Виды и функции иллюстраций, их расположение в тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и функции иллюстраций, их расположение в тексте



 Виды иллюстраций художественно образные, научно познавательные, рисунок, фотография, чертёж, схема, карта, план, график.

 Рассмотрим некоторые иллюстрации по ближе, например, такие как:

– Фронтиспис. Элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте титульного листом;

– Иллюстрации-заставки. Помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него;

– Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа. Содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях;

– Заставки и концовки. Помещают в конце частей, глав или всей книги. Они также, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте;

– Полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная (на половине страницы), разворотная (на двух страницах). Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения;

– Оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях - менее значимых событий;

– Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими;

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находиться рядом на книжном развороте.

Техник выполнения иллюстраций большое множество, их можно использовать как вместе считая друг с другом, так и отдельно друг от друга. Например:

– Живописные материалы (акварель, гуашь, акрил);

– Графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш);

– Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введён П.Пикассо и Ж.Бракомв 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов;

– Аппликация – лат. (application – прикладывание). Кусочки какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) нашиваются, наклеиваются на ткань, бумагу, картон. Созданные таким образом изображения или орнамент придают произведению особую рельефность и выразительность;

– Фотомонтаж – композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в ХХ в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий;

– Компьютерная графика:

«Растровое изображение – это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселей или точек цветов (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах, и материалах.

Векторная графика – это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображения как матрицу пикселей (точек)».

Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) – раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Больше всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации, кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности.

Функция иллюстрации помочь уяснить то, что сказано в любом тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным содержание любого произведения – литературного, научного и всякого другого.

 Рассматривая произведения изобразительного искусства можно различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует. Но для изображения предметов художнику нужен такие средства как линия, определяющая границу предмета пятно светлое или темное предполагающих это те которые формы положение предметов, становится более конкретными, и, наконец, цвет, дающий предметам больше жизненности. В великих произведениях искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь этих сторон - рассказа, изображениях и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они удовлетворят требованиям красоты.

 Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение – "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу. Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников.

В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными: фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах. И конечно, особенное место принадлежит книге.

Книжная иллюстрация – это жанр графического искусства. Естественно, что книга своими размерами и своим устройством, структурой не может не влиять на особенности иллюстрации. Размеры страницы ограничивают размеры иллюстраций, их непосредственное соседство со шрифтом обязывает художника найти гармоничное решение книжного разворота. Техника печати также принуждает художника согласовать средства изображения со способом печати, который предназначен в данном издании.

Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых выпускается книга. Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга конца XIX века нередко оказывается в руках иллюстраторов-ремесленников. Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, что она нравится или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным знакомством с художественными произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Неудовольствие может быть вызвано встречей с непривычным, неожиданным способом изображения, хотя этот способ диктуется самим литературным произведением. Общая культура и эстетическое воспитание обязательны и необходимы, для верного понимания художественной иллюстрации.

1.3 Иллюстрации для полиграфических изданий

Для начала рассмотрим термин полиграфия. Полиграфия (от др. греч. πολύς «многочисленный» + γράφω «писать») — отрасль промышленности, занимающаяся изготовлением печатной, а именно книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.

Виды полиграфии:

1) Высокая печать.

 В высокой печати используется форма, где буквы и значки находятся на несколько миллиметров выше пробелов. Густая краска, используемая для высокой печати, наносится только на печатные элементы и не стекает в пробельные углубления. Последние вообще не касаются бумаги.

Высокую печать применяют, когда требуется точность изображений, линий, штрихов и насыщенность цвета. В современной полиграфии этот тип печати применяется для больших тиражей книг, многокрасочных изданий, этикеток для упаковки. Современные формы делаются из полимерных материалов и воспринимают любую краску без ущерба для печатных элементов и качества изображения.

2) Флексография.

Флексография – один из способов высокой печати, когда изображение наносится на разные материалы с помощью эластичных печатных элементов. Выпуклые части матрицы изготавливаются из фотополимера или резины. Изображение наносится путем фотополимеризации печатных элементов УФ-лучами. После подготовки полученное клише тщательно промывается и высушивается.

 В флексопечати используются текучие быстросохнущие краски:

Водные краски применяют для впитывающих поверхностей, в этом случае изображение получается матовым. Краски на основе спиртовых растворителей менее экологичны. Но они стоят дешевле, лучше скрепляются с поверхностью и дают глянцевый блеск. Краски, закрепляемые с помощью ультрафиолетового излучения, с высокой точностью передают цвета и сохраняют их баланс на весь тираж, лучше других сцепляются с поверхностью, не имеют запаха.

3) Глубокая печать.

В глубокой печати пробелы возвышаются над углубленными печатными элементами. В процессе производства краска подается на вращающийся цилиндр, откуда по специальным каналам она попадает в углубления. С пробельных элементов ее излишки убираются ракелем – деталью печатной машины, представляющей собой гибкую стальную ленту. Толщину красочного слоя можно регулировать. Глубокая печать применяется для получения выпуклого изображения. Пример – рельефные защитные элементы на денежных купюрах. В обычной типографии таким методом изготавливают иллюстрированные журналы, упаковку, художественную графику.

4) Тампонная печать.

Тампонная печать – вид полиграфии, позволяющий печатать изображение на поверхностях любой формы. Это один из способов глубокой печати, где с помощью промежуточного упругого элемента – тампона, или роллера – изображение переносится на любой рельеф запечатываемого материала.

Гибкие роллеры изготавливаются из силикона или полиэфируретана. Печатные формы – из металла. Процесс выглядит следующим образом: на металлическом клише вытравливается изображение; готовая форма устанавливается в печатную машину; подается и равномерно распределяется по клише краска; тампон забирает с клише красящее вещество и переносит рисунки на продукцию; предметы с нанесенным изображением поступают на сушку. Тампопечать используется для производства промопродукции, сувениров, брендированных товаров. Ее применяют в производстве игрушек, одноразовой посуды, упаковки для кондитерских товаров, парфюмерии, в автомобильной промышленности.

5) Плоская печать.

В современном типографском производстве лидирует плоская печать. Все элементы в ней находятся почти в одной плоскости. Основой печатной формы служит металлическая пластина (в современной полиграфии применяют алюминий), а разделение печатных и пробельных элементов основано на разнице физико-химических свойств поверхности формы. Ее обрабатывают специальным составом, образующим на пробельных и печатных участках пленки с разными поверхностными свойствами. Пробельные элементы предварительно увлажняются водой, поэтому они не воспринимают жирную краску. В процессе печати форму попеременно смачивают водой и закатывают краской, затем вводят бумагу, и на ней под давлением делается отпечаток.

6) Литография.

Один из самых давних способов плоской печати – литография. Она использовалась для печати изображений с конца XVIII в. Под печатную матрицу раньше использовали плоский камень, теперь его заменили более легкими в обработке металлическими пластинами. На их поверхность литографским карандашом или жирной тушью наносится основной рисунок. Затем форма протравливается кислотным составом для получения пробельных участков. Жирная литографская краска защищает линии рисунка, и участки под ней остаются непротравленными.

 После травления матрица помещается в станок, с нее смывается исходное изображение, а на его место валиком наносится типографская краска, хорошо пристающая к непротравленным участкам. Для получения оттиска на готовую форму кладется бумага и прокатывается под определенным давлением.

7) Ароматическая полиграфия.

 Полиграфия с применением ароматических красок и лаков. Одна из существующих технологий основана на добавлении ароматических масел в типографскую краску. Но более популярны две схожие технологии, которые по аналогии с английскими названиями можно назвать «поскреби и понюхай» и «оторви и понюхай». Технологии основаны на добавлении ароматических веществ, заключенных в микрокапсулы в типографскую краску. В первом случае, для получения запаха, по зоне ароматической печати необходимо поскрести, чтобы разрушить оболочки микрокапсул. Во втором случае участок с ароматической печатью прикрывается наклеенной бумагой, при отрыве которой аналогичным образом разрушаются микрокапсулы и высвобождается запах.

8) Стерео.

Стерео – ярко выраженный эффект объема композиции или объекта. Этот эффект основан на том, что при просмотре полученного стереоизображения один глаз видит объект с одного ракурса, другой глаз – с другого. Таким образом, вы видите объект так, что возникает видимость глубины изображения. Для создания стереоэффекта необходима многоракурсная съёмка или 3D-моделирование. Одной из разновидностей стереоэффекта является «псевдостерео». Эффект основан на взаимном смещении слоев композиции относительно друг друга и перекрытии одного изображения другим. Преимуществом псевдостерео является простота и возможность создавать визуально объемное изображение из плоских предметов. Технически может быть реализован в виде разнесенной (для просмотра без специальных технических средств, за счет изменения направления взгляда глаз) или совмещенной (просмотр через анаглифные очки с окрашенными стеклами), стереопары или же при печати на лентикулярном (линзовом) растре.

Литография применяется для изготовления эстампов, она хорошо передает фактуру и считается отдельным видом искусства. Сегодня ее используют для печати книг, карт, афиш, упаковки.

9) Офсетная печать.

Офсетная печать – основной вид плоской печати, широко применяемый в современной полиграфии – это офсетная печать. Особенность метода заключается в том, что краска наносится на бумагу не с формы, а с промежуточного цилиндра (офсетного вала), что позволяет получать не зеркальное, а прямое изображение.

Этот вид печати в типографии применяется для изготовления листовой и рулонной продукции. Сухой офсет (без увлажнения формы) используют для производства пластиковых карт. Цифровой офсет позволяет обойтись без сложной подготовки, но при большом тираже обходится дороже простого.

10) Ирисовая, или радужная печать.

Радужная печать, когда цвета плавно переходят один в другой, является подвидом офсетной печати. Красочный контейнер разделен перегородками, в ячейках загружены разные цвета. Проходя через систему валиков, краски частично смешиваются, образуя слегка размытые переходы цветов.

Ирисовая печать используется для нанесения защитных микроузоров на банкноты и ценные бумаги, производства карманных календарей, рекламных материалов.

11) Трафаретная печать, или шелкография.
В трафаретной печати изображение получают путем оттиска краски через сетку из нитей, натянутых на рамку. Изначально сетка состояла из шелка, отсюда и название способа – шелкография. В современной печати используют полимерные или металлические нити. Толщина слоя краски зависит от диаметра нитей и расстояния между ними. Печатная форма изготавливается тремя способами:

Прямым, когда на сетку наносится полимерный копировальный раствор. Высушиваясь, он образует светочувствительный растворимый слой. После экспонирования изображения УФ-лучами печатные элементы вымываются, а пробельные твердеют.

Косвенным, при котором копировальный слой наносят сначала на пленку, а затем прикатывают ее к сетке.

Комбинированный способ дает более высокую тиражестойкость и четкость изображения благодаря тому, что сетка предварительно соединяется копировальным материалом и раствором.

Запечатываемый материал жестко закрепляется на станке в горизонтальном положении. На печатную форму подается краска и вдавливается с помощью ракеля. Он же срезает излишки краски. Затем полученное изображение отправляется на просушку.

 Трафаретная печать используется для печати визитных карточек, приглашений, открыток, папок, рекламных буклетов и другой представительской полиграфической продукции. С помощью шелкографии наносятся изображения на мелкие предметы, способ применяется для изготовления сувенирной продукции – брелоков, зажигалок, ручек.

12) Цифровая печать.

В цифровой печати передача оттиска полностью компьютеризирована и автоматизирована. Благодаря возможности оперативно менять изображения и тексты, этот тип печати достаточно дешев даже при печати маленьких тиражей. Типографское цифровое оборудование печатает сразу из электронных файлов без применения постоянных печатных форм. Исключение составляет ризограф, где она формируется непосредственно перед печатью. Но из-за скорости процесса ризограф тоже считается цифровой машиной.

Листовая цифровая печать производит малоформатную продукцию – листовки, календари, буклеты, визитки. Широкоформатная применяется для печати баннеров наружной рекламы. Цифровая печать может быть цветной и однокрасочной.

13) Сублимационная печать предназначена для окрашивания синтетических и полусинтетических тканых материалов, и нанесения рисунка на сувенирную продукцию. Метод основан на сублимации красящего вещества, переходящего при нагреве сначала в газообразное, а затем в твердое состояние.

 Для нанесения используется термопресс, разогревающий поверхность материала до состояния плавления. Попадающая на нее краска прочно спаивается с поверхностью, образуя слой, устойчивый к механическим воздействиям. Печать производится на специализированных сублимационных принтерах.

14) УФ-печать. Ультрафиолетовая печать производится на струйных принтерах с УФ-светоидами, под действием которых отверждается краска. Она изготавливается из полимеризующихся материалов, устойчивых к выцветанию и воздействию воды. В отличие от офсетных красок, УФ-чернила быстро застывают, что снижает процент брака и ускоряет процесс печати тиража.

 Многим в детстве давали такие задания, как прочитать книгу и зарисовать больше всего понравившийся фрагмент. Но и сейчас можно заметить, что люди продолжают рисовать иллюстрации к любимым книгам для себя, уже не являясь детьми. Кто-то рисует более абстрактно, а кто-то в стиле реализма. Но главной мыслью, является передача информации из головы, то, что нельзя потрогать, на бумагу. Иногда, увлекшись детективом, можно зарисовывать подозреваемых и думать кто же больше подходит на роль преступника. А если речь заходит о фантастике, то можно не только примерить на себя роль главного героя. Также можно иллюстрировать волшебных животных, описанных в книге, которых не увидишь в живую, но в любом случае, какой бы перед читателем не был жанр, всегда есть представление о прочитанном в голове читателя.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.17 (0.042 с.)