Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы и перспективы развития налоговых систем ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Налоговая система не может эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Эффективность функционирования налоговой системы заключается в адаптации ее к экономическому положению страны, в благоприятном воздействии на экономическое развитие страны. Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства. Эффективность налогообложения заключается в следующем: – для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы; – для хозяйствующих субъектов – в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей; – для населения – в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги. В России сложилось крайне неоднозначное отношение к существующей «непропорциональной» фиксированной налоговой системе, когда люди платят единую ставку подоходного налога независимо от доходов. Одни, преимущественно неработающие и малооплачиваемые слои населения считают, что фиксированная система создана государством только в интересах бизнеса – она увеличивает разрыв в доходах и поэтому социально несправедлива. Ведь бизнес должен платить больше. Представители бизнеса, напротив, считают, что простого снижения ставки налогов на доходы недостаточно. Уравниловка вообще не эффективна – она не стимулирует предпринимателя. Значит, надо вводить дополнительные льготы для развития малого и среднего бизнеса, вовлекать больше людей в производство товаров и услуг. Тогда государство будет собирать больше налогов и соответственно увеличит отчисления в пользу малоимущих.
Кто же прав? Очевидно, каждый прав по-своему. Но критерий истины – практика. А что показывает практика? Должна ли быть налоговая система справедливой, когда рост налогов пропорционален доходам? Или эффективной, когда ставка налога фиксирована? А главное, может ли налоговая система одновременно быть справедливой и эффективной? Может! Если она учитывает интересы как бизнеса, так и малоимущих. К великому сожалению понятия «эффективность» и «справедливость» не только не тождественны, но в определенной мере противоречат друг другу. Противоречие между эффективностью и справедливостью является одной из сложнейших проблем человеческих взаимоотношений. Эта проблема едва ли не самая сложная во всей социально-экономической науке. Все резкие эксперименты с налоговой системой и их последствиями можно проследить на истории России в течение одного 20 века по принципу «действие - результат». Так, до отмены крепостного права налоговая система России носила преимущественно фискальный характер – земельный и подушевой налоги взимались пропорционально размерам земельных владений и прогрессивно доходу владельцев. Результат – главным источником дохода оставалось территориальное расширение, то есть экстенсивное развитие экономики. И это в то время, как в Канаде налоговая система построена на принципе одинаковой, фиксированной ставки налогов на доход для граждан – 12% и 32% для предприятий, независимо от величины и формы вложения капитала., но он включает постоянную индексацию ставок в соответствии с ростом потребительских цен. Разработана сложная система льгот, которые побуждают компании к вложению прибыли в НИОКР, экспорт, энерго- и недро- сбережению. Для защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов по погодным и иным причинам существует усредненный индекс налога на доход за пять лет. В США же, напротив, ставка подоходного налога прогрессивная, но очень разнообразная. Налог взимается не государством, а штатами и колеблется в пределах всего лишь 2-10% от суммы дохода, а в некоторых штатах он отсутствует вообще. Для бизнеса кроме того, существует множество налоговых скидок и льгот, стимулирующих инновации и природо- и ресурсосбережение. Однако для государства низкие ставки налога на прибыль компенсируются очень развитой системой обязательного страхования. Таким образом стимулируется бизнес и решаются социальные вопросы.
В Германии также взимается прогрессивная ставка подоходного налога, которая колеблется от 19 до 42% от суммы дохода физических лиц. Кроме того, из доходов, как и в США вычитается большое количество страховых выплат (пенсионное, медицинское, здоровья, жизни, безработицы, несчастного случая и т.д.). В Дании подоходный налог для физических лиц фиксированный, причем он еще выше, чем в Германии – до 58%, составляя при этом более половины поступлений в бюджет. В России при переходе к рыночной экономике началось формирование новой налоговой системы. Был принят закон о подоходном налоге с физических лиц по прогрессивной ставке в диапазоне от 12 до 60%. В результате с неизбежностью смены времен года сработал «закон граблей»: высокая ставка налога, а на этапе накопления вынуждает предприниматели либо закрыть бизнес, либо скрывать доходы. По оценке специалистов, в 1992–2002 годы бюджет хронически недополучал 30 – 40 % налоговых поступлений. Это немедленно «аукнулось» социальными проблемами –задержками зарплат бюджетникам, остановкой реформы армии и т.д. Невозможность эффективного пополнения бюджета «вынудила» правительство в 2004 году ввести фиксированную ставку подоходного налога: для граждан – 13% и 30% для бизнеса. Результат – налоговые поступления немедленно начали увеличиваться и, как следствие, стали расти зарплаты врачей, учителей; началась реформа армии. Итак, наш собственный опыт «учит», что во-первых, налоговая система как элемент экономики не прощает непродуманных экспериментов; во-вторых, фиксированная шкала налога в России всегда была эффективным инструментом развития рыночной экономики на начальном этапе. Зарубежный же опыт свидетельствует: по мере развития национальной экономики и ее налоговой системы, усложнения рыночных отношений и осознания обществом необходимости уважать законы экономики, государства и природы, форма налога на доходы становится не определяющей, поскольку вокруг нее выстраивается сложная система льгот, стимулов, поддержек, ограничений и компенсаций. Главной остается закономерность: только постоянно развивающаяся экономика государства способна обеспечить развитую социальную поддержку граждан и сбалансированное распределение общественного продукта в обществе. Нынешняя же налоговая система пока нам более или менее подходит потому, что в России, в отличие от Дании или США, бюджетный вес налогов зависит не от населения, поскольку оно еще мало вовлечено в экономические отношения, а от бизнеса. Это ситуация характерна для развивающихся стран со слабо развитым средним классом. Бизнесу в таких странах платить налоги по фиксированной шкале не то что выгодно, а жизненно необходимо, чтобы пройти этап накопления капитала, сформироваться и окрепнуть. Заключение Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования:
- налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции; - налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели; - налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков; - порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика; - обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер. Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики. Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. Но вышесказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих поколений ученых - экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и безусловно должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам. Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости
Также непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительное значение. Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества.
Список литературы: 1. Налоговый кодекс Российской федерации. Определение налога и налоговой системы. (Редакция от 5 ноября 2011г.) 2. Экономическая теория: учеб.– Борисов Е.Ф. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 – стр.318-319. 3. Журнал «Российская экономика: прогнозы и тенденции», издание центра анализа данных Высшей школы экономики (Москва), №5 (218), 2011год. Авторы: Надежда Воловик, Мария Габелко, Владимир Елаховский, Елена Иванова, Людмила Корбут, Людмила Лыкова, Евгений Хотулев. (стр. 8-9) 4. Журнал «Российская экономика: прогнозы и тенденции», издание центра анализа данных Высшей школы экономики (Москва), №6 (219), 2011год. Авторы: Надежда Воловик, Мария Габелко, Владимир Елаховский, Елена Иванова, Людмила Корбут, Людмила Лыкова, Евгений Хотулев. (стр. 9-10) 5. Основы налогообложения; учебное пособие для студентов, авторы: Воробей Е.К., Мостовая Е.В., Селиверстова М.А., Самохвалова О.С., Гнат Е.В.; под научной редакцией доктора экономических наук, профессора Гварлиани Т.Е., - Сочи, РИО СГУТИКД, 2007г. -56 стр. (стр. 3-4). 6. Налоговое администрирование: учебное пособие / кол. авторов; под редакцией Гончаренко Л.И. – М.: КНОРУС, 2009г. – 448с. 7. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. Грязновой А.Г. и Соколинского В.М. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – стр. 427-430. 8. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / Дадашев А.З., Пейзулаев И.Р.. – М. КНОРУС, 2009г, - 128 стр. (стр. 12-14) 9. Экономическая теория / под редакцией Добрынина А.И., Тарсевича Л.С.: учебник для вузов, 4-е издание – С-Пб.: Питер, 2010г. – 560с. Издательство «Питер» (стр. 408-418). 10. Макроэкономика (перевод с английского Лукашевич В. и др.; под общей редакцией Б.Лисовика и др.) Эдвин Дж. Долан, Д.Линдсей, С-Пб., 2004г. Литературная редакция Канарейкина С.Н. 11. Налоги с физических лиц: учебник / Пинская М.Р., Смирнов Д.А., Каширина М.В., Кочетова Н.Д, Гончаренко Л.И., Башкирова Н.Н., Горбова Н.С., Лысов Е.А., Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф., Попонова Н.А., - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М,2007г. – 304стр. – (высшее образование).
12. Официальный сайт Министерства Финансов http://minfin.ru/ru/ 13. Википедия www.wikipedia.org 14. Электронная библиотека: «Макроэкономика» (налоги и налогообложение) http://macro-economic.ru/content/view/10/11/ 15. «Эрудиция» - http://www.erudition.ru, Российская электронная библиотека; 16. Томский государственный университет, научная библиотека http://sun.tsu.ru 17. Журнал «Национальная безопасность»; создание сайта медиапортала «Хранитель» - IQB Group; http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=49817 18. Налоговый форум журнала – «Российский налоговый курьер» http://www.rnk.ru/journal/archives/2012/6/glavnye_novosti/sobytija/zakonodatelnye_iniciativy_vedomstva_gotovyat_predlojeniya181500.phtml 19. Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации minfin.ru 20. Журнал «Обзор макроэкономической ситуации», Институт комплексных стратегических исследований, Выпуск 7 (178), http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf1429.pdf 21. Федеральный портал: http://www.protown.ru/information/hide/6409.html 22. Итоги ежегодной ведущей конференции по налогам и оффшорам 21-22 июня 2011 года (Москва) http://www.amondsmith.ru/press-raschet-2009.01-pro-obzor/
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.029 с.) |