Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хореографическое искусство и творчество Ленинграда в годы Великой Отечественной войныСтр 1 из 6Следующая ⇒
Хореографическое искусство и творчество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Курсовая работа по специальности «Народное художественное творчество» (по видам) вид - «Хореографическое творчество» Выполнила: студентка гр. 3НХТ-ХТ Гапонова Алёна Алексеевна ____________________________ (подпись)
Руководитель: преподаватель Трусова Ольга Анатольевна ____________________________ (подпись)
Владимир, 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………….………….... 3 Глава 1. Хореографическое искусство блокадного Ленинграда 1.1 Ленинградский балет в годы Великой Отечественной войны ………. 7 1.2 Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой в блокадном Ленинграде …………………………………………………………………. 12 Глава 2. Хореографическое творчество блокадного Ленинграда 2.1 Художественная самодеятельность блокадного Ленинграда ………. 16 2.2 Влияние хореграфического творчества на поднятие морального и патриотического духа ленинградцев ……………………………………... 21 Заключение …………………………………………………………………….. 25 Список используемых источников ……………………………………... 28 ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… 32 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы: в связи с тем, что в современном мире всё чаще прослеживается тенденция к пересмотру разных событий мировой истории, искажение реальных фактов и преподнесение ложной информации, очень важно всё больше интересоваться историей. К сожалению, осталось не так много времени, до того момента, когда реальные свидетели и участники этих событий уйдут из жизни. А предпринимаемые западными странами попытки переврать исторические факты, является частью мощной информационной войны, развернутой против России. Нынешнее поколение всё реже интересуется историей и довольствуется иногда попадающейся, непроверенной информацией в интернете. Нужно знать историю своей страны, ведь без прошлого не будет и будущего! В прошлом можно найти ответы на многие вопросы современности. Учась на ошибках прошлого, попытаться избежать их в будущем. И стать по-настоящему культурным и духовно обогащённым человеком.
Говоря о блокаде Ленинграда, мы, конечно, думаем о героизме его защитников. Каждый, видевший эти фотографии, сотни раз слышавший истории, читавший книги, никогда не сможет в полной мере представить, насколько страшно было жить и трудиться в блокадном Ленинграде. Ежедневно ленинградцы демонстрировали не только невероятное мужество и героизм, но и силу человеческого духа. Они не просто выживали – они творили и сохраняли величайшие ценности мирового искусства. Потому что самое страшное, что может произойти с народом – это потеря его культуры, исторической памяти и языка. Жаль, что современное общество так мало знает о событиях тех лет, вспоминает об этом великом подвиге только раз в год, не знает многих фактов, дат, имен, а ведь этим людям мы обязаны своей жизнью. Но речь идет не только о тех, кто непосредственно защищал нашу Родину от врагов с оружием в руках, не о тех, кто работал в тылу, а о тех, кто поддерживал солдат морально, поднимал их патриотический дух и веру в победу. О тех мало кому известных героях, которые своим искусством поддерживали в солдатах стремление к победе. Огромную роль в деле влияния на подъём патриотического и морального духа горожан и защитников города оказали деятели культуры и искусства Ленинграда. Именно в годы Великой Отечественной войны культура оказалась наиболее востребованной, являлась духовным зарядом по мобилизации людей на героический труд и ратный подвиг. В эти годы произведения культуры, равно как и хореография, кинематограф, литература, живопись, музыка, отличались высоким достоинствам, искренностью патриотического чувства. Партия, видела в них своих ближайших и активных помощников, призвала их к всемерной мобилизации духовных сил народа на защиту Отечества. Несмотря на массовую эвакуацию из Ленинграда хореографических коллективов, деятелей искусства и других работников культуры, выехавших вглубь страны, в городе остались видные артисты балета, самодеятельные хореографические коллективы, писатели, композиторы, художники и музыканты.
Многие ушли в действующую армию и ополчение. Другие с первых дней войны встали в строй армии идеологического фронта. Творческая интеллигенция подчинила свою работу интересам фронта и тыла. Именно во время войны возросло особенное значение художественной самодеятельности как организующего и культурно-воспитательного средства. В эти суровые годы на предприятия пришли миллионы новых рабочих и работниц, преимущественно молодежь, которая интересуется искусством. Война не только не погасила интереса к самодеятельному искусству, но еще больше расширили его аудиторию, предъявила ещё более высокие требования к его идейному содержанию и мастерству исполнителей. Выступления художественной самодеятельности в немалой степени способствовало воспитанию высокоидейного, всесторонне развитого, дисциплинированного, культурного воина – патриота и интернационалиста, надежного защитника. Разработанность темы. Объект исследования – хореографическое искусство Ленинграда. Предмет исследования – роль танца в жизни военного Ленинграда. Цель исследования - изучить культурную жизнь блокадного Ленинграда. Задачи исследования: - ознакомление с Ленинградским балетом в годы Великой Отечественной войны; - изучить деятельность Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в блокадном Ленинграде; - рассмотреть развитие коллективов народного художественного творчества в осажденном городе; - выявить влияние хореграфического искусства на поднятие морального и патриотического духа ленинградцев. Существенный вклад в изучение этой темы внес советский писатель и публицист Юрий Лазаревич Алянский. Свои книги посвящал искусству осажденного Ленинграда, писал о судьбах выдающихся деятелей искусства того времени. Так же свой вклад снесла Раиса Моисеевна Беньяш — советский театровед и театральный критик. В своих работах она описывала театральную жизнь блокадного Ленинграда. Еще один советский писатель и сценарист затрагивающий тему блокадного искусства в своих работах − Юрий Я́ковлевич Я́ковлев. Автор книг для подростков и юношества, писал рассказы о детях войны.
В исследовании применялись следующие методы работы: · Изучение литературы; · Анализ; · Синтез; · Обобщение. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по 2 раздела, заключения и приложения.
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой в блокадном Ленинграде В один ряд с героизмом участников блокадной эпопеи Ленинграда вошла самоотверженность педагогов Ленинградского хореографического училища. Новость о начале Великой Отечественной войны застала воспитанников и педагогов училища при подготовке выпускного спектакля – балета «Бэла». 5 июля младшие классы – с первого по седьмой – в сопровождении директора училища Ревекки Борисовны Хаскиной и ряда педагогов были эвакуированы из Ленинграда в пионерский лагерь под Кострому. Родители сказали детям, что их везут на отдых, и к началу занятий все вернутся домой. 19 августа старшие воспитанники, педагоги и сотрудники училища вместе с государственным академическим театром оперы и балета имени С.М. Кирова были эвакуированы из Ленинграда в город Молотов (ныне Пермь). Исполняющим обязанности директора Ленинградского хореографического училища в блокадном городе была назначена Лидия Семеновна Тагер. Оставшиеся в Ленинграде учащиеся старших классов, педагоги и сотрудники несли круглосуточные дежурства в здании училища, давали шефские концерты для воинов, расчищали улицы после бомбежек, участвовали в строительстве оборонных сооружений, вступили в отряд местной противовоздушной обороны. Взрослые тушили на крыше зажигательные бомбы. [2]
Обстановка в стенах Ленинградской академии в октябре 1941 года зафиксирована в воспоминаниях В.С. Костровицкой: «В школе мороз. Жизнь сосредоточена в помещении канцелярии, там печка-буржуйка, кабинет директора и одна холодная зала. Остальные закрыты и завалены мешками с песком. После эвакуации осталось несколько студентов педагогического отделения и человек 15 учащихся в возрасте от 13 до 18 лет. Вместе с ними по 12 часов дежурю на морозе на чердаке. До этого небольшая репетиция. Учеников по очереди посылают то на вокзал, то в госпиталь станцевать какую-нибудь молдовеняску, русскую и прочее. Более 200 „концертов“ за один месяц обслужила эта маленькая группа ослабевших детей». [20, с. 47] После эвакуации в Ленинграде осталось около 400 тысяч детей. Любимым занятием для многих из них стало посещение театра. Из воспоминаний будущей ученицы хореографического училища Людмилы Мельниковой:» После каждодневного мрака в доме и на улицах это было потрясающе! Блеск украшений, разноцветье костюмы артистов, музыка, танцы, пение — все это несло энергию давно забытой радости. Я запомнила стройные ноги артистки в серебряных туфлях на высоких каблуках. Мы же знали только сапоги и валенки. Обладательница этих ног вихрем носилась по сцене в роскошном костюме. Возможно, это была примадонна музыкальной комедии Нина Васильевна Пельцер. В зале мы сидели в пальто, валенках и варежках, помещение не отапливалось. А на сцене, видимо, царило жаркое лето какой-то неизвестной мне страны, где были мир и счастье!» [7] В 1942 и 1943 годах состоялись блокадные наборы в училище. В голодных, изможденных войной детях было желание заниматься балетом. Конечно, это был уже не тот балет. Работу приходилось строить по упрощенной программе, так как физически ослабленные дети не могли заниматься как прежде. О первом наборе детей было объявлено по радио. Для предварительного отбора детей педагоги отправились в детские дома города. Затем, ребят после медицинского осмотра уже окончательно отбирала приемная комиссия в составе артистов: О.Г. Иордан, Н.В. Пельцер, и педагогов училища: В.С. Костровицкой и других. Прием проходил в единственном отапливаемом буржуйкой помещении канцелярии. Все ребята были очень худенькие, наголо стриженые, но чистенькие и хорошо одетые. Как рассказывала в своих мемуарах одна из выпускниц блокадного набора Людмила Леонидовна Мельникова:» Комиссия не была строгой. Отбирали «за личико», внешний вид играл решающую роль. Физические способности многих, как я теперь понимаю, оставляли желать лучшего. В наш класс поступило двадцать три человека (семнадцать девочек и шестеро мальчиков), а окончили — четверо: Татьяна Легат, Татьяна Удаленкова, Людмила Коротеева (ныне Мельникова, автор этих строк), Александр Грибов». [7]
Занятия проходили только на 3 этаже, так как он единственный отапливался большой железной печью. Судить о состоянии школы мы можем по воспоминаниям Людмилы Леонидовны:» До возвращения училища из Перми в школе существовали только два класса: набор 1942 и наш — 1943 года. Общеобразовательными предметами мы занимались в помещениях третьего этажа, направо от лифта (тогда он не работал). Сейчас, в бывшем нашем классе, располагается раздевалка для девушек-старшеклассниц. Дальше — помещение столовой, но столовая тоже не работала. Мы приносили в школу с собой кто что мог: ломтик хлеба, «дуранду» — твердый кусочек кукурузного жмыха. Позже нас водили во Дворец пионеров. Там на втором этаже была столовая. Нам давали суп из «хряпы» (темные листья капусты), кашу-размазню серого цвета, иногда — соевое молоко». [2] В школе проходили занятия по классическому танцу, историко-бытовому, музыке, а также дети изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, французский, естествознание, рукоделие, историю и теорию музыки. Классический танец преподавала Любовь Ипполитовна Ярмолович. Она старалась в этих экстремальных условиях вложить в своих учениц любовь и уважение к профессии. На занятия ребята приходили в пальто и тулупах, но немного разогревшись снимали верхнюю одежду обнажая легкие балетные платьица из белой бязи. Их шила тетя Надя, которая числилась гардеробщицей и одновременно костюмером, а штопали туфли девочки сами. Старшие девочки занимались в хитонах. «Мы были очень обессилены голодом, холодом, бомбежками и, конечно, очень малы, чтобы вполне понять подвижничество блокадного педагога, но старались изо всех своих небольших сил…» − вспоминала Мельникова. [7] К учебному процессу учителя подходили с большим пониманием и осторожностью. Особая миссия легла на педагогов классического танца. Заботясь о детях, они постоянно чередовали занятия с короткими промежутками отдыха, порой сокращали время урока или количество упражнений. Но удивительно: ученики занимались с редкой самоотдачей, не жаловались на усталость и соблюдали образцовый порядок и дисциплину. Помимо занятий ученики выступали в госпиталях. Таким образом − трудились для фронта, и у них появились дополнительные продовольственные карточки. Дети не только оттачивали мастерство, но и поддерживали солдат, радуя их своим искусством.
Таким образом, даже тяжелое бремя войны не смогло задушить в детях тягу к прекрасному. Каждый день они с полной самоотдачей занимались в стенах полуразрушенной академии. Оттачивали свое мастерство, не жалуясь на голод и усталость. Преподаватели делали все, чтобы ученики не чувствовали себя ущемленными. Они с умом и осторожностью подходили к учебному процессу помогая каждому ребенку приоткрыть дверь в прекрасный мир музыки и танца, где не было войны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью исследования данной курсовой работы было изучение культурной жизни Ленинграда во время блокады 1941-1944 года. Блокада Ленинграда − незабываемая страница в истории нашего народа. Нынешнему поколению трудно представить, как тяжело дались ленинградцам эти 900 страшных дней. Блокада несла с собой жесточайшие испытания и муки: голод, холод, бомбежки и артобстрелы, тяжелейшие физические и душевные травмы и, наконец – саму смерть. И именно в то время искусство сыграло огромную роль в поддержании духовных и физических сил жителей города, и помогло одержать победу над фашистскими захватчиками. В августе 1941 практически все ленинградские театры были эвакуированы, вместе с ними город покинули видные деятели культуры и искусства. Оставшиеся артисты сразу же были сформированы в концертные бригады, выступающие не только в пределах города, но и в горячих точках, прямо «у фашистов под носом». С 8 сентября 1941г. по 27 января 1944г. Ленинград был блокирован войсками неприятеля. Нехватка продовольствия, отключенная электроэнергия, постоянные бомбёжки, холодные зимы – всё это с каждым днем всё больше и больше убивало в людях человечность. Именно искусство, как ничто другое помогало сохранить, всё то, что безжалостно отнимала война. В первые дни войны многие артисты ушли добровольцами на фронт и занялись военно-шефской работой в тылу. Они думали, что на время войны их деятельность приостановлена, ведь раненые не нуждаются в искусстве так, как в рабочей силе. Они были готовы выполнять любую работу необходимую Родине. Однако оказалось, что танец и музыка не меньше помогали людям пережить все ужасы блокады. Искусство стало единственным островком радости для измученных жителей города и фронтовиков. Оно позволяло хотя бы ненадолго отвлечься от всех тягот войны и погрузить в светлое прекрасное прошлое − счастливое и свободное время без войны. С первых дней войны Ленинградские театры перестроил свою деятельность на военный лад. Несмотря на то, что температура в зале не превышала минус 8 градусов, залы были переполнены. После 16 часового рабочего дня у людей хватало сил, чтобы ходить в театр. Погружаясь в волшебный мир музыки и танца у них как будто открывалось второе дыхание, и они с новой силой начинали работать и верить, что победа не за горами. К тому же это отвлекало от постоянных мыслей о еде, ведь допустимая норма хлеба была снижена до предела. Голодные артисты и жители города нуждались друг в друге. Кроме того, в свободное время артисты занимались общественной работой, дежурили в госпиталях, помогали разбирать завалы после бомбежек. Народ в долгу не оставался: люди, как могли, подкармливали голодных исхудавших артистов, нередко передавая за кулисы корзины со свеклой и морковью. Во время войны бойцы писали балеринам письма, где обещали не допустить врага, ни в свой город, ни в свою семью, ни в «свой театр». Так же в блокаду активно развивалась самодеятельность. Это привело к формированию детский военного танцевального ансамбля под руководством Аркадия Ефимовича Обранта. Это были обычные мальчики и девочки доказавшие, что человеческий дух способен пройти сквозь многие испытания, дабы другим не позволить поддаться страху и тоске. Вот как сам Обрант писал о своих учениках: «До того, как попасть к нам, они в кровь стирали руки и надрывали неокрепшие спины на оборонительных работах, зимовали в нетопленых квартирах и, когда у них на руках умирал кто-то из близких, копили хлеб, отрывали от своих блокадных 125 граммов! — чтобы заплатить хлебом — золотой валютой блокады — за гроб. Они не прятались по тревоге в бомбоубежище, потому что презирали смерть, и перебегали улицу под артобстрелом: была — не была! Они становились санитарами и бойцами групп самозащиты. Они тушили зажигалки, хватали их длинными щипцами и в бочку с водой — ш-ш-ш!.. Голод… Дистрофия… Утрата интереса к жизни. Они стали забывать, что такое электричество, телефон, водопровод. Как в страшном фантастическом романе, мои ребята перенеслись из эпохи первых Дворцов пионеров в ледяную блокадную Помпею, но не слились с мраком, не задохнулись жутким холодом — преодолели боль, одиночество, режущий голод. И теперь они живы! Они сыты. Они набрались сил. У них гимнастерки с петлицами защитного цвета. А на петлицах маленькие золотые лиры, поскольку эмблему военных артистов балета ещё не придумали. Они учатся стрелять из автомата ППШ, носят на ремнях трофейные финки. И мне порой кажется, что они не молоденькие салажата, а бывалые, прошедшие огонь и воду бойцы». [14, с. 137] Подвиг, совершенный ленинградскими артистами невозможно переоценить. Неизвестно, смог бы Ленинград выстоять без удивительной силы искусства, и узнать это уже невозможно. Но мы можем воздать дань памяти и искренно поблагодарить их за прекрасное искусство и творчество, которое они сберегли!
Хореографическое искусство и творчество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны Курсовая работа по специальности «Народное художественное творчество» (по видам) вид - «Хореографическое творчество» Выполнила: студентка гр. 3НХТ-ХТ Гапонова Алёна Алексеевна ____________________________ (подпись)
Руководитель: преподаватель Трусова Ольга Анатольевна ____________________________ (подпись)
Владимир, 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………….………….... 3
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.03 с.) |