Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурно-функциональные модели процесса самоорганизации
Наиболее адекватным для анализа состава и структуры процесса самоорганизации является системный структурно-функциональный подход, который позволяет выявить внутренний механизм процесса (способ преобразования содержания) и отражает его наиболее устойчивые, инвариантные элементы. Наибольшую известность получили следующие модели самопроцессов, построенные на базе структурно-функционального подхода: · модель осознанной саморегуляции произвольной деятельности О.А. Конопкина; · целостная система самоуправления Н.М. Пейсахова; · функциональная структура учебной самоорганизации Я.О. Устиновой; · голографическая модель процесса самоорганизации А.Д. Ишкова. Рассмотрим последнюю из этих моделей, которая получила широкое распространение в психолого-педагогической практике. Голографическая модель процесса самоорганизации включает в себя пять функциональных компонентов (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция) и один личностный компонент (волевые усилия).
Рис. 2.Голографическая модель самоорганизации А.Д. Ишкова
Модель названа голографической, поскольку одна из замечательных особенностей голограммы заключается в том, что при разделении голограммы на части, каждая из частей сохраняет изображение целостного объекта. По мнению автора, каждый компонент голографической модели процесса самоорганизации может быть рассмотрен как совокупность мини-процессов, повторяющих по составу и последовательности структуру «большого» процесса самоорганизации. Так, например, этап планирования можно разложить на следующие мини-процессы: 1. Выработка и принятие цели процесса планирования. 2. Анализ особенностей ситуации планирования. 3. Планирование самого процесса планирования. 4. Самоконтроль процесса планирования. 5. Коррекция процесса планирования и созданного плана. При этом в каждом из перечисленных мини-процессов участвуют волевые усилия, направленные на мобилизацию собственных сил и концентрацию активности субъекта в заданном направлении, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее каждый мини-процесс этапа планирования и поддерживающий его в ходе осуществления. Компоненты голографической модели самоорганизации характеризуются следующими особенностями:
1. Целеполагание – это этап поиска, принятия, конкретизации и удержания цели (предполагаемого результата деятельности). 2. Анализ ситуации – это этап выявления и рассмотрения обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели. При этом анализируется текущее состояние и условия осуществления деятельности, фиксируются имеющиеся проблемы, выясняются их причины, устанавливается зависимость результатов деятельности от особенностей организации процесса. 3. На этапе Планирование строится план будущей деятельности. План представляет собой описание системы средств и последовательности их применения, то есть состав и последовательность действий. Процесс планирования включает: определение задач, которые следует выполнить; распределение необходимых ресурсов; составление рабочего плана, содержащего сроки и промежуточные контрольные показатели, которые будут служить критериями для оценки продвижения. 4. Самоконтроль или контрольно-оценочная стадия – это этап контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. На этом этапе осуществляется контроль за ходом реализации плана, оценка выполняемых действий и выявление возможных отклонений. 5. Коррекция – это этап изменения человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом. Нужда в коррекции возникает, если самоконтроль выявил расхождения фактических результатов с плановыми. 6. Волевые усилия – это компонент, характеризующий уровень развития у человека навыков регуляции собственных действий, психических процессов и состояний. Демонстрирует развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Отражает способность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.230.126 (0.007 с.) |