатической и симпатической частей вегетативной нервной системы на деятельность сердца (внесердечная регуляция) 5. Значение состояния тонуса блуждающих и симпатических нервов для характеристики активности сердца. 6.Интеро и экстерорецептивные рефлекторные влияния на сердце: а) кардиокардиальные рефлексы б) вазокардиальные рефлексы в) висцерокардиальные рефлексы г) моторно- кардиальные рефлексы д) сенсокардиальные рефлексы 7.Интеграция механизмов, регулирующих работу сердца (роль гипоталамуса, КБП-головного мозга) 8.Гуморальная регуляция деятельности сердца. 9.Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции сердца в онтогенезе человека.
Задание для СРС во внеучебное время: 1. Нарисуйте рефлекторные дуги, участвующие в регуляции работы сердца с рецепторов аорты, каротидного синуса, с кожи, с желудка. 2.Дайте характеристику изменений в работе сердца при возбуждении рефлексогенных зон сердечно-сосудистой системы. 3.Нарисуйте схему функциональной системы регуляции минутного объема крови. 4. Зарисуйте схему внутрисердечного рефлекса
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию.
1.Какие механизмы осуществляют миогенную регуляцию сердца? 2.Что такое «Закон сердца»? 3.Как влияет на ритм сердца стимуляция его симпатических нервов? 4.Что такое трофический нерв сердца? 5.Каково влияние на ритм сердца блуждающего нерва? 6.Почему происходит ускользание сердца из-под влияния блуждающего нерва? 7.Что означают термины: батмотропный, хронотропный, инотропный, дромотропный, тонотропный? 8.Что такое «Рефлекс Гольца»? 9.Что такое внесердечная регуляция деятельности сердца? 10.Что означает эффект «лестницы» Боудича? 11. Чем поддерживается тонус центров блуждающего и симпатических нервов, иннервирующих сердце? 12. Что произойдет при повышении тонуса блуждающих нервов? 13. Как ответит сердце при раздражении рецепторов каротидной зоны? 14. Что произойдет с работой сердца в первые минуты при помещении человека в холодную воду? 15.Как отреагирует сердце на сильные сокращения мышц рук или ног? 16. Что такое сопряженные и собственные рефлексы? 17. Что такое рефлекс Китаева? 18. Назовите проявления рефлексов: Черниговского, Парина, Циона-Людвига, Геринга-Иванова, Бецольда-Яриша, Бейн-Бриджа, Данини-Ашнера? 19. Какое действие на функцию сердца оказывает гормон щитовидной железы? 20. Как влияют на работу сердца ионы кальция?
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время. Тестовый контроль 1. 1. Синхронное сокращение кардиомиоцитов обеспечивается: 1.внутрисердечным периферическим рефлексом; 2.внутриклеточной регуляцией; 3.межклеточным взаимодействием; 4.внеклеточной регуляцией; 5.кардио-кардиальными рефлексами 2. Усиление сокращения левого желудочка при растяжении стенок правого обеспечивается: 1.внутриклекточной регуляцией; 2.внутрисердечным периферическим рефлексом; 3. межклеточным взаимодействием; 4.эффектом Анрепа. 3. Рефлекс Гольца – это 1.рефлекторная остановка сердца при ударе в эпигастральную область; 2.изменение силы сокращений сердца при изменении давления в артериальной системе; 3.изменение силы сокращения сердца при изменении исходной длины мышечных волокон; 4. увеличение возбудимости при ударе в эпигастральную область. 4. Рефлекс Ашнера заключается: 1. в изменении силы сокращения сердца при изменении исходной длины мышечных волокон; 2. в изменении силы сокращения сердца при изменении давления в артериальной системе; 3. в уменьшении ЧСС при надавливании на глазные яблоки; 4. в увеличении ЧСС при надавливании на глазные яблоки; 5. в увеличении АД при ударе в эпигастральную область. 5. Рефлекторное торможение деятельности сердца наблюдается при: 1. раздражении брюшины; 2. при повышении давления в дуге аорты; 3. при повышении давления в синокаротидной области; 4. при повышении давления в полых венах; 5. при глубоком редком дыхании. 6. Роль гипоталамуса в регуляции работы сердца заключается 1.в обеспечении работы сердца, адекватной ситуации и поведению 2. в изменении ЧСС при задержке дыхания 3. в условнорефлекторном изменении ЧСС 4. в изменении АД при задержке дыхания 5. в условно-рефлекторном изменении АД 7. При аппликации ацетилхолина на сердечную мышцу произойдет: 1. деполяризация миоцитов 2. гиперполяризация миоцитов 3. активация натриевых каналов 4. блокада натриевых каналов 5. блокада хлорных каналов. 8. Деятельность сердца усиливает 1.ионы кальция 2.тироксин 3. адреналин 4.ацетилхолин 5. инсулин 9. Деятельность сердца тормозят: 1.ионы кальция 2.ионы калия 3.адреналин 4.ацетилхолин 5.брадикинин 10. При повышении давления в полых венах ЧСС: 1.увеличивается 2.уменьшается 3.не изменяется 4.уменьшается, затем несколько увеличивается 5.сердце может остановиться.
Тестовый контроль 2: 1. Центр парасимпатической иннервации сердца находится: 1. в верхних шейных сегментах спинного мозга; 2. в верхних грудных сегментах спинного мозга: 3.в продолговатом мозге на дне IV желудочка; 4. в таламусе; 5. в нижних шейных сегментах спинного мозга. 2. Центр симпатической иннервации сердца находится: 1.в верхних грудных сегментах спинного мозга; 2. в продолговатом мозге; 3. в верхних шейных сегментах спинного мозга; 4. в таламусе; 5. в нижних шейных сегментах спинного мозга. 3. Переключение возбуждения с преганглионарных волокон на постганглионарные в симпатической нервной системе происходит: 1.в боковых рогах пяти верхних сегментах грудного отдела спинного мозга; 2. в продолговатом мозге; 3. в интрамуральных ганглиях; 4. в превертебральных и паравертебральных ганглиях; 5.в боковых рогах трёх нижних сегментов шейного отдела спинного мозга. 4. Переключение возбуждения с преганглионарных волокон на постганглионарные в парасисимпатической нервной системе происходит: 1.в боковых рогах пяти верхних сегментов грудного отдела спинного мозга; 2.в интрамуральных ганглиях; 3. в превертебральных и паравертебральных ганглиях; 4. в боковых рогах трёх нижних сегментов шейного отдела спинного мозга. 5. Инотропное влияние на деятельность сердца проявляется в: 1. увеличении ЧСС; 2. увеличении силы сокращения миокарда; 3. увеличении проводимости; 4. увеличении возбудимости; 5. уменьшении тонуса. 6. Отрицательный хронотропный эффект наблюдается при: 1.гипоксемии; 2.гипокапнии; 3.увеличении кровенаполнения в полых венах; 4.раздражении механорецепторов органов брюшной полости; 5.снижении давления в аорте. 7. Эффект Франка-Старлинга является примером регуляции работы сердца: 1.нейрогенной интракардиальной; 2.миогенной гетерометрической; 3.миогенной гомеометрической; 4.нейрогенной экстракардиальной. 8. Медиатор ацетилхолин постганглионарных окончаний вегетативной нервной системы взаимодействует с рецепторами кардиомиоцитов: 1. мускариновыми холинорецепорами; 2.никотиновыми холинорецепторами; 3. альфа 1-адренорецепторами; 4.бета-адренорецепторами 5. альфа 2-адренорецепторами. 9. Повышение тонуса блуждающих нервов вызывает: 1.уменьшение силы сердечных сокращений; 2. уменьшение частоты сердечных сокращений; 3.уменьшение возбудимости; 4.увеличение проводимости сердца; 5.увеличение периода абсолютной рефрактерности сердца. 10. Механизм действия норадреналина на клетки водителя ритма сердца: 1.открывает натриевые каналы и увеличивает скорость медленной диастолической деполяризации; 2.повышает уровень критической деполяризации; 3.открывает кальциевые каналы и активирует Ситуационные задачи: 1. В эксперименте собаке произвели новокаином двустороннюю блокаду рецепторов в области бифуркации сонных артерий. Как изменится ЧСС? 2. Спортсмену во время тренировки нанесли удар в живот. У него произошёл обморок, на некоторое время снизилась ЧСС. Через рецепторы какого нерва опосредуется такая реакция организма? 3. Работа на велотренажёре в течение 1мин вызвала увеличение ЧСС. Каков механизм этой реакции сердца? 4. У человека в связи с рядом эндогенных перестроек возросла ЧСС до 90 в минуту в покое. Врач назначил ему некоторые препараты, в том числе раствор хлористого калия. Каков механизм и эффект действия ионов калия? 5.У больного начался приступ тахикардии. Под рукой нет никаких необходимых лекарств. Как можно попытаться прекратить приступ? 6.В чём причина дыхательной аритмии сокращений сердца, заключающейся в том, что на вдохе ЧСС учащается, на выдохе – урежается? 7.При профосмотре у ряда рабочих металлургического завода зарегистрировано увеличение частоты сокращений сердца (в отдельных случаях свыше 200 уд/мин). Объясните механизм учащения работы сердца в данных условиях. Являются ли такие уровни тахикардии показателем здоровья? 8.При назначении некоторых лекарств усиливается обмен веществ в миокарде. Как наблюдается у нетренированных людей, такая тахикардия приводит к снижению систолического объёма крови, в результате чего доставка кислорода к тканям уменьшается. Как изменится при этом работа сердца? 9.И.П.Павлов в опыте на собаке раздражал веточку симпатичекого нерва, идущего к сердцу. Как при этом изменялась работа сердца? 10.В результате тренировок спортсмена возрастает давление крови в артериях, в том числе и в аорте. Изменится ли работа сердца и как?
Оснащение практического занятия: Наглядные пособия: таблицы Технические средства обучения: ТV, DVD
Литература: а) основная 11. 1.Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с. 12. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил. 2017.-511с- б) дополнительная 26. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 27. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с. 28. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с. 29. Нормальная физиология: учебник [под ред. Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с 30..Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.128 с.) |