В процессе экологического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В процессе экологического воспитания



1 направление – формирование у детей представлений об органах чувств, с помощью которых познают природу (глаза, уши, нос, язык, рука).

2 направление – формирование представлений об общевитальных признаках всех живых организмов (дыхание, рост и развитие, движение, питание, размножение, чувствительность). Это способствует осознанию ребенком своей взаимосвязи с природой, формированию понятия «живой» и воспитанию гуманного отношения к растениям и животным.

3 направление – формирование системных знаний детей о природе:

• характер строения животного и способ его передвижения (ходит (бегает), прыгает, ползает, плавает, летает)

• характер строения животного и способы защиты (мимикрия, кожные выросты и т.д.)

• характер питания и строение ротовой полости (хищные, травоядные, модели клювов (насекомоядные, растительноядные, хищные)

• классификация животных по видам (рыбы (среда обитания, строение, покров, способы размножения, дыхание, передвижение), звери, птицы)

• стадии развития животных (рыбы, лягушки, птицы)

• строение растений (стебель, лист, корень, цветок)

• потребности растений в свете, тепле, влаге

• стадии развития растений

• трофические связи в природе

• свойства им состояния объектов неживой природы.

4 направление – формирование знаний, навыков и умений последовательного выполнения трудовых операций по уходу за растениями и животными

5 направление  – формирования умения фиксировать свои наблюдения в природе (облачность, осадки, ветреность и т.д.) и в процессе опытов.

6 направление  – формирование умения составлять рассказ о растениях и животных.

7 направление – знакомство с правилами поведения в природе.

8 направление – использование в играх детей

 

Постоянное использование метода моделирования в группе привлек внимание родителей наших воспитанников к данной теме. Они с большим интересом включились в совместную деятельность с детьми по экологическому моделированию. Результатом данной работы стало активное участие семей в конкурсах и выставках на различных уровнях.

Требования, предъявляемые к модели.

Модель как наглядно-практическое средство должна соответствовать ряду требований:

1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.

2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней

3. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью

4. Она должна облегчать познание

Так же, используя метод моделирования в работе с детьми, мы придерживаемся основных принципов, представленных в Приложении 7.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместное выполнение различных макетов не только помогают обеспечить единство педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку положительную эмоциональную окраску. Воспитанники группы совместно с родителями и воспитателями изготавливают разнообразные макеты на экологическую тему и принимают активное участие в творческих конкурсах и выставках. (Приложение 8)

Таким образом, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Преимущества использования метода моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

· дошкольник очень пластичен и легко обучаем, нов силу возрастных особенностей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

-применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 

 

Заключение

В данной методической разработке представлена система работы по экологическому воспитанию детей старшего возраста при помощи метода моделирования.

Метод моделирования используется во многих видах детской природоведческой деятельности: наблюдении, занятиях, играх, самостоятельной поисковой деятельности. Чаще всего модель используется на занятиях и в тех видах деятельности, которые специально организованы взрослым. В то же время очень важно  использовать модели и в самостоятельной природоведческой деятельности детей (труде, наблюдениях, поисковой деятельности)

При организации образовательной деятельности метод моделирования можно использовать на занятиях со специалистами по изобразительной, музыкальной деятельности, на занятиях по физической культуре. Работа с моделью может проходить во время наблюдений и природоохранной деятельности детей на экологической тропе.

В организованной совместной деятельности детей с взрослыми модели возможно использовать в экологических уголках при уходе за растениями, а также активно использовать данный познавательный материал во время проведения праздников и развлечений.

Самостоятельная деятельность детей будет стимулировать наличием различных моделей в игротеке. Дети могут самостоятельно выполнять задания педагога в индивидуальных блокнотах.  

Мы надеемся, что представленный материал будет полезен педагогическим работникам и поможет им планировать и организовывать работу по использованию метода моделирования в системе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому.

К. Станиславский

 

Приложение 1

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием модели «Аквариум»

Дидактические игры: уточнить и закрепить знания о водных обитателях. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения. 

“ Четвертый лишний”. Ход игры. Найдите в каждом ряду лишнюю картинку.

“ Назови ласково”. Ход игры. Нужно встать вокруг игрового поля. Воспитатель бросает мяч и называет рыбу или водного обитателя (растение), а дети должны ловить мяч и назвать ласково.

“ Кого не стало?”. Ход игры. Воспитатель: Ребята, наши рыбки очень любят прятаться. Дети закрывают глаза, а когда открываю, называют кого не стало.

“ Кого не стало?”. Ход игры. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много рыб. Посмотрите внимательно и назовите только тех рыб, про которые можно сказать МОЙ, а теперь назовите только тех рыб, про которые можно сказать МОЯ.

Словесные игры:

Цель: развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию. Расширять словарь детей.

“ Опиши животное”. Ход игры. Детям необходимо описать водного обитателя, изображенного на картине.

Викторина “Чудеса водного мира”. Цель: Закреплять знание детей о водном мире. Прививать интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарный запас.

Загадки:

“ Отгадай загадку”

Цель: Отгадывание загадок на водную тематику.

На окошке - пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.

Аквариум

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.

 

Аквариум

 

Рыбка эта как луна
Серебриста и стройна,
Осторожна и игрива
Плавает неторопливо.

 

Скалярия

 

Все желанья исполняет
К нам из сказки приплывает
Рыбка родом из Китая
Угадали?

Золотая

Блещет в банке чистой Спинкой золотистой.

Аквариумная рыбка

Одеваются нарядно
Поглядеть на них приятно
Однотонные, рябые,
Жёлтые и голубые
Некапризные рыбёшки
Всем знакомые

Гупёшки

В воде мы живём,
Без воды пропадём.

Рыбка

Перья есть, а не летает.
Ног нет, а не догонишь.

 

           

Приложение 2

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием

Макета «Ферма»



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.011 с.)