Тема 4. Контроль в процессе обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Контроль в процессе обучения.



1. Сущность контроля обучения.

2. Виды, формы и методы контроля.

3. Педагогические требования к организации контроля и оцениванию учащихся.

 

1. Сущность контроля обучения. Для того, чтобы учебный процесс проходил на высоком уровне и имел положительные результаты – необходим контроль. Прежде всего, контроль призван обеспечить внешнюю (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика) обратную связь. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения: изменение содержания, пересмотра выбора форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Ожидание проверки стимулирует учащихся регулярно учить уроки, повышает ответственность за выполненную работу, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества.

Контроль позволяет:

– выявить качество усвоенных знаний;

– установить, какие приобретены умения и навыки;

– получить сведения о характере самостоятельной работы учащихся и их учебной деятельности;

– установить готовность к переходу на новый этап обучения;

– определить эффективность преподавания.

Как относительно самостоятельный этап контроль выполняет взаимосвязанные функции: контролирующую, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую, воспитательную.

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения, сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки, учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся, о причинах затруднений в овладении учебным материалом, о числе и характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки преподаватель получает основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы знания, умения и навыки для усвоения последующего учебного материала (раздела, темы). Прогноз помогает получить информацию для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом, насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях, помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Воспитательная функция контроля состоит в формировании умения ответственно и сосредоточенно работать, использовать приемы самоконтроля, способствует развитию трудолюбия, активности, аккуратности, твердой воли, настойчивости.

2. Виды, формы и методы контроля. На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Это поможет индивидуально подойти к каждому ученику и определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют большего времени, а на чем следует только остановиться.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль необходим для проверки усвоения определенной темы. Функция тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль проводится в конце семестра, учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. Его задача – зафиксировать уровень подготовки ученика.

В современной дидактике понятия «метод» и «формы» контроля знаний не имеют четкого разграничения.

Выделяются следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Охарактеризуем основные методы и формы проверки результатов обучения.

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. На уроке это называется опросом. Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса, применяют дидактические карточки, игры, технические средства. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об уровне усвоения знаний.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того выявляется степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Практический контроль применяется при необходимости выявления сформированности тех или иных умений и навыков практической работы (рисование, трудовое воспитание, математика, физика, химия) или сформированности двигательных навыков (физкультура).

Дидактические тесты – это набор заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста.

При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатов обучения. Учитель практически наблюдает ученика всегда, во многих ситуациях. Ситуация текущей и периодической проверки знаний позволяет учителю получить достаточно полные данные об ученике: и уровень его знаний, умений по предмету, и отношений к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и умение мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.

3. Педагогические требования к организации контроля и оцениванию знаний учащихся. Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

индивидуальный характер контроля требует осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускает подмены результатов учения каждого учащегося итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

разнообразие форм проведения контроля обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

всесторонность заключается в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

объективность контроля исключает преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения, и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

дифференцированный подход учитывает специфические особенности каждого учебного предмета, отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий в соответствии с этим применения различных методик и педагогического такта; 

единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Важно знать, что при проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часов, необходима организация питания обучающихся.

Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, дневниках оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов).

Оценка для подрастающего человека важное событие в жизни, особенно в начальной школе. Оценкой регулируется его отношение к себе, оценка служит средством укрепления престижа в классе.

При определении учебных достижений анализу подлежат:

– характеристика ответа;

– качество знаний;

– степень сформированности общеучебных и предметных умений;

– опыт творческой деятельности;

– самостоятельность суждений.

Подласый И.П. предлагает следующие правила для выставления оценок:

– ясно осознавать, что без диагностики, анализа, контроля и оценивания знаний, умений учебно-воспитательный процесс эффективно развиваться не может;

– больше беспокоиться не о внешней  форме контроля и оценивания, а настойчиво искать способы гуманизации контроля, оценивания, выставления отметок, восприятия и понимания их учениками;

– добиваться систематичности проверки и оценки учебно-воспитательной деятельности учеников;

– создавать ситуации значимости контроля и оценки;

– добиваться того, чтобы ученик понимал справедливость выставления оценки;

– ответственно относиться к выставлению оценок: не оценивать неусвоенное;

– оценивать не только результаты, но и сам процесс труда – как именно выполнялась работа, принимать во внимание рациональность деятельности, уровень познавательной самостоятельности ученика;

– с уважением относиться к труду воспитанников, правильно и по заслугам оценивать каждого; не терять времени на выяснение вопроса: «Что было задано на дом?»;

– создавать положительный эмоциональный настрой во время проверки знаний, умений;

– так формулировать вопросы, чтобы они побуждали к размышлению, творческому поиску ответов;

– делать паузы и давать ученикам время на обдумывание ответа;

– внимательно выслушивать ответы учеников, поддерживать уверенность детей похвальными словами, жестами, мимикой;

– выслушивать ответ до конца, а анализ и замечания делать позже;

– учитывать индивидуальные особенности учеников (медлительность, темперамент, дефекты речи и т.п.);

– практиковать индивидуальные задания и вопросы;

– приобщать детей к проверке знаний, умений, выполнения заданий, письменных работ других учеников класса;

– обучать детей технике самоконтроля;

– создавать непринужденную обстановку – краткие ответы дети могут делать, не вставая с места;

– анализировать ответ ученика, а не критиковать его личность;

– выставлять объективные, но дифференцированные отметки: неуверенным чуть завышенные для стимула;

– давать ученикам неоднократно пересдавать задания, если они захотят, повысить оценку за их выполнение;

– позволять детям пользоваться опорными схемами во время ответов и выполнения заданий;

– использовать в сочетании разнообразные методы контроля и проверки знаний, умений, чтобы ни один метод не надоел ученикам, а проверка каждый раз вносила новое, необычное;

– шире практиковать тестовый контроль;

– постоянно помнить, что оценка – это лишь один из конкретных и быстротекущих способов мотивации, она не должна вытеснять и замещать более важных и длительных стимулов активного и сознательного учения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные функции контроля?
  2. Что общего и различного в «оценке» и «отметке»?

3. Прочитав советы Подласого И.П. по выставлению оценок проанализируйте, какие из них реже всего встречаются в практике школьных учителей? Почему?

Используемая литература:

1. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. – Изд. 4–е. – М.: Школьная пресса, 2004. – 512 с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

4. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.

Модуль IV. Школоведение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.03 с.)