Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Вспомогательные и утилизационные котлыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 5.1. Вспомогательные котлы На современных теплоходах и га- зотурбоходах котельная установка состоит, как правило, из вспомогательного и утилизационного котлов. Вспомогательные котлы по сравнению с главными конструктивно более простые. Они имеют небольшую паропроизводительность и работают с невысокими параметрами пара. У вспомогательных котлов более низкие экономические показатели, поскольку эти котлы обычно не оборудуются хвостовыми поверхностями нагрева или они у них развиты слабо. Вспомогательные котлы подразделяются на газотрубные, водотрубные и газоводотрубные. На современных теплоходах в качестве вспомогательных наибольшее распространение получили двухколлекторные одноходовые по газу водотрубные котлы с естественной циркуляцией. Газотрубные и газоводотрубные котлы применяют при сравнительно неболь- 60 ших потребностях в паре и преимущественно на судах зарубежной постройки. Вспомогательные котлы должны удовлетворять следующим основным условиям: минимальные масса и размеры, простота устройства, надежность в эксплуатации, сравнительно невысокие требования к качеству питательной воды, возможность работы при безвахтенном обслуживании в автоматическом режиме, достаточно высокая маневренность, т. е. быстрый переход с одного режима на другой. Из всех типов морских судов с главной дизельной энергетической установкой танкеры и балктанкеры (нефтерудовозы) имеют наиболее насыщенное вспомогательное пароэнергетическое оборудование, что связано с эксплуатационными особенностями этих судов и в значительной степени со стояночным режимом при выгрузке. Груз в порту назначения выкачивают судовыми средствами в течение 8—10 ч, а это возможно только
при условии, что грузовые насосы имеют привод большой мощности. В зависимости от грузоподъемности судна мощность насосов может составлять 10 000 кВт и более. Электроприводы в данном случае применять нельзя, так как не хватит мощности судовой электростанции и поэтому в качестве приводов ставят вспомогательные паровые турбины. Потребителями пара являются также зачистные паровые поршневые насосы типа ПНП, которые включаются, когда у центробежных грузовых турбоприводных насосов к концу выкачки груза произойдет срыв всасывания. Кроме того, танкеры оборудуют паровыми системами подогрева груза, подогрева воды при мойке танков, системами пропаривания танков после выкачки из них груза. В целях пожарной безопасности широко используют палубные механизмы с паровыми приводами. Естественно, при столь развитом пароэнергетическом хозяйстве необходимо устанавливать высокопроизводительные вспомогательные котлы. Необходимость обслуживания их питательными средствами и подогревателями питательной воды часто обусловливает применение в качестве приводов к питательным насосам вспомогательных паровых турбин. В настоящее время продукты сгорания топлива от вспомогательной. котельной установки используют в системе инертных газов, где ими для снижения пожароопасности заполняют цистерны и танки. Вспомогательные котлы на крупнотоннажных дизельных танкерах по размерам, компоновке поверхностей нагрева и параметрам близки к главным котлам. На судах с паротурбинными установками вспомогательные котлы, как правило, не ставят. На них обычно устанавливают два главных котлоагрегата, которые на ходу обеспечивают паром главные двигатели и вспомогательные паровые потребители. На стоянке в работе оставляют только один котел, нагрузка которого определяется в зависимости от потребностей в паре на стояночных режимах. Исключение составляют лишь отдельные транспортные и пассажирские суда, а также современные крупнотоннажные танкеры, у которых предусмотрена установка только одного главного котла. Работа одного высокопроизводительного главного котла на стоянке неэкономична. Всякие профилактические работы по нему становятся дорогостоящими, трудоемкими, а зачастую невыполнимыми. Поэтому применение вспомогательного котла с достаточной производительностью для обеспечения действия всех паровых потребителей на стоянке в такой установке становится обязательным. Кроме того, такой вспомогательный котел в случае аварийного выхода из строя главного двигателя должен обеспечить работу главной турбины с такой мощностью, при которой судно имело бы скорость 7—8 уз и не потеряло управляемость. Рассмотрим основные типы вспомогательных паровых котлов, получивших преимущественное распространение на морских теплоходах. На судах отечественной постройки имеют широкое распространение котлы типа КВВА. Разработан ряд типоразмеров этих котлов паропроиз- водительностью от 1 до 12 т/ч на давление от 0,5 до 2,8 МПа. Котлы серийно выпускаются без хвостовых поверхностей нагрева и при необходимости могут доукомплектовываться пароперегревателем и экономайзером в виде отдельно устанавливаемых узлов. Марка таких котлов расшифровывается так: буквенная часть представляет собой сокращение, состоящее из начальных букв слов «Котел водотрубный вспомогательный автоматизированный», цифра в числителе указывает паропроизводительность при нормальной нагрузке (т/ч), цифра в знаменателе — рабочее давление пара (кгс/см2). Для примера рассмотрим котел КВВА 2,5/5 (рис. 5.1). Паропроизводительность котла Подъемными являются трубы экрана 8 и конвективного пучка 12 диаметром 29 X 2,5 мм. Отпускные трубы 7, расположенные за экраном, имеют диаметр 44,5Х 3 мм. Все трубы соединяются с паровым 5 и водяным 10 коллекторами. Питательная вода подается к патрубку 6, над которым смонтирован успокоительный дырчатый щит 2. У парозаборного патрубка 3 тоже предусмотрен паровой дырчатый щит 4. Топочное устройство оборудовано двумя форсунками 9. Для наблюдения за процессом горения топлива имеется смотровой лючок И с защитным стеклом. Сажеобдувочные устройства 1, предназначенные для обдувки поверхностей нагрева паром, используются также и для мытья их водой при чистке котла с газовой стороны. Аналогичную конструкцию имеют широко применяемые в настоящее время на судах отечественной постройки котлы типа КАВ, по которым также разработан ряд типоразмеров. На судах, в частности, получили применение котлы КАВ паро- производительностью от 1,6 до 6,3 т/ч при давлении 0,7 МПа и паропроиз- водительностью 10 и 16 т/ч при давлении пара 1,6 МПа. Это полностью автоматизированные, двухколлекторные, одноходовые по газу водотрубные агрегаты, рассчитанные на эксплуатацию без постоянной вахты. На режимах малых нагрузок (примерно до 20% номинальной) подача топлива в топку регулируется позиционно, а на режимах более высоких нагрузок — пропорционально паропроизводительности. На рис. 5.2 показан котлоагрегат КАВ 6,3/7, марка которого расшифровывается так: котел автоматизированный водотрубный, паропроизводительность 6,3 т/ч при давлении 0,7 МПа. КПД котла примерно 80% В состав котлоагрегата, помимо котла, входят системы топливная, воздушная, питательная, зажигания топлива, автоматического управления, защиты и сигнализации, КИП.
На паровом коллекторе установлены стопорный клапан 6, предохранительные клапаны 4 и 5 (главный и импульсный), питательный клапан 7, водоуказательные приборы 8, термогидравлический регулятор уровня 9, воздушный клапан, клапан верхнего продувания и другая арматура. На водяном коллекторе 12 имеется клапан нижнего продувания. Котел крепится к судовому фундаменту с помощью четырех опор 13 и переходных стульев 1. Питательный насос, вентилятор и блок автоматического управления смонтированы отдельно. Котел (рис. 5.3) состоит из труб первого ряда бокового экрана 11 и конвективного пучка 16. Опускными являются три ряда труб 10, расположенных за первым рядом экрана. Все трубы соединяются с паровым 1 и с водяным 12 коллекторами. Трубы крепятся к коллектору с помощью развальцовывания. На заднем днище парового и на обоих днищах водяного коллекторов имеются лазы 13. Каркас 15 состоит из стенок, выполненных из листового и профильного проката. Между наружной и внутренней стенкой образуется межобшивочное пространство, по которому проходит воздух перед поступлением в топку. Для жесткости каркаса предусмотрены трубные связи 2, перегородки 3 и распорные скобы 5. Для доступа к трубной части в кожухе имеются отверстия с плотно закрывающимися крышками 14. Кирпичная кладка 7 выполнена из огнеупорных шамотных кирпичей, установленных на слой асбестового картона. В кладке сделаны фурма для форсунки 6 и отверстие 4 для
Рис. 5.3. Котел КАВ 6,3/7
смотрового устройства. Боковые, потолочные и фронтовые стенки, свободные от кирпичной кладки, изолированы асбестовым картоном, который со стороны газов покрыт листами из нержавеющей стали. Открытые наружные поверхности коллекторов изолированы совелитовыми плитами. Опоры 8 болтами и гайками крепятся к переходным стульям 9. Одна опора неподвижная, остальные — подвижные. Переходные стулья приварены к судовому фундаменту. Двухколлекторные вспомогательные водотрубные котлы типа «Вагнер» достаточно широко распространены на судах постройки ГДР. Так, на пассажирских теплоходах типа «Михаил Калинин» паропроизводи- тельность котла 3,5 т/ч при давлении 0,6 МПа, КПД около 85%. У этого котла (рис. 5.4) все обогреваемые трубы подъемные. Для повышения надежности естественной циркуляции опускные трубы 8 диаметром 76X4 мм отгорожены от бокового экрана 6 щитом 5. Кроме того, предусмотрено дополнительно шесть необогреваемых опускных труб диа метром 95X4 мм, установленных по три с каждой торцевой стороны (на рис. 5.4 не показаны). Конвективный пучок труб 1 имеет диаметр 29Х X 2,5 мм. В топке создан более сложный путь газов, чем у агрегата КАВ. Предусмотрен продольный щит 2, идущий от переднего фронта, но не на всю длину котла. Топочные газы -движутся к заднему фронту, затем поворачиваются на 180° в горизонтальной плоскости, входят в конвективный пучок труб /, осуществляя его поперечное омывание, после чего поворачиваются вверх на 90° в сторону пластинчатого воздухоподогре
вателя 3, также расположенного на части длины котла. Воздухоподогреватель выполнен одноходовым по газу и двухпроточным по воздуху. Котел оборудован двумя ротационными форсунками — основной 7 и растопочной 4. На новой серии многоцелевых сухогрузных судов типа «ло-ро» [V] (головное судно теплоход «Астрахань», построенный на судоверфи Варне- мюнде в ГДР) устанавливаются вспомогательные водотрубные автоматизированные котлы ESH 4,0 с естественной циркуляцией (рис. 5.5), оборудованные двумя ротационными форсунками — основной и растопочной, работающей на дизельном топливе. Основные характеристики котла Паропроизводитель- ность кг/ч 4000 Диапазон рабочих давлений, МПа 0,5—0,7 Поверхность нагрева, м 2..... 78,5 Масса котла, кг......................... 16 450 Котел такого типа относится к так называемым одноколлекторным. Он состоит из трубчатого каркаса, который обеспечивает жесткость, крепление элементов котла и образует топку. Кроме того, в задней наклонной трубе смонтировано оборудование, предназначенное для циркуляции воды. Котел достаточно сложный, громоздкий с большим количеством различных труб и патрубков. Большое число сварных соединений и деталей вызывает сомнение в его абсолютной надежности. Паровой коллектор котла 4 общей длиной 3600 мм с наружным диаметром 928 мм имеет толщину стенки коллектора 14 мм. Основа каркаса состоит из двух вертикальных и двух угловых труб диаметром 159X6 мм. Коллекторная труба 2, соединенная трубами 3 с паровым коллектором, и нижний эк- ранный коллектор 14 связаны рядом вертикальных парообразующих труб 15, воспринимающих лучистую энергию от факела форсунки. Они совместно с парообразующими трубами образуют топку. У задней стенки котла вертикальная труба 1 соединена с угловой трубой 8 нижней экранной коллекторной трубой 12 диаметром 133X5 мм. При этом в угловой трубе на наклонном участке, где присоединяются трубы заднего экрана, вмонтирована вставная труба 16,
в результате чего образуются два канала (см. узел / на рис. 5.5). Наружный канал — для отвода пароводяной смеси и внутренний — опускной. Следует отметить также недостаточную надежность этого узла. Задняя угловая труба и нижний коллектор соединяются трубами 9, образующими задний экран (на рис. 5.5 показан штрихпунктирными линиями). Пучки экранных труб 13 топочной камеры имеют газонаправляющие щиты 10 для обеспечения газонепроницаемости топочной камеры, а также направления газов в конвективный пучок труб. Поэтому трубы 13 в верхней части топки в районе задней стенки котла разрежены. Конвективный пучок составлен из отдельных секций. Каждая секция состоит из коллекторной угловой трубы 5 диаметром 76X4 мм, подсоединенной к паровому коллектору и вертикальной трубе 7 того же диаметра и подключенной к водяному коллектору 11. Каждая труба 5 и 7 соединяются прямыми парообразующими трубами б. На котле установлена 31 секция, расположенная на участке между опускными трубами 1 и 8 по всей длине парового коллектора. Для установки на фундамент котел имеет шесть опор. Для контроля за горением форсунки предусмотрены три смотровых отверстия, а также отверстие для розжига форсунки от ручного факела. Для доступа к элементам конструкции котла имеются лазы, лючки, съемные щиты. Арматура и КИП установлены в соответствии с Правилами и нормами Регистра СССР. Как уже указывалось, вспомогательные котлы на крупнотоннажных танкерах по конструкции и характеристикам близки к главным паровым котлам. Отечественная промышленность для таких судов создала ряд вспомогательных котлов типа КВ (котел вспомогательный). Рассмотрим устройство котла марки КВ-1 (рис. 5.6), установленного на головном балктанкере «Борис Бутома». Котел водотрубный вертикальный, однопроточный, двухколлекторный. Паропроизводительность 35 т/ч насыщенного пара при давлении 2,7 МПа, КПД до 95%, температура уходящих газов 145° С. Котел используется для подогрева груза, обеспечения паром грузовых турбонасосов и зачистных паровых насосов, а также для направления продуктов сгорания в систему инертных газов. Для общесудовых нужд установлен котел КАВ 6,3/7. Температура газов, поступающих для заполнения танков, должна быть не более 150® С, а содержание кислорода в них не более 5%, поэтому у котла КВ-1 предусмотрены развитые хвостовые поверхности нагрева и процесс сжигания топлива ведется с малым избытком воздуха. Хвостовыми поверхностями нагрева являются экономайзер 4 и газовый воздухоподогреватель 2. Контур циркуляций котла образован из подъемных труб экрана 8, конвективного пучка труб 5 и опускных труб 9, расположенных за первым рядом экрана. Все трубы подключены к паровому коллектору / и водяному коллектору 6. Котел снабжен сажеобдувочными устройствами 3 и водоподотревателем 7, который установлен внутри водяного коллектора б и служит для подогрева питательной воды, направляемой в экономайзер, используя теплоту котельной воды. Это предусмотрено для повышения температуры стенок экономайзерных труб и устранения низкотемпературной коррозии. Поверхность нагрева экономайзера 345 м2. Водоподогреватель представляет собой теплообменник, состоящий из двух коллекторов, соединенных змеевиками. Коллекторы изготовлены из труб диаметром 89X6 мм, а змеевики — из труб диаметром 29X3 мм. Экономайзер состоит из двух секций, разделенных по высоте пазухой, предназначенной для осмотра и ремонта змеевиков. Воздухоподогреватель двухсекционный, выполнен одноходовым по воздуху и пятиходовым по газу. Он имеет поверхность нагрева 850 м2 и обеспечивает температуру горячего воздуха 120 °C. Топочное устройство оборудовано двумя паромеханическими форсунками. Схожую конструкцию имеют вспомогательные котлы КВ35/25-1 паротурбинных танкеров типа «Крым». Они имеют такие же характеристики и отличаются от котлов КВ-1 лишь тем, что у них вместо ^экономайзера установлен пароперегреватель. На последующих судах типа «Борис Бутома» стали устанавлийать котлы марки КВ1-1 (рис. 5.7), которые отличаются от котлов КВ-1 наличием двухколлекторного пароперегревателя, расположенного не в газоходе, а сразу за конвективным пучком 7 парообразующих труб котла, и отсутствием экономайзера. Пароперегреватель выполнен из труб диаметром 29 X 3 мм и имеет поверхность нагрева 422 м2. Паропроизво- дительность котла 30 т/ч, рабочее давление пара 2,6 МПа, температура перегретого пара 320 °C, КПД 93%. В коллекторах пароперегревателя 2
и 9 установлены по четыре поперечные перегородки, поэтому насыщенный пар по трубе 3 из парового коллектора котла 1 поступает в верхний коллектор 2 пароперегревателя и, сделав восемь ходов в пределах пучка труб 8, отводится перегретым тоже из верхнего коллектора. Для устранения вибрации пучков труб 7 и 8 предусмотрено поддерживающее устройство 6 в виде гребенки. Топка котла оборудована двумя паромеханическими форсунками. Сажеобдувочные устройства 5 автоматизированы и имеют дистанционное управление. На рис. 5.7 показаны также: 4 — воздухоподогреватель; 10 — водяной коллектор; 11 — трубы экрана; 12 — опускные трубы. Вспомогательными котлами серии типа КВ оборудован ряд отечественных судов, в частности, танкеры типа «Победа». На них установлены два котла КВ-2 паропроизводитель- ностью по 25 т/ч с рабочим давлением 1,75 МПа, температурой перегретого пара 225 °C, КПД 84%. Отличие котлов КВ-2 от рассмотренных выше состоит в применении, двухколлекторного горизонтального пароперегревателя, выполненного из одного ряда петель и расположенного в верхней части газохода перед воздухоподогревателем. На танкерах типа «Маршал Буденный» постройки РП вспомогательная котельная установка состоит из двух котлоагрегатов. Один котел имеет паропроизводительность 40 т/ч при давлении 1,6 МПа, другой — соответственно 10 т/ч и 0,8 МПа. Устройство котла паропроизводи- тельностью 40 т/ч показано на рис. 5.8. Вертикальный водотрубный двухколлекторный котел с естественной циркуляцией состоит из парового 4 и водяного 6 коллекторов, соединенных трубами. Топка. 2 полностью экранирована. Она скомпонована из труб /, которые образуют верхний, боковой и нижний экраны, а также из двух торцевых экранов, составленных из двух рядов труб. Два ряда труб 3 образуют плотную
Рис. 5.8. Котел паропроизводительностью 40 т/ч судов типа «Маршал Буденный»
стенку, отделяющую топку от конвективного пучка труб 5. Топка котла обслуживается механическими вращающимися (ротационными) форсунками, размещенными на переднем фронте. Поскольку топка полностью экранирована, в местах установки форсунок передний торцевой экран и один ряд труб за экраном разрежены в виде фестонов. Продукты сгорания топлива движутся в топке от переднего фронта к заднему, попадают в рецесс, поворачиваются на 180° и, омывая конвективный пучок труб 5, выходят из котла. Для возможности работы на воде сравнительно невысокого качества, особенно в случаях, когда она может быть загрязнена нефтепродуктами, иногда используют вспомогательные двухконтурные котлы. Ими, в частности, оборудованы танкеры типа «Майкоп» и «Луганск». Паропроизводительность котла на танкерах типа «Майкоп» 15 т/ч при давлении в первом контуре 5 МПа, во втором — 1,8 МПа. На танкере типа 69 «Луганск» эти параметры соответственно будут 16 т/ч, 5,1 и 1,6 МПа. Схема двухконтурного котла показана на рис. 5.9. Первый контур представляет собой обычный двухколлекторный вертикальный водотрубный одноходовой по газу котел с естественной циркуляцией, топка которого обычно оборудуется топочным устройством с механической центробежной или ротационной форсункой 8. В первом контуре циркулирует одна и та же дистиллированная вода, поэтому нет опасений, что в водогрейных трубах образуется накипь. Пополнять водой первый контур практически не требуется, так.как нет необходимости в его продувках. Насыщенный пар, выработанный первым контуром, по трубам 3 поступает в петлевой испаритель 5, размещенный в паровом коллекторе 4, и отдает свою теплоту воде второго контура. Затем этот пар, превратившись в конденсат, стекает по трубам 7 в водяной коллектор 10.
Рис. 5.9. Схема двухконтурного котла
В паровой коллектор 4 второго контура поступает от насоса 9 питательная вода. Эта вода, испаряясь, превращается во вторичный пар и направляется к потребителям. Котел может быть оборудован также пароперегревателем 1 и воздухоподогревателем 2. Давление в паровом коллекторе 6 примерно в 2—3 раза выше, чем в коллекторе 4, при этом разность температур первичного (греющего) и вторичного (рабочего) пара составляет примерно 50° С. Испаряющаяся во втором контуре вода образует отложения, которые удаляют продувкой. По мере загрязнения наружных поверхностей испаритель вынимают и очищают. Особенность двухконтурного котла заключается в том, что при сильных загрязнениях и даже упуске воды из второго контура аварии не произойдет. КПД котлов находится в пределах 80—84%. Однако по сравнению с обычными водотрубными (одноконтурными) котлами эти котлы имеют более высокую стоимость, большие размеры и большую массу. На среднетоннажных танкерах широко используют котлы КВВА и КАВ. Например, на всех танкерах типа «Великий Октябрь» установлено по два вспомогательных котла КВВА-12/15. На танкерах более ранней постройки могут встретиться секционные вспомогательные котлы (например, танкеры типа «Сплит») и даже горизонтальные газотрубные котлы (например, танкеры типа «Алтай»), схемы которых показаны на рис. 1.6, а и 1.7, а. На теплоходах отечественной постройки, где расход пара на вспомогательные нужды не превышает 1 т/ч, достаточно широко используют газотрубные котлы типа КВА. Промышленность выпускает несколько типовых моделей котлов, различающихся в основном паропроизводительностью и системами автоматического регулирования и управления. Котел КВА-1/5М (рис. 5.10) —компактный и полностью автоматизирован- ный агрегат. Его паропроизводитель- ность 1 т/ч при давлении пара 0,5 МПа, КПД примерно 80%. Все обслуживающие механизмы, устройства (кроме питательных насосов и ионообменных фильтров) и системы автоматического регулирования, управления, защиты, сигнализации и КИП размещены вместе с котлом на фундаментной раме /. Система автоматики обеспечивает без- вахтенное обслуживание котла, включая розжиг, автоматическое управление процессами горения и питания, прекращение работы, а также включение аварийно-предупредительной сигнализации при аварийных ситуациях. Сварной корпус котла состоит из цилиндрической обечайки <?, переднего 16 и заднего 6 днищ, в трубных решетках которых вварены трубы 22, 23 и жаровая труба (топка) 4. Днища подкреплены продольными связями 9. Газы из топки попадают в газовую (огневую) камеру 5, выполняют в ней поворот на 180° и, проходя по трубам 23, попадают в газовую (дымовую) камеру 18. В ней газы вновь поворачиваются на 180°, по трубам 22 направляются в дымник 7 и далее через дымоход в атмосферу. Для доступа внутрь с целью осмотров и очистки со стороны водяного пространства предусмотрен лаз 24 с крышкой. На рис. 5.10 также даны следующие элементы котла: клапан нижнего продувания 2, успокоители воды 8 при качке судна, предохранительный клапан 10, воронка верхнего продувания 11, парозаборная труба 12, стопорный клапан 13, указатель низшего уровня 14, водоуказательный прибор 15, клапан верхнего продувания 21, топочное устройство с механической центробежной форсункой 17, дутьевой электровентилятор 20, топливный насос 19, питательный клапан 25. Преимуществами такого агрегата являются простота устройства и Надежность, однако из-за более высоких массовых показателей, жесткости конструкции и неупорядочен ной естественной циркуляции он существенно уступает водотрубным котлам. - Горизонтальный агрегатирован- ный газотрубный котел с поворотным движением газов оригинальной конструкции финской постройки «Унекс ВН-2200» судов типа «Владимир Фаворский», «Михаил Черемных» и др. показан на рис. 5.11. Паропроиз- водительность котла 2,2 т/ч при давлении 0,7 МПа, КПД около 86%. Котел имеет дополнительный паросборник /, соединенный с основным корпусом 4 тремя патрубками 3 большого диаметра с двумя секущими клапанами 2 на каждом. Между клапанами установлены расширительные компенсаторы. Газы, образующиеся в топке 5 от сгорания топлива, подаваемого вместе с воздухом топливно-форсуночным агрегатом 6, поступают в огневую камеру 9, поворачиваются в ней на 180°, направляются по трубам 8 и из дымовой камеры 7 отводятся по дымоходу в атмосферу. При такой компоновке улучшаются условия работы системы автоматического регулирования питания, но уменьшается циркуляция между основным корпусом и паросборником, поэтому надежность снижается. На котле размещены арматура и КИП: стопорный клапан 16, сдвоенные предохранительные клапаны 10 и 14, установленные соответственно на корпусе и на паросборнике, питательные клапаны 12 и 22, клапаны нижнего продувания 11 и 21, также установленные соответственно на паросборнике и корпусе, клапан верхнего продувания 13, клапан на автоматику 15, клапан к манометру 17, водоука- затели 18. Поскольку котел работает совместно с утилизационным котлом и выполняет роль сепаратора (см. § 5.2), имеются также клапаны 19 и 20 к системе принудительной циркуляции. В качестве вспомогательных на теплоходах до настоящего времени продолжают устанавливать вертикальные газотрубные котлы, скомпо- 71
Рис. 5.10. Газотрубный котел КВА-1 /5М
нованные по схеме, показанной на рис. 1.7, б. Несмотря на простоту конструкции, эти котлы имеют ряд существенных недостатков. Они неэкономичны, из-за отсутствия хвостовых поверхностей нагрева температура уходящих газов у них достигает 35.0° С и выше. Котлы имеют большую массу, невысокую паропроиз- водительность. Довольно сложна очистка поверхностей их нагрева с водяной стороны. КПД агрегатов не превышает 75%. Примерно такую же конструкцию имеют отечественные котлы типа КОВ и зарубежные типа «Линдхольмен», вертикальные типа «Спэннер» и др. Несколько улучшенную конструкцию котла такого типа со сферическим днищем топочной камеры представляют котлы финской постройки типа «Унекс СН» (рис. 5.12). Цилиндрический корпус 5 котла имеет верхнее 3 и нижнее 9 днища. Внутри корпуса размещена цилиндрическая топочная камера 7 со сферической нижней частью, которая омывается со всех сторон водой и увеличивает площадь поверхности нагрева котла. Топочная камера имеет патрубок 11 для установки топливно-форсуночного агрегата 14. В верхней части корпуса размещена дымовая камера 4, из которой газы отводятся в дымоход 2. Топочная и дымовая камеры соединены прямыми парообразующими трубами 6. Для лучшей теплоотдачи примерно в 30% парообразующих труб установлены спиралевидные ленты, которые при очистке труб могут выниматься. Жесткость нижнего днища обеспечена благодаря топочной камере, установленной на опорах 8 в виде радиально расположенных косынок. Жесткость верхнего днища, имеющего вид кольца, достигнута путем вварки ее в цилиндрический корпус и дымовую камеру. Патрубок 10 в топочной камере служит для дренажа воды при мойке котла с газовой стороны. Отвод газов из котла в дымоход предусмотрен боковой для того, чтобы на дымовой камере можно было установить съемные щиты 1 для осмотра и очистки парообразующих труб. Котел покрыт теплоизоляцией, которая снаружи обшита тонкими стальными листами 13. Крепится котел на судовом фундаменте нижним фланцем. В верхней части котла имеются также две проушины 12 для дополнительного крепления тягами и талрепами к судовым конструкциям. Котел оборудован необходимой арматурой, контрольно-измерительны- 73
Котлы типа «Унекс СН» установлены на ряде отечественных судов зарубежной постройки. Например, на крупнотоннажном ролкере «Смоленск» установлен газотрубный котел «Унекс СН-3500-10» паропроизводи- тельностью 3,5 т/ч при рабочем давлении 0,7 МПа (допускается давление до 1,0 МПа), с поверхностью нагрева 72 м2. На отечественных судах, построенных в РП, широко применяют вспомогательные вертикальные газоводотрубные котлы типа VX (рис. 5.13). Разработан ряд типоразмеров паропроизводитель- ностью от 0,3 до 3,3 т/ч при давлении пара 0,5—1,0 МПа, КПД 75%. Котел сварной конструкции состоит из нижнего 11 и верхнего 2 ци- 74 линдрических корпусов с трубными решетками 3 и 5, к которым приварены трубы 13. В нижний корпус вварена сфероконическая топка 7, имеющая огневой патрубок 12 для выхода газов, и патрубок 9, предназначенный для размещения топочного устройства. Там же расположены трубы нижнего продувания 10. В верхнем корпусе размещены питательная труба 14, парозаборное устройство 1, труба 18 с воронкой 15 для верхнего продувания. Газотрубную часть поверхности нагрева образуют стенки топочной камеры и патрубок 12, водотрубную часть — трубы 13. Продукты сгорания из топочной камеры по огневому патрубку направляются в межтрубное пространство, огражденное снаружи корпусом газохода 4. Газонаправляющая перегородка /6' с отверстием 17 обеспечивает двустороннее движение газов.
Рис. 5.13. Газоводотрубный котел типа VX
В качестве топочного устройства наиболее часто применяют топливно- форсуночный агрегат 8 типа «Монарх», обеспечивающий работу котла в автоматическом безвахтенном режиме. Для доступа внутрь корпусов предусмотрены лазы 6. Такие котлы, в частности, установлены на серии лесовозов типа «Волголес», на учебно-производственных судах типа «Профессор Щеголев», на ролкерах, на ряде серий рыбопромысловых судов. Основным преимуществом котлов типа VX является простота устройства, однако из-за отсутствия хвостовых поверхностей нагрева КПД таких котлов невысок. Схожую конструкцию имеют котлы AQ-3 датской фирмы «Ольборг». Отличие этих котлов состоит в дополнительных связях, подкрепляющих трубные решетки, форме газовыпускного патрубка топки и наличии двух опускных труб. Газоводотрубный котел типа «Сан- род» шведской фирмы «Машинвер- кен» показан на рис. 5.14. Цилиндрический корпус 11 котла имеет верхнее 9 и нижнее 14 днища. Внутри корпуса размещена цилиндрическая топочная камера 1 со сферической верхней частью и патрубком 12 для установки топливно-форсуночного агрегата 13. Топочная камера и верхнее днище соединены прямыми парообразующими трубами 5 большого диаметра. Поверхность топочной камеры и парообразующие трубы 5 образуют газотрубную часть котла. Внутри парообразующих труб установлены испарительные элементы «Санрод» в виде труб 4, соединенных патрубками 2 и 6 соответственно с водяным 10 и паровым 7 пространствами котла. Эти элементы образуют водотрубную часть котла. Их особенность заключается в том, что для увеличения конвективной поверхности нагрева они имеют снаружи приваренные по всей длине стальные прутки 3 в виде лучей. Поперечное сечение трубного элемента представляет собой как бы солнцевидную форму. На нижних участках труб прутки более короткие, что делается' с целью уменьшения их перегрева со стороны более горячих газов, входящих в парообразующую трубу из топки'. Продукты сгорания, двигаясь вверх по трубам, омывают снаружи испарительные элементы и выходят в дымоход 8. Жесткость нижнего днища обеспечивается топочной камерой, установленной на
Рис. 5.14. Газоводотрубный котел «Санрод»
опорах 16 в виде радиально-расположенных упорных листов, а верхнего днища — благодаря его фигурной выштамповке и парообразующим трубам. В нижнюю поверхность топочной камеры и в нижнее днище корпуса в центре вварен патрубок 15 для дренажа воды при мойке котла с газовой стороны. В верхней части цилиндрического корпуса имеется лаз, а в нижней — лючки. К верхнему днищу корпуса крепится дымовая камера с патрубком, к которому присоединяется дымоход. На дымовой камере по центру котла сделан смотровой люк для осмотра и очистки парообразующих труб и элементов «Санрод». Смотровой люк закрывается крышкой на прокладке, которая прижимается устройством струб- цинного
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 2303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.025 с.) |