Структура педагогической деятельности учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура педагогической деятельности учителя.



Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогической деятельности. Психологические исследования показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:

– диагностическая;

– ориентационно-прогностическая;

– конструктивно-проектировочная;

– организаторская;

– информационно-объяснительная;

– коммуникативно-стимулирующая;

– аналитико-оценочная;

– исследовательско-творческая.

Диагностическая деятельность (от греч. diagnosis – распознавание, определение) связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.п. Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами диагностики уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностическая детальность (от греч. слов pro – вперед + gnosis – знание) выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить.

Конструктивно-проектировочная деятельность органически связана с ориентационно-прогностической. Так, например, если, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования, содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. Для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности, уметь панировать учебную и воспитательную работу.

Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений. Так, он должен уметь определять конкретные задачи по бучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности.

Информационно-объяснительная деятельность говорит сама за себя. Учитель – главный источник информации для обучаемых. От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями, фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет находчиво доносить их до учащихся.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно–эстетической деятельности. Все это остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства.

Аналитико-оценочная деятельность заключается в анализе хода обучения и воспитания, выявления в них положительных сторон и недостатков, сравнение достигаемых результатов с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставление своей работы с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать обратную связь в своей работе.

Исследовательско-творческая деятельность состоит, с одной стороны, в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества, с другой – осмысления и творческого развития того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. 

3. Ступени профессионального роста учителя. Овладение названным выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Некоторые учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя–новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально–личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведение фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности учителя, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности на рефлексивной основе.Для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и др. Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных и материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.

Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. Таким образом, педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой–либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Само понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи. Приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Так, например учитель–новатор Никифоров Ростислав Андреевич (г. Симферополь, РК) разработал оригинальную методику привлечения учеников к активной умственной деятельности, которая включает: 1) структурирование учебной информации курса биологии блоками; 2) использование различного типа опорных конспектов и специфичной технологии работы с ними; 3) тестовый контроль знаний; 4) проведение лабораторного практикума, конференций, диспутов, изучение краеведческого материала, ознакомление с научно–популярной литературой за счет времени, полученного благодаря данной системе. Данная методика легла в основу Всеукраинских авторских курсов «Инновационные подходы по реализации содержания и методов преподавания биологии: состояние, перспективы развития» (Авторская школа Р.А. Никифорова, Т.Н. Поповой)».

Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль играет учитель в обществе и каким он должен быть?

2. Раскройте сущность педагогической умелости, мастерства, творчества и новаторства в работе учителя? приходилось ли вам учиться у учителей с подобными качествами и в чем они проявлялись?

3. Каких украинских учителей–новаторов вы знаете? Чем они прославились?

Используемая литература:

1. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

2. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.237 (0.008 с.)