Воспитание патриотизма младших школьников как психолого-педагогическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание патриотизма младших школьников как психолого-педагогическая проблема



К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась не случайно. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть в не национальной культуре, в которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства.

Утрачено чувство благодарения, человек хочет показать превосходство к окружающему миру людей и природе в соответствии с нормами человеческой морали. В результате сопоставления взглядов великих педагогов просветителей духовенства, психологов, опыта коллег с собственными проблемами в работе с младшими школьниками была выдвинута следующая педагогическая идея опыта: личностное развитие, полная социализация школьника невозможна без формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к свой нации, понимание своих национальных особенностей. Формирование нравственности эстетической восприимчивости у детей должно развивать способности школьников принимать осознанные решения в отношении поведения людей в обществе.

Познание русской народной культуры через духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, может стать подлинно творческой, развивающей деятельностью, если:

1. в процессе ознакомления учащихся с народным фольклором, чтением и разбором народных статей, рассказов, сказок из учебных книг, знакомство с декоративно-прикладным искусством, с традициями, опираться на доступный учащимися материал культурных традициях родного посёлка Увельского, через духовно-нравственное воспитание;

2. включать учащихся в традиционные праздники посёлка Увельского;

3. привлекать родителей к совместной работе;

4. проводить экскурсии на природу, по архитектурным памятникам, в краеведческие музеи.

Новизна моего опыта актуальна в современное время, в связи с изменениями социально-общественного сознания. Необходимость приобщения школьников к культуре родного края и страны стала значительней.

На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса.

Народ передавал последующим поколениям нравственные законы бытия, моделировал и очеловечивал нормы отношений между людьми, то есть формировал духовную, нравственную, патриотическую и эстетическую основу общества.

Появляется социальный заказ общества к формированию целостного мировоззрения школьников, к развитию у детей культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему с детства.

В нашем обществе происходит много перемен, и мне кажется, что в первую очередь нужно решать проблему духовно-нравственного воспитания школьников, так как это очень важно для личностной культуры, для патриотического развития человека и возрождения духовности России.

Теоретическая база опыта

 

В основе педагогического опыта лежат идеи В. Д. Выготского, идеи М. Д.Павленко, Серых Л. В., Лысенко В. Н., Слепченко В. Н., Чумоченко М. И., Флигинских Т. И. и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

В полярности и противоречии взглядов, позиций, оценок характерной для сегодняшней жизни российского общества, есть общие идеи и тенденции объединяющие россиян. На мой взгляд главная идея - духовного возрождения России, через духовно-нравственное воспитание учащихся.

В современной многонациональной России самобытное искусство каждого народа, проживающего на её территории имеет право на изучение, сохранение и поддержку.

Уже более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с учениками на уроке, во внеклассной работе.

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет говорить совесть, она как строгий и неподкупный судья оценивает все поступки и переживания даже маленького ребёнка, если он поступил хорошо, испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот – после совершения нехорошего поступка чувствует угрызение совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Я считаю, что в учебно-воспитательном процессе мы должны совершенствовать личность каждого ребёнка, стараться сделать его лучше, чище, благороднее.

Сегодня мы отмечаем новые подходы к традиционной культуре в инстанциях, непосредственно формирующих и осуществляющих государственную и культурную политику. В качестве основополагающего фактора этих перемен государственного протекционизма (покровительство) следует рассматривать Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», где в числе важнейших сфер культурной деятельности – художественные народные промыслы и ремёсла, народная культура в таких её проявлениях как язык, диалекты, говоры, фольклор, обычаи и обряды, народные костюмы, праздники; выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории культуры.

Особенно актуальным является изучение региональных традиций народной художественной культуры и опора на них.

Знание характерных особенностей народной культуры края необходима для практической деятельности в образовательном процессе, во внеклассной работе.

На протяжении трех лет педагогической деятельности я работаю над этой темой, за это время я достигла успешных результатов.

Данный опыт можно использовать в образовательном процессе, внеклассной работе, на отдельных уроках, а также в отдельных педагогических ситуациях.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Целью моего опыта является показ основных форм приобщения детей к культурному наследию на уроках чтения, окружающего мира, православной культуры и во время внеклассных мероприятий.

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям».

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, народным костюмам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для патриотического воспитания в школе является проведение сезонных музыкально-игровых костюмированных праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной - «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Школьники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, народным костюмом, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагог совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой и учебной деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети получают представление о материале, из которого изготовлены элементы народного костюма.

На уроках технологии я вовлекаю детей в процесс изготовления элементов народных костюмов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом. Я прививаю привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

На уроках окружающего мира дети знакомятся с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма, соблюдать традиции народов.

На протяжении всего годичного праздничного круга учителя знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения, ребенка с прапрабабушкой (прадедушкой). Детей -1-2 класса я знакомлю с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 3-4 класса — с народными костюмами других национальностей, которые проживают на территории нашего края. Внимание школьников акцентирую на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Это помогает детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации).

Во внеурочной работе мы приглашаем к совместной деятельности родителей, работников учреждений культуры, которые знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Это помогает учащимся понять последовательность изложения происходящих событий: о чём следует сказать вначале, как отразить основной смысл картины и чем следует закончить рассказ. Из предлагаемых детьми предложений отбирается наиболее удачное (для оценки предложений привлекаются сами дети), причём последующее предложение должно быть не только правильным, но и продолжающим мысль первого. Упражнять детей в составлении коллективных рассказов следует по возможности чаще, ибо это приучает говорить правильно, думать со всеми вместе, отбирать из своего запаса знаний то, что необходимо для выполнения задания.

На литературное чтение и православную культуру, как учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. На каждом уроке нужно стремиться сделать школьников более духовными, образованными, терпимыми, уметь сопереживать определённым поступкам и уметь выйти достойно из любой ситуации.

Урок, на котором дети испытывают удовольствие и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и высказывает совместные переживания учащихся, способствует их духовно - нравственному воспитанию.

    В основе моего опыте лежит теоретическая модель методической системы приобщения школьника к культурному наследию страны, культуре родного края. Воспитательное пространство, в котором разворачивается взаимодействие детей и учителя, наполненное определёнными устойчивыми социально-психологическими отношениями, влияющими на состояние души каждого присутствующего на уроке.

В своей работе я использую следующие принципы методической системы:

• Научность, доступность, наглядность;

• Интеграция, системность, приоритет ценностных отношений;

• Активизация познавательного интереса к изучению культуры родного края и его традиций

При отборе содержания материала, я руководствовалась работами Ф. А., Белова В. И., Шумейко Н. И., Долгинцевой Н. М., Ерёминой Т. А.. Опираясь на эти работы, я внесла в содержание некоторые изменения в формы организации деятельности учащихся, через духовно-нравственное воспитание. Это обеспечило положительное решение задач по воспитанию нравственных качеств учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.015 с.)