Отличительной чертой философских произведений эллинистического времени, когда разорвался довольно замкнутый мир греческих полисов, является усиление внимания к отдельному человеку и его проблемам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительной чертой философских произведений эллинистического времени, когда разорвался довольно замкнутый мир греческих полисов, является усиление внимания к отдельному человеку и его проблемам.



Знакомство с мифологией Древней Греции необходимо каждому человеку, интересующемуся культурой, литературой, искусством. Начиная с эпохи Возрождения писатели, художники, скульпторы обильно черпали для своих произведений образы и сюжеты из сказаний древних греков. Сильнейшее влияние культуры античной Греции на развитие всех европейских народов невозможно оспорить. Во многом современная Европа до сих пор стоит на том самом фундаменте, который был заложен жителями легендарной Эллады. Сегодня мы познакомимся с древними греками и их мировоззрением, заглянем на Олимп и в Тартар, поучаствуем (заочно) в элевсинских и дионисийских мистериях и узнаем, как поживают современные греческие язычники.

Историческая справка

Дре́вняя Гре́ция, Эллáда (др.-греч. Ἑλλάς) — общее название территорий городов-государств, которые населяли, в основном, древнегреческие племена: эолийцы, ахейцы, ионийцы и дорийцы. Этническая карта Греции оставалась однородной и практически не изменялась на протяжении всей античной эпохи.

 

В территории, которые входят в понятие «Древняя Греция», учёные включают места расселения древних греков в период греческой колонизации. Начинается она с рубежа III—II тысячелетий до н. э. (возникновение первых государственных образований на острове Крит) и заканчивается во II—I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римской республикой и включены в состав Римской средиземноморской державы.

 

Географические границы в древнегреческой истории не были постоянными, они менялись в разные исторические эпохи, сужаясь или расширяясь по мере исторического развития.

 

Территория Древней Греции занимала юг Балканского полуострова с примыкающими с востока островами Эгейского моря, побережье Фракии, западное побережье Малой Азии и часть острова Кипр в период греческой колонизации VIII—VI вв. до н. э.

 

На востоке в неё входил район черноморских проливов, побережье Чёрного (Причерноморье) и Азовского морей. На юге грекам принадлежало побережье Северной Африки (Киренаика, современная Ливия); на западе — Южная Италия, восточная Сицилия; юг Галлии (современной Франции) и северо-восточное побережье Испании.

 

Период наивысшего экономического, политического расцвета полисного строя пришёлся на Vl — V вв. до н. э. и получил в истории Древней Греции название классического.

 

Самоназвание древних и современных греков — эллины, перешло на название страны — Эллада (Hellas). Этноним «греки» (др.-греч. Γραικοί, лат. Graeci) происходит из латинского языка и первоначально, видимо, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в названиях городов Грея[en] (Γραία) близ древнего города Танагра в Беотии и на Эвбее. Римляне перенесли название «греки» на весь народ эллинов.

Наука

В древнегреческой мифологии было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне были продолжены учеными Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Есть все основания вести речь не просто о накоплении научных знаний (что находились, как правило, в руках жрецов), а о развитии профессиональной науки.

 

Непреходящее значение имеет античная философия. В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, ставятся и получают своё оригинальное решение основные философские проблемы. Одним из важнейших достижений древнегреческой философии является разработка космологических вопросов — о происхождении Вселенной, о природе человека.

 

Образование эллинов

 

В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная для своего времени.

 

Именно в полисах Эллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободного населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.

 

Существовали частные и государственные учебные заведения. На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В признанном центре просвещения — Афинах — с их демократическим республиканским строем оформилась следующая система обучения. Первые школьные законы были составлены древнегреческим поэтом и государственным деятелем Солоном. В них было предусмотрено, что школьный учитель должен время от времени сдавать экзамены, чтобы подтвердить своё право учить других. Занятия в школах проводились только при дневном освещении. Если отец не отдавал сына в школу, то сын мог не поддерживать отца в старости. Школьный учитель обязательно показывал детям основные гимнастические упражнения, которым будут обучать в гимназии. Среди афинских учителей проводились соревнования в декламации и различных видах атлетики.

 

В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жёстким. По преданию, новорождённых осматривали члены герусии (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Слабых и болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта. Существовала система государственного школьного обучения, обязательная для каждого спартанца от 8 до 20 лет. Учились в школах, в отличие от Афин, и мальчики, и девочки, но в Спарте ребёнка отрывали от семьи. Ребят, начиная с 12 лет, делили на отряды, во главе каждого отряда находился прен (самый старший и наиболее авторитетный мальчик). Основными элементами обучения были: охота, религиозные и военные танцы, разнообразные физические упражнения. Умственное развитие было личным делом каждого спартанца.

Спорт в Древней Греции

Древние греки буквально боготворили физическую мощь, ловкость, красоту движений. Гимнастика уже с 1612 года до новой эры была в Греции подопечной государства, и ей обучали всех юношей (а в Спарте наравне с ними — девушек). Занимались гимнастикой в крытых дворцах спорта — гимназиях.

 

Древний историк Витрувий свидетельствует: это были большие помещения с палестрой (залом для борьбы), дромосом (помещением для бега), с комнатой для смазывания тела маслом и посыпания песком, с холодными, теплыми и горячими ваннами, даже с залом для разговоров философов. Были при гимназиях и открытые площадки — ксистосы.

Основой древнегреческого спорта был пенталон (пятиборье): бег, прыжки, борьба, метание дисков, копий и т. д., игры.

 

Критерии, по которым тогда определяли победителей, на наш взгляд, весьма своеобразны. Например, в беге с факелами в беззвездную ночь часто победителем становился не самый быстрый, а самый осторожный — кто придет к финишу с непогашенным факелом. А бегали быстро большинство древних греков: некоторые из них без особого напряжения могли опередить коня и загнать зайца. Очень разнообразны были прыжки: в длину, высоту, глубину, через обруч, канат, острия воткнутых в землю кольев.

 

Надо отдать должное древним грекам: их гимнастика была цельной, законченной системой. Ее целью было воспитать в гражданах Греции не только силу и ловкость, но и храбрость, энергию, выдержку, веселость, любовь к отечеству — городу, честь которого они вскоре (с 776 года до нашей эры) начали защищать на Олимпийских играх в честь Зевса раз в четыре года.

 

(Б. Краковский).

Олимпийские игры

Традиция проведения Олимпийских игр, существовавшая в Древней Греции, зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 года до н. э. по 393 год н. э., всего было проведено 293 Олимпиады в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название игр.

На соревнованиях проводились состязания в легкой атлетике и других видах спорта. В основном в них участвовали граждане мужского пола. В числе зрителей также могли быть только мужчины. Участники выступали обнаженными или в набедренных повязках. Соревнования, в которых обычно участвовали отдельные лица, а не команды, включали в себя бег, метание диска и копья, прыжки в длину, борьбу, бокс и панкратион.

Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном.

 

Мода в Древней Греции

 

Косметика и парфюмерия

 

 «Косметика» в представлении древних греков была настоящей наукой, отраслью медицины и преследовала цель сохранения естественной красоты человека.

Забота о красоте начиналась, разумеется, с личной гигиены. Если в суровом быту спартанцев уход за телом ограничивался купанием в реке, то в других древнегреческих полисах купание сочетали с посещением бани (особенно после работы или гимнастических упражнений). В Афинах частные и государственные публичные бани и купальни появились в V—IV вв.до н. э. В них имелись мужские и женские отделения, где можно было принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты. Специальные банные служители за особую плату не только мыли клиентов, но и делали им массаж, умащали их тела ароматическими эссенциями с запахами ириса и майорана. Распространено было также купание под струящейся водой (обливание, душ).

 

Во время пиров в знак гостеприимства приглашённым омывали ноги и дарили венки из цветов, делали притирания эфирными маслами. Определённым образом подобранные букеты ставили в вазы, чтобы их благоухание помогало избежать опьянения.

 

Как повсеместно в жарких странах, кожу натирали ароматическими маслами. Мужчины держали их в круглых сосудиках — арибаллах, а женщины — в изящных керамических флакончиках — лекифах самых разных форм и видов.

 

От косметики древние греки отличали коммотику — искусство нанесения ярких красок на лицо (то, что в наши дни принято называть макияжем). Считалось, что коммотика дарует иллюзорную, фальшивую красоту в ущерб красоте подлинной. В Спарте употребление красок для лица и тела было запрещено законом. Афинянки, напротив, очень увлекались макияжем — покрывали лица толстым слоем цинковых или гипсовых белил, румянили щёки киноварью или растительными красками. Глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой, а для придания им блеска смазывали яичным белком и камедью. Существовали также особые средства для борьбы с морщинами, сединой и т. п.

 

Гражданские права

Как проходила личная жизнь женщин? Поиском суженого мог заниматься только отец девушки. Сам договаривался с женихом, они заключали брачный договор. Никакого праздника, пышного застолья и прочего. В семейной жизни женщина должна была быть крайне осторожна, скромна и послушна, ибо как только муж заподозрит в измене, сразу может легко развестись.

 

Для развода мужу требовался только какой-либо свидетель происходящего, на глазах у которого обиженный супруг всё выскажет «виноватой» жене и уйдёт. Если хоть кто-то сможет подтвердить случившееся, муж с женой становятся бывшими. А ещё жене не доставалось никакое наследство, оно сразу переходило к сыну или другим родственникам мужа.

 

В Спарте женщины были так же бесправны, как и в других полисах Древней Греции, но имелись некоторые особенности. Спарта отличалась любовью к войнам и Олимпийским играм, поэтому демографическая политика была ориентирована на здоровых детей. Девушки проходили атлетическую подготовку в специальных учреждениях. Но государство заботилось не о них, а о рождении здоровых мальчиков. Сами девушки тоже были замотивированы тем, что если родится хилый ребенок, то его сразу убьют. Встречи мужа и жены проходили тайно, они никогда не показывались на глазах других людей – это было недостойно мужчины. Также он не мог рассказывать про жену и упоминать о ней на Фидитии – совместной трапезе мужчин.

Искусство Древней Греции

Особое место в истории мировой цивилизации занимает древнегреческая художественная культура. Эллинское искусство достигло глубокой человечности образов, проникнуто ощущением гармонии мира и человека, что осознанно воплощает красоту природного бытия.

 

С мифологией, её сюжетами и образами связано очень раннее формирование древнегреческой литературной традиции. Развитие отдельных сфер культуры не всегда происходит равномерно. Так, в Древней Греции вершины поэтического творчества были достигнуты гораздо раньше, чем сложились классические наука, образование и искусство. Примерно в VIII веке до н. э. Гомер написал свои эпические поэмы — «Илиаду» и «Одиссею». Большинство ученых считает, что Гомер жил в Малой Азии и был рапсодом — так называли поэтов, которые выступали с декламацией своих стихов. Алфавит (фонетическое письмо) было заимствовано греками у финикийцев в VIII веке до н. э. Греки писали, как и финикийцы, справа налево, без знаков препинания и без гласных, а в VI веке до н. э. письмо приобрело уже привычный для нас вид.

Как самостоятельный жанр литературного творчества сложилась драматургия.

Драматургия и театр

Возникновение древнегреческого театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса — дионисиями. Участники процессий надевали козьи шкуры и пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого — «песнь козлов»).

 

На историческое происхождение театра указывает обязательное участие в трагедиях хора, с которым сначала вступал в диалоги единственный актёр, позже количество актёров увеличилось до трёх. Совместившись с литературной традицией, театр в классическую эпоху из религиозных, народных представлений превратился в самостоятельный вид искусства. Театрализованные представления стали неотъемлемой частью государственных праздников — Дионисий и Леней. Для них строили грандиозные каменные театры, рассчитанные на тысячи зрителей (театр Диониса в Афинах, лучше других сохранился амфитеатр в Эпидавре).

 

Городские власти находили хорега (человека, который обеспечивал финансирование), отбирали постановки и на своё усмотрение определяли порядок показа комедий и трагедий. Бедные люди получали деньги на входной билет. Актёрами были исключительно мужчины, они играли в особых масках. Маски отражали характер и настроение изображаемого персонажа. Постановщиком был сам поэт.

Музыка

Важное место в жизни эллинов занимала музыка. Образы музыкантов представлены в древнегреческой мифологии (Орфей, Пан, Марсий), изображения музыкантов сохранились на греческих вазах и в виде скульптур.

 

 

В Греции существовали специальные коллегии (объединения) певцов, музыкантов, танцоров; музыка звучала во время торжеств, ритуалов, игр, сопровождала театральные действия. Музыкальный инструментарий был представлен струнными щипковыми (кифара, лира), а также духовыми инструментами (авлос, флейта Пана).

 

Древнегреческими мыслителями были изучены важнейшие акустические закономерности (Пифагор, Аристоксен), разработана детальная ладовая система и система нотации. Музыкальная культура древних греков предшествовала культовой музыке христианской Европы следующих веков (византийская музыка, григорианские песнопения) и в значительной мере определила дальнейшее развитие европейской музыки, дав большинству европейских языков также и сам термин — «музыка» (от муз).

Архитектура

В условиях рабовладельческой демократии создается целостная среда городов-государств. Развивается система регулярного планирования города (Гипподамова система), с прямоугольной сеткой улиц, площадью — центром торговой и общественной жизни.

 

Культовым и архитектурно-композиционным ядром города был храм, который строился на вершине акрополя — возвышенной и укреплённой части города. Эллины выработали совершенно другой, чем в древневосточной цивилизации, тип храма — открытый, светлый, который прославлял человека, а не внушал трепет. В архитектуре присутствует человеческое метрическое начало. Математический анализ пропорций древнегреческих храмов показал, что они соответствуют пропорциям человеческой фигуры. Классический греческий храм был прямоугольным в плане, со всех сторон окружённый колоннадой. Крыша была двускатной. Треугольные плоскости, образовавшиеся из фасадов — фронтоны — как правило, украшались скульптурными изображениями.

 

Наиболее совершенным архитектурным ансамблем классической Греции был Афинский акрополь. Он был сооружен во второй половине V века до н. э. в период наибольшего могущества Древних Афин. Холм Акрополис, что возвышается на 150 м над уровнем моря, издавна был крепостью, а затем местом главных культовых сооружений.

 

Изобразительное искусство

Скульптура была любимым видом искусства эллинов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях, ставились победителям Олимпийских игр и крупным драматургам. Овладение, очень постепенное, совершенством в этом виде искусства восходит к архаическим временам. Археологами найдены десятки очень похожих друг на друга архаичных статуй двух типов: куросы — статуи обнажённых юношей и коры — драпированные женские статуи. Эти фигуры выглядят ещё очень скованно, можно увидеть только попытки передать живое движение.

 

 

Шедевры скульптуры, которыми не устает восхищаться человечество, дала миру эпоха древнегреческой классики. Современниками были большие мастера Фидий, Мирон, Поликлет Старший. Фидия современники называли «творцом богов». Доныне его главные работы не дошли, судить о них можно только по восторженным описаниям и римским копиям.

 

Эпоха завоевания Александра Македонского, последующего краха его империи, полная страстей, взлётов и падений человеческих судеб целых государств, принесла новую атмосферу в искусство. Если сравнивать скульптуры эпохи эллинизма с предыдущим, классическим периодом, то их вид потерял невозмутимость, спокойствие.

 

Живописные произведения (фрески, картины) время не сохранило, но об их уровне позволяет судить замечательная вазовая живопись, а также поразительные фрески так называемых «могил» Персефоны и Филиппа Второго в Виргине (Македония). С совершенствованием керамической технологии рос её художественный уровень: для архаики характерен так называемый чернофигурный стиль изображения (рисовались тёмные фигуры на светлом фоне), который в классическую эпоху сменился краснофигурным, что сделал изображения более реалистичными.

Право

Суд присяжных

Дикасте́рий (греч. δικαστήριον) — суд присяжных в Древней Греции, прежде всего в Афинах.

Дикастерий назывался также Гелиэйя (ἡλιαία), по имени площади Гелиея (Ηλιαία) на Афинской агоре, на которой происходили заседания суда. Народных судей называли дикастами и гелиастами. Многолюдность суда (в Митилини, например, число судей доходило иногда до 883), публичность его заседаний под открытым небом и безапелляционность решений были отличительными чертами афинского дикастерия, равно как и соответствующих учреждений в других греческих республиках.

 

Народный суд считался у греков неотъемлемой принадлежностью и необходимым условием демократического строя общины; деятельное участие в отправлении правосудия входило в само понятие гражданина греческой общины, как определялось оно Аристотелем.

Ареопаг

Ареопа́г (др.-греч. Ἄρειος πάγος букв. «холм Ареса») — историческая местность (холм) в Афинах и орган власти в Древней Греции, собрания которого проходили на этом холме, судебно-политический трибунал в древних Афинах.

Возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнявшихся из бывших архонтов (высшее должностное лицо в Афинах), кандидатов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Входило в него 9 архонтов. Ареопаг являлся оплотом аристократии, позднее — олигархии. Главными функциями ареопага было наблюдение за соблюдением законов и суд по делам, связанным с убийствами.

 

Суд над Сократом

В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» — те, в которых наказание назначал суд.

 

В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа: когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволил, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф — это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, как известно, даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти.

 

У порога смерти Сократ пророчествовал, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Юный ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. «Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?» – этот вопрос встал перед Платоном во всей своей драматичности и породил другой вопрос: «Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?»

 

Платон в диалоге «Федон» оставил нам описание смерти Сократа. Философ твёрдо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение.

 

В 2012 году в Афинах был обставлен современный суд с участием видных юристов из разных стран и зрителей, в ходе которого мнения профессиональных юристов, выступивших в качестве судей, разделились поровну, а зрители большинством голосов высказались в пользу невиновности Сократа, и в результате философ был оправдан.

Афинская демократия

Приблизительно с 594 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания.

Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность. Разделения властей в современном понимании не было. По мнению доктора юриспруденции Карлин Романо, опыт афинской демократии по сей день привлекает внимание учёных больше, чем современные реализации демократии.

 

О современных представительских демократиях «Гардиан» отмечает, что древние афиняне, скорее, назвали бы британскую и американскую политические системы олигархическими.

В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.).

 

В. П. Бузескул подчёркивал правовой характер афинской демократии, где воля народа ограничивалась законом.

 

ВАЖНО! - Древнегреческая демократия была ограниченной демократией только свободных граждан, оставляя без политических прав рабов и женщин, составлявших абсолютное большинство населения. Античная демократия была рабовладельческой демократией.

Рабы, метэки (иноземцы и освобождённые рабы) и женщины не имели прав граждан и не могли участвовать в управлении государством. Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам было 1:3, поэтому в управлении государством (за вычетом женщин, детей и метэков) участвовали не более 15 % населения.

 

С политической демократией по времени и географическому положению совпала «вершина» классического наследия культуры античности.

Против демократии выступали различные социальные группы и прежде всего олигархи. Всех их объединяло одно — ненависть к демократическому строю. Они требовали ограничения числа полноправных граждан, введения имущественного ценза, уничтожения оплаты государственных должностей и передачи управления в руки немногих богатых людей. Ядро олигархов составляли представители старых родов, которые еще сохранились в греческих полисах.

К аристократическому ядру «благородных» примыкали все недовольные демократическим строем, независимо от их происхождения, звания и положения. Многие из олигархов были софистами, подтачивавшими существующий строй критикой демократии и проповедью индивидуализма.

 

Организационной ячейкой олигархов являлись товарищества, или гетерии. Гетерии были очень распространенной формой общения в античной Греции. Они представляли собой объединения, целью которых была взаимоподдержка, культовое общение и просто дружеские встречи. В противовес олигархическим гетериям создавались демократические. Гетерии клятвой обязывали своих членов защищать олигархический или демократический строй. Олигархи вербовали своих сторонников путем устной и письменной пропаганды (выступления и памфлеты).

 

Первый серьезный удар афинской демократии был нанесен государственным переворотом 411 г., осуществленным олигархическими гетериями. В июне 411 г. олигархам удалось протащить через народное собрание новую конституцию. Было образовано временное олигархическое правительство. О подробностях этого переворота можно почитать здесь:

https://collectedpapers.com.ua/ru/history-of-ancient-greece/oligarhichniy-perevorot-v-afinah

Интересно, что древние греки не воспринимали сексуальную ориентацию в качестве социального идентификатора, как это принято в современных западных обществах. Греческое общество не различало сексуальное желание или поведение по признаку пола участников, а скорее по роли, которую каждый участник играл в половом акте (проникновении), активной или пассивной. Эта поляризация соответствовала доминирующим и подчинённым социальным ролям: активная (проникающая) роль была связана с маскулинностью, высшим социальным статусом и взрослой жизнью, тогда как пассивная роль была связана с женственностью, более низким социальным статусом и молодёжью.

 

В Древней Греции гомосексуализм цвёл пышным цветом. Об истоках древнегреческой однополой практики исследователи спорят до пор. Существует две основные точки зрения на этот вопрос: во-первых, предпосылками гомосексуальных отношений могли быть доисторические обряды инициации, предполагающие интимный контакт между мужчинами. Во-вторых, общение между людьми противоположных полов было сильно ограничено: девочки жили отдельно, на специально отведённых женских половинах, не учились в гимназиях и не могли активно участвовать в общественных делах. Именно поэтому молодые люди были вынуждены удовлетворять основные инстинкты своими силами.

Наиболее распространённой и социально значимой формой однополых сексуальных отношений в Древней Греции были отношения между взрослыми мужчинами и мальчиками подросткового возраста, известными как педерастия. В этих отношениях сексуальные связи между взрослым мужчиной и мальчиком, достигшим половой зрелости, по мнению современных авторов, были широко распространены, но обычно сопровождались заботой старшего о развитии и воспитании юноши. Если эти отношения ограничивались только сексом, они не одобрялись обществом.

 

Интересно, что сведений о лесбийской любви среди гречанок практически нет: сексуальные отношения между женщинами считались предосудительными. Единственную информацию об однополых связях между женщинами можно почерпнуть лишь из произведений поэтессы Сапфо (Сафо). Эти источники относятся к VII — VI столетию до нашей эры. Однако неясно, какую именно любовь описывала в своих стихах легендарная гречанка: платоническую или же все-таки эротическую. Кстати, именно в честь поэтессы лесбиянство также называют сафизомом или сапфизмом. Не путать с софизом — умозаключением, намеренно содержащим логическую ошибку. А само слово лесбиянство также имеет греческие корни и происходит от названия острова Лесбос, на котором как раз и жила Сапфо.

 

Если о женской однополой любви не было принято говорить на публике, то мужские гомосексуальные отношения считались похвальными. Однако далеко не всякие связи между мужчинами являлись приемлемыми. Существовали определенные критерии, согласно которым мужчина мог или же, напротив, не мог завести любовника.

 

Во-первых и в-главных, вступать в интимные отношения могли исключительно свободные граждане. В Афинах же гомосексуальные практики и вовсе считались прерогативой элиты, высшей прослойки общества. Связь двух полноправных граждан называлась эфебической, потому что свободно рожденный мужчина в Древней Греции именовался эфебом. На рабов подобные привилегии не распространялись. Даже если раб был молодым, красивым и сексуально привлекательным, хозяину не следовало уединяться с ним в спальне. Объяснялось это так: мужчины должны были не только удовлетворять друг друга в постели, но и обмениваться знаниями, опытом, рассуждать на философские темы. А уровень общей эрудиции рабов оставлял желать лучшего, поэтому отношения с ними не могли принести никакой практической пользы. Мужская проституция по тем же причинам считалась недостойным занятием для греческих юношей. Она даже могла караться лишением гражданских прав.

 

Стоит увидеть мне раз златокудрого Эхекратида,

Взор насыщая красой, за руку милую взяв,

Кожи цветущей его аромат вбирая глубоко,

Полнятся очи мои сладостной негой любви.

 

Симонид Кеосский

 

 

  «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». А. Иванов, 1834 год

По македонским законам избранником взрослого гражданина мог стать лишь подросток в возрастном диапазоне от 12 до 17 лет. Нельзя было вступать в близкие отношения с мальчиками. Считалось, что дети еще не в состоянии трезво оценить ситуацию и самостоятельно выбрать пару. При этом взрослый человек, заводивший роман с подростком, вполне мог иметь жену и наследников: в Древней Греции гомосексуальная и гетеросексуальная любовь не были противопоставлены, они вполне могли соседствовать друг с другом. Интересно, что за объектом страсти предписывалось нежно ухаживать: необходимо было дарить юноше подарки, сыпать признаниями в любви и демонстрировать серьёзность намерений. Кстати, мотивы, связанные с однополой любовью, были широко распространены в древнегреческом искусстве. Например, ученые обнаружили около пяти десятков мифов, в которых встречается указание на гомосексуальные связи.

 

Любопытно, что любовь к женщине среди греков не считалась полноценной, ведь, по их мнению, она не могла принести никакого удовлетворения, кроме физического. Связано это с тем, что древнегреческие дамы были весьма слабо образованы, поэтому общение с ними было равносильно разговору с рабом о тонких материях. Также интересно, что эллины, говоря о внешней человеческой красоте, обычно имели в виду именно мужскую привлекательность, а не женскую. Брак и вовсе считался суровой необходимостью, существующей лишь для размножения и воспитания наследников.

 

Источник: https://historytime.ru/traditsii-i-obyichai/odnopolaya-lyubov-drevnyaya-greciya/

Проституция являлась частью повседневной жизни древних греков архаического периода. В крупнейших греческих городах и особенно в портах в ней была занята значительная часть населения и она занимала значительную долю в структуре экономической деятельности. Она не была нелегальной, горожане не осуждали существование публичных домов, и они существовали на самом видном месте.

 

Легендарному законодателю Солону приписывают создание в Афинах государственных публичных домов («диктерионов») с регулируемыми ценами. Представители разных полов по-разному были вовлечены в проституцию: проститутками были как женщины всех возрастов, так и молодые мужчины, но клиентами преимущественно были только мужчины.

 

Псевдо-Демосфен в IV веке до н. э. провозгласил перед собранием граждан:

 

  «Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц — ради ежедневных телесных потребностей, тогда как жён мы берём ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также для того, чтобы иметь в доме верного стража своего имущества».

Таким образом, как видно, что греки не испытывали угрызений совести по поводу общения с гетерами (проститутками).

 

В то же время имелись достаточно жестокие законы, осуждающие отношения вне брака со свободной женщиной — в случае супружеской измены, обиженный муж имел право убить обидчика. То же самое относилось и к попытке изнасилования. Так как средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 30 лет, то для молодых афинян не оставалось другого выбора, если он хотел иметь сексуальные отношения, кроме как обратиться к услугам рабынь или проституток.

 

Древнегреческие проститутки были разделены на несколько категорий. На самом дне лестницы находились порнаи (блудницы, др.-греч. πόρναι). К ним относились рабыни, принадлежащие сутенерам, которые получили часть доходов. Сутенёр мог быть гражданином, для которого такой род деятельности являлся таким же источником дохода, как и любой другой. Теофраст в своих «Характерах» упоминает сутенеров следующими после владельцев гостиниц и сборщиков налогов в списке профессий. Сутенёр мог быть также иностранцем или иностранкой (метэки).

 

В классическую эпоху Древней Греции порнаи были рабынями варварского происхождения. Начиная с эллинистической эпохи среди них стали встречаться и молодые девушки, от которых отказались их отцы, свободные граждане. Они рассматривались как рабыни, пока не доказывалось обратное.

Свободные проститутки

Ступенькой выше среди проституток были бывшие рабыни, получивших свободу. Их положение было ближе к статусу гетер. Кроме непосредственной демонстрации клиентам своих прелестей, они прибегали к «рекламным» трюкам. Так, сохранились сандалии, которые при ходьбе оставляли на земле надпись: «Следуй за мной».

 

В этой категории проститутки имели различное происхождение: иностранки, которые не смогли найти другую работу в полисе, бедные вдовы, бывшие порнаи, которым удалось выкупиться из рабства (часто в кредит). В Афинах они были обязаны зарегистрироваться в городе и платить налоги. Благодаря своему ремеслу некоторые из них сумели разбогатеть.

Гетеры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.111 с.)