Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История создания КПР в производственных условиях
Выделение рекреационных зон и специальных помещений для отдыха и проведения элементарных мероприятий, повышающих работоспособность сотрудников предприятий, в непосредственной близости от рабочих мест послужило, по сути дела, началом организации психологических служб работы с персоналом в нашей стране в середине 1970-х гг. Обозначенная целевая направленность нашла отражение и в наиболее распространенном названии таких подразделений – «кабинеты (или комнаты) психологической разгрузки», закрепившемся в виде хорошо известной аббревиатуры КПР. Интересно, что именно эта аббревиатура на протяжении двух-трех десятилетий стала использоваться как обобщающий и чаще всего употребляемый термин, поскольку она давала возможность несколько модифицировать и варьировать смысловые нюансы применявшихся разными авторами названий – кабинеты психологической релаксации, комнаты «психологической регуляции», «психофизиологической разгрузки», «эмоциональной разгрузки» и пр. Это направление прикладной психологической работы начало бурно развиваться в СССР и оформилось в виде самостоятельного массового движения к концу 1970-х – началу 1980-х гг. Согласно опубликованным данным, первая попытка организации специализированной зоны для отдыха рабочих была предпринята в 1974 г. в одном из цехов завода «Стройгидравлика»(г. Одесса). В этом случае достаточно четко была определена и функциональная направленность мероприятий, реализуемых в этой зоне – снятие напряжения от однообразной рабочей позы, зрительного перенапряжения и производственного утомления (Добринский и др., 1978; Шеремет, 1983). Следует подчеркнуть, что это движение фактически было инициировано «снизу» – прежде всего, рядовыми сотрудниками отделов НОТ и служб охраны труда – и поддержано энтузиастами из числа «интересующихся психологией» управленцев, работников кадровых служб и профсоюзных лидеров. Сначала оно действительно формировалось как стихийное движение, отвечающее актуальным запросам дня. В те годы проблемы повышения эффективности и качества труда часто провозглашались в правительственных и партийных документах как первостепенные задачи модернизации и перестройки производства, отвечающие требованиям текущего исторического момента. Поэтому возникновение таких первых «ростков» психологического сопровождения деятельности профессионалов, занятых в массовых видах труда, находило отклик у руководства промышленных предприятий. Однако ограниченность организационных возможностей и отсутствие обоснованных научных представлений о том, как следует решать эти задачи, являлось реальным препятствием для налаживания полноценной и эффективной работы КПР. Это послужило толчком для привлечения к работе по созданию и реализации таких востребованных практикой проектов специалистов по «человеческому фактору» – врачей, психологов, эргономистов, гигиенистов, что отчасти обеспечивало разработку комплексных систем мероприятий по повышению работоспособности и коррекции негативных ФС представителей разных профессий.
Сведения о богатых возможностях психологического подхода к организации восстановительных и оздоровительных центров поступали в сферу производственной жизни главным образом из области медицины – психиатрии и психотерапии. Следует отметить, что научные основы комплектования прикладных программ по профилактике и коррекции негативных ФС, включая и их пограничные формы, были заложены в 1960 – 70-х гг. в исследованиях российских специалистов, работавших с представителями «особых профессий» (космонавтами, летным составом, подводниками, спортсменами высшей квалификации). Одним из первых примеров работ, проведенных в этой области, является предложенная А.А. Репиным система производственной психологической тренировки моряков и подводников (Бассин и др., 1974; Репин, 1979). Данная система, опубликованная в 1979 г. в объемном руководстве «Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава», включала диагностическую, профилактическую и психокоррекционную части. Она объединяла достаточно широкий круг методик различной целевой направленности, и на ее основе были впервые сформулированы принципы компоновки различных методических средств и приемов в единую программу психологического воздействия. Важно, что применение данной системы преследовало не только психопрофилактические, но и психотерапевтические цели, в частности коррекцию невротических состояний и срывов деятельности, являющихся частым спутником этих видов труда.
Эта система фактически была реализована по принципу «передвижной стационарной помощи»: она предназначалась для моряков и рыбаков дальнего плавания и функционировала как медико-психологическая программа для персонала плавсредств. Таким образом, адресный профессиональный контингент имел возможность обращения за психотерапевтической помощью практически постоянно в течение свободных от несения вахты и выполнения профессиональных обязанностей часов. На этом примере достаточно ярко проявились возможности и ограничения эффективного использования локально ориентированных служб медико-психологической помощи. Очевидно, что предложенная система может эффективно работать только при наличии квалифицированных специалистов – врачей и психологов. Кроме того, внедрение подобной системы на предприятиях потребовало ее адаптации к условиям ограниченных периодов рабочих пауз в режиме рабочего дня, в течение которых работник может быть доступен для оказания «психпрофилактических услуг». Это указало на необходимость привлечения к ее реализации специально подготовленных кадров для работы с профессиональными контингентами определенного профиля, владеющими не только знаниями и практически навыками оказания психологической помощи, но и имеющими детальные представления о специфике условий и содержании труда целевой группы воздействия. В целом, примеры реализации такого рода программ показали, что создание и эффективное использование аналогичных комплексов для проведения профилактической и психокоррекционной работы на предприятиях и в организациях является трудоемким делом, требующим высокой квалификации исполнителей. Содной стороны, они могли быть реализованы силами специально подготовленных кадров для работы в системе ведомственных психологических служб (а подобные службы только начали формироваться в различных отраслях промышленности в 1970 – 80-е гг.). Другой путь состоял в привлечении квалифицированных специалистов на проектной основе, например, через институт хозяйственных договоров между отраслевыми предприятиями (или отраслевыми ведомствами) и научно-исследовательскими центрами. История развития движения по организации КПР в разных сферах производственной практики показала, что последний путь более перспективен. Его высокая эффективность определялась прежде всего тем, что привлечение научных кадров давало возможность разработки общих принципов и научно-обоснованных схем для анализа конкретных видов трудовой деятельности, в рамках которого становилось возможным выявлять причины и качественно-специфичные формы негативных последствий (в частности, негативных ФС), которые подлежат профилактике и коррекции. Это задавало основу для системного видения объекта воздействия как необходимую базу для подготовки комплексного и полифункционального содержания профилактических и психокоррекционных программ. Так, например, на этой основе разрабатывались модели оптимальных режимов труда и отдыха для профессионалов разного профиля, работающих на одном и том же предприятии или производстве, которые укомплектовывались разными по содержанию наборами оптимизирующих воздействий, специфичных по отношению к тем формам снижения работоспособности и доминирующим видам негативных ФС, которые подлежат профилактике и коррекции. Одним из первых примеров такого научно-технического сотрудничества на ведомственном уровне явилась разработка комплексной программы повышения работоспособности представителей массовых профессий в микроэлектронной промышленности, одним из основных компонентов которой стало методическое обоснование работы КПР для лиц, занятых на прецизионных технологических операциях (Леонова и др., 1988).
Однако в середине 1970-х гг. до начала практической реализации процесса, интегрирующего усилия специалистов ведомственных кадровых служб и квалифицированных психологов, было еще достаточно далеко. Следует отдать должное многим специалистам-практикам, чья вера в те годы в необходимость развития системы психологического сопровождения персонала и огромный энтузиазм в значительной мере способствовали тому, что движение по созданию ведомственных психологических служб и организации КПР в масштабах массового производства постепенно развивалось. Параллельно с этим накапливался опыт, который позволил более четко обозначить целевую направленность работы КПР в терминах системы задач по профилактике негативных ФС: •снижение как общего, так и различных видов специфического профессионального утомления (позотонического, зрительного, слухового, двигательного и др.); •уменьшение нервно-психической и эмоциональной напряженности; •снятие эффектов монотонии и психического пресыщения (Августевич и др., 1984; Леонова, 1988б; Марголин, Чукович, 1983). Следует отметить, однако, что первоначально в качестве основных способов решения названных задач использовались приемы пассивного отдыха. Работники в течение коротких перерывов просто отдыхали в помещении КПР – хорошо оформленном пространстве, принципиально отличающемся от условий среды обитания в производственных помещениях. Такое предназначение КПР отразилось и в особой форме дизайна интерьера, насыщенного яркими красочными деталями, включающего элементы «живой природы» (растения, аквариумы, певчие птицы), а нередко и имитирующего полные экзотикой «уголки». Например, КПР Кишиневского телевизионного завода имел вид грота на берегу моря; в некоторых КПР основным элементом оформления были небольшие бассейны с фонтанами и подсветкой (как, в частности,на Волжском автомобильном заводе и Тамбовском заводе «Электроприбор») (Марголин, Чукович, 1983).
В дальнейшей истории развития КПР можно выделить две основные тенденции, связанные с дифференциацией их целевого назначения. Первая связана с усилением уже описанной «оформительской» стратегии – созданием более «богатых» и качественно разнообразных интерьеров, дополняемых использованием вспомогательных средств воздействия на ФС для усиления эффектов пассивного отдыха (пребывание в уютном месте, прослушивание музыкальных программ, просмотр слайдов, витаминотерапия и др.). По сути дела, именно в этом случае аббревиатура КПРи расшифровывалась как «комната психологической разгрузки». Вторая тенденция отражает направленность на изменение содержания и обогащение методических средств психологического воздействия на состояние работников – прежде всего, со стороны использования приемов активного отдыха. Именно эта линия разработок привела к масштабному практическому применению методов ПСР как базового компонента в программах занятий в КПР. В данном случае вместо организации зон для отдыха и разгрузки на предприятиях стали функционировать собственно кабинеты психологической релаксации (см. рис. 3). Формирование доминирующей установки при организации КПР как базы для обучения навыкам ПСР и профилактики негативных ФС относится к началу 1980-х гг. Именно этот этап связан с привлечением квалифицированных кадров для выполнения работ по научному обоснованию принципов создания психологических служб в целом и организации КПР как одного из направлений психологической поддержки персонала и «человеко-ориентированной» кадровой политики на предприятиях. Наряду с этим более серьезное внимание стало уделяться и систематическому сбору информации и накоплению фактов о психологической и экономической эффективности внедрения профилактических и психокоррекционных мероприятий. Развитие движения по созданию КПР было поддержано принятием решений, зафиксированных в форме официально принятых нормативных документов по целому ряду министерств и ведомств, что «узаконило» должностную позицию специалистов такого рода в структуре производственных организаций. В результате этого стало возможным привлечение психологов и эргономистов на постоянную работу в учреждения промышленного профиля и сферы услуг, существенно расширив традиционно существовавшие ограничения психологической практики областью медицины и образования.
Рис. 3. Основные направления в работе КПР
Не следует забывать о том, что массовое движение по созданию КПР стало уникальным феноменом в становлении отечественной службы психологического сопровождения деятельности персонала, отразившего одну из первых попыток широкого проникновения «знаний о человеке» в систему регуляции организационных взаимодействий на уровнях «работающий человек – процесс труда – управление деятельностью» (Леонова, 2002). Можно по-разному относиться к оценке успешности и целесообразности развития этого весьма дорогостоящего и трудоемкого направления «психологической заботы» о персонале. Однако нельзя не признать значения того положительного общественного резонанса, который заложил основу для быстрого проникновения различных форм психологической работы в практику повседневной организационной жизни (профессиональное консультирование, отбор и оценка персонала, тренинговые формы обучения и пр.), которое наблюдается в нашей стране на протяжении двух последних десятилетий.
Можно отметить, что и в некоторых других странах существовали (и существуют) аналоги работ по созданию КПР, функционирующих на базе специализированных помещений для поддержки работоспособности и купирования стрессовых состояний у работников промышленного производства и представителей офисных видов труда. Такой опыт накоплен в Германии, Франции, Японии (Durand de Bousingen, 1965; Maier, 1975; Richter & Debitz, 2005). Важно подчеркнуть, что зарубежные коллеги изначально уделяли больше внимания оценке обоснованности материальных затрат на проведение такого рода работ. Так, в серии исследований немецких психологов, проведенных на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности, была показана высокая экономическая эффективность внедрения подобных центров восстановления работоспособности, несмотря на весьма и весьма значительный объем финансовых вложений в реализацию подобного проекта (Richter & Debitz, 2005). Для этого, конечно, необходимо иметь четкую и прозрачную схему расчета достигаемых экономических эффектов, включающих комплекс показателей повышения производительности труда, снижения заболеваемости и текучести кадров по отношению к затратным статьям расходов. Некоторые варианты оценки экономической эффективности внедрения КПР были предложены и отечественными специалистами. По данным ряда публикаций (Шварц, 1984; Шеремет, Подоровская, 1983) можно говорить об оправданности и экономической целесообразности разработки проектов КПР,хотя в этих работах и не приводятся конкретные алгоритмы проведенных расчетов[16]. Накопленный к концу 1980-х гг. опыт «спонтанного» возникновения КПР в разных сферах производства и общественно полезной практики дал толчок к переходу на новый этап проектирования и внедрения комплексных центров психологической работы с персоналом организаций. Повышение работоспособности и оптимизация ФС оставались базовым направлением работ практически во всех действующих КПР, однако к этому времени сформировалась тенденция к существенному расширению круга задач, которые могли бы решаться в рамках функционирования этих «ячеек» психологической службы на производстве. К главным из них были отнесены (а) формирование профессионально-важных качеств и свойств личности (Августевич, 1983; Овчинникова и др., 1983); (б) тренинги по поддержке (ускорению) процесса адаптации к производству новых работников (Августевич и др.,1984); (в) обучение эффективным способам поведения, соответствующим особенностям производственной ситуации, профилактика психотравмирующих ситуаций, улучшение психологического климата в коллективе (Табачников, 1980). При этом подчеркивалось, что основой для полифункциональной работы КПРдолжно оставаться использование адекватных методов и средств для обеспечения активного управления собственным состоянием,к которым прежде всего относятся методы ПСР. Таким образом, по целевой своей направленности КПР стали приобретать характер многопрофильных центров психологической работы с персоналом, ориентированных на использование комплексных систем психологической, медицинской и социальной поддержки трудящихся. Безусловно, эта тенденция скорее отражала насущные потребности практики, а также указывала на перспективные векторы развития служб психологической помощи на практике (Саюшев, 1986). Концептуальная обоснованность и методическое обеспечение решения этих задач во многом оставались в «зачаточном состоянии». И все же можно привести отдельные примеры, в которых предпринимались попытки реализовать провозглашаемые лозунги на уровне конкретных дел. Так, в реальной практике функционирования КПР названные направления работ по психологической поддержке персонала стали тесно переплетаться, а мероприятия по их реализации часто выстраивались на основе перехода от одной группы методов ПСРк другой. В качестве примера такой разработки можно привести комплексную программу саморегуляции в КПР, реализованную на одном из предприятий машиностроительной промышленности (Марголин, Чукович, 1983). В состав этой программы были включены три варианта тренингов ПСР: (1) собственно психологический, предназначенный для тренировки профессионально значимых качеств и психических функций рабочих; (2) психогигиенический, целью которого являлось уменьшение или устранение повышенной нервно-психической напряженности; (3) социально-психологический, используемый для улучшения взаимоотношений между сотрудниками подразделений и профилактики конфликтных ситуаций. Все три варианта тренингов были объединены в комплекс последовательно проводимых занятий, общей продолжительностью в 3 – 4 месяца. На начальном этапе происходило обучение приемам вхождения в состояние релаксации и аутогенного погружения. Затем, на фоне выработанных навыков АТ, предлагалось вводить формулы для формирования адекватной профессиональной мотивации и коррекции личностных установок занимающихся. Завершал программу социально-психологический тренинг, акцентирующий внимание на формировании групповой сплоченности. И все же, несмотря на существование ряда систематических исследований, посвященных последовательной проработке комплексных программ психологической поддержки персонала, массовое движение по организации КПР с середины 1980-х гг. приобрело характер «моды»: для многих предприятий создание КПРстало просто вопросом престижа. Как следствие, психологическое обеспечение функционирования КПР часто строилось по принципу копирования известных методических программ и их механического переноса из одной профессиональной сферы в другую. В результате этого к концу 1980-х гг. история профессионально-прикладного применения техник ПСР подошла к определенному рубежу. Практикующим психологам стало трудно ориентироваться в большом многообразии техник и модификаций приемов обучения ПСР, неясными оставались вопросы о степени их обоснованности и направленности воздействия. Поэтому на первый план выдвинулись задачи научного осмысления большого массива накопленных данных об эффектах и механизмах ПСР,создания концептуальной базы для прикладных разработок и рекомендаций по внедрению тренингов ПСР в различных организациях. При проведении этой работы в первую очередь возник вопрос о целевом назначении КПР. Многообразие возможных направлений работ, возникновение которых было связано с развитием КПР как некоторого «прообраза» будущей психологической службы на предприятиях, со временем все же потребовало более четкого представления о конкретных задачах и функциональном предназначении именно этих подразделений. В качестве основного был выделен принцип разработки и внедрения комплексных программ психопрофилактического воздействия, направленных на обеспечение высокой работоспособности, коррекции стресса и других негативных проявлений ФС, возникающих в процессе труда. Это предполагало проведение анализа основных производственных факторов, вызывающих негативную динамику ФС, на основе которого должен осуществляться подбор адекватных средств для минимизации/устранения неблагоприятных сдвигов работоспособности и активизации восстановительных процессов в короткие периоды отдыха. В соответствии с этим были сформулированы требования, являющиеся обязательным условием успешного функционирования КПР (Леонова, 1988; Леонова, Кузнецова, 1987; Уссер, 1984): 1) выделение специальных перерывов в режиме труда и отдыха для проведения психопрофилактических мероприятий на базе КПР; данные мероприятия проводятся в течение рабочего дня во время специально выделенных перерывов для отдыха или после рабочей смены в непосредственной близости от производственных зон; 2) реализацию психопрофилактических программ в течение рабочего дня необходимо осуществлять в минимальные сроки, что связано с задачей быстрого и эффективного восстановления оптимального ФС, сокращения временных потерь при отрыве работников от производительного труда и повышения пропускной способности КПР; 3) организация оценки для подтверждения эффективности функционирования КПР, позволяющей определить как качество осуществляемых психопрофилактических воздействий (и, при необходимости, проведения корректировки используемого методического инструментария), так и полноту восполнения расходной части проекта со стороны материальных затрат и потерь рабочего времени; 4) оформление интерьера должно быть подчинено функциональному назначению КПР и, в отличие от обычных рекреационных зон, включает установку необходимых аппаратурно-технических средств (проекционная техника, аудио-музыкальные устройства, диагностические приборы, специальная мебель). Последнее условие следует прокомментировать особо. Представляется важным, чтобы внешнее оформление КПР несло определенную функциональную нагрузку и соответствовало содержанию профилактических мероприятий. Например, если в программе сеанса психологической разгрузки основное место уделяется пассивному восприятию цветомузыкальных воздействий, то оформление интерьера КПР может быть более красочным и насыщенным дополнительными эстетическими элементами. Подобное оформление целесообразно и в тех случаях, когда посещающий КПР контингент лиц в производственных условиях страдает «цветовым голодом» (Марголин, Чукович, 1983). Если же в программе занятий в КПР центральным компонентом являются методы ПСР, то внешнее оформление должно быть более сдержанным. Это объясняется тем, что использование приемов ПСРтребует от человека интенсивной внутренней работы и полной концентрации внимания. Наличие большого количества элементов в оформлении интерьера, особенно насыщенных цветовых и звуковых воздействий, может отвлекать внимание занимающихся и препятствовать полноценному формированию навыков ПСР. К сожалению, поступательное развитие движения по внедрению психопрофилактических методов и обучающих программ на базе КПР было фактически приостановлено в начале 1990-х гг.вследствие глобальных экономических и социальных перестроечных процессов, захлестнувших нашу страну. Не только отдельные предприятия, но и целые сферы производственной и социальной практики претерпевали ломку и кардинальные трансформации, радикальным образом изменившие отношение общества к поддержке трудового потенциала работающего человека, да и к оптимальной организации профессиональной жизни в целом. Даже те из продолжавших существование организаций, которые до этого активно использовали возможности эффективной психологической поддержки персонала, в результате отсутствия финансовых средств были вынуждены отказаться не только от продолжения работы КПР, но даже и от самой идеи психологического сопровождения деятельности персонала. Многообразие «вновь» возникающих форм и видов «психологических практик» – от индивидуального консультирования и психотерапии и до центров оценки персонала и организационного развития – полностью вытеснило с рынка психологических услуг ранее доминировавшие разработки психопрофилактических и реабилитационных программ для массового использования. По сути дела, движение по созданию КПР было сведено на нет – свидетельством такой своеобразной «блокировки» является практически полное отсутствие публикаций по проблеме использования методов ПСР в жизни организаций. Однако, в работах западных психологов использованию этих методов для профилактики профессионального стресса начинает придаваться все большее значение в течение последних 15 лет (Quick et al., 1997; Richter & Debitz, 2005; Schabracq et al. (eds.), 1996). И все же, в тех организациях, где психологические службы были созданы на серьезной методологической и методической основе, прикладная психопрофилактическая работа продолжалась. В ряде случаев были достигнуты значительные успехи в развитии научно обоснованной базы для создания центров восстановления и поддержки работоспособности. При этом наибольшие успехи в разработке подобных психопрофилактических центров были достигнуты там, где специалисты разных дисциплин (психологи, медики, инженеры, эргономисты) находили взаимопонимание и работали в тесном контакте. Так, например, есть опубликованные данные о развертывании специализированного медико-психологического реабилитационного центра, спроектированного и внедренного в соответствии с целевой комплексной программой профилактических, лечебно-восстановительных мероприятий и системы медицинской реабилитации летного состава (руководитель программы – проф. В.А. Пономаренко). Программа разработана на основе многолетних исследований здоровья и работоспособности летного состава сотрудниками отдела авиационной медицины Центра ОАО«Аэрофлот – российские международные авиалинии» (Дорошев,2000; Пономаренко, 2001). Комплексная система психологической реабилитации и поддержки представителей летных профессий, реализуемая на базе кабинетов релаксации и психофизиологической разгрузки, включена в структуру специального реабилитационного блока медицинских и психологических процедур этой программы. В последние годы интерес к использованию методов ПСР и организации специализированных центров саморегуляции состояний (аналог КПР) вновь начал существенно возрастать. Об этом говорит появление многочисленных тренингов «стресс-менеджмента», проводимых во многих организациях, и появление обширной научно-популярной литературы по этому вопросу. Это естественно, так как в условиях стабилизации социально-экономических отношений для все большего числа управленцев высшего ранга и топ-менеджеров самых разных организаций становится очевидным, что эффективность функционирования предприятия или учреждения в существенной степени зависит от индивидуальной эффективности работников. Более того, затраты на рекрут-мент и обучение персонала становятся настолько ощутимыми, что забота о сохранении психического и физического здоровья сотрудников напрямую связывается с сокращением расходной части бюджета и позитивным развитием организации в целом. Управленческие структуры в современных организациях стараются тщательно анализировать соотношение затрат и получаемого результата. Поэтому при выборе тренинговых программ предпочтение отдается максимально эффективным и, в то же время, занимающим минимальное время методикам. Соответственно, целесообразность использования тех или иных тренинговых программ в режиме «отрыва людей от работы» должна быть предварительно обоснована. От специалистов требуются доказательства того, что лежащие в основе построения тренинга принципы и критерии контроля за качеством обучения позволят сотрудникам организации максимально эффективно использовать выделенное время и другие ресурсы. Таким образом, задача научного обоснования принципов «выстраивания» и компоновки обучающих программ является сейчас еще более актуальной, чем десятилетие назад. Помимо расчета ожидаемой эффективности от использования методов ПСР и оценки временных затрат, требуемых на обучение персонала, необходимо и серьезное обоснование организационных форм проведения психопрофилактической работы. Очевидно, что проектирование и строительство КПР на современном уровне функционального и дизайнерского решения предполагает выделение больших объемов финансовых средств. Вместе с тем, затраты на создание и «воплощение в жизнь» проектов КПР могут быть оправданы, поскольку именно такая форма организации психологической работы с персоналом может служить базой для проведения широкого спектра многопрофильных программ профессиональной адаптации и подготовки кадров. В связи с возрастанием потребностей практики к созданию тренинговых центров на базе обучения методам ПСР, в ряде ведомств и министерств снова активно ведутся прикладные разработки комплекса мероприятий по организации центров психологической релаксации и саморегуляции состояний силами квалифицированных психологов-специалистов. Пример успешной реализации проекта такого рода будет подробно рассмотрен в разделе 4.4.2. Накопленный за многие годы материал по анализу целевой направленности, способов реализации и методического обеспечения работы КПР был положен в основу современного комплексного проекта центра психологической регуляции (ЦПР), разработанного авторами в лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ в 2004 г. (подробное описание данного проекта см. в разделе 4.4.3). Основные этапы подготовки и формы внедрения этого проекта могут быть использованы в качестве прототип-ной схемы, которая легко модифицируется и дополняется новым содержанием с учетом конкретных требований к профессиональному труду и особенностям организационных условий реализации ЦПР. Общая характеристика и содержательное наполнение этих этапов даны в разделах 4.2 и 4.3 настоящей главы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.03 с.) |