Вспомогательных котельных установок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательных котельных установок




 


§ 9.1 Техническое обслуживание при использовании паровых котлов

Техническая эксплуатация котлов должна производиться в строгом со­ответствии с инструкциями заводов- изготовителей и требованиями Пра­вил технической эксплуатации судо­вых паровых котлов ', где подробно описаны все операции по техничес­кому обслуживанию котлов любых типов, находящихся под надзором Регистра СССР. При эксплуатации необходимо также руководствовать­ся Правилами Регистра СССР, Уста­вом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР, Поло­жением о технической эксплуатации морского флота, Правилами техни­ки безопасности на судах морского флота, Наставлением по борьбе за живучесть судов Министерства мор­ского флота Союза ССР, Санитар­ными правилами для морских су­дов СССР, Наставлением по предот­вращению загрязнения моря с судов и другими директивными документа­ми по вопросам эксплуатации тех­нических средств, издаваемыми Мин- морфлотом и судовладельцем.

К эксплуатации допускаются толь­ко технически исправные средства, а к обслуживанию — лица, имеющие свидетельство на право их эксплуа-



тации, следовательно, изучившие установку, указанные инструкции и - положения. Поскольку котлы могут быть самых разных типов, ниже рас­сматриваются основные Положения эксплуатации применительно к наи­более распространенным вспомога­тельным и утилизационным котлам, установленным на обычных транс­портных теплоходах.

Правила по техническому обслу­живанию при использовании котлов подразделяются на ряд отдельных операций: подготовка к действию, обслуживание в действии, меры пред­осторожности при обслуживании.

Подготовка котла к действию.

Производят наружный осмотр уста­новки и осмотр котлов с газовой сто­роны. При наружном осмотре про­веряют, все ли монтажные и ремонт­ные работы закончены, убраны ли посторонние предметы и легковос­пламеняющиеся материалы, уста­новлены ли на места штатная арма­тура и КИП, не имеют ли они пов­реждений. Контролируют также сос­тояние паропровода, плавность от­крытия и закрытия клапанов, сос­тояние изоляции, крепление котла на фундаменте, работу котельных вентиляторов и освещение (нормаль­ное и аварийное). При осмотре котла с газовой стороны проверяют состояние топки, кладки, основных поверхностей нагрева, а также паро­перегревателя, экономайзера и воз­духоподогревателя (если котел ими оборудован), отсутствие топлива в топке, исправность топочных уст­ройств. После выполнения указанных операций проводятся подготовка си­стем, обслуживающих котел, и за­полнение его водой.

При подготовке питательной сис­темы предварительно проверяют ко­личество и качество питательной во­ды, осматривают систему, открыва­ют арматуру, опробуют питательные средства.

Перед заполнением котла водой должны быть открыты следующие клапаны: к водоуказательным при­борам, питательные, продувки вы­ходного коллектора пароперегрева­теля (если таковой имеется), к мано­метрам и воздушный. При отсутствии воздушного клапана можно исполь­зовать клапаны продувки маномет­ров. Все остальные клапаны должны быть закрыты, при этом паровые кла­паны во избежание их зажима при прогревании следует слегка стронуть на открытие.

Заполнять котел водой можно только с разрешения старшего ме­ханика. Заполнение ведут обычно до отметки «рабочий уровень», но во всяком случае не ниже Нижней и не выше верхней отметок уровней на водоуказательном приборе. Котлы заполняют дистиллятом, пресной во­дой или конденсатом пб возможнос­ти тёплыми с одновременным вво­дом химических реагентов.

При подготовке топливной систе­мы предварительно проверяют на­личие топлива в цистернах, спуска­ют из них отстой, осматривают сис­тему, открывают арматуру, прове­ряют исправность быстрозапорного клапана (БЗК), действие дистан­ционных приводов, устанавливают форсунки со стояночными распыли- вающими шайбами, контролируют, открыты ли заслонки в газоходах и сняты ли с дымовой трубы крышки или чехлы.

Перед разводкой огня необходимо: проверить работу электровоспламе­нителя или подготовить асбестовый факел — металлический пруток дли­ной не менее 1м с отбойным дис­ком для ручного зажигания форсу­нок, убедиться в подаче пара к системе подогрева топлива, ввести в работу топливоподогреватели, топ­ливные насосы, заполнить топливную систему подогретым топливом и про­качать ее через клапан рециркуля­ции до полного вытеснения воздуха.

Одновременно надо подготавли­вать к действию средства автомати­ки котла. Регуляторы-и управляющие устройства следует установить в по­ложение «ручное управление». Необ­ходимо открыть арматуру на авто­матических системах, подать в них 107 рабочую среду, убедиться в отсут­ствии ее утечек и проверить давле­ние.

Обслуживание котла в действии. Порядок и время разводки огня и подъема пара регламентируются инструкциями по эксплуатации. В полностью автоматизированном аг­регате этот процесс осуществляется автоматически при установке орга­нов управления и регулирования в положение «автоматическая рабо­та». В котлах, у которых автома­тический пуск не предусмотрен, управляющие органы должны быть установлены в положение «руч­ное управление». Перед зажиганием форсунки топка должна быть про­вентилирована котельным вентиля­тором для удаления взрывоопасных смесей газов.

Форсунку зажигают электровос­пламенителем или ручным факелом. Если форсунка не загорелась.или она по каким-либо причинам погас­ла, немедленно с помощью топлив­ного БЗК перекрывают подачу топ­лива, после выяснения причины топ­ку вентилируют не менее 3 мин и опе­рацию повторяют. Соседние фор­сунки могут зажигаться от воспла­менителя или от соседней работаю­щей форсунки. Категорически запре­щается зажигать форсунку от раска­ленной кладки.

Подъем пара следует проводить по возможности медленно. Ускорен­ный пуск котла может проводиться только по распоряжению капитана, о чем делается запись в машинном журнале. Котел считается действую­щим с момента подъема в нем давле­ния пара выше атмосферного. При появлении непрерывной струи пара, выходящей из воздушного клапана, его и паровые клапаны, ранее стро­нутые на открытие, закрывают.

В течение периода подъема пара проводят наружный осмотр котла с целью обнаружения пропусков и иных неполадок. Затягивать болты на крышках лазов, горловин, флан­цев разрешается при давлении пара не выше 0,5 МПа. По достижении 108 половины рабочего давления (или значения, оговоренного инструкцией) вручную проверяют действие пре­дохранительных клапанов.

При достижении рабочего давле­ния подъем пара считается закон­ченным. С этого момента необходимо включить на автоматический режим регуляторы питания, провести верх­нее продувание, повторно проверить работу предохранительных клапанов, исправность действия водоуказатель­ных приборов, средств питания и сис­тем защиты. Если розжиг котлов про­изводится, когда на судне еще нет пара, то используют дизельное топ­ливо, не требующее подогрева.

При включении котла к внешним потребителям уровень воды в нем должен быть не выше рабочего во избежание уноса воды в паропровод. Если включение осуществляется в хо­лодную паровую магистраль, паро­провод должен быть медленно про­грет в течение не менее 15 мин при открытых клапанах продувки.

При включении котла в магист­раль, находящуюся под давлением (в параллельную работу с действую­щим котлом), необходимо выравнять давления или создать в подключае­мом котле давление на 0,05—0,1 МПа выше и только после этого откры­вать разобщительный клапан. При открытии разобщительного клапана его следует сначала лишь стронуть, а по истечении 5 мин слегка приот­крыть и только затем медленно, в течение 5—10 мин., осторожно отк­рыть полностью.

После включения котла вводят в действие все системы автоматическо­го и дистанционного управления, уст­ройства защиты и сигнализации, для чего переводят все управляющие ор­ганы в положение «автоматическая работа». Затем устанавливают за­данные значения регулируемых па­раметров и проверяют поддержание их регуляторами.

За действующим котлом и обслу­живающими его механизмами и сис­темами надо вести наблюдение по показаниям КИП, сигналам аварий- туру питательной воды, давление в циркуляционном контуре, температу­ру газов на входе и выходе, сопро­тивление газового тракта, качество воды. Периодически следует удалять сажу и гудрон из приемных частей и с поверхностей нагрева. Призна­ками загрязнения являются увели­чение температуры уходящих газов, газового сопротивления и снижение давления пара при неизменных на­грузках и параметрах выпускных га­зов. Необходимо следить за герме­тичностью обшивки котла, своевре­менно принимать меры для устране­ния неплотностей. При загорании гудрона в двойной обшивке надо не­медленно включить систему пароту- шения или применить другие пре­дусмотренные для этого случая сред­ства огнетушения.

Котлы выводят из действия для проведения профилактических осмот­ров, чистки, подготовки к освиде­тельствованию инспектором Регистра СССР и для выполнения ремонтных работ. Возможны также случаи экст­ренного вывода его из действия.

При выводе котла из действия, например для проведения чистки, последовательно выполняют следую­щие операции: производят обдувку поверхностей нагрева, если позволя­ет обстановка, так как эту опера­цию, как правило, надлежит прово­дить на ходу судна; переводят агре­гат на ручное управление; отклю­чают средства автоматического регу­лирования и защиты; снимают на­грузку по пару; переводят форсунки на растопочное топливо; отключают топливоподогреватель; производят тща­тельное верхнее продувание с после­дующим подпитыванием. После это­го, снизив давление топлива, выклю­чают форсунки и останавливают Топливно-форсуночный насос. Неко­торое время вентилируют топку и газоходы.

Сразу же после прекращения го­рения и дутья нужно принять меры для предотвращения проникновения в котел холодного воздуха. Выведя котел из действия, нужно убедиться 110

в надежности разобщения его с действующими агрегатами и систе­мами, сняты или завязать маховики клапанов и вывесить предупреди­тельные таблички. Охлаждать котел следует по возможности медленно. О продолжительности спуска пара и охлаждении котла должна быть сделана запись в машинном жур­нале.

При бездействии котла длитель­ностью не более 24 ч допускается его хранение с водой, а при без­действии котла свыше указанного срока он должен быть осушен или подготовлен к одному из способов длительного хранения. Воду разре­шается удалять только после того, как температура ее снизится до 50 °C. Запрещается производить осу­шение («выдувание») через клапан нижнего продувания под воздействи­ем давления в котле. Перед вскры­тием лазов необходимо убедиться в отсутствии в котле пара и горячей воды.

При выводе котла из эксплуата­ции на длительное время должны быть приняты меры, предохраняю­щие его от коррозии. В зависимости от установленной длительности без­действия котла приняты два спосо­ба: «мокрое хранение» и «сухое хранение».

Длительность «мокрого хранения» допускается не более 30 сут. При этом способе хранения котел, вклю­чая пароперегреватель и экономай­зер (если таковые имеются), пол­ностью заполняют водой и одновре­менно вводят в воду химические реа­генты. После заполнения котла во­дой ее нагревают до температуры кипения при открытом воздушном клапане для удаления воздуха. Наг­рев осуществляют путем включения форсунки. После этого, закрыв воз­душный клапан, подключат котел к расширительному баку, который рас­полагается выше поверхностей наг­рева котла, и производят подпитку с доведением уровня до 2/з высоты водоуказательного прибора на баке. Для предупреждения замерзания во-


ности нагрева контакт воды с раска­ленной поверхностью может привести к тяжелым аварийным последствиям. В этом случае нужно немедленно прекратить горение, питание, подачу воздуха в топку, закрыть стопбрный клапан и заслонки воздухонаправ­ляющих устройств.

После остывания котел вскрывают,' осматривают. При отсутствии види­мых повреждений — выпучин, тре­щин, деформаций котел подвергают гидравлическому испытанию на ра­бочее давление. При положительном результате испытания с разрешения старшего механика котел может быть допущен к дальнейшей эксплуата­ции, но об упуске воды должен быть составлен акт для передачи в службу судового хозяйства пароходства, а в машинном журнале должна быть сделана запись. По приходе в порт котел предъявляют Регистру СССР для освидетельствования.

К весьма тяжелым последствиям могут привести взрывы в топках, пожары в газоходах и непосредствен­но в самом котельном отделении. Для предотвращения таких случаев необходимо не допускать скопления топлива в топке, вентилировать ее котельным вентилятором, поддер­живать в исправности обмуровку и изоляцию, не допускать течей в сое­динениях топливной системы, содер­жать в чистоте машинное отделение, не оставлять на паропроводах го­рючих материалов, следить за ис­правностью электрооборудования, не вести работы с применением откры­того огня в районе, где находится топливо, не вносить открытый огонь в коллекторы при вскрытии.

В котельном отделении категори­чески запрещается хранить и при­менять бензин. В случае возгорания сажи в дымоходе нужно выключить форсунки и дутьевые вентиляторы, усилить подачу воды в экономайзер (если он имеется), включить паровые сажеобдуватели. При наличии сис­тем пожаротушения подать в газоход углекислоту или другой огнегаситель.

При любых повреждениях котла надо вызывать старшего механика. В случае необходимости эвакуации личного состава из котельного по­мещения для применения объемного способа пожаротушения котлы долж­ны быть экстренно выведены из дей­ствия с помощью местных и дистан­ционных приводов. При необходимо­сти затопления котельного помеще­ния, являющегося крайней мерой тушения пожара, необходимо пол­ностью спустить пар из котлов.

§ 9.2 Периодическое техническое обслуживание паровых котлов

Техническое обслуживание пред­усматривает периодическую очистку котла с газовой и водяной стороны, промежуточные и ежегодные осмот­ры котла под паром, подготовку и предъявление котла к освидетель­ствованию Регистром СССР, гид­равлические испытания и профилак­тический ремонт кладки, арматуры, средств автоматики.

Перед допуском людей внутрь кот­ла он должен быть надежно разоб­щен от действующего котла и от ра­ботающих систем и тщательно про­вентилирован. Электрическое осве­щение должно иметь напряжение не более 12 В.

Эффективным средством борьбы с отложениями на поверхности нагрева с газовой стороны является обдувка их паром (иногда воздухом). Суще­ствуют различные конструкции саже­обдувочных устройств. У вспомога­тельных и утилизационных котлов широко используют устройства в ви­де поворотных труб с установлен­ными вдоль них соплами. В низко­температурных зонах могут приме­няться неподвижные трубы.

Для облегчения процесса саже- обдувки и обеспечения правильного и последовательного включения са­жеобдувочных устройств на 'совре­менных (преимущественно главных) котлах устанавливают автоматиче-


внутреннего диаметра проверяемой трубы.

В процессе эксплуатации котель­ной установки для контроля ее техни­ческого состояния проводят проме­жуточные профилактические, наруж­ные и внутренние осмотры котла.

Промежуточные профилактиче­ские осмотры проводит старший ме­ханик или механик по заведованию не реже одного раза в 3 мес обычно в период вывода котла из действия для очистки. При этом проверяют состояние поверхностей нагрева, кир­пичной кладки, изоляции, скользя­щих опор, котельной арматуры и форсунок.

При необходимости для обнаруже­ния накипи котел осматривают также с водяной стороны. Результаты ос­мотра отражаются в машинном жур­нале и в формуляре котла.

Внутренние и наружные осмотры осуществляются ежегодно, при этом для внутреннего осмотра котел выво­дят из действия и вскрывают, а для наружного — оставляют под паром. Внутренние и наружные осмотры обычно проводят с участием пред­ставителя службы судового хозяй­ства пароходства. Как правило, эти осмотры приурочивают к ежегодным освидетельствованиям котла Регист­ром СССР.

Технический надзор за котлами во время эксплуатации Регистр СССР осуществляет в виде освидетельство­ваний. Ежегодные освидетельствова­ния проводятся с целью подтвержде­ния класса Регистра СССР.

Перед подготовкой котла к внут­реннему освидетельствованию его осу­шают, вскрывают лазы и горловины, тщательно очищают поверхности нагрева ' со сторону пароводяного пространства и со стороны газов. Кроме того, производят очистку топ­ки, дымоходов, проверяют состояние коллекторов и их внутренних частей, всех поверхностей нагрева, кирпич­ной кладки, обшивки, газоходов, га­зонаправляющих щитов. Проверяют также состояние настила второго дна и набора судна в районе фунда- - 114

мента котла, крепление котла на фундаменте, отсутствие препятствий его тепловому расширению, состоя­ние арматуры и приводов к ней.

При наружном осмотре котла под паром прежде всего проверяют, нет ли пропусков воды и пара, в исправ­ном ли состоянии клапаны и какова плотность их закрытия, сверяют по­казания штатных манометров и конт­рольного. Проверяют исправность действия водоуказательных прибо­ров, клапанов верхнего и нижнего продувания, питательных средств, систем автоматического регулиро­вания, защиты, сигнализации, бло­кировки и переключателей с автома­тического управления на ручное и наоборот; Кроме того, проверяют чистоту и освещенность котельного отделения, наличие инструмента, запасных частей, противопожарного оборудования и снабжения.

В процессе проведения наружного осмотра котла под паром проверяют действие предохранительных кла­панов и дистанционных приводов к ним.

Внеочередное освидетельствование котла Регистром СССР проводится после ремонта или аварии. Резуль­таты освидетельствований заносятся в регистровую книгу котла.

Гидравлические испытания прово­дят для выявления труднообнару- живаемых дефектов, таких, как не­плотности швов и развальцовки труб.

В соответствии с Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра СССР гид­равлические испытания на пробное давление проводятся при первона­чальном освидетельствовании и за­тем один раз в 8 лет.

Котлы, недоступные для полного внутреннего освидетельствования, подвергают гидравлическим испы­таниям один раз в 4 года.

Недоступным для полного внут­реннего освидетельствования счита­ется котел, у которого любой элемент, подвергающийся давлению (или часть его), кроме трубных элементов с внутренним диаметром менее 250 м.м,


недоступен визуальному осмотру с обеих сторон.

Если котел был на длительном хранении более года, снимался с суд­на или был подвергнут ремонту с за­меной более 15% испарительных труб, с вваркой заплат, с заваркой трещин и устранением прочих суще­ственных дефектов, то котел под­вергается внеочередному гидравли­ческому испытанию.

Пробное давление при гидравли­ческих испытаниях котлов прини­мается равным 1,25 рр, но не менее рр + 0,1 МПа. Для котлов, недоступ­ных для полного внутреннего осви­детельствования, а также прошед­ших существенный ремонт, пробное давление принимается 1,5рр, но не менее рр +0,1 МПа.

Гидравлические испытания котлов на рабочее давление могут прово­диться по решению старшего механи­ка без предъявления Регистру СССР.

До начала проведения гидравли­ческого испытания котла на пробное давление должны быть устранены все дефекты, выявленные при внутреннем освидетельствовании, перебрана арматура. Предохранительные кла­паны должны быть отключены при помощи зажимов для тарелок кла­панов. В качестве зажимов часто применяют отрезки трубы, устанав­ливаемые вместо клапанных пружин. Запрещается прижимать тарелки клапанов к седлам путем затяга пру­жин.

Для исключения появления отпо­тевания из-за разности температур воды и окружающего воздуха котел следует заполнять теплой водой, од­новременно удаляя из него воздух.

Гидравлические испытания прово­дят, как правило, с помощью ручного пресса, на котором установлен конт­рольный манометр. Давление в котле должно нарастать плавно, без гид­равлических ударов. В это Ьремя на судне нельзя выполнять работы, свя­занные со стуком и шумом. По дости­жении пробного давления котел вы­держивают в течение 10 мин, после чего давление снижают до рабочего и поддерживают равным рабочему в течение всего времени осмотра кот­ла и арматуры.

Всякие ремонтные работы, связан­ные с чеканкой швов и подвальцов­кой труб, можно проводить только после того, как давление в котле сни­жено до атмосферного.

Котел считается выдержавшим гидравлическое испытание, если дав­ление в нем при выдержке не падает, а при осмотре не обнаружено течей, выпучин, остаточных деформаций и признаков разрывов швов. Отпоте­вание и появление воды у закле­почных швов и вальцовочных соеди­нений в виде отдельных нестекающих капель («слёз») течью не считаются, у сварных же швов не допускаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.045 с.)