Хореографическое искусство и творчество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хореографическое искусство и творчество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны



Хореографическое искусство и творчество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Курсовая работа по специальности «Народное художественное творчество» (по видам) вид - «Хореографическое творчество»

Выполнила:

студентка гр. 3НХТ-ХТ Гапонова Алёна Алексеевна

____________________________

                                                                                   (подпись)

 

 

Руководитель: преподаватель

Трусова Ольга Анатольевна

____________________________

                                                                                   (подпись)

 

Владимир, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………….………….... 3

Глава 1. Хореографическое искусство блокадного Ленинграда

1.1 Ленинградский балет в годы Великой Отечественной войны ………. 7

1.2 Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой в блокадном Ленинграде …………………………………………………………………. 12

Глава 2. Хореографическое творчество блокадного Ленинграда

2.1 Художественная самодеятельность блокадного Ленинграда ………. 16

2.2 Влияние хореграфического творчества на поднятие морального и патриотического духа ленинградцев ……………………………………... 21

Заключение …………………………………………………………………….. 25

Список используемых источников ……………………………………... 28

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… 32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы: в связи с тем, что в современном мире всё чаще прослеживается тенденция к пересмотру разных событий мировой истории, искажение реальных фактов и преподнесение ложной информации, очень важно всё больше интересоваться историей. К сожалению, осталось не так много времени, до того момента, когда реальные свидетели и участники этих событий уйдут из жизни. А предпринимаемые западными странами попытки переврать исторические факты, является частью мощной информационной войны, развернутой против России. Нынешнее поколение всё реже интересуется историей и довольствуется иногда попадающейся, непроверенной информацией в интернете. Нужно знать историю своей страны, ведь без прошлого не будет и будущего! В прошлом можно найти ответы на многие вопросы современности. Учась на ошибках прошлого, попытаться избежать их в будущем. И стать по-настоящему культурным и духовно обогащённым человеком.

Говоря о блокаде Ленинграда, мы, конечно, думаем о героизме его защитников. Каждый, видевший эти фотографии, сотни раз слышавший истории, читавший книги, никогда не сможет в полной мере представить, насколько страшно было жить и трудиться в блокадном Ленинграде. Ежедневно ленинградцы демонстрировали не только невероятное мужество и героизм, но и силу человеческого духа. Они не просто выживали – они творили и сохраняли величайшие ценности мирового искусства. Потому что самое страшное, что может произойти с народом – это потеря его культуры, исторической памяти и языка. Жаль, что современное общество так мало знает о событиях тех лет, вспоминает об этом великом подвиге только раз в год, не знает многих фактов, дат, имен, а ведь этим людям мы обязаны своей жизнью. Но речь идет не только о тех, кто непосредственно защищал нашу Родину от врагов с оружием в руках, не о тех, кто работал в тылу, а о тех, кто поддерживал солдат морально, поднимал их патриотический дух и веру в победу. О тех мало кому известных героях, которые своим искусством поддерживали в солдатах стремление к победе. Огромную роль в деле влияния на подъём патриотического и морального духа горожан и защитников города оказали деятели культуры и искусства Ленинграда. Именно в годы Великой Отечественной войны культура оказалась наиболее востребованной, являлась духовным зарядом по мобилизации людей на героический труд и ратный подвиг.

В эти годы произведения культуры, равно как и хореография, кинематограф, литература, живопись, музыка, отличались высоким достоинствам, искренностью патриотического чувства. Партия, видела в них своих ближайших и активных помощников, призвала их к всемерной мобилизации духовных сил народа на защиту Отечества. Несмотря на массовую эвакуацию из Ленинграда хореографических коллективов, деятелей искусства и других работников культуры, выехавших вглубь страны, в городе остались видные артисты балета, самодеятельные хореографические коллективы, писатели, композиторы, художники и музыканты.

Многие ушли в действующую армию и ополчение. Другие с первых дней войны встали в строй армии идеологического фронта. Творческая интеллигенция подчинила свою работу интересам фронта и тыла.

Именно во время войны возросло особенное значение художественной самодеятельности как организующего и культурно-воспитательного средства. В эти суровые годы на предприятия пришли миллионы новых рабочих и работниц, преимущественно молодежь, которая интересуется искусством.

Война не только не погасила интереса к самодеятельному искусству, но еще больше расширили его аудиторию, предъявила ещё более высокие требования к его идейному содержанию и мастерству исполнителей.

Выступления художественной самодеятельности в немалой степени способствовало воспитанию высокоидейного, всесторонне развитого, дисциплинированного, культурного воина – патриота и интернационалиста, надежного защитника.

Разработанность темы.

Объект исследования – хореографическое искусство Ленинграда.

Предмет исследования – роль танца в жизни военного Ленинграда.

Цель исследования - изучить культурную жизнь блокадного Ленинграда.

Задачи исследования:

- ознакомление с Ленинградским балетом в годы Великой Отечественной войны;

- изучить деятельность Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в блокадном Ленинграде;

- рассмотреть развитие коллективов народного художественного творчества в осажденном городе;

- выявить влияние хореграфического искусства на поднятие морального и патриотического духа ленинградцев.

Существенный вклад в изучение этой темы внес советский писатель и публицист Юрий Лазаревич Алянский. Свои книги посвящал искусству осажденного Ленинграда, писал о судьбах выдающихся деятелей искусства того времени. Так же свой вклад снесла Раиса Моисеевна Беньяш — советский театровед и театральный критик. В своих работах она описывала театральную жизнь блокадного Ленинграда. Еще один советский писатель и сценарист затрагивающий тему блокадного искусства в своих работах − Юрий Я́ковлевич Я́ковлев. Автор книг для подростков и юношества, писал рассказы о детях войны.

 

 

В исследовании применялись следующие методы работы:

· Изучение литературы;

· Анализ;

· Синтез;

· Обобщение.

Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по 2 раздела, заключения и приложения.

 

 

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой в блокадном Ленинграде

В один ряд с героизмом участников блокадной эпопеи Ленинграда вошла самоотверженность педагогов Ленинградского хореографического училища. Новость о начале Великой Отечественной войны застала воспитанников и педагогов училища при подготовке выпускного спектакля – балета «Бэла».

 5 июля младшие классы – с первого по седьмой – в сопровождении директора училища Ревекки Борисовны Хаскиной и ряда педагогов были эвакуированы из Ленинграда в пионерский лагерь под Кострому. Родители сказали детям, что их везут на отдых, и к началу занятий все вернутся домой. 19 августа старшие воспитанники, педагоги и сотрудники училища вместе с государственным академическим театром оперы и балета имени С.М. Кирова были эвакуированы из Ленинграда в город Молотов (ныне Пермь). Исполняющим обязанности директора Ленинградского хореографического училища в блокадном городе была назначена Лидия Семеновна Тагер. Оставшиеся в Ленинграде учащиеся старших классов, педагоги и сотрудники несли круглосуточные дежурства в здании училища, давали шефские концерты для воинов, расчищали улицы после бомбежек, участвовали в строительстве оборонных сооружений, вступили в отряд местной противовоздушной обороны. Взрослые тушили на крыше зажигательные бомбы. [2]

Обстановка в стенах Ленинградской академии в октябре 1941 года зафиксирована в воспоминаниях В.С. Костровицкой: «В школе мороз. Жизнь сосредоточена в помещении канцелярии, там печка-буржуйка, кабинет директора и одна холодная зала. Остальные закрыты и завалены мешками с песком. После эвакуации осталось несколько студентов педагогического отделения и человек 15 учащихся в возрасте от 13 до 18 лет. Вместе с ними по 12 часов дежурю на морозе на чердаке. До этого небольшая репетиция. Учеников по очереди посылают то на вокзал, то в госпиталь станцевать какую-нибудь молдовеняску, русскую и прочее. Более 200 „концертов“ за один месяц обслужила эта маленькая группа ослабевших детей». [20, с. 47]

После эвакуации в Ленинграде осталось около 400 тысяч детей. Любимым занятием для многих из них стало посещение театра. Из воспоминаний будущей ученицы хореографического училища Людмилы Мельниковой:» После каждодневного мрака в доме и на улицах это было потрясающе! Блеск украшений, разноцветье костюмы артистов, музыка, танцы, пение — все это несло энергию давно забытой радости. Я запомнила стройные ноги артистки в серебряных туфлях на высоких каблуках. Мы же знали только сапоги и валенки. Обладательница этих ног вихрем носилась по сцене в роскошном костюме. Возможно, это была примадонна музыкальной комедии Нина Васильевна Пельцер. В зале мы сидели в пальто, валенках и варежках, помещение не отапливалось. А на сцене, видимо, царило жаркое лето какой-то неизвестной мне страны, где были мир и счастье!» [7]

В 1942 и 1943 годах состоялись блокадные наборы в училище. В голодных, изможденных войной детях было желание заниматься балетом. Конечно, это был уже не тот балет. Работу приходилось строить по упрощенной программе, так как физически ослабленные дети не могли заниматься как прежде. О первом наборе детей было объявлено по радио. Для предварительного отбора детей педагоги отправились в детские дома города. Затем, ребят после медицинского осмотра уже окончательно отбирала приемная комиссия в составе артистов: О.Г. Иордан, Н.В. Пельцер, и педагогов училища: В.С. Костровицкой и других. Прием проходил в единственном отапливаемом буржуйкой помещении канцелярии. Все ребята были очень худенькие, наголо стриженые, но чистенькие и хорошо одетые.  Как рассказывала в своих мемуарах одна из выпускниц блокадного набора Людмила Леонидовна Мельникова:» Комиссия не была строгой. Отбирали «за личико», внешний вид играл решающую роль. Физические способности многих, как я теперь понимаю, оставляли желать лучшего. В наш класс поступило двадцать три человека (семнадцать девочек и шестеро мальчиков), а окончили — четверо: Татьяна Легат, Татьяна Удаленкова, Людмила Коротеева (ныне Мельникова, автор этих строк), Александр Грибов». [7]

Занятия проходили только на 3 этаже, так как он единственный отапливался большой железной печью. Судить о состоянии школы мы можем по воспоминаниям Людмилы Леонидовны:» До возвращения училища из Перми в школе существовали только два класса: набор 1942 и наш — 1943 года. Общеобразовательными предметами мы занимались в помещениях третьего этажа, направо от лифта (тогда он не работал). Сейчас, в бывшем нашем классе, располагается раздевалка для девушек-старшеклассниц. Дальше — помещение столовой, но столовая тоже не работала. Мы приносили в школу с собой кто что мог: ломтик хлеба, «дуранду» — твердый кусочек кукурузного жмыха. Позже нас водили во Дворец пионеров. Там на втором этаже была столовая. Нам давали суп из «хряпы» (темные листья капусты), кашу-размазню серого цвета, иногда —  соевое молоко». [2]

В школе проходили занятия по классическому танцу, историко-бытовому, музыке, а также дети изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, французский, естествознание, рукоделие, историю и теорию музыки. Классический танец преподавала Любовь Ипполитовна Ярмолович. Она старалась в этих экстремальных условиях вложить в своих учениц любовь и уважение к профессии.  На занятия ребята приходили в пальто и тулупах, но немного разогревшись снимали верхнюю одежду обнажая легкие балетные платьица из белой бязи. Их шила тетя Надя, которая числилась гардеробщицей и одновременно костюмером, а штопали туфли девочки сами. Старшие девочки занимались в хитонах. «Мы были очень обессилены голодом, холодом, бомбежками и, конечно, очень малы, чтобы вполне понять подвижничество блокадного педагога, но старались изо всех своих небольших сил…» − вспоминала Мельникова. [7] К учебному процессу учителя подходили с большим пониманием и осторожностью. Особая миссия легла на педагогов классического танца. Заботясь о детях, они постоянно чередовали занятия с короткими промежутками отдыха, порой сокращали время урока или количество упражнений. Но удивительно: ученики занимались с редкой самоотдачей, не жаловались на усталость и соблюдали образцовый порядок и дисциплину. Помимо занятий ученики выступали в госпиталях. Таким образом − трудились для фронта, и у них появились дополнительные продовольственные карточки. Дети не только оттачивали мастерство, но и поддерживали солдат, радуя их своим искусством.  

Таким образом, даже тяжелое бремя войны не смогло задушить в детях тягу к прекрасному. Каждый день они с полной самоотдачей занимались в стенах полуразрушенной академии. Оттачивали свое мастерство, не жалуясь на голод и усталость. Преподаватели делали все, чтобы ученики не чувствовали себя ущемленными. Они с умом и осторожностью подходили к учебному процессу помогая каждому ребенку приоткрыть дверь в прекрасный мир музыки и танца, где не было войны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования данной курсовой работы было изучение культурной жизни Ленинграда во время блокады 1941-1944 года. Блокада Ленинграда − незабываемая страница в истории нашего народа. Нынешнему поколению трудно представить, как тяжело дались ленинградцам эти 900 страшных дней. Блокада несла с собой жесточайшие испытания и муки: голод, холод, бомбежки и артобстрелы, тяжелейшие физические и душевные травмы и, наконец – саму смерть. И именно в то время искусство сыграло огромную роль в поддержании духовных и физических сил жителей города, и помогло одержать победу над фашистскими захватчиками. В августе 1941 практически все ленинградские театры были эвакуированы, вместе с ними город покинули видные деятели культуры и искусства. Оставшиеся артисты сразу же были сформированы в концертные бригады, выступающие не только в пределах города, но и в горячих точках, прямо «у фашистов под носом».

С 8 сентября 1941г. по 27 января 1944г. Ленинград был блокирован войсками неприятеля. Нехватка продовольствия, отключенная электроэнергия, постоянные бомбёжки, холодные зимы – всё это с каждым днем всё больше и больше убивало в людях человечность. Именно искусство, как ничто другое помогало сохранить, всё то, что безжалостно отнимала война.

В первые дни войны многие артисты ушли добровольцами на фронт и занялись военно-шефской работой в тылу. Они думали, что на время войны их деятельность приостановлена, ведь раненые не нуждаются в искусстве так, как в рабочей силе. Они были готовы выполнять любую работу необходимую Родине. Однако оказалось, что танец и музыка не меньше помогали людям пережить все ужасы блокады.  Искусство стало единственным островком радости для измученных жителей города и фронтовиков. Оно позволяло хотя бы ненадолго отвлечься от всех тягот войны и погрузить в светлое прекрасное прошлое − счастливое и свободное время без войны.

С первых дней войны Ленинградские театры перестроил свою деятельность на военный лад. Несмотря на то, что температура в зале не превышала минус 8 градусов, залы были переполнены. После 16 часового рабочего дня у людей хватало сил, чтобы ходить в театр. Погружаясь в волшебный мир музыки и танца у них как будто открывалось второе дыхание, и они с новой силой начинали работать и верить, что победа не за горами. К тому же это отвлекало от постоянных мыслей о еде, ведь допустимая норма хлеба была снижена до предела. Голодные артисты и жители города нуждались друг в друге. Кроме того, в свободное время артисты занимались общественной работой, дежурили в госпиталях, помогали разбирать завалы после бомбежек. Народ в долгу не оставался: люди, как могли, подкармливали голодных исхудавших артистов, нередко передавая за кулисы корзины со свеклой и морковью. Во время войны бойцы писали балеринам письма, где обещали не допустить врага, ни в свой город, ни в свою семью, ни в «свой театр».

Так же в блокаду активно развивалась самодеятельность. Это привело к формированию детский военного танцевального ансамбля под руководством Аркадия Ефимовича Обранта. Это были обычные мальчики и девочки доказавшие, что человеческий дух способен пройти сквозь многие испытания, дабы другим не позволить поддаться страху и тоске. Вот как сам Обрант писал о своих учениках: «До того, как попасть к нам, они в кровь стирали руки и надрывали неокрепшие спины на оборонительных работах, зимовали в нетопленых квартирах и, когда у них на руках умирал кто-то из близких, копили хлеб, отрывали от своих блокадных 125 граммов! — чтобы заплатить хлебом — золотой валютой блокады — за гроб. Они не прятались по тревоге в бомбоубежище, потому что презирали смерть, и перебегали улицу под артобстрелом: была — не была! Они становились санитарами и бойцами групп самозащиты. Они тушили зажигалки, хватали их длинными щипцами и в бочку с водой — ш-ш-ш!.. Голод… Дистрофия… Утрата интереса к жизни. Они стали забывать, что такое электричество, телефон, водопровод. Как в страшном фантастическом романе, мои ребята перенеслись из эпохи первых Дворцов пионеров в ледяную блокадную Помпею, но не слились с мраком, не задохнулись жутким холодом — преодолели боль, одиночество, режущий голод. И теперь они живы! Они сыты. Они набрались сил. У них гимнастерки с петлицами защитного цвета. А на петлицах маленькие золотые лиры, поскольку эмблему военных артистов балета ещё не придумали. Они учатся стрелять из автомата ППШ, носят на ремнях трофейные финки. И мне порой кажется, что они не молоденькие салажата, а бывалые, прошедшие огонь и воду бойцы». [14, с. 137]

Подвиг, совершенный ленинградскими артистами невозможно переоценить. Неизвестно, смог бы Ленинград выстоять без удивительной силы искусства, и узнать это уже невозможно. Но мы можем воздать дань памяти и искренно поблагодарить их за прекрасное искусство и творчество, которое они сберегли!

 

Хореографическое искусство и творчество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Курсовая работа по специальности «Народное художественное творчество» (по видам) вид - «Хореографическое творчество»

Выполнила:

студентка гр. 3НХТ-ХТ Гапонова Алёна Алексеевна

____________________________

                                                                                   (подпись)

 

 

Руководитель: преподаватель

Трусова Ольга Анатольевна

____________________________

                                                                                   (подпись)

 

Владимир, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………….………….... 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.03 с.)