Проституция в Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проституция в Древней Греции



Проституция являлась частью повседневной жизни древних греков архаического периода. В крупнейших греческих городах и особенно в портах в ней была занята значительная часть населения и она занимала значительную долю в структуре экономической деятельности. Она не была нелегальной, горожане не осуждали существование публичных домов, и они существовали на самом видном месте.

 

Легендарному законодателю Солону приписывают создание в Афинах государственных публичных домов («диктерионов») с регулируемыми ценами. Представители разных полов по-разному были вовлечены в проституцию: проститутками были как женщины всех возрастов, так и молодые мужчины, но клиентами преимущественно были только мужчины.

 

Псевдо-Демосфен в IV веке до н. э. провозгласил перед собранием граждан:

 

  «Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц — ради ежедневных телесных потребностей, тогда как жён мы берём ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также для того, чтобы иметь в доме верного стража своего имущества».

Таким образом, как видно, что греки не испытывали угрызений совести по поводу общения с гетерами (проститутками).

 

В то же время имелись достаточно жестокие законы, осуждающие отношения вне брака со свободной женщиной — в случае супружеской измены, обиженный муж имел право убить обидчика. То же самое относилось и к попытке изнасилования. Так как средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 30 лет, то для молодых афинян не оставалось другого выбора, если он хотел иметь сексуальные отношения, кроме как обратиться к услугам рабынь или проституток.

 

Древнегреческие проститутки были разделены на несколько категорий. На самом дне лестницы находились порнаи (блудницы, др.-греч. πόρναι). К ним относились рабыни, принадлежащие сутенерам, которые получили часть доходов. Сутенёр мог быть гражданином, для которого такой род деятельности являлся таким же источником дохода, как и любой другой. Теофраст в своих «Характерах» упоминает сутенеров следующими после владельцев гостиниц и сборщиков налогов в списке профессий. Сутенёр мог быть также иностранцем или иностранкой (метэки).

 

В классическую эпоху Древней Греции порнаи были рабынями варварского происхождения. Начиная с эллинистической эпохи среди них стали встречаться и молодые девушки, от которых отказались их отцы, свободные граждане. Они рассматривались как рабыни, пока не доказывалось обратное.

Свободные проститутки

Ступенькой выше среди проституток были бывшие рабыни, получивших свободу. Их положение было ближе к статусу гетер. Кроме непосредственной демонстрации клиентам своих прелестей, они прибегали к «рекламным» трюкам. Так, сохранились сандалии, которые при ходьбе оставляли на земле надпись: «Следуй за мной».

 

В этой категории проститутки имели различное происхождение: иностранки, которые не смогли найти другую работу в полисе, бедные вдовы, бывшие порнаи, которым удалось выкупиться из рабства (часто в кредит). В Афинах они были обязаны зарегистрироваться в городе и платить налоги. Благодаря своему ремеслу некоторые из них сумели разбогатеть.

Гетеры

Гетеры были на вершине иерархии. Их услуги не ограничивались сексуальным характером и не были одноразовыми. Буквально гетера (др.-греч. ἑταίρα) означает «спутница». Как правило, они имели хорошее образование и были в состоянии принимать участие в разговорах образованных людей, например, во время пира. Во многом они сопоставимы с японскими гейшами. Они одни среди всех греческих женщин, за исключением жительниц Спарты, были независимы и могли управлять своими собственными делами.

 

Гетера получала пожертвования от некоторых из своих «товарищей» (hetairoi) или «друзей» (philoi), которые обеспечивали её содержание и которым она предоставляла свои услуги. Чаще всего они были иностранками.

 

Сохранились известными имена некоторых гетер. В классическую эпоху известна Феодота, спутница Алкивиада, с которой Сократ дискутирует в «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта. Известна Неэра, которая была предметом знаменитой речи псевдо-Демосфена. Известна Фрина, ставшая моделью для статуи Афродиты Книдской работы Праксителя, которая была не только его любовницей, но и спутницей оратора Гиперида (он же защищал её в суде от бесчестия). Известна Леонион, любовница философа Эпикура и сама философ. В эллинистическую эпоху упоминается Питионика, любовница Гарпала, казначея Александра Великого и, наконец, Таис, которая сначала была любовницей самого Александра Великого, а затем Птолемея Первого.

 

 

Гетеры на банкете, сидя на скамейке. Терракотовые фигурки из Мерины. 25 г. до н. э., Лувр.

Религиозная проституция

Известно, что Солон на доходы учрежденных им в Афинах диктериад (публичных домов) построил храм в честь богини Афродиты напротив её статуи, у подножия которой собирались процессии верных прозелитов этой богини. Афинские гетеры принимали деятельное участие в празднествах в ее честь, которые совершались в четвертый день каждого месяца и во время которых они занимались своим ремеслом в пользу этого храма.

Другие такие же храмы находились в Фивах, в Беотии и в Мегаполисе, в Аркадии.Культ Афродиты покровительствовал священной проституции.

Приведём некоторые из имён Богини: она называлась "Pandemos" (всенародной), "Hetaira" или "Porne" (гетера, представительница грубой чувственности), "Peribasia", по латыни - "Divaricatrixa" - слово, содержащее намек на похотливый акт. Затем ее называли "Melanis", то есть чёрной, или богиней любовной ночи, потому что храм ее был окружен непроницаемым для дневного света лесом, где влюбленные бродили ощупью. Она носила еще названия "Mucheia" (богиня тайных мест), "Castnia" (богиня бесстыдных совокуплений), "Scotia" (богиня мрака), "Darcetos" (богиня праздной лени), "Kallipygos" (богиня с красивыми ягодицами), наконец "Mechanitis" (механическая богиня), так как изображения ее из дерева с мраморными ногами и лицом, будучи приведены в движение при помощи скрытых пружин, передавали самые циничные и грязные позы и движения.

 

Роль жриц этой богини часто исполняли куртизанки и способствовали таким образом увеличению доходов ее храмов. Страбон уверяет, что в храме Афродиты в Коринфе жило более тысячи гетер, посвященных его посетителям.

В Древней Греции был распространен обычай посвящать Афродите для умилостивления ее известное число совсем молодых девушек. Так, мы знаем, что Ксенофонт из Коринфа, отправляясь на Олимпийские игры, обещал посвятить ей пятьдесят гетер, если она дарует ему свободу. "О, владычица Кипра, - восклицает поэт Пиндар в оде, составленной в честь его победы, - Ксенофонт приведет в твой обширный лес целую вереницу в пятьдесят красавиц!.. А вы, молодые красавицы, - обращается он затем к этим последним, - вы, которые даете у себя приют и гостеприимство всем чужеземцам, вы, жрицы богини Пито в богатом Коринфе, возжгите благоухания перед изображением Афродиты и, призывая мать любви, умолите ее не отказать нам в ее небесной милости и дать нам то блаженство, которым мы наслаждаемся, срывая нежный цвет вашей красоты".

Празднества в честь Адониса – возлюбленного Афродиты, тоже отличались оргиастичностью. Гетеры посвящали его храмам значительную долю заработков, полученных путем проституции.

Религия Древней Греции

Греческая религия не имела единой организации и учения, а состояла из общинных культов различных божеств, которые не были всемогущими, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям.

 

Часто эти представления варьировались от региона к региону: например, Артемида могла почитаться как покровительница девственниц или рожениц. Иногда божества снабжались эпитетами: Зевс Ксений (покровитель путешественников), Зевс Ктесий (покровитель собственности) и так далее. Богам соответствовали священные животные (пережиток тотемизма). Боги подчинялись судьбе и могли даже бороться друг с другом. Были случаи посмертного обожествления (Геракл). Мифология была чрезвычайно развита.

 

Греки верили в существование загробного мира. Некоторые философы (Пифагор, Платон) признавали переселение душ, но эта идея не получила широкого распространения.

 

По замечанию К. Кереньи, греческая религия в своей классической форме является религией миропорядка, основанного Зевсом.

 

Местом поклонения богам служили алтари, на которых стояли идолы. Им жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных, включая жестокие гекатомбы. Из бескровных жертв популярны были либация (возлияние напитков, например, на симпосии) и фармаки (люди или животные, которых изгоняли из поселения во время бедствий). Большие алтари и статуи находились в кумирнях, при некоторых из них были оракулы. Существовали и священные камни (пережиток фетишизма).

 

Греки любили религиозные церемонии. К крупнейшим фестивалям относились Панафинеи и Олимпийские игры. Помимо них, религиозную окраску имели частные праздники (например, по достижении определённого возраста) и мистерии, самыми важными из которых были Элевсинские таинства.

 

Посвящение даров божествам означало не только почтение им, ожидалась ответная их благосклонность, тем большая, чем значительнее был дар.

 

Хотя строгой догматики в эллинской религии не было, некоторые тексты были окружены ореолом почитания: «Теогония» Гесиода, произведения Гомера и Пиндара.

 

Несмотря на то, что греческие боги часто совершали неблаговидные деяния, у их почитателей были представления о нравственности. Важными добродетелями считались умеренность, справедливость, мужество, благоразумие. Специфическим термином греческой этики был хюбрис — преступная гордыня, противление божественной воле.

 

Со временем греческая религия широко распространилась и повлияла на этрусков и древних римлян.

 

Мифология

Объединяющую, формообразующую роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Она начала складываться ещё в крито-микенский период. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи — земли и Урана — неба появились титаны, старшим был Океан, младшим — Кронос. По мифологии Кронос решил отомстить своему отцу за то, что он заточил его братьев титанов в Тартаре. Пока Уран спал, Кронос нанес ему тяжелый удар и стал царём всех богов. Дети Кроноса — боги во главе с Зевсом в жестокой схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ

(из книги Н.А. Кун. «Легенды и мифы древней Греции»

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

В начале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь Океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с одним глазом во лбу и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипнос — сон с роем мрачных тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду — отмщение за преступления — и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить, вместо сына, длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные Куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон, и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.024 с.)