Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Вспомогательные и утилизационные котлыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 5.1. Вспомогательные котлы На современных теплоходах и га- зотурбоходах котельная установка состоит, как правило, из вспомогательного и утилизационного котлов. Вспомогательные котлы по сравнению с главными конструктивно более простые. Они имеют небольшую паропроизводительность и работают с невысокими параметрами пара. У вспомогательных котлов более низкие экономические показатели, поскольку эти котлы обычно не оборудуются хвостовыми поверхностями нагрева или они у них развиты слабо. Вспомогательные котлы подразделяются на газотрубные, водотрубные и газоводотрубные. На современных теплоходах в качестве вспомогательных наибольшее распространение получили двухколлекторные одноходовые по газу водотрубные котлы с естественной циркуляцией. Газотрубные и газоводотрубные котлы применяют при сравнительно неболь- 60 ших потребностях в паре и преимущественно на судах зарубежной постройки. Вспомогательные котлы должны удовлетворять следующим основным условиям: минимальные масса и размеры, простота устройства, надежность в эксплуатации, сравнительно невысокие требования к качеству питательной воды, возможность работы при безвахтенном обслуживании в автоматическом режиме, достаточно высокая маневренность, т. е. быстрый переход с одного режима на другой. Из всех типов морских судов с главной дизельной энергетической установкой танкеры и балктанкеры (нефтерудовозы) имеют наиболее насыщенное вспомогательное пароэнергетическое оборудование, что связано с эксплуатационными особенностями этих судов и в значительной степени со стояночным режимом при выгрузке. Груз в порту назначения выкачивают судовыми средствами в течение 8—10 ч, а это возможно только
при условии, что грузовые насосы имеют привод большой мощности. В зависимости от грузоподъемности судна мощность насосов может составлять 10 000 кВт и более. Электроприводы в данном случае применять нельзя, так как не хватит мощности судовой электростанции и поэтому в качестве приводов ставят вспомогательные паровые турбины. Потребителями пара являются также зачистные паровые поршневые насосы типа ПНП, которые включаются, когда у центробежных грузовых турбоприводных насосов к концу выкачки груза произойдет срыв всасывания. Кроме того, танкеры оборудуют паровыми системами подогрева груза, подогрева воды при мойке танков, системами пропаривания танков после выкачки из них груза. В целях пожарной безопасности широко используют палубные механизмы с паровыми приводами. Естественно, при столь развитом пароэнергетическом хозяйстве необходимо устанавливать высокопроизводительные вспомогательные котлы. Необходимость обслуживания их питательными средствами и подогревателями питательной воды часто обусловливает применение в качестве приводов к питательным насосам вспомогательных паровых турбин. В настоящее время продукты сгорания топлива от вспомогательной. котельной установки используют в системе инертных газов, где ими для снижения пожароопасности заполняют цистерны и танки. Вспомогательные котлы на крупнотоннажных дизельных танкерах по размерам, компоновке поверхностей нагрева и параметрам близки к главным котлам. На судах с паротурбинными установками вспомогательные котлы, как правило, не ставят. На них обычно устанавливают два главных котлоагрегата, которые на ходу обеспечивают паром главные двигатели и вспомогательные паровые потребители. На стоянке в работе оставляют только один котел, нагрузка которого определяется в зависимости от потребностей в паре на стояночных режимах. Исключение составляют лишь отдельные транспортные и пассажирские суда, а также современные крупнотоннажные танкеры, у которых предусмотрена установка только одного главного котла. Работа одного высокопроизводительного главного котла на стоянке неэкономична. Всякие профилактические работы по нему становятся дорогостоящими, трудоемкими, а зачастую невыполнимыми. Поэтому применение вспомогательного котла с достаточной производительностью для обеспечения действия всех паровых потребителей на стоянке в такой установке становится обязательным. Кроме того, такой вспомогательный котел в случае аварийного выхода из строя главного двигателя должен обеспечить работу главной турбины с такой мощностью, при которой судно имело бы скорость 7—8 уз и не потеряло управляемость. Рассмотрим основные типы вспомогательных паровых котлов, получивших преимущественное распространение на морских теплоходах. На судах отечественной постройки имеют широкое распространение котлы типа КВВА. Разработан ряд типоразмеров этих котлов паропроиз- водительностью от 1 до 12 т/ч на давление от 0,5 до 2,8 МПа. Котлы серийно выпускаются без хвостовых поверхностей нагрева и при необходимости могут доукомплектовываться пароперегревателем и экономайзером в виде отдельно устанавливаемых узлов. Марка таких котлов расшифровывается так: буквенная часть представляет собой сокращение, состоящее из начальных букв слов «Котел водотрубный вспомогательный автоматизированный», цифра в числителе указывает паропроизводительность при нормальной нагрузке (т/ч), цифра в знаменателе — рабочее давление пара (кгс/см2). Для примера рассмотрим котел КВВА 2,5/5 (рис. 5.1). Паропроизводительность котла Подъемными являются трубы экрана 8 и конвективного пучка 12 диаметром 29 X 2,5 мм. Отпускные трубы 7, расположенные за экраном, имеют диаметр 44,5Х 3 мм. Все трубы соединяются с паровым 5 и водяным 10 коллекторами. Питательная вода подается к патрубку 6, над которым смонтирован успокоительный дырчатый щит 2. У парозаборного патрубка 3 тоже предусмотрен паровой дырчатый щит 4. Топочное устройство оборудовано двумя форсунками 9. Для наблюдения за процессом горения топлива имеется смотровой лючок И с защитным стеклом. Сажеобдувочные устройства 1, предназначенные для обдувки поверхностей нагрева паром, используются также и для мытья их водой при чистке котла с газовой стороны. Аналогичную конструкцию имеют широко применяемые в настоящее время на судах отечественной постройки котлы типа КАВ, по которым также разработан ряд типоразмеров. На судах, в частности, получили применение котлы КАВ паро- производительностью от 1,6 до 6,3 т/ч при давлении 0,7 МПа и паропроиз- водительностью 10 и 16 т/ч при давлении пара 1,6 МПа. Это полностью автоматизированные, двухколлекторные, одноходовые по газу водотрубные агрегаты, рассчитанные на эксплуатацию без постоянной вахты. На режимах малых нагрузок (примерно до 20% номинальной) подача топлива в топку регулируется позиционно, а на режимах более высоких нагрузок — пропорционально паропроизводительности. На рис. 5.2 показан котлоагрегат КАВ 6,3/7, марка которого расшифровывается так: котел автоматизированный водотрубный, паропроизводительность 6,3 т/ч при давлении 0,7 МПа. КПД котла примерно 80% В состав котлоагрегата, помимо котла, входят системы топливная, воздушная, питательная, зажигания топлива, автоматического управления, защиты и сигнализации, КИП.
На паровом коллекторе установлены стопорный клапан 6, предохранительные клапаны 4 и 5 (главный и импульсный), питательный клапан 7, водоуказательные приборы 8, термогидравлический регулятор уровня 9, воздушный клапан, клапан верхнего продувания и другая арматура. На водяном коллекторе 12 имеется клапан нижнего продувания. Котел крепится к судовому фундаменту с помощью четырех опор 13 и переходных стульев 1. Питательный насос, вентилятор и блок автоматического управления смонтированы отдельно. Котел (рис. 5.3) состоит из труб первого ряда бокового экрана 11 и конвективного пучка 16. Опускными являются три ряда труб 10, расположенных за первым рядом экрана. Все трубы соединяются с паровым 1 и с водяным 12 коллекторами. Трубы крепятся к коллектору с помощью развальцовывания. На заднем днище парового и на обоих днищах водяного коллекторов имеются лазы 13. Каркас 15 состоит из стенок, выполненных из листового и профильного проката. Между наружной и внутренней стенкой образуется межобшивочное пространство, по которому проходит воздух перед поступлением в топку. Для жесткости каркаса предусмотрены трубные связи 2, перегородки 3 и распорные скобы 5. Для доступа к трубной части в кожухе имеются отверстия с плотно закрывающимися крышками 14. Кирпичная кладка 7 выполнена из огнеупорных шамотных кирпичей, установленных на слой асбестового картона. В кладке сделаны фурма для форсунки 6 и отверстие 4 для Рис. 5.3. Котел КАВ 6,3/7
смотрового устройства. Боковые, потолочные и фронтовые стенки, свободные от кирпичной кладки, изолированы асбестовым картоном, который со стороны газов покрыт листами из нержавеющей стали. Открытые наружные поверхности коллекторов изолированы совелитовыми плитами. Опоры 8 болтами и гайками крепятся к переходным стульям 9. Одна опора неподвижная, остальные — подвижные. Переходные стулья приварены к судовому фундаменту. Двухколлекторные вспомогательные водотрубные котлы типа «Вагнер» достаточно широко распространены на судах постройки ГДР. Так, на пассажирских теплоходах типа «Михаил Калинин» паропроизводи- тельность котла 3,5 т/ч при давлении 0,6 МПа, КПД около 85%. У этого котла (рис. 5.4) все обогреваемые трубы подъемные. Для повышения надежности естественной циркуляции опускные трубы 8 диаметром 76X4 мм отгорожены от бокового экрана 6 щитом 5. Кроме того, предусмотрено дополнительно шесть необогреваемых опускных труб диа метром 95X4 мм, установленных по три с каждой торцевой стороны (на рис. 5.4 не показаны). Конвективный пучок труб 1 имеет диаметр 29Х X 2,5 мм. В топке создан более сложный путь газов, чем у агрегата КАВ. Предусмотрен продольный щит 2, идущий от переднего фронта, но не на всю длину котла. Топочные газы -движутся к заднему фронту, затем поворачиваются на 180° в горизонтальной плоскости, входят в конвективный пучок труб /, осуществляя его поперечное омывание, после чего поворачиваются вверх на 90° в сторону пластинчатого воздухоподогре вателя 3, также расположенного на части длины котла. Воздухоподогреватель выполнен одноходовым по газу и двухпроточным по воздуху. Котел оборудован двумя ротационными форсунками — основной 7 и растопочной 4. На новой серии многоцелевых сухогрузных судов типа «ло-ро» [V] (головное судно теплоход «Астрахань», построенный на судоверфи Варне- мюнде в ГДР) устанавливаются вспомогательные водотрубные автоматизированные котлы ESH 4,0 с естественной циркуляцией (рис. 5.5), оборудованные двумя ротационными форсунками — основной и растопочной, работающей на дизельном топливе. Основные характеристики котла Паропроизводитель- ность кг/ч 4000 Диапазон рабочих давлений, МПа 0,5—0,7 Поверхность нагрева, м 2..... 78,5 Масса котла, кг......................... 16 450 Котел такого типа относится к так называемым одноколлекторным. Он состоит из трубчатого каркаса, который обеспечивает жесткость, крепление элементов котла и образует топку. Кроме того, в задней наклонной трубе смонтировано оборудование, предназначенное для циркуляции воды. Котел достаточно сложный, громоздкий с большим количеством различных труб и патрубков. Большое число сварных соединений и деталей вызывает сомнение в его абсолютной надежности. Паровой коллектор котла 4 общей длиной 3600 мм с наружным диаметром 928 мм имеет толщину стенки коллектора 14 мм. Основа каркаса состоит из двух вертикальных и двух угловых труб диаметром 159X6 мм. Коллекторная труба 2, соединенная трубами 3 с паровым коллектором, и нижний эк- ранный коллектор 14 связаны рядом вертикальных парообразующих труб 15, воспринимающих лучистую энергию от факела форсунки. Они совместно с парообразующими трубами образуют топку. У задней стенки котла вертикальная труба 1 соединена с угловой трубой 8 нижней экранной коллекторной трубой 12 диаметром 133X5 мм. При этом в угловой трубе на наклонном участке, где присоединяются трубы заднего экрана, вмонтирована вставная труба 16,
в результате чего образуются два канала (см. узел / на рис. 5.5). Наружный канал — для отвода пароводяной смеси и внутренний — опускной. Следует отметить также недостаточную надежность этого узла. Задняя угловая труба и нижний коллектор соединяются трубами 9, образующими задний экран (на рис. 5.5 показан штрихпунктирными линиями). Пучки экранных труб 13 топочной камеры имеют газонаправляющие щиты 10 для обеспечения газонепроницаемости топочной камеры, а также направления газов в конвективный пучок труб. Поэтому трубы 13 в верхней части топки в районе задней стенки котла разрежены. Конвективный пучок составлен из отдельных секций. Каждая секция состоит из коллекторной угловой трубы 5 диаметром 76X4 мм, подсоединенной к паровому коллектору и вертикальной трубе 7 того же диаметра и подключенной к водяному коллектору 11. Каждая труба 5 и 7 соединяются прямыми парообразующими трубами б. На котле установлена 31 секция, расположенная на участке между опускными трубами 1 и 8 по всей длине парового коллектора. Для установки на фундамент котел имеет шесть опор. Для контроля за горением форсунки предусмотрены три смотровых отверстия, а также отверстие для розжига форсунки от ручного факела. Для доступа к элементам конструкции котла имеются лазы, лючки, съемные щиты. Арматура и КИП установлены в соответствии с Правилами и нормами Регистра СССР. Как уже указывалось, вспомогательные котлы на крупнотоннажных танкерах по конструкции и характеристикам близки к главным паровым котлам. Отечественная промышленность для таких судов создала ряд вспомогательных котлов типа КВ (котел вспомогательный). Рассмотрим устройство котла марки КВ-1 (рис. 5.6), установленного на головном балктанкере «Борис Бутома». Котел водотрубный вертикальный, однопроточный, двухколлекторный. Паропроизводительность 35 т/ч насыщенного пара при давлении 2,7 МПа, КПД до 95%, температура уходящих газов 145° С. Котел используется для подогрева груза, обеспечения паром грузовых турбонасосов и зачистных паровых насосов, а также для направления продуктов сгорания в систему инертных газов. Для общесудовых нужд установлен котел КАВ 6,3/7. Температура газов, поступающих для заполнения танков, должна быть не более 150® С, а содержание кислорода в них не более 5%, поэтому у котла КВ-1 предусмотрены развитые хвостовые поверхности нагрева и процесс сжигания топлива ведется с малым избытком воздуха. Хвостовыми поверхностями нагрева являются экономайзер 4 и газовый воздухоподогреватель 2. Контур циркуляций котла образован из подъемных труб экрана 8, конвективного пучка труб 5 и опускных труб 9, расположенных за первым рядом экрана. Все трубы подключены к паровому коллектору / и водяному коллектору 6. Котел снабжен сажеобдувочными устройствами 3 и водоподотревателем 7, который установлен внутри водяного коллектора б и служит для подогрева питательной воды, направляемой в экономайзер, используя теплоту котельной воды. Это предусмотрено для повышения температуры стенок экономайзерных труб и устранения низкотемпературной коррозии. Поверхность нагрева экономайзера 345 м2. Водоподогреватель представляет собой теплообменник, состоящий из двух коллекторов, соединенных змеевиками. Коллекторы изготовлены из труб диаметром 89X6 мм, а змеевики — из труб диаметром 29X3 мм. Экономайзер состоит из двух секций, разделенных по высоте пазухой, предназначенной для осмотра и ремонта змеевиков. Воздухоподогреватель двухсекционный, выполнен одноходовым по воздуху и пятиходовым по газу. Он имеет поверхность нагрева 850 м2 и обеспечивает температуру горячего воздуха 120 °C. Топочное устройство оборудовано двумя паромеханическими форсунками. Схожую конструкцию имеют вспомогательные котлы КВ35/25-1 паротурбинных танкеров типа «Крым». Они имеют такие же характеристики и отличаются от котлов КВ-1 лишь тем, что у них вместо ^экономайзера установлен пароперегреватель. На последующих судах типа «Борис Бутома» стали устанавлийать котлы марки КВ1-1 (рис. 5.7), которые отличаются от котлов КВ-1 наличием двухколлекторного пароперегревателя, расположенного не в газоходе, а сразу за конвективным пучком 7 парообразующих труб котла, и отсутствием экономайзера. Пароперегреватель выполнен из труб диаметром 29 X 3 мм и имеет поверхность нагрева 422 м2. Паропроизво- дительность котла 30 т/ч, рабочее давление пара 2,6 МПа, температура перегретого пара 320 °C, КПД 93%. В коллекторах пароперегревателя 2
и 9 установлены по четыре поперечные перегородки, поэтому насыщенный пар по трубе 3 из парового коллектора котла 1 поступает в верхний коллектор 2 пароперегревателя и, сделав восемь ходов в пределах пучка труб 8, отводится перегретым тоже из верхнего коллектора. Для устранения вибрации пучков труб 7 и 8 предусмотрено поддерживающее устройство 6 в виде гребенки. Топка котла оборудована двумя паромеханическими форсунками. Сажеобдувочные устройства 5 автоматизированы и имеют дистанционное управление. На рис. 5.7 показаны также: 4 — воздухоподогреватель; 10 — водяной коллектор; 11 — трубы экрана; 12 — опускные трубы. Вспомогательными котлами серии типа КВ оборудован ряд отечественных судов, в частности, танкеры типа «Победа». На них установлены два котла КВ-2 паропроизводитель- ностью по 25 т/ч с рабочим давлением 1,75 МПа, температурой перегретого пара 225 °C, КПД 84%. Отличие котлов КВ-2 от рассмотренных выше состоит в применении, двухколлекторного горизонтального пароперегревателя, выполненного из одного ряда петель и расположенного в верхней части газохода перед воздухоподогревателем. На танкерах типа «Маршал Буденный» постройки РП вспомогательная котельная установка состоит из двух котлоагрегатов. Один котел имеет паропроизводительность 40 т/ч при давлении 1,6 МПа, другой — соответственно 10 т/ч и 0,8 МПа. Устройство котла паропроизводи- тельностью 40 т/ч показано на рис. 5.8. Вертикальный водотрубный двухколлекторный котел с естественной циркуляцией состоит из парового 4 и водяного 6 коллекторов, соединенных трубами. Топка. 2 полностью экранирована. Она скомпонована из труб /, которые образуют верхний, боковой и нижний экраны, а также из двух торцевых экранов, составленных из двух рядов труб. Два ряда труб 3 образуют плотную Рис. 5.8. Котел паропроизводительностью 40 т/ч судов типа «Маршал Буденный»
стенку, отделяющую топку от конвективного пучка труб 5. Топка котла обслуживается механическими вращающимися (ротационными) форсунками, размещенными на переднем фронте. Поскольку топка полностью экранирована, в местах установки форсунок передний торцевой экран и один ряд труб за экраном разрежены в виде фестонов. Продукты сгорания топлива движутся в топке от переднего фронта к заднему, попадают в рецесс, поворачиваются на 180° и, омывая конвективный пучок труб 5, выходят из котла. Для возможности работы на воде сравнительно невысокого качества, особенно в случаях, когда она может быть загрязнена нефтепродуктами, иногда используют вспомогательные двухконтурные котлы. Ими, в частности, оборудованы танкеры типа «Майкоп» и «Луганск». Паропроизводительность котла на танкерах типа «Майкоп» 15 т/ч при давлении в первом контуре 5 МПа, во втором — 1,8 МПа. На танкере типа 69 «Луганск» эти параметры соответственно будут 16 т/ч, 5,1 и 1,6 МПа. Схема двухконтурного котла показана на рис. 5.9. Первый контур представляет собой обычный двухколлекторный вертикальный водотрубный одноходовой по газу котел с естественной циркуляцией, топка которого обычно оборудуется топочным устройством с механической центробежной или ротационной форсункой 8. В первом контуре циркулирует одна и та же дистиллированная вода, поэтому нет опасений, что в водогрейных трубах образуется накипь. Пополнять водой первый контур практически не требуется, так.как нет необходимости в его продувках. Насыщенный пар, выработанный первым контуром, по трубам 3 поступает в петлевой испаритель 5, размещенный в паровом коллекторе 4, и отдает свою теплоту воде второго контура. Затем этот пар, превратившись в конденсат, стекает по трубам 7 в водяной коллектор 10. Рис. 5.9. Схема двухконтурного котла
В паровой коллектор 4 второго контура поступает от насоса 9 питательная вода. Эта вода, испаряясь, превращается во вторичный пар и направляется к потребителям. Котел может быть оборудован также пароперегревателем 1 и воздухоподогревателем 2. Давление в паровом коллекторе 6 примерно в 2—3 раза выше, чем в коллекторе 4, при этом разность температур первичного (греющего) и вторичного (рабочего) пара составляет примерно 50° С. Испаряющаяся во втором контуре вода образует отложения, которые удаляют продувкой. По мере загрязнения наружных поверхностей испаритель вынимают и очищают. Особенность двухконтурного котла заключается в том, что при сильных загрязнениях и даже упуске воды из второго контура аварии не произойдет. КПД котлов находится в пределах 80—84%. Однако по сравнению с обычными водотрубными (одноконтурными) котлами эти котлы имеют более высокую стоимость, большие размеры и большую массу. На среднетоннажных танкерах широко используют котлы КВВА и КАВ. Например, на всех танкерах типа «Великий Октябрь» установлено по два вспомогательных котла КВВА-12/15. На танкерах более ранней постройки могут встретиться секционные вспомогательные котлы (например, танкеры типа «Сплит») и даже горизонтальные газотрубные котлы (например, танкеры типа «Алтай»), схемы которых показаны на рис. 1.6, а и 1.7, а. На теплоходах отечественной постройки, где расход пара на вспомогательные нужды не превышает 1 т/ч, достаточно широко используют газотрубные котлы типа КВА. Промышленность выпускает несколько типовых моделей котлов, различающихся в основном паропроизводительностью и системами автоматического регулирования и управления. Котел КВА-1/5М (рис. 5.10) —компактный и полностью автоматизирован- ный агрегат. Его паропроизводитель- ность 1 т/ч при давлении пара 0,5 МПа, КПД примерно 80%. Все обслуживающие механизмы, устройства (кроме питательных насосов и ионообменных фильтров) и системы автоматического регулирования, управления, защиты, сигнализации и КИП размещены вместе с котлом на фундаментной раме /. Система автоматики обеспечивает без- вахтенное обслуживание котла, включая розжиг, автоматическое управление процессами горения и питания, прекращение работы, а также включение аварийно-предупредительной сигнализации при аварийных ситуациях. Сварной корпус котла состоит из цилиндрической обечайки <?, переднего 16 и заднего 6 днищ, в трубных решетках которых вварены трубы 22, 23 и жаровая труба (топка) 4. Днища подкреплены продольными связями 9. Газы из топки попадают в газовую (огневую) камеру 5, выполняют в ней поворот на 180° и, проходя по трубам 23, попадают в газовую (дымовую) камеру 18. В ней газы вновь поворачиваются на 180°, по трубам 22 направляются в дымник 7 и далее через дымоход в атмосферу. Для доступа внутрь с целью осмотров и очистки со стороны водяного пространства предусмотрен лаз 24 с крышкой. На рис. 5.10 также даны следующие элементы котла: клапан нижнего продувания 2, успокоители воды 8 при качке судна, предохранительный клапан 10, воронка верхнего продувания 11, парозаборная труба 12, стопорный клапан 13, указатель низшего уровня 14, водоуказательный прибор 15, клапан верхнего продувания 21, топочное устройство с механической центробежной форсункой 17, дутьевой электровентилятор 20, топливный насос 19, питательный клапан 25. Преимуществами такого агрегата являются простота устройства и Надежность, однако из-за более высоких массовых показателей, жесткости конструкции и неупорядочен ной естественной циркуляции он существенно уступает водотрубным котлам. - Горизонтальный агрегатирован- ный газотрубный котел с поворотным движением газов оригинальной конструкции финской постройки «Унекс ВН-2200» судов типа «Владимир Фаворский», «Михаил Черемных» и др. показан на рис. 5.11. Паропроиз- водительность котла 2,2 т/ч при давлении 0,7 МПа, КПД около 86%. Котел имеет дополнительный паросборник /, соединенный с основным корпусом 4 тремя патрубками 3 большого диаметра с двумя секущими клапанами 2 на каждом. Между клапанами установлены расширительные компенсаторы. Газы, образующиеся в топке 5 от сгорания топлива, подаваемого вместе с воздухом топливно-форсуночным агрегатом 6, поступают в огневую камеру 9, поворачиваются в ней на 180°, направляются по трубам 8 и из дымовой камеры 7 отводятся по дымоходу в атмосферу. При такой компоновке улучшаются условия работы системы автоматического регулирования питания, но уменьшается циркуляция между основным корпусом и паросборником, поэтому надежность снижается. На котле размещены арматура и КИП: стопорный клапан 16, сдвоенные предохранительные клапаны 10 и 14, установленные соответственно на корпусе и на паросборнике, питательные клапаны 12 и 22, клапаны нижнего продувания 11 и 21, также установленные соответственно на паросборнике и корпусе, клапан верхнего продувания 13, клапан на автоматику 15, клапан к манометру 17, водоука- затели 18. Поскольку котел работает совместно с утилизационным котлом и выполняет роль сепаратора (см. § 5.2), имеются также клапаны 19 и 20 к системе принудительной циркуляции. В качестве вспомогательных на теплоходах до настоящего времени продолжают устанавливать вертикальные газотрубные котлы, скомпо- 71 Рис. 5.10. Газотрубный котел КВА-1 /5М
нованные по схеме, показанной на рис. 1.7, б. Несмотря на простоту конструкции, эти котлы имеют ряд существенных недостатков. Они неэкономичны, из-за отсутствия хвостовых поверхностей нагрева температура уходящих газов у них достигает 35.0° С и выше. Котлы имеют большую массу, невысокую паропроиз- водительность. Довольно сложна очистка поверхностей их нагрева с водяной стороны. КПД агрегатов не превышает 75%. Примерно такую же конструкцию имеют отечественные котлы типа КОВ и зарубежные типа «Линдхольмен», вертикальные типа «Спэннер» и др. Несколько улучшенную конструкцию котла такого типа со сферическим днищем топочной камеры представляют котлы финской постройки типа «Унекс СН» (рис. 5.12). Цилиндрический корпус 5 котла имеет верхнее 3 и нижнее 9 днища. Внутри корпуса размещена цилиндрическая топочная камера 7 со сферической нижней частью, которая омывается со всех сторон водой и увеличивает площадь поверхности нагрева котла. Топочная камера имеет патрубок 11 для установки топливно-форсуночного агрегата 14. В верхней части корпуса размещена дымовая камера 4, из которой газы отводятся в дымоход 2. Топочная и дымовая камеры соединены прямыми парообразующими трубами 6. Для лучшей теплоотдачи примерно в 30% парообразующих труб установлены спиралевидные ленты, которые при очистке труб могут выниматься. Жесткость нижнего днища обеспечена благодаря топочной камере, установленной на опорах 8 в виде радиально расположенных косынок. Жесткость верхнего днища, имеющего вид кольца, достигнута путем вварки ее в цилиндрический корпус и дымовую камеру. Патрубок 10 в топочной камере служит для дренажа воды при мойке котла с газовой стороны. Отвод газов из котла в дымоход предусмотрен боковой для того, чтобы на дымовой камере можно было установить съемные щиты 1 для осмотра и очистки парообразующих труб. Котел покрыт теплоизоляцией, которая снаружи обшита тонкими стальными листами 13. Крепится котел на судовом фундаменте нижним фланцем. В верхней части котла имеются также две проушины 12 для дополнительного крепления тягами и талрепами к судовым конструкциям. Котел оборудован необходимой арматурой, контрольно-измерительны- 73
Котлы типа «Унекс СН» установлены на ряде отечественных судов зарубежной постройки. Например, на крупнотоннажном ролкере «Смоленск» установлен газотрубный котел «Унекс СН-3500-10» паропроизводи- тельностью 3,5 т/ч при рабочем давлении 0,7 МПа (допускается давление до 1,0 МПа), с поверхностью нагрева 72 м2. На отечественных судах, построенных в РП, широко применяют вспомогательные вертикальные газоводотрубные котлы типа VX (рис. 5.13). Разработан ряд типоразмеров паропроизводитель- ностью от 0,3 до 3,3 т/ч при давлении пара 0,5—1,0 МПа, КПД 75%. Котел сварной конструкции состоит из нижнего 11 и верхнего 2 ци- 74 линдрических корпусов с трубными решетками 3 и 5, к которым приварены трубы 13. В нижний корпус вварена сфероконическая топка 7, имеющая огневой патрубок 12 для выхода газов, и патрубок 9, предназначенный для размещения топочного устройства. Там же расположены трубы нижнего продувания 10. В верхнем корпусе размещены питательная труба 14, парозаборное устройство 1, труба 18 с воронкой 15 для верхнего продувания. Газотрубную часть поверхности нагрева образуют стенки топочной камеры и патрубок 12, водотрубную часть — трубы 13. Продукты сгорания из топочной камеры по огневому патрубку направляются в межтрубное пространство, огражденное снаружи корпусом газохода 4. Газонаправляющая перегородка /6' с отверстием 17 обеспечивает двустороннее движение газов.
Рис. 5.13. Газоводотрубный котел типа VX
В качестве топочного устройства наиболее часто применяют топливно- форсуночный агрегат 8 типа «Монарх», обеспечивающий работу котла в автоматическом безвахтенном режиме. Для доступа внутрь корпусов предусмотрены лазы 6. Такие котлы, в частности, установлены на серии лесовозов типа «Волголес», на учебно-производственных судах типа «Профессор Щеголев», на ролкерах, на ряде серий рыбопромысловых судов. Основным преимуществом котлов типа VX является простота устройства, однако из-за отсутствия хвостовых поверхностей нагрева КПД таких котлов невысок. Схожую конструкцию имеют котлы AQ-3 датской фирмы «Ольборг». Отличие этих котлов состоит в дополнительных связях, подкрепляющих трубные решетки, форме газовыпускного патрубка топки и наличии двух опускных труб. Газоводотрубный котел типа «Сан- род» шведской фирмы «Машинвер- кен» показан на рис. 5.14. Цилиндрический корпус 11 котла имеет верхнее 9 и нижнее 14 днища. Внутри корпуса размещена цилиндрическая топочная камера 1 со сферической верхней частью и патрубком 12 для установки топливно-форсуночного агрегата 13. Топочная камера и верхнее днище соединены прямыми парообразующими трубами 5 большого диаметра. Поверхность топочной камеры и парообразующие трубы 5 образуют газотрубную часть котла. Внутри парообразующих труб установлены испарительные элементы «Санрод» в виде труб 4, соединенных патрубками 2 и 6 соответственно с водяным 10 и паровым 7 пространствами котла. Эти элементы образуют водотрубную часть котла. Их особенность заключается в том, что для увеличения конвективной поверхности нагрева они имеют снаружи приваренные по всей длине стальные прутки 3 в виде лучей. Поперечное сечение трубного элемента представляет собой как бы солнцевидную форму. На нижних участках труб прутки более короткие, что делается' с целью уменьшения их перегрева со стороны более горячих газов, входящих в парообразующую трубу из топки'. Продукты сгорания, двигаясь вверх по трубам, омывают снаружи испарительные элементы и выходят в дымоход 8. Жесткость нижнего днища обеспечивается топочной камерой, установленной на Рис. 5.14. Газоводотрубный котел «Санрод»
опорах 16 в виде радиально-расположенных упорных листов, а верхнего днища — благодаря его фигурной выштамповке и парообразующим трубам. В нижнюю поверхность топочной камеры и в нижнее днище корпуса в центре вварен патрубок 15 для дренажа воды при мойке котла с газовой стороны. В верхней части цилиндрического корпуса имеется лаз, а в нижней — лючки. К верхнему днищу корпуса крепится дымовая камера с патрубком, к которому присоединяется дымоход. На дымовой камере по центру котла сделан смотровой люк для осмотра и очистки парообразующих труб и элементов «Санрод». Смотровой люк закрывается крышкой на прокладке, которая прижимается устройством струб- цинного
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.14 (0.02 с.) |