Характеристика отдельных методов обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика отдельных методов обучения.



Рассказ метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего применяется при изложении материала описательного характера. Например, краткая биография писателя, материал о географическом положении страны и т.п.

Школьная лекция (лекция с лат. – чтение) – метод обучения при котором учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Беседа, диалог (диалог с греч. – разговор между двумя или несколькими лицами) – диалогический метод изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений. Это один из самых старых методов обучения, который в свое время мастерски использовал Сократ. Этот метод чаще всего применяется, когда изучаемая тема является сравнительно несложной и когда по ней у учащихся имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений. Виды бесед: вводные, сообщающие, эвристические, синтезирующие, контрольно-коррекционные и закрепляющие. Требования к организации беседы:

– четкое определение темы и цели;

– корректная и точная постановка вопросов в зависимости от вида беседы;

– продуманный, логичный порядок вопросов и определение этапов, на которых необходимо сделать обобщения и выводы;

– соответствие вопросов уровню знаний и познавательных возможностей учащихся;

– включение в беседу всей группы или класса;

– комментирование ответов, рассуждений учащихся, если это необходимо.

Метод иллюстрации (с лат. – изображение, наглядное пояснение) и демонстрации (с лат. – показывание). Сущностью этого метода является то, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, что может, с одной стороны, облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

Учебная дискуссия, диспут – обмен взглядами по конкретной проблеме. Обязательное условие дискуссии – наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Последнее слово остается за учителем, хотя и не означает, что его выводы – истина в последней инстанции. В отличие от дискуссии, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция – стимулирование познавательного интереса. Требования:

– содержательная подготовка, т.е. приобретение учащимися необходимых знаний;

– формальная подготовка, т.е. приобретение учащимися необходимых умений ведения дискуссии, выбор формы проведения дискуссии – конференция, семинар, деловая игра и т.п.

Работа с книгой. Работа с учебником проводится на всех этапах обучения. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов), при этом одновременно с усвоением знаний, учащиеся приобретают умения работать с книгой. Виды: ознакомление со структурой, беглый просмотр, реферирование, рецензирование, аннотирование, составление плана частей текста, составление тезисов, составление конспектов, решение задач, выполнение контрольных работ, заучивание материала.

Упражнения. Сущность состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Виды: специальные, комментированные, устные, письменные, графические, лабораторные, производственно-трудовые.

3. Критерии выбора оптимальных методов обучения. Полноценное решение учебно-воспитательных задач урока невозможно обеспечить одним методом. Постоянно приходится оценивать преимущества и недостатки известных методов, выбирать из них наиболее оптимальные для решения поставленных задач, сочетать, комбинировать различные методы. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо каждый раз учитывать многие зависимости.

Ниже выделены общие дидактические факторы, которые следует принимать во внимание при выборе и применении методов обучения. В порядке значимости, примерно, они распределяются так:

– цель обучения;

– уровень обучения, который необходимо достигнуть;

– объем требований и содержания, которые необходимо реализовать;

– содержание и методы определенной науки, предмета, темы;

– количество и сложность материала;

– уровень развития и подготовки учащихся;

– активность, интерес учащихся;

– возраст учащихся;

– работоспособность детей;

– сформированность учебных навыков;

– учебная тренированность и выносливость;

– время обучения;

– материально-технические и организационные условия обучения;

– характер взаимоотношений с учениками;

– количество учащихся в классе;

– уровень подготовленности, состояние здоровья и стиль преподавания.

Вопросы для самоконтроля

  1. От чего зависит выбор методов обучения?

2. В чем отличие демонстрации от иллюстрации, дискуссии от диспута?

3. Что такое средства бучения? Тождественны ли понятия методы обучения и средства обучения?

Используемая литература

1. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. – Изд. 4–е. – М.: Школьная пресса, 2004. – 512 с.

3. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.65 (0.009 с.)