Метод моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.



Методическая разработка.

Метод моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Разработали:

Мошева Т.Г., воспитатель

Полищук В.В., воспитатель

Вилючинск 2020

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………3

Основная часть……………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14

Приложения……………………………………………………………………15

 

Введение

Работа детского сада по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста многообразна. Это и познавательные занятия, и природоохранные акции, праздники и труд в природе, игры и многое-многое другое.

Ребенок 5-7 лет проявляет активный интерес к окружающей природе, обогащается его эмоционально-чувственный опыт, пробуждается любознательность, развивается познавательная активность. Возникающие в этом возрасте у детей вопросы порой ставят взрослых в тупик, поражают разнообразием образов, пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей. Процесс познания окружающего мира не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или целом явлении природы.

Как показать детям многообразие природных явлений, изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, растянутых во времени, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ, скрытый образ жизни многих животных в природе? Данные вопросы создают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в процессе становления.

 Успешно решить эти задачи помогает метод моделирования, который основан на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.

Учитывая, что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью особую актуальност ь приобретает использование метода моделирования, который в системе экологического образования старших дошкольников активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению предоставляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений мира природы. 

Новизна методической разработки заключается в том, что применение моделирования в практике педагогов ДОУ помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе. Показ моделей позволяет воспитателю научить ребѐнка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей среды.

Цель: Формирование основ экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования.

Задачи:

1.Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности.

2. Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать.

2. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

3.Воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

4. Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста никоим образом не исключает других, не менее важных методов и приемов работы с детьми, а применяется наряду с ними. Все модели, представленные в данной методической разработке, прошли проверку на практике. Они не потеряли своей привлекательности, а только улучшаются и совершенствуются самими детьми. Система моделей может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В приложении методической разработки представлены примерные конспекты занятий с детьми по экологическому воспитанию с использованием моделей, в которых делается акцент на приемы мотивации деятельности детей, в том числе с помощью моделей.

Ожидаемые результаты:

- Формирование экологически грамотной личности и ее ценностной ориентации в окружающем мире у детей дошкольного возраста.

- Привить детям позитивное и бережное отношение к природе.

- Формирование умений дошкольников, на основе полученных знаний, вести самостоятельно наблюдения в природе, а также узнавать изученную ранее флору и фауну.

- Закрепить дошкольникам умение использовать различные игры для организации собственной игровой деятельности.

Механизм отслеживания результатов:

- Анализ детской деятельности (творческие работы детей и совместные с родителями, детские проекты, сюжетно – ролевые игры в соответствие с выбранной темой, дидактические игры);

- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения детей, находящихся на природе; более «полные» рассказы об увиденных и изученных объектах и явлениях природы);

- индивидуальные беседы и анкетирование с родителями.

 Таким образом, использование моделирования в процессе экологического воспитания детей при соблюдении определенных педагогических условий способствует эффективному усвоению, конкретизации, уточнении, систематизации экологических знаний и представлений детей. Моделирование является интересным и полезным способом формирования экологического сознания и позволяет демонстрировать существенные экологические связи в природе.

В свою очередь моделирование эффективно для проигрывания различных игровых сюжетов и явлений в самостоятельной и совместно с педагогом деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи и дополнится вспомогательный материал.

Педагог в ходе своей работы может постоянно дополнять и варьировать данный метод. Проведение бесед, игр, групповых дискуссии с помощью моделирования, возможно, использовать частично или адаптационно в соответствии с возрастом дошкольников.

 

 

Основная часть

В нашей практике мы используем разные виды моделей:

Предметные модели.

Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

«Аквариум» – модель экосистемы в миниатюре (био водоема)

Водный мир очень яркий и красочный, но напрямую для изучения детьми, он так и остается нерешенной проблемой. Использование в работе данного макета способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательно процесса.

Материал: картонная коробка, клей ПВА, скотч, цветная самоклеящаяся бумага, морская галька, ракушки, искусственные водоросли и морские растения, набор фигурок морских обитателей.

Макет изготовлен по подобию аквариума, в котором находятся различные виды водной флоры и фауны на дне, лежат различные ракушки.

  Цель: формирование представлений детей об искусственной экосистеме – аквариум.

Задачи:

· Расширять представления детей о водных обитателях.

· Формировать у дошкольников простейшие представления о некоторых особенностях строения тела обитателей в связи с их жизнью под водой. 

· Формировать навыки экологической грамотности.

· Развивать речь детей, воображение, мышление в процессе наблюдения.

· Развивать словарный запас детей и их знания о водных обитателях.

· Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любопытство ко всему живому.

Планируемые результаты работы:

Дошкольники владеют понятиями «водная флора и фауна».

· Дети имеют простейшие представления об особенностях строения тела водных обитателей, способах передвижения и уникальности каждого вида.

· Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

· Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макета «Аквариум» представлены в Приложении 1.

Макет «Зоопарк»

Зоопарк и ее обитатели очень удивительны и разнообразны, но за частую не всем детям он бывает доступен в полной мере для изучения. Использование макета «Зоопарк» в образовательном процессе позволяет это сделать, что приводит к расширению и обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных взоопарке.

Задачи:

- Обогащать игровой опыт детей (действия с игрушками)

- Формировать коммуникативные навыки общения с партнером

- Формировать умение планировать деятельность.

- Активизировать речь детей, воображение, мышление.

- Углублять представления детей о животных: внешнем виде, условиях их содержания и проживания.

Материал: картон, фетр, клей ПВА, сухие веточки, скорлупа из под орехов, пластмассовые цветы, мелкие камушки, набор фигурок «дикие животные», маленькие куклы.

Макет изготовлен в виде загонов для животных, рядом с которыми расположены дорожки для посетителей зоопарка и аквариум для рептилий. 

Планируемые результаты работы:

 - У дошкольников формируется умение ориентироваться в не привычном для них месте, а именно в зоопарке.

- Прививаются такие качества, как забота и бережное отношение к животным. - Расширяется кругозор и словарный запас детей новыми знаниями о животных.

- Развиваются коммуникативные качества детей.

- Овладение формами поведения (вежливость, уважение)

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макета «Зоопарк» представлены в Приложении 3

Макеты «Дикая природа» и «Коренные народы Камчатки»

Работа с данными макетами показывает взаимосвязь коренных народов Камчатки с дикой природой. Раскрывает особенности жизни северных людей в тесном контакте с природой.

Цель:

Развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями коренных народов Камчатки в тесной взаимосвязи с дикой природой.

Задачи:

· Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

· Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Камчатского края (эвены, ительмены, чукчи, коряки)

· Формировать обобщенные представления у дошкольников о диких животных и растениях Камчатки, их внешнем виде, питании, местах обитания и условиях распространения. 

Материал для изготовления макетов: картон, клей ПВА, цветная бумага, мелкие камешки, галька, гуашь, пластилин, смесь для папье – маше, сухие веточки, набор фигурок «дикие животные».

Планируемые результаты работы:

В ходе изучения у дошкольников сформированы знания о взаимосвязях дикой природы и бытом коренных народов Камчатки, культуре, традициях, характерные особенности народного творчества и уклада жизни.

Дети имеют простейшие представления об особенностях национальных костюмов, сферах деятельности и образе жизни. А также дошкольники могут по внешнему виду определить тот ли иной коренной народ края.  

Сформированы у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям народа Севера.

В процессе обучения у детей сформировался навык самостоятельно вести наблюдение, творчески мыслить и рассуждать. 

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макетов «Дикая природа» и «Коренные народы Камчатки» представлены в Приложении 4.

Графические модели.

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений.

Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания. Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. (Приложение 6)

Задачи:

1. Учить детей делать выводы, умозаключения.

Приёмы: словесные, оценка.

Пример.

Воспитатель, используя макет «Дикая природа» предлагает детям рассмотреть каких животных они видят на макете, предлагает назвать признаки, по которым они узнали животное. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарно анализе. Далее, продолжая рассматривать макет, педагог предлагает детям подумать, зачем животному некоторые части тела: клыки, хвост, почему животное в лесу, зачем ему нужен лес, кому это животное может принести пользу? Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять и фиксировать с помощью моделей внутренние взаимосвязи. Изучая другие объекты, дети учатся делать самостоятельные выводы:

· домашнее животное или дикое?

· каковы его приспособительные особенности?

· какова взаимосвязь с другими животными и растениями?

· какова взаимосвязь с жизнью человека?

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами моделями, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

 

Заключение

В данной методической разработке представлена система работы по экологическому воспитанию детей старшего возраста при помощи метода моделирования.

Метод моделирования используется во многих видах детской природоведческой деятельности: наблюдении, занятиях, играх, самостоятельной поисковой деятельности. Чаще всего модель используется на занятиях и в тех видах деятельности, которые специально организованы взрослым. В то же время очень важно  использовать модели и в самостоятельной природоведческой деятельности детей (труде, наблюдениях, поисковой деятельности)

При организации образовательной деятельности метод моделирования можно использовать на занятиях со специалистами по изобразительной, музыкальной деятельности, на занятиях по физической культуре. Работа с моделью может проходить во время наблюдений и природоохранной деятельности детей на экологической тропе.

В организованной совместной деятельности детей с взрослыми модели возможно использовать в экологических уголках при уходе за растениями, а также активно использовать данный познавательный материал во время проведения праздников и развлечений.

Самостоятельная деятельность детей будет стимулировать наличием различных моделей в игротеке. Дети могут самостоятельно выполнять задания педагога в индивидуальных блокнотах.  

Мы надеемся, что представленный материал будет полезен педагогическим работникам и поможет им планировать и организовывать работу по использованию метода моделирования в системе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому.

К. Станиславский

 

Приложение 1

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием модели «Аквариум»

Дидактические игры: уточнить и закрепить знания о водных обитателях. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения. 

“ Четвертый лишний”. Ход игры. Найдите в каждом ряду лишнюю картинку.

“ Назови ласково”. Ход игры. Нужно встать вокруг игрового поля. Воспитатель бросает мяч и называет рыбу или водного обитателя (растение), а дети должны ловить мяч и назвать ласково.

“ Кого не стало?”. Ход игры. Воспитатель: Ребята, наши рыбки очень любят прятаться. Дети закрывают глаза, а когда открываю, называют кого не стало.

“ Кого не стало?”. Ход игры. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много рыб. Посмотрите внимательно и назовите только тех рыб, про которые можно сказать МОЙ, а теперь назовите только тех рыб, про которые можно сказать МОЯ.

Словесные игры:

Цель: развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию. Расширять словарь детей.

“ Опиши животное”. Ход игры. Детям необходимо описать водного обитателя, изображенного на картине.

Викторина “Чудеса водного мира”. Цель: Закреплять знание детей о водном мире. Прививать интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарный запас.

Загадки:

“ Отгадай загадку”

Цель: Отгадывание загадок на водную тематику.

На окошке - пруд.
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.

Аквариум

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.

 

Аквариум

 

Рыбка эта как луна
Серебриста и стройна,
Осторожна и игрива
Плавает неторопливо.

 

Скалярия

 

Все желанья исполняет
К нам из сказки приплывает
Рыбка родом из Китая
Угадали?

Золотая

Блещет в банке чистой Спинкой золотистой.

Аквариумная рыбка

Одеваются нарядно
Поглядеть на них приятно
Однотонные, рябые,
Жёлтые и голубые
Некапризные рыбёшки
Всем знакомые

Гупёшки

В воде мы живём,
Без воды пропадём.

Рыбка

Перья есть, а не летает.
Ног нет, а не догонишь.

 

           

Приложение 2

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием

Макета «Ферма»

Ход игры:

1 вариант - дети играют поочередно. Ребенок группирует животное (насекомое, рыбу, птицу, растение) с цветным полем. В зависимости от того, где оно обитает. Например, лиса живет в лесу, крот под землей, рыба в воде, птица летает в небе) и т. д. Воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выделяет игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто наберет меньше фишек.

2 вариант – поочередно, дети, по загадке воспитателя находят соответствующую картинку и определяют его среду обитания. Если ответ неправильный, ход переходит к другому игроку. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

3 вариант - один ребенок выбирает среду обитания, а другой того, кто в ней живет, или наоборот.

Приложение 3

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макета «Зоопарк»

Приложение 4.

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макетов «Дикая природа и «Коренные народы Камчатки»

Игра «Стойбище»

Цель:

 Учить передавать в деталях нарты, чум, собак, оленей. Обогащать представления детей о жизни оленеводов; о взаимосвязи человека с природой

Цель:

Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.

Ход игры.

 — Основной вид деятельности … является разведение оленей? (Коряков)

— «Коряки» в переводе на русский язык - это… (Обитатели оседлых селений).

— «Ительмены» в переводе на русский язык означает … (Живущие здесь).

— Основной вид деятельности ительменов является... (Рыболовство).

Дидактическая игра «Четвертый — лишний»

Цель: закрепление знаний детей о названии коренных народов Камчатского края.

Детям предлагаются несколько наборов картинок с изображениями коренных народов Камчатки и предлагается исключить «лишнее».

Обоснование для исключения может быть различным.

- Ительмены, Коряки, Чукчи, Эскимосы (Эскимосы. Они живут на Аляске, а не на Камчатке).

- Эвены, Чукчи, Коряки, Ительмены (Ительмены. Народы, которые имели самые роскошные национальные костюмы).

- Коряки, Чукчи, Эвены, Ительмены (Ительмены – основной вид деятельности рыболовство, а не оленеводство.)

 

Игра «Назови по порядку»

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

Воспитатель:

На картинки посмотри

И их запомни.

Я всех их уберу, Ты по порядку вспомни (5-6 картинок по теме).

 

Игра «Один – много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Воспитатель:  

Вы волшебники немного,

Был один, а стало много.

Белка – белки – много белок

Медведь – медведи – много медведей.

 

Игра «“ Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями животных, их семьями. Развивать речь детей.

Воспитатель:  

Папа – медведь, мама... (медведица, детеныш - медвежонок)

Папа – волк, мама - … (волчица, детеныш - волчонок) и т.д.

 

Игра «Кто, что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

Ход игры. На столе педагога картинки (капуста, морковка, мед, рыба и т.д.) Дети ставят картинки к соответствующему животному. (Например, белка любит орехи, грибы, шишки, желуди).

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными “один”, “ два”, “много”.

Ход игры.

Воспитатель:  

Сколько их - всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – много медведей.

Одна белка – две белки – много белок.

Один еж – два ежа – много ежей.

 

Игра «Чей хвост?»

Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры. Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост – лисы, у лисы – хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответь на вопросы “Чей это хвост?”. Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? – волчий. А это чей такой хвост- маленький, пушистый, белый? – зайца. и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

Методическая разработка.

Метод моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Разработали:

Мошева Т.Г., воспитатель

Полищук В.В., воспитатель

Вилючинск 2020

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………3

Основная часть……………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14

Приложения……………………………………………………………………15

 

Введение

Работа детского сада по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста многообразна. Это и познавательные занятия, и природоохранные акции, праздники и труд в природе, игры и многое-многое другое.

Ребенок 5-7 лет проявляет активный интерес к окружающей природе, обогащается его эмоционально-чувственный опыт, пробуждается любознательность, развивается познавательная активность. Возникающие в этом возрасте у детей вопросы порой ставят взрослых в тупик, поражают разнообразием образов, пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей. Процесс познания окружающего мира не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или целом явлении природы.

Как показать детям многообразие природных явлений, изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, растянутых во времени, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ, скрытый образ жизни многих животных в природе? Данные вопросы создают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в процессе становления.

 Успешно решить эти задачи помогает метод моделирования, который основан на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.

Учитывая, что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью особую актуальност ь приобретает использование метода моделирования, который в системе экологического образования старших дошкольников активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению предоставляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений мира природы. 

Новизна методической разработки заключается в том, что применение моделирования в практике педагогов ДОУ помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе. Показ моделей позволяет воспитателю научить ребѐнка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей среды.

Цель: Формирование основ экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования.

Задачи:

1.Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности.

2. Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать.

2. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

3.Воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

4. Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста никоим образом не исключает других, не менее важных методов и приемов работы с детьми, а применяется наряду с ними. Все модели, представленные в данной методической разработке, прошли проверку на практике. Они не потеряли своей привлекательности, а только улучшаются и совершенствуются самими детьми. Система моделей может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В приложении методической разработки представлены примерные конспекты занятий с детьми по экологическому воспитанию с использованием моделей, в которых делается акцент на приемы мотивации деятельности детей, в том числе с помощью моделей.

Ожидаемые результаты:

- Формирование экологически грамотной личности и ее ценностной ориентации в окружающем мире у детей дошкольного возраста.

- Привить детям позитивное и бережное отношение к природе.

- Формирование умений дошкольников, на основе полученных знаний, вести самостоятельно наблюдения в природе, а также узнавать изученную ранее флору и фауну.

- Закрепить дошкольникам умение использовать различные игры для организации собственной игровой деятельности.

Механизм отслеживания результатов:

- Анализ детской деятельности (творческие работы детей и совместные с родителями, детские проекты, сюжетно – ролевые игры в соответствие с выбранной темой, дидактические игры);

- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения детей, находящихся на природе; более «полные» рассказы об увиденных и изученных объектах и явлениях природы);

- индивидуальные беседы и анкетирование с родителями.

 Таким образом, использование моделирования в процессе экологического воспитания детей при соблюдении определенных педагогических условий способствует эффективному усвоению, конкретизации, уточнении, систематизации экологических знаний и представлений детей. Моделирование является интересным и полезным способом формирования экологического сознания и позволяет демонстрировать существенные экологические связи в природе.

В свою очередь моделирование эффективно для проигрывания различных игровых сюжетов и явлений в самостоятельной и совместно с педагогом деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи и дополнится вспомогательный материал.

Педагог в ходе своей работы может постоянно дополнять и варьировать данный метод. Проведение бесед, игр, групповых дискуссии с помощью моделирования, возможно, использовать частично или адаптационно в соответствии с возрастом дошкольников.

 

 

Основная часть

В нашей практике мы используем разные виды моделей:

Предметные модели.

Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

«Аквариум» – модель экосистемы в миниатюре (био водоема)

Водный мир очень яркий и красочный, но напрямую для изучения детьми, он так и остается нерешенной проблемой. Использование в работе данного макета способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательно процесса.

Материал: картонная коробка, клей ПВА, скотч, цветная самоклеящаяся бумага, морская галька, ракушки, искусственные водоросли и морские растения, набор фигурок морских обитателей.

Макет изготовлен по подобию аквариума, в котором находятся различные виды водной флоры и фауны на дне, лежат различные ракушки.

  Цель: формирование представлений детей об искусственной экосистеме – аквариум.

Задачи:

· Расширять представления детей о водных обитателях.

· Формировать у дошкольников простейшие представления о некоторых особенностях строения тела обитателей в связи с их жизнью под водой. 

· Формировать навыки экологической грамотности.

· Развивать речь детей, воображение, мышление в процессе наблюдения.

· Развивать словарный запас детей и их знания о водных обитателях.

· Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любопытство ко всему живому.

Планируемые результаты работы:

Дошкольники владеют понятиями «водная флора и фауна».

· Дети имеют простейшие представления об особенностях строения тела водных обитателей, способах передвижения и уникальности каждого вида.

· Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

· Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макета «Аквариум» представлены в Приложении 1.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.177 с.)