Глава I . Научно-теоретические основы патриотического воспитания младших школьников на основе ознакомления С русским народным костюмом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Научно-теоретические основы патриотического воспитания младших школьников на основе ознакомления С русским народным костюмом



КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом

 

Выполнила:

студентка ЗФ208/070-4-1 группы   

Воронина А.А.

Научный руководитель:Черушева Надежда Викторовна

 

 

 

Челябинск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Научно-теоретические основы патриотического воспитания младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом.

1.1.  Воспитание патриотизма младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………..…...7

1.2. Особенности русского народного костюма в воспитании патриотизма младших школьников…………………………………………………….….15

Выводы по первой главе ………………………………………………………24

ГЛАВА II. Содержание и методика организации патриотического воспитания младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом.

2.1. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников в МБОУ Увельской СОШ № 2………………..…….…………...25

2.2 Методические рекомендации к разработке программ по патриотическому воспитанию школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом.……………………………………………………………………......34

Выводы по второй главе ………………………………………………………41

 

Заключение ……………………………………………………………………...42

Список литературы …………………………………………………………….44

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый человек - есть личность, каждая личность это огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Учитель и педагог Сухомлинский В. А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.

 Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, воспитания, а так же духовного развития человека.

Предметный мир, окружающий человека, всегда несёт на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет её в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические и патриотические потребности.

Задачи эстетического оформления предметов решает декоративное искусство. Понятие декоративности распространяется не только на специальные произведения искусства, но имеет и прикладное значение. Как правило, предметы чисто бытового назначения: одежда, мебель, посуда, ковры.

Прикладное народное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования патриотичности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения к действительности

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры.

Большой проблемой сегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно в патриотическом направлении.

Решать эту проблему рекомендуют на традиционных занятиях и уроках дополнительного образования.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути патриотического и эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства.

Искреннее стремление принести пользу Родине, понимание личной ответственности за ее судьбу присуще только тем, кого мы называем патриотами, у кого сформировано патриотическое сознание. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек лишенный человеческих свойств.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи.

Программа патриотического и гражданского воспитания школьников все чаще определяется как одна из приоритетных в современной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Поэтому тема нашей работы "Патриотическое воспитание младших школьников на основе ознакомления с русским национальным костюмом " актуальна.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Русский народный костюм имеет богатую и длительную историю, его символика восходит к дохристианской эпохе, к языческим культам солнца, воды, земли. От его монументальности веет византийскими традициями. Его архитектоника формировалась параллельно с древнерусским зодчестовом. Поэтому знакомство с народными костюмами соответствует общими задачам воспитания и обучения:

 - приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;

 - развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;

 - формирование представлений о красоте и гармонии;

 - воспитание трудолюбия, уважения к людям труда и старшему поколению;

 - воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;

 - формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;

 - сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;

 - воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

Цель работы: Изучить проблему патриотического воспитания младших школьников и выявить содержание, формы и методы использования народного костюма в процессе обучения младших школьников. Процесс патриотического воспитания младших школьников в учебное время.

Объект исследования: Патриотическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: русский народный костюм   

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме патриотического воспитания младших школьников.

2.Раскрыть содержание, определить формы и методы использования народного костюма в патриотическом воспитании младших школьников.

3.Выявить уровень патриотичности младших школьников.

4.Разработать методические рекомендации к программам по патриотическому воспитанию школьников.

Гипотеза исследования: русский народный костюм может быть эффектным средством патриотического воспитания учеников начальных классов, если его использовать на уроках, во внеурочной деятельности, при проведении мероприятий различного уровня, в функционировании фольклорных объединений и ансамблей.

Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы;

2. Обобщение;

3. Сравнение;

4. Наблюдение.

База исследования:

МБОУ Увельская СОШ № 2 п. Увельский

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Теоретическая база опыта

 

В основе педагогического опыта лежат идеи В. Д. Выготского, идеи М. Д.Павленко, Серых Л. В., Лысенко В. Н., Слепченко В. Н., Чумоченко М. И., Флигинских Т. И. и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

В полярности и противоречии взглядов, позиций, оценок характерной для сегодняшней жизни российского общества, есть общие идеи и тенденции объединяющие россиян. На мой взгляд главная идея - духовного возрождения России, через духовно-нравственное воспитание учащихся.

В современной многонациональной России самобытное искусство каждого народа, проживающего на её территории имеет право на изучение, сохранение и поддержку.

Уже более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с учениками на уроке, во внеклассной работе.

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет говорить совесть, она как строгий и неподкупный судья оценивает все поступки и переживания даже маленького ребёнка, если он поступил хорошо, испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот – после совершения нехорошего поступка чувствует угрызение совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Я считаю, что в учебно-воспитательном процессе мы должны совершенствовать личность каждого ребёнка, стараться сделать его лучше, чище, благороднее.

Сегодня мы отмечаем новые подходы к традиционной культуре в инстанциях, непосредственно формирующих и осуществляющих государственную и культурную политику. В качестве основополагающего фактора этих перемен государственного протекционизма (покровительство) следует рассматривать Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», где в числе важнейших сфер культурной деятельности – художественные народные промыслы и ремёсла, народная культура в таких её проявлениях как язык, диалекты, говоры, фольклор, обычаи и обряды, народные костюмы, праздники; выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории культуры.

Особенно актуальным является изучение региональных традиций народной художественной культуры и опора на них.

Знание характерных особенностей народной культуры края необходима для практической деятельности в образовательном процессе, во внеклассной работе.

На протяжении трех лет педагогической деятельности я работаю над этой темой, за это время я достигла успешных результатов.

Данный опыт можно использовать в образовательном процессе, внеклассной работе, на отдельных уроках, а также в отдельных педагогических ситуациях.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Целью моего опыта является показ основных форм приобщения детей к культурному наследию на уроках чтения, окружающего мира, православной культуры и во время внеклассных мероприятий.

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям».

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, народным костюмам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для патриотического воспитания в школе является проведение сезонных музыкально-игровых костюмированных праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной - «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Школьники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, народным костюмом, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагог совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой и учебной деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети получают представление о материале, из которого изготовлены элементы народного костюма.

На уроках технологии я вовлекаю детей в процесс изготовления элементов народных костюмов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом. Я прививаю привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

На уроках окружающего мира дети знакомятся с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма, соблюдать традиции народов.

На протяжении всего годичного праздничного круга учителя знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну. На посиделках и праздниках дети совместно со взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является средством духовного единения, ребенка с прапрабабушкой (прадедушкой). Детей -1-2 класса я знакомлю с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 3-4 класса — с народными костюмами других национальностей, которые проживают на территории нашего края. Внимание школьников акцентирую на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Это помогает детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации).

Во внеурочной работе мы приглашаем к совместной деятельности родителей, работников учреждений культуры, которые знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Это помогает учащимся понять последовательность изложения происходящих событий: о чём следует сказать вначале, как отразить основной смысл картины и чем следует закончить рассказ. Из предлагаемых детьми предложений отбирается наиболее удачное (для оценки предложений привлекаются сами дети), причём последующее предложение должно быть не только правильным, но и продолжающим мысль первого. Упражнять детей в составлении коллективных рассказов следует по возможности чаще, ибо это приучает говорить правильно, думать со всеми вместе, отбирать из своего запаса знаний то, что необходимо для выполнения задания.

На литературное чтение и православную культуру, как учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. На каждом уроке нужно стремиться сделать школьников более духовными, образованными, терпимыми, уметь сопереживать определённым поступкам и уметь выйти достойно из любой ситуации.

Урок, на котором дети испытывают удовольствие и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и высказывает совместные переживания учащихся, способствует их духовно - нравственному воспитанию.

    В основе моего опыте лежит теоретическая модель методической системы приобщения школьника к культурному наследию страны, культуре родного края. Воспитательное пространство, в котором разворачивается взаимодействие детей и учителя, наполненное определёнными устойчивыми социально-психологическими отношениями, влияющими на состояние души каждого присутствующего на уроке.

В своей работе я использую следующие принципы методической системы:

• Научность, доступность, наглядность;

• Интеграция, системность, приоритет ценностных отношений;

• Активизация познавательного интереса к изучению культуры родного края и его традиций

При отборе содержания материала, я руководствовалась работами Ф. А., Белова В. И., Шумейко Н. И., Долгинцевой Н. М., Ерёминой Т. А.. Опираясь на эти работы, я внесла в содержание некоторые изменения в формы организации деятельности учащихся, через духовно-нравственное воспитание. Это обеспечило положительное решение задач по воспитанию нравственных качеств учащихся.

Выводы по первой главе

Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию патриотизма, мы выяснили, что патриотическое воспитание - это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям, воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Патриотическая система воспитания в школе направлена на:

а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;

     б) формирование духовно-нравственных качеств личности

в) воспитание патриотов земли России;

г) разносторонне развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;

д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

е) формирование трудолюбия;

ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков и внеурочной деятельности.

з) воспитание бережного отношения к природе.

   Познание русской народной культуры через патриотическое воспитание школьников, может стать подлинно творческой, развивающей деятельностью, если:

1. в процессе ознакомления учащихся с народным фольклором, чтением и разбором народных статей, рассказов, сказок из учебных книг, знакомство с декоративно-прикладным искусством, с традициями, опираться на доступный учащимися материал культурных традициях родного посёлка Увельского, через духовно-нравственное воспитание;

2. включать учащихся в традиционные праздники посёлка Увельского;

3. привлекать родителей к совместной работе;

4. проводить экскурсии на природу, по архитектурным памятникам, в краеведческие музеи.

 

 

ГЛАВА II. Содержание и методика организации патриотического воспитания младших школьников на основе ознакомления с русским народным костюмом

Задачи:

1. учить детей уважать старшее поколение, быть благодарным за все,

что они сделали для страны, для родного поселка

2. прививать подросткам чувства милосердия, взаимопомощи, гуманизма, ответственности, благодарности

3. воспитывать самоорганизацию, самооценку, внутреннюю самовоспитанность и самодостаточность

4. формировать умение жить и работать в коллективе, в сложноорганизованном и взаимосвязанном обществе

Тимуровское движение в МБОУ Увельской СОШ №2 ведется по следующим направлениям:

Добрые дела»

Добрые дела

Мы живем в родном поселке, который является частицей России, самой любимой и близкой точкой Земного Шара. Все здесь взаимосвязано, все вытекает одно из другого. Детский сад, куда ты ходил несколько лет назад и куда ходит твоя младшая сестренка. Улица, где ты живешь. А на этой живет твоя бабушка. А здесь работает папа. Поэтому нет ничего чужого, не касающегося каким-либо образом тебя лично. Повседневной акцией «Добрые дела» учащиеся помогают не только окружающим, но и себе, учатся жить в обществе и быть ему полезным. А если ребенок поймет свою значимость, то легко сможет реализоваться как личность.

Результативность

Практический опыт показал, что многие вопросы по духовно-нравственному воспитанию решать было трудно, потому что социальные условия жизни каждого ребёнка индивидуальны. Особое внимание я старалась уделять детям «группы риска», так как считаю, что добрые чувства есть в каждом человеке: доброта врождённа. Если другие качества как трудолюбие, прилежность надо воспитывать, то доброту достаточно пробудить.

Для примера мы предоставляем

Задачи программы:

1. формирование у детей гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству, планете Земля;

2. формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;

3.изучение истории и культуры Отечества и родного края;

2. физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

3. методическое обеспечение функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

4. консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей посёлка в патриотическом воспитании детей.

Сроки реализации программы 2011 - 2015

Рефлексивный (2014-2015)

3. Выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

 

Наименование мероприятий Срок исполнения Ожидаемый результат

Создание нормативной базы

1.1. Создание и пополнение пакета методических документов по  патриотическому воспитанию  В течение года Обеспечение условий для внедрения нормативных правовых актов в практику патриотического воспитания 

Планируемые мероприятия по совершенствованию

Патриотического воспитания

3.1.Реализация мероприятий «Великой Победе посвящается» 3.2. День народного единства «Единая Россия – сильная Россия»: - краеведческие, исторические олимпиады; - конкурс сочинений; - открытые уроки и конкурс детского рисунка; - изучение символов Родины; - участие в районной викторине 3.3. Подготовка и участие в областном конкурсе патриотической песни «Моей России посвящаю» 3.4. Подготовка и проведение спортивных соревнований «Увельский экстрим»   3.5. «Вахта памяти – эстафета поколений»   3.6. Проведение акций и операций в поддержку пострадавших в зоне военного конфликта людей   3.7. Организация и проведение: - «Урок мужества» с участием ветеранов армии и флота; - встреча офицеров участников боевых действий под девизом: «Сыны Отечества»; - экскурсии по историческим местам г. Челябинск В течение года   Сентябрь - ноябрь   Февраль - апрель     Май   Май     В течение года     Январь - февраль   В течение года Пополнение исторического материала о событиях ВОВ   Активизация интереса учащихся к государственной символике, изучению истории Отечества, родного края на основе культуры и традиций народов России     Активизация интереса к изучению истории Отечества, песенного репертуара родного края   Повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества Укрепление связи поколений, воспитание учащихся на примерах героического прошлого   Формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу   Повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества Воспитание учащихся на основе боевых традиций старшего поколения, воспитание уважения к офицерскому корпусу России

Планируемые результаты

Подпрограмма направлена на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

•   элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

•   представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

•   элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

•   элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

•   интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

•   уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

•   ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

•   начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

•   элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

•   интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, Вологодской области.

•   стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, г. Вологды.

•   любовь к образовательному учреждению, Вологде, народу, России;

•   уважение к защитникам Родины;

•   умение отвечать за свои поступки;

•   негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

 

Выводы по второй главе

В МБОУ Увельской СОШ № 2 сформирована система патриотического воспитания, которая успешно функционирует при поддержке администрации. Реализуется эта деятельность благодаря работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования, функционированию кафедры «Велес», подросткового клуба «Галактика», филиала школы.

Диагностика определения уровней сформированности патриотического сознания показала высокие результаты, что говорит о целенаправленной и системной работе в данном направлении.

В 4а классе, учителем и классным руководителем которого является автор исследования, ведётся активная работа по использованию русского национального костюма, как средства патриотического воспитания.

Методические рекомендации к разработке программ по патриотическому воспитанию основаны на личном опыте и могут быть использованы не только при изучении народного костюма.

Предложенная подпрограмма «Воспитать гражданина» направлена на патриотическое воспитание школьников, на каждом этапе программы возможно обращение к народному костюму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          

  Патриотизм - важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины»

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, депутаты… От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее процветании.

Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви… Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,

наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

      У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения к поколению. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях.

Соприкосновение с народным искусством, традициями, народным костюмом, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Я считаю, что устное народное творчество, музыкальный фольклор, народный костюм, народное декоративно-прикладное искусство должн найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. 

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Поэтому, строя свою работу с детьми на основе народного искусства, я исходила из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей.

Народноеискусство использовалось мной интегрированной форме, как на занятиях, так и впроцессе самостоятельной деятельности детей (досуг, игра, прогулка).            

   Используя народное творчество в своей работе, я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народному костюму. Ведь костюм отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. В народном костюме как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алгазин, Д. А. Воспитание юных патриотов: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979.

 

2. Андреева, В. И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1995. - 195 с.

 

3. Батурина, Г. И. Условия эффективности воспитания в многонациональном социуме: (нац. шк.) // Научные труды Государственного научно - исследовательского института семьи и воспитания. - М.: Гос.НИИ семьи и воспитания. - 2004. - Т.1. - 60-65 с.

 

4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студентов высших Педагогических Учебных Заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.

 

5. Бобахо, В.А. Левикова С.И. " Культурология" -М.: Фаир - Пресс, 2000. - 400 с.

 

6. Бублик, Л. А. Основы военно - патриотического воспитания: учеб. О-75 пособие для студентов пед. ин - тов. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

 

7. Воспитание детей и учащейся молодежи в региональной системе образования./ О. Заславская, Е. Сагапова, А. Григорьева и др. // Воспитательная работа в школе. - 2004. - № 1. - С. 45 - 52.

 

8. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетия материалы брошюра. том 3. домашний быт русских цариц. М.: 2003

 

 

9. Каминская Н.М. История костюма. Учебное пособие для средн. спец. учеб заведений швейной про-сти. М., «Легкая индустрия», 1977.

 

10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983.

 

11. Лихачев, Б. Педагогика. Курс лекций. - М.: "Юрайт", 1999.

 

12. Лотман Ю.А.. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

 

13. Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура: учеб. пособие. - 3-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 288 с.

 

14. Мухина, В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000.

 

15. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство. 1983.

 

16. Неменский, Б. М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 кл. - М.: Просвещение, 1992.

 

17. Педагогика/ Под ред. Бабанского, Ю. К. - М.: Просвещение, 1983.

 

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студентов высш. и средн. учеб. заведений / С. А. Смирнов,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.141 с.)