Комплексные цветомузыкальные программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексные цветомузыкальные программы



 

Обоснование принципов и конкретных методических приемов создания комплексных цветомузыкальных программ, пригодных для оптимизации ФС в условиях реальной деятельности человека, до настоящего времени находится на стадии разработки. Вместе с тем, в литературе встречается достаточно большое количество примеров, которые в той или иной степени демонстрируют возможности использования этих средств в практической работе психолога. Выделение этих оснований представляется важным для того, чтобы не «захлебнуться в потоке массового «мультимедийного ширпотреба», захлестнувшего мир современных компьютерных технологий.

Сочетание музыкальных и свето-цветовых средств в рамках единой программы основано на феномене сходства эмоционально окрашенных форм отражения в психике человека музыкальных и изобразительных типов эстетического воздействия (Бобнева, 1966; Галеев, 1976; Гербер, 1975; Мельников, 1980). Начиная с середины 1970-х гг. цветомузыкальные программы стали использоваться на практике в качестве компенсаторного средства, позволяющего преодолеть монотонность труда и однообразие условий среды обитания (Березина, 1977; Браиловский, 1975). Появлялись данные о том, что цветомузыка весьма эффективна и для снятия острых стрессовых реакций, являющихся следствием длительной сенсорной изоляции при выполнении определенных трудовых задач (Галеев, Сайфуллин, 1978; Ситников, 1975). Параллельно с этим начались специальные разработки цветомузыкальных установок, позволяющих сочетать музыкальный фон программы с приемами цвето-световых воздействий в виде цветодинамических программ, слайдов и видеопрограмм (Алешин, 2000; Березина, 1977; Галеев, Сайфуллин, 1978; Марголин, Чукович, 1983;Организация психологической реабилитации… 2002). Примером достаточно успешной организации приемов коррекции негативных ФС с помощью комплексных цветомузыкальной композиций могут служить программы, разработанные В.А. Петровым (Зорин, 1988; Петров, 1984). Однако в этих работах почти не содержится систематических данных об эффективности целенаправленного применения подобных программ в условиях реальной профессиональной деятельности. Чаще всего они представлены как частные примеры или «зарисовки» эмпирических наработок авторов.

Наибольшее распространение цветомузыка как средство повышения работоспособности и улучшения состояния человека нашла при организации так называемых комнат или кабинетов психологической разгрузки (КПР), создаваемых для персонала различных производственных и оздоровительных учреждений. Обзору становления и содержательного развития этого массового движения в психологической практике будет посвящена следующая глава. В данном разделе предполагается специально обсудить только методы и формы использования цветомузыкальных программ, внедряемых на базе КПР.

На начальном этапе возникновения КПР некоторые авторы полагали, что специально подобранные цветомузыкальные программы служат основным средством психофизиологического воздействия на человека (Марголин, Чукович, 1983). По мере расширения функционального назначения КПР и включения в качестве основного компонента в его работу методов активного воздействия на состояние занимающихся, цветомузыкальные программы начали выполнять необходимую, но вспомогательную роль для облегчения процесса саморегуляции состояния. В ряде работ был обобщен опыт проведения циклов занятий по обучению навыкам ПСР и другим техникам самоуправления состоянием (например, аутогенная тренировка в форме гетеротренинга, релаксационная гимнастика и др.) в комплексе с другими приемами. Было показано, что объединение цветомузыкальных воздействий в единую программу с методами ПСР существенно увеличивает эффективность последних (Гройсман, 1998; Леонова, 1988; Лобзин, Решетников, 1986). Отмечено также, что особенно выраженный позитивный эффект достигается при слиянии формул самовнушения и музыкального сопровождения в единое целое в ходе проведения аутотренинга за счет «наслоения» формул самовнушения на соответствующую мелодику музыкальных фраз (Гройсман, 2002; Лобзин, Решетников, 1986).

Таким образом, эмпирические данные свидетельствуют о том, что при достижении органического единства методов ПСР и вспомогательных средств музыкального сопровождения при проведении занятий в КПР их «общий» оптимизирующий эффект существенно возрастает. Кроме того, цветомузыкальные программы служат связующим звеном между внешними способами оптимизации состояния занимающихся (комфортная обстановка, полноценная организация режима труда и отдыха) и собственно методами произвольной саморегуляции состояний.

Анализируя способы включения цветомузыкальных воздействий в различные комплексные программы, используемые для оптимизации ФС, можно выделить разные формы организации и демонстрации цветомузыкальных композиций. В практике организации рекреационных зон и проведения релаксационных тренингов нередко используются цветодинамические панно, представляющие собой изменяющийся под музыку цветовой фон на специальном экране[14] (Алешин, 2000; Организация психологической реабилитации… 2002; Мельников, 1980; Мельников, Еникеев, 1978). Кроме того, при проведении специализированных сеансов «психологической разгрузки» используются как традиционные слайд-шоу под музыкальное сопровождение, так более динамичные мультимедийные средства и видеопрограммы, реализуемые на базе современной компьютерной техники. В этих случаях имеется больше оснований говорить о «комплексном эстетическом и психологическом воздействии» этих средств на состояние человека (Леонова  и др., 1988).

 

Рекомендации по составлению мультимедийных программ для сопровождения процесса обучения навыкам ПСР

 

Опыт наших исследований по организации полноценных программ обучения навыкам ПСР показывает, что целесообразно не только включать мультимедийные средства в состав релаксационных занятий, но и специальным образом выстраивать содержание используемых цветомузыкальных композиций (Леонова,1988; Леонова  и др., 1988). Музыкальное оформление сеансов релаксации должно состоять из, как минимум, двух обязательных частей, которые различаются по целевому назначению:

(1) вводная, сопровождающая начальный период сеанса до момента формирования состояния аутогенного погружения,

(2) завершающая, облегчающая выход из состояния аутогенного погружения и поддерживающая выполнение активирующей дыхательной гимнастики, а также других тонизирующих процедур.

Продолжительность вводной части мультимедийной программы варьирует в зависимости от этапа овладения навыками ПСР и занимает время от 8 до 12 минут. Длительность завершающей части зависит от состава и интенсивности использования активирующих восстановительных приемов, в среднем составляя период от 4 до 6 минут. По содержанию музыкальный и изобразительный материал должен меняться от занятия к занятию для того, чтобы избежать привыкания участников сеансов к одним и тем же приемам воздействия, а также задавать новые формы «мысленного проигрывания» образных представлений. В состав музыкальных программ можно включать отрывки музыкальных произведений разных жанров, но основным требованием, учитываемым при их составлении, является обеспечение соответствия ритмического и мелодического рисунка характеру выполняемых релаксационных процедур. Кроме того, необходимо исключить использование песенного материала (с текстом на любом языке!),прислушивание к которому может помешать восприятию речи ведущего занятие.

Параллельно с прослушиванием музыки демонстрируются видеоизображения – видовые слайды, фотоматериалы, компьютеризованные абстрактные композиции. Их показ наиболее уместен в самом начале и на завершающей части сеанса релаксации, причем не следует злоупотреблять слишком большим объемом различных изображений – не более 5 – 6 слайдов в начале и 4 – 5слайдов на завершающем этапе сеанса.

В разработанном традиционном варианте программы обучения навыкам ПСР можно ограничиться показом всего 4 – 5 слайдов, демонстрирующихся только перед началом выполнения релаксационных упражнений. Цветовая гамма этих слайдов соответствует сниженной яркости, отсутствию разнообразия в цветовых оттенках – в этом случае можно использовать и черно-белый видеоряд. При выборе формата слайдов желательно ограничиться использованием широкомасштабных и мало структурированных изображений. На этапе выхода из состояния релаксации и выполнения цикла активизирующих процедур демонстрируются оставшиеся 2 – 3 слайда. По мере их следования постепенно увеличивается насыщенность и разнообразие цветовой гаммы, усиливается четкость и предметная детализация изображений. При подборе видеоматериалов для завершающей части особое внимание следует уделять формированию радостного отношения к окружающему миру и готовности к предстоящему общению с людьми. По времени первая часть слайдпрограммы может занимать 1 – 1,5 минут, вторая – 3 – 3,5 минуты.

Современные варианты подготовки цветомузыкальных материалов для сопровождения сеансов ПСР предполагают разработку более сложных мультимедийных программ, скомпонованных в соответствии с задачами и тематическими особенностями проводимых сеансов ПСР, которые могут демонстрироваться как с помощью компьютерного проектора на экране, так и на широкоэкранном мониторе. Время экспозиции отдельного «кадра» должно быть четко привязано к длительности смысловых фрагментов музыкальных композиций, подобранных в соответствии с текстом обучающего сеанса ПСР. Как правило, это время составляет 20 – 25 сек с плавным переходом от одного кадра к другому в течение 5 – 10 сек.

В настоящее время сотрудниками лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова подготовлено несколько серий разных по тематической направленности мультимедийных программ, которые применяются в качестве вспомогательных средств в системе регулярно проводящихся релаксационных тренингов со студентами разных специализаций и слушателями факультетов повышения квалификации различных ведомств и организаций. Они также могут быть рекомендованы для индивидуального использования на компьютеризованных рабочих местах сотрудниками офисов и представителями других видов профессий как эффективное средство повышения работоспособности в течение рабочего дня (Кузнецова, Тихонов,1996; Leonova, 2005).

Современные технические средства позволяют создавать качественно новые виды мультимедийных программ общего профиля, реализуемых с помощью только аудиовизуальных средств. Такие программы пригодны для использования в дистанционном режиме управления, без непосредственного участия психолога. Помимо цветомузыкальных композиций они могут содержать необходимый инструктивный материал, голосовое исполнение текстов релаксационных сеансов, а также видеоклипы, поясняющие выполнение упражнений специализированных видов гимнастик (дыхательной, общеукрепляющей, тонизирующей) и приемов самомассажа. Сложность и содержательная насыщенность этих мультимедийных программ определяется степенью интеграции различных методов и приемов ПСР, которая будет различной в зависимости от их целевого назначения. Они могут включать полный цикл занятий ПСР, предназначенный для превентивной коррекции сниженного самочувствия и накопления симптоматики неблагоприятных ФС, или же иметь более ограниченную направленность – состоять из набора «разовых» сеансов для сопровождения релаксационных пауз и периодов отдыха на рабочем месте (см. таблицы 11 и 12).

 

Таблица 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.011 с.)