Сравнительная характеристика налоговых систем разных стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика налоговых систем разных стран



Еще Рузвельт, вытащивший в свое время Америку из жесточайшего кризиса, философски заметил: в жизни нет ничего неизбежного кроме налогов и смерти. В самом деле, любому государству для защиты независимости, обеспечению безопасности, поддержания закона и порядка, поддержки национальной экономики, развитию образования, здравоохранения и выплаты пенсий требуются деньги. А в государственную казну они поступают в виде налогов с граждан и предприятий. Другого пути нет.

Налоги имеют и философское содержание, поскольку являются неотъемлемым элементом не только общественного бытия, но и общественного сознания. Не зря уже на заре человеческой цивилизации мыслители трактовали взимание налогов как насильственное, но общественно необходимое и значит полезное действие государства. При этом в разных странах и обществах формировалось разное понимание и восприятие этого действия в очень широком диапазоне, что проявилось в филологических корнях термина «налог» в различных языках. Так, в русском  – «отдать» (подать), во французском – «отнять, ослабить» (impot), в английском – «обязанность» (duty), в испанском – «вложение денег» (impuesto), в немецком языке – «поддержка» (steuer).

И сколько тысяч лет существует государство, столько же правители и ученые со времен Вавилона и Древнего Египта до настоящего времени ищут оптимальные варианты налогообложения. Вариантов при этом перепробовано множество, а общепринятого для всех так и не найдено. Почему? Объяснение – в сложной объективной противоречивости социальной и экономической функции налогов. Ибо экономика подчиняется объективным законам эффективности, а социум – субъективным чувствам справедливости. Люди эффективны в работе по-разному, но требуют одинаково эффективного распределения ее результатов. Попытки доказать, что справедливость важнее эффективности, равно как и наоборот, кончаются экономическим и социальным крахом одновременно.

Налоги и в прошлом, и сегодня пронизывают все социально-экономические сферы общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

В далеком прошлом ученые-мыслители рассматривали налог как общественно необходимое и полезное явление, хотя формы налогового изъятия были жестокими - жертвоприношение, дань, использование труда рабов и др. С развитием и изменением форм государственного устройства суть налогов - обобществление части дохода; имущества общества - сохраняется.

Ученые-экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения. Изучая экономическую сущность пологов, классик буржуазной политэкономии Д. Рикардо писал: «Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода».   

Рассмотрим налоговую политику некоторых стран:

Австралия:

48 место по простоте уплаты налогов

11 платежей в год (1 – налог на прибыль, 4 – налог на работников, 6 – прочих платежей). 35 место в мире по количеству платежей.

109 часов на подготовку налогов в год (37 — подоходный, 18 – на работников, 54 — НДС). 22 место в мире по скорости.

47.9% полный налог. 127 место в мире по размеру.

Россия:

105 место по простоте уплаты налогов

11 платежей в год (1 – налог на прибыль, 3 – налог на работников, 7 – прочих платежей). 35 место в мире по количеству платежей.

320 часов на подготовку налогов в год (160 – подоходный, 96 – на работников, 64 — НДС). 132 место в мире по скорости.

46.5% полный налог. 123 место в мире по размеру.

США:

62 место по простоте уплаты налогов

11 платежей в год (2 – налог на прибыль, 4 – налог на работников, 5 – прочих платежей). 35 место в мире по количеству платежей.

187 часов на подготовку налогов в год (99 — подоходный, 55 – на работников, 33 — НДС). 66 место в мире по скорости.

46.8% полный налог. 124 место в мире по размеру.

Украина:

181 место по простоте уплаты налогов

135 платежей в год (5 – налог на прибыль, 108 – налог на работников (что не очень справедливо!) 22 – прочих платежей). 183 место в мире по количеству платежей.

657 часов на подготовку налогов в год (112 — подоходный, 364 – на работников, 181 — НДС). 174 место в мире по скорости.

55.5% полный налог. 149 место в мире по размеру.

Из этого можно сделать вывод, что разные страны воспринимают налоговую систему и подходят к её совершенствованию по-разному, а следовательно экономическое положение и стадии развития экономики этих стран различается, так как эффективность и справедливость налоговой системы влияет на экономику страны.

Налоги отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства. Во всех определениях налогов в разных странах подчеркиваются следующие их особенности:

1) тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

2) принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

3) участие в экономических процессах общества.

Исторически налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально-экономическая их сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строением общества, природой и задачами государства.

Таблица 2: Задачи и предназначения налоговой системы: примеры достижения эффективности из опыта разных стран

Страна

Формулировка основной задачи и предназначения

налоговой системы разных стран

Характерные черты/особенности1

А В C
Боливия обеспечивать постоянный рост собираемости налогов и укрепления налоговой дисциплины посредством повышения эффективности налогового администрирования, внедрения принципа добровольного соблюдении налогового законодательства, осуществления жесткого контроля над исполнением начисленных налоговых обязательств, а применения мер принудительного взыскания по отношению к неплательщикам А    
Мексика обеспечивать эффективный сбор федеральных налогов (взносов) в целях наполнения федерального бюджета, необходимого для финансирования государственных расходов при правильном и справедливом применении налогово-бюджетного и таможенного законодательства в условиях его добровольного исполнения А    
США оказывать высочайший уровень обслуживания американского налогоплательщика путем оказания ему помощи в правильном понимании налогового законодательства и честного и справедливого применения этого законодательства по отношению ко всем   В С
Канада основная задача- способствовать соблюдению налогового, торгового и таможенного законодательства Канады путем проведения воспитательной и просветительской работы среди налогоплательщиков, их качественного обслуживания и ответственного применения мер принудительного взыскания задолженности поналогам (другим установленным платежам), внося, таким образом, свой вклад в дело повышения социального благосостояния граждан страны А В  
Сингапур функционировать в качестве государственного органа, отвечающего за весь комплекс налогового администрирования (включая контроль над правильностью начисления и уплаты налогов(сборов) и применение мер принудительного взыскания); консультировать правительство по вопросам применения налогового законодательства и представлять Сингапур на международной арене по вопросам, относящимся к ведению Налогового управления А    
Малайзия налоговый комитет Малайзии обеспечивает сбор налогов в бюджет при четком соблюдении принципов справедливости, эффективности и честности и сохранении связанных с этим затрат на обоснованном уровне и при безупречном обслуживании клиентов А В С
Новая Зеландия оказывать качественную консультационную поддержку органам государственной власти и населению по вопросам применения законодательства, регулирующего сферу налогообложения и социальной защиты; повышать уровень соблюдения законодательства Новой Зеландии, регулирующего сферу налогообложения и социальной зашиты путем проведения воспитательной и просветительской работы среди налогоплательщиков, их качественного обслуживания, а также справедливого, но твердого применения мер принудительного взыскания А В  
ЮАР служба внутренних доходов ЮАР ставит перед собой следующие цели: постоянно совершенствовать процесс сбора налогов; обеспечивать соблюдение налогового законодательства; обеспечивать высокий уровень обслуживания клиентов с учетом их нужд при соблюдении принципов справедливости, равенства и прозрачности; добиваться высокой эффективности с точки зрения соотношения затрат и результатов; содействовать осуществлению политики государства в области социальной зашиты населения; ведение надежного статистического учета на основе достоверных данных; консультирование других органов государственной власти по вопросам применения налогового законодательства А В С
Уганда налоговое ведомство Уганды отвечает за обеспечение необходимых условий для мобилизации налоговых доходов в целях финансирования текущих и капитальных программ развития, повышения уровня жизни всех граждан страны и сокращения бедности при увеличении доли налоговых поступлений в ВВП А    
Литва заключается в повышении уровня жизни граждан Литвы и внесении своего вклада в дело развития нации путем повышения качества и эффективности налогового администрирования для обеспечения поступления в бюджет всех установленных законом налогов - ни больше, но не меньше А   С
Словения эффективный сбор налогов на благо государства и его граждан при обеспечении справедливого отношения к налогоплательщикам А   С

А - цели социально-экономического характера; В - основные методы достижения поставленных стратегических целей; С — ценности/ руководящие принципы.

Систему налогообложения в нашей стране не назовешь простой — ставки высокие, налогов много, и на их оформление требуется в среднем 448 часов в год. Такие данные опубликованы в отчете «Paying Taxes 2009», подготовленном компанией PricewaterhouseCoopers (PWC), Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Исследователи ставили перед собой задачу оценить уровень удобства налоговых систем различных стран мира.

Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате.

Таблица 3: 10 самых удобных налоговых систем мира.

Страна Общее число налогов Время, затрачиваемое на уплату налогов, (часов в год) Полная налоговая ставка, (%)
1 Мальдивы 1 0 9,1
2 Катар 1 36 11,3
3 Гонконг (КНР) 4 80 24,2
4 ОАЭ 14 12 14,4
5 Сингапур 5 84 27,9
6 Ирландия 9 76 28,8
7 Саудовская Аравия 14 79 14,5
8 Оман 14 62 21,6
9 Кувейт 14 118 14,4
10 Кирибати 7 120 31,8

Таблица 4: 10 самых сложных налоговых систем мира.

Страна Общее число налогов Время, затрачиваемое на уплату налогов, (часов в год) Полная налоговая ставка, (%)
172 Панама 59 482 50,6
173 Ямайка 72 414 51,3
174 Мавритания 38 696 98,7
175 Гамбия 50 376 292,4
176 Боливия 41 1080 78,1
177 Венесуэла 70 864 56,6
178 Центрально-Африканская Республика 54 504 203,8
179 Республика Конго 61 606 65,5
180 Украина 99 848 58,4
181 Беларусь 112 1188 117,5

В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134 место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: годом ранее мы находились на 130 строчке.

Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие участники опроса, изменившие свои методики пополнения казны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.009 с.)