Римский император феодосий I великий указом от 392 года закрыл святилище, — в целях борьбы с язычеством и укрепления христианства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римский император феодосий I великий указом от 392 года закрыл святилище, — в целях борьбы с язычеством и укрепления христианства.



 

Последние следы мистерий были уничтожены в 396 году во время вторжения короля готов Алариха I в Византию.

 

Дионисийские мистерии.

Таинства и посвящения бога Диониса.

Культ Диониса по существу противостоял общепринятой традиции умеренности, столь присущей грекам. Это был праздник вина, веселья, отказа от норм однообразной жизни, культ буйства и свободы. Ему предавались здоровые, не находящие достойного выхода своим душевным силам женщины, которые становились на время мистерии вакханками, или менадами, – спутницами Диониса.

Дионисийские мистерии проводились в самых разных регионах античного мира: в Малой Азии, Греции, Египте, Италии. Отправлялись они частным образом, но, как правило, под контролем государства. Они получили широкое распространение в эллинистически-римское время. В античные времена к этому таинству относились неоднозначно, считалось, что оно разрушает традиционные устои и в какой-то мере развращает молодых людей. Тем не менее, праздник в народе любили, как и самого бога Диониса.

 

Хорошо известны греческие экстатические праздники и шествия в честь Диониса. Им посвящены «Вакханки» Еврипида, а Диодор Сицилийский пишет о них:

 

«Беотийцы и прочие эллины и фракийцы… учредили торжественные жертвоприношения, справляемые раз в три года в честь Диониса, и верили, что бог в это время является людям. Поэтому во многих эллинских городах каждые три года происходят сборища вакханок и у девушек существует обычай носить тирсы и, приводя себя в исступление, неистовствовать, выкрикивая в честь бога возглас "эуа". Замужние же женщины группами совершают жертвоприношения богу, справляют его таинства и вообще в гимнах прославляют присутствие Диониса, подражая таким образом менадам, которые, как гласит история, издревле были спутницами бога» (Историческая библиотека. IV, 3).

 

Дионисийские таинства обещали счастливую загробную жизнь в пышных застольях рядом со своим богом.

 

Согласно мифологическому повествованию, некогда обезумевший юный Дионис скитался среди рощ и лесов по воле злопамятной Геры. Правда, скитался не в одиночестве. За ним следовали поклонницы – менады, такие же безумные женские духи.

 

В описаниях Дионисийских мистерий говорится о бегущих толпах вакханок, всё уничтожающих на своем пути. Они одеты в шкуры леопардов или оленей, вооружены жезлами, увитыми плющом, подпоясаны задушенными змеями. За ними шли толпы людей, созерцая зрелище. А вот на пути бегущих им лучше было не становиться.

 

Необычайное поведение менад позволяет думать, что их сознание было притуплено или изменено, как и у самого Диониса.

 

Как правило, такие мистерии носили эротический характер. Понятно, что когда менады бежали, никакого разврата быть не могло. Их полуобнаженные тела для греков не являлись непристойными. Но вот когда менады падали в изнеможении, тогда, очевидно, и происходили некоторые обрядовые действия. Эта часть мистерии источниками умалчивается, поскольку греки вообще не описывали в литературе сам процесс сексуальных отношений, равно как и не предавались им публично. Тем не менее, поздние источники оставили указание на то, что Дионисийские мистерии действительно имели какое-то отношение к разврату.

 

Кое-кого из менад после мистерии находили мертвыми, повешенными на деревьях. Как они оказывались там – не совсем ясно. Все знали, что быть менадой опасно. Очевидно, некоторые из вошедших в экстаз менад просто уже не просыпались, а те, кто просыпался, возможно, чтобы стать менадой навечно, сами себя приносили в жертву, если получали в видениях такое повеление.

Молодость Вакха, Вильям-Адольф Бугеро, 1884 год

Орфики

 

Орфи́зм — мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея. Возникло ориентировочно в VI веке до н. э. — к этому времени относятся первые орфические гимны. По утверждению А. Ф. Лосева, орфизм «никак не моложе Гомера». Учение носило подчёркнуто эзотерический характер, что сближает его с пифагорейством и элевсинскими мистериями.

Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии.

 

По некоторому мнению, орфизм стал прообразом более поздних монотеистических религий, в частности, христианства, поскольку ознаменовал собой переход от многобожия к поклонению Единому Богу.

 

Орфизм назван в честь легендарного поэта-героя Орфея, который, как говорят, создал Дионисийские Мистерии. Однако Орфей был более тесно связан с Аполлоном, чем с Дионисом в самых ранних источниках и иконографии. Согласно некоторым версиям его мифов, он был сыном Аполлона и в последние дни своей жизни избегал поклонения другим богам и посвятил себя только Аполлону.

 

 Бертран Рассел (1947) отмечал:

 

Орфики были сектой аскетов; вино для них было только символом, как позже в христианском таинстве. Они искали опьянение "энтузиазма", единения с богом. Они полагали, что таким образом обретают мистические знания, недоступные обычными способами. Этот мистический элемент вошел в греческую философию с Пифагором, который был реформатором орфизма, как Орфей был реформатором религии Диониса. От Пифагора орфические элементы вошли в философию Платона, а от Платона - в более позднюю философию, которая была в той или иной степени религиозной.

Мифология орфизма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.005 с.)